Тенденции культурной универсализации в современном мире
Среди причин возникновения единой глобальной культуры человечества учёные называют, во-первых, кардинальное изменение в ХХ в. образа жизни гигантских масс населения вследствие изменения характера и условий труда, урбанизации, информатизации общества. Во-вторых, в связи с изменениями в образе жизни произошли фундаментальные перемены в культурно-ценностной ориентации людей. Появились новые культурные стереотипы, связанные с формированием человека нового типа: динамичного, постоянно стремящегося к инновациям и нестандартным решениям. Само понятие «глобализация» было введено в научный оборот британским учёным Роландом Робертсоном (р. 1938), предложившим универсалистскую концепцию этого феномена. По мнению учёного, социокультурное оформление глобализации началось ещё в XV в. Глобализация мировой экономики и политики, как и многие другие проблемы современной культуры, напрямую связаны с развитием индустриального и постиндустриального общества. Теоретики постиндустриального общества, например, американские учёные Дэниэл Бэлл (1919–2011), Олвин Тоффлер (род. 1928), делят исторический процесс на 3 основные стадии: аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндуриальную. Глобализация подразумевает ускорение интеграции стран и народов в мировую экономическую и политическую систему, связанное с модернизационными процессами. С точки зрения современной науки, модернизация – противоречивый процесс, включающий в себя и созидание, и разрушение, борьбу старого и нового в культуре, столкновение интересов различных слоёв общества и политических сил. Процессы глобализации, с одной стороны, считаются оптимальными для решения многих проблем, стоящих перед человечеством. Так, глобализация способствует расширению межкультурных контактов и миграциям людей, разрушая «перегородки» между обществами и культурами. Однако, как и все явления в мире, глобализация имеет обратную сторону. Процессы глобализации в современной экономике и политике ставят ряд серьёзных проблем, касающихся всего человечества и прежде неизвестных. Например, при всеобщей взаимосвязи кризис в экономике одной из стран вызывает «цепную реакцию» аналогичных кризисов в десятках других стран. В ходе глобализации возрастает роль надгосударственных объединений, таких как Европейское Экономическое Сообщество, руководство которого обладает полномочиями принимать решения, которые могут затрагивать суверенитет отдельных государств. Глобализация усиливает диспропорции в развитии стран и регионов: от глобализации экономики выигрывают развитые страны, становящиеся более богатыми, а страны, экономически слабо развитые, беднеют. Есть мнение, что процессы глобализации напоминают осуществляемую в мировом масштабе монополизацию, а диспропорции в развитии различных стран и регионов создают ситуацию «нового колониализма». Процессы глобализации связаны со стандартизацией образа жизни людей и моделей поведения, которая может привести к исчезновению культурных явлений, не вписывающихся в единую модель развития. Таким образом, глобализация ведёт к разрушению самобытности народов, размыванию культурных традиций, вызывает проблемы в сфере национально-культурной идентичности. Однако, несмотря на трудности и противоречия между различными цивилизациями и странами, существует и противоположная тенденция – культурного, экономического и политического сотрудничества. В противовес концепции «конфликта цивилизаций» предлагается идея «межцивилизационного культурного обмена» между Западом и Востоком, в ходе которого обе стороны должны создавать новые способы существования в условиях глобального постмодернистского общества. При этом важная роль в указанном культурном обмене должна принадлежать российской культуре, синтезирующей элементы Запада и Востока, сочетающей, с одной стороны, восточно-христианскую духовность и евразийскую модель государственности, и, с другой стороны, устремлённый в будущее «западный прометеизм». По мнению выдающегося отечественного политолога Александра Сергеевича Панарина (1940–2003), Россия способна на «альтернативный исторический проект», связанный с преодолением линейной схемы исторического развития и приоритетов, основанных на завышении роли технико-экономических факторов, превращающих человека в марионетку. Учёный считал, что преодоление инерции развития современной техногенной цивилизации, ведущей к «новому варварству», возможно только благодаря обращению к внутреннему миру человека, ценностям и приоритетам духовного порядка. II . литература а) основная 1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011. 2. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2013. 3. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Кнорус, 2011. 4. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 5. Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. 6. Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2015. 7. Культурология: учебник для бакалавров и специалистов / Г. В. Драч и др. – СПб.: Питер, 2011.
б) дополнительная
1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. – М.: Флинта Наука, 2015. 2. Березкин, Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света / Ю. Е. Березкин. – М.: Астрель, АСТ, 2010. 3. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. / Ф. Бродель. – М.: Весь мир, 2011. 4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: Бизнеском, 2013. 5. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие для вузов / В. В. Викторов. – М.: Вузовский учебник, 2010. 6. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: Опыт экзистенциальной культурологии / Г. Д. Гачев. – М.: Логос, 2011. 7. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2013. 8. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Алгоритм, 2014. 9. История и культура Древнего Востока: Энциклопедический словарь / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко; отв. ред. А. А. Вигасин. – М.: РОССПЭН, 2009. 10. Кармин, А. С. Культурология: учебник для вузов / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2009. 11. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Волтерс Клувер, 2010. 12. Культурология: словарь-справочник / Н. В. Шишова, Д. В. Волкова, И. В. Топчий. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. 13. Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 14. Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. – Пенза: Социосфера, 2014. 15. Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. – СПб.: Alexandrina, 2014. 16. Ле Гофф, Ж. Герои и чудеса Средних веков / Ж. Ле Гофф. – М.: Текст, 2012. 17. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие для вузов/ Н. Ф. Алефиренко. – М.: Флинта, Наука, 2010. 18. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. – СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013. 19. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М.: Академический проект, 2009. 20. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство, 2010. 21. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – СПб.: Азбука, 2014. 22. Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, 2009. 23. Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры. / С. Т. Махлина. –СПб.: Искусство – СПб., 2009. 24. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М.: Мир, Академический проект, 2011. 25. Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. – М.: Большая Росс. Энцикл.: Дрофа, 2009. 26. Печурина, О. А. Культурология. Тексты лекций: учеб. пособие / О. А. Печурина. – СПб.: СПГУТД, 2011. 27. Садохин, А. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М.: Юнити, 2010. 28. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохиин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. 29. Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. – СПб., 2013. 30. Тихонова, В. Б. Культурология: учеб. пособие для бакалавров / В. Б. Тихонова. – СПб: СПГУТД, 2013. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444, по паролю. 31. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: избранное. 1934 – 1961 / А. Дж. Тойнби. – М.: Айрис Пресс, 2010. 32. Тойнби, А. Дж. Возникновение и распад цивилизаций / А. Дж. Тойнби. – М.: АСТ Астрель, 2012. 33. Толерантность в культуре и процесс глобализации. – М.: Гуманитарий, 2010. 34. Уильямс, Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы / Ч. Уильямс; пер. с англ. С. Федорова. – М.: Центрполиграф, 2011. 35. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь / А. А. Федоров. – М.: Флинта МПСИ, 2012. 36. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. – М.: Академический проект, 2014. 37. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. – СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013. 38. Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 40. Чурилова, Г. А. Деловые и ролевые игры в процессе оптимизации современных технологий высшего образования / Г. А. Чурилова, Д. А. Ермин; под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПбГУТД, 2010. 41. Шпенглер, О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории/ О. Шпенглер. – М.: Альфа-книга, 2010. 42. Юнг, К. Г. Структура психики и архетипы / К. Г. Юнг. – М.: Академический проект, 2010. III . Рабочая программа и планы семинарских занятий
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |