Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тенденции культурной универсализации в современном мире



2019-07-03 263 Обсуждений (0)
Тенденции культурной универсализации в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди причин возникновения единой глобальной культуры человечества учёные называют, во-первых, кардинальное изменение в ХХ в. образа жизни гигантских масс населения вследствие изменения характера и условий труда, урбанизации, информатизации общества. Во-вторых, в связи с изменениями в образе жизни произошли фундаментальные перемены в культурно-ценностной ориентации людей. Появились новые культурные стереотипы, связанные с формированием человека нового типа: динамичного, постоянно стремящегося к инновациям и нестандартным решениям.

Само понятие «глобализация» было введено в научный оборот британским учёным Роландом Робертсоном (р. 1938), предложившим универсалистскую концепцию этого феномена. По мнению учёного, социокультурное оформление глобализации началось ещё в XV в. Глобализация мировой экономики и политики, как и многие другие проблемы современной культуры, напрямую связаны с развитием индустриального и постиндустриального общества.

Теоретики постиндустриального общества, например, американские учёные Дэниэл Бэлл (1919–2011), Олвин Тоффлер (род. 1928), делят исторический процесс на 3 основные стадии: аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндуриальную. Глобализация подразумевает ускорение интеграции стран и народов в мировую экономическую и политическую систему, связанное с модернизационными процессами. С точки зрения современной науки, модернизация – противоречивый процесс, включающий в себя и созидание, и разрушение, борьбу старого и нового в культуре, столкновение интересов различных слоёв общества и политических сил.

Процессы глобализации, с одной стороны, считаются оптимальными для решения многих проблем, стоящих перед человечеством. Так, глобализация способствует расширению межкультурных контактов и миграциям людей, разрушая «перегородки» между обществами и культурами. Однако, как и все явления в мире, глобализация имеет обратную сторону. Процессы глобализации в современной экономике и политике ставят ряд серьёзных проблем, касающихся всего человечества и прежде неизвестных. Например, при всеобщей взаимосвязи кризис в экономике одной из стран вызывает «цепную реакцию» аналогичных кризисов в десятках других стран. В ходе глобализации возрастает роль надгосударственных объединений, таких как Европейское Экономическое Сообщество, руководство которого обладает полномочиями принимать решения, которые могут затрагивать суверенитет отдельных государств.

Глобализация усиливает диспропорции в развитии стран и регионов: от глобализации экономики выигрывают развитые страны, становящиеся более богатыми, а страны, экономически слабо развитые, беднеют. Есть мнение, что процессы глобализации напоминают осуществляемую в мировом масштабе монополизацию, а диспропорции в развитии различных стран и регионов создают ситуацию «нового колониализма».

Процессы глобализации связаны со стандартизацией образа жизни людей и моделей поведения, которая может привести к исчезновению культурных явлений, не вписывающихся в единую модель развития. Таким образом, глобализация ведёт к разрушению самобытности народов, размыванию культурных традиций, вызывает проблемы в сфере национально-культурной идентичности.

Однако, несмотря на трудности и противоречия между различными цивилизациями и странами, существует и противоположная тенденция – культурного, экономического и политического сотрудничества. В противовес концепции «конфликта цивилизаций» предлагается идея «межцивилизационного культурного обмена» между Западом и Востоком, в ходе которого обе стороны должны создавать новые способы существования в условиях глобального постмодернистского общества. При этом важная роль в указанном культурном обмене должна принадлежать российской культуре, синтезирующей элементы Запада и Востока, сочетающей, с одной стороны, восточно-христианскую духовность и евразийскую модель государственности, и, с другой стороны, устремлённый в будущее «западный прометеизм».

По мнению выдающегося отечественного политолога Александра Сергеевича Панарина (1940–2003), Россия способна на «альтернативный исторический проект», связанный с преодолением линейной схемы исторического развития и приоритетов, основанных на завышении роли технико-экономических факторов, превращающих человека в марионетку. Учёный считал, что преодоление инерции развития современной техногенной цивилизации, ведущей к «новому варварству», возможно только благодаря обращению к внутреннему миру человека, ценностям и приоритетам духовного порядка.

II . литература

а) основная

1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. М.: Юрайт, 2011.

2. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

3. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. М.: Кнорус, 2011.

4. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

5. Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

6. Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

7. Культурология: учебник для бакалавров и специалистов / Г. В. Драч  и др. СПб.: Питер, 2011.

 

б) дополнительная

 

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Березкин, Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света / Ю. Е. Березкин. М.: Астрель, АСТ, 2010.

3. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. / Ф. Бродель. М.: Весь мир, 2011.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие для вузов / В. В. Викторов. М.: Вузовский учебник, 2010.

6. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: Опыт экзистенциальной культурологии / Г. Д. Гачев. М.: Логос, 2011.

7. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

8.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

9. История и культура Древнего Востока: Энциклопедический словарь / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко; отв. ред. А. А. Вигасин. М.: РОССПЭН, 2009.

10.  Кармин, А. С. Культурология: учебник для вузов / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 2009.

11.  Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А. Н. Марковой. М.: Волтерс Клувер, 2010.

12.  Культурология: словарь-справочник / Н. В. Шишова, Д. В. Волкова, И. В. Топчий. Ростов-н/Д: Феникс, 2009.

13.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

14.   Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

15.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

16.   Ле Гофф, Ж. Герои и чудеса Средних веков / Ж. Ле Гофф. М.: Текст, 2012.

17.  Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие для вузов/ Н. Ф. Алефиренко.  –  М.: Флинта, Наука, 2010.

18.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

19.  Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Академический проект, 2009.

20.  Лотман, Ю. М. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман.СПб.: Искусство, 2010.

21.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

22.  Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов / Б. В. Марков. СПб.: Питер, 2009.

23.  Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры. / С. Т. Махлина. СПб.: Искусство – СПб., 2009.

24.  Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Мир, Академический проект, 2011.

25.  Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. М.: Большая Росс. Энцикл.: Дрофа, 2009.

26.  Печурина, О. А. Культурология. Тексты лекций: учеб. пособие / О. А. Печурина. СПб.: СПГУТД, 2011.

27.  Садохин, А. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая.  М.: Юнити, 2010.

28.  Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохиин. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012.

29.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

30.  Тихонова, В. Б. Культурология: учеб. пособие для бакалавров / В. Б. Тихонова. СПб: СПГУТД, 2013. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444, по паролю.

31.  Тойнби, А. Дж. Постижение истории: избранное. 1934 – 1961 / А. Дж. Тойнби. М.: Айрис Пресс, 2010.

32.  Тойнби, А. Дж. Возникновение и распад цивилизаций / А. Дж. Тойнби. М.: АСТ Астрель, 2012.

33.  Толерантность в культуре и процесс глобализации. М.: Гуманитарий, 2010.

34.  Уильямс, Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы / Ч. Уильямс; пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2011.

35.  Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь / А. А. Федоров. М.: Флинта МПСИ, 2012.

36.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014.

37.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

38.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

40. Чурилова, Г. А. Деловые и ролевые игры в процессе оптимизации современных технологий высшего образования / Г. А. Чурилова, Д. А. Ермин; под ред. проф. Ю. В. Манько. СПб.: СПбГУТД, 2010.

41. Шпенглер, О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории/ О. Шпенглер. М.: Альфа-книга, 2010.

42. Юнг, К. Г. Структура психики и архетипы / К. Г. Юнг. М.: Академический проект, 2010.


III . Рабочая программа и планы семинарских занятий



2019-07-03 263 Обсуждений (0)
Тенденции культурной универсализации в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тенденции культурной универсализации в современном мире

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)