Система ценностей, образ жизни, быт и нравы».
Цель проекта: создание условий для самостоятельного приобретения студентами недостающих навыков и знаний, включающих умение пользоваться источниками информации, решение познавательных, творческих и практических задач, выработку коммуникативных и исследовательских навыков, развитие способности обобщения и системного мышления. Условия осуществления проектного метода обучения: главным условием осуществления данного метода является согласие самих студентов, их стремление получить в ходе подготовки и выполнения проекта определённые умения и навыки. Этапы выполнения проекта. 1. Организационно-подготовительный этап. Проводится на предшествующем занятии и в период между семинарскими занятиями. Включает в себя следующие этапы: 2. Этап мотивации и целеполагания: – Определение темы, в котором принимают участие и педагог, и сами студенты. Педагог предлагает тему, однако студенты могут её изменить или откорректировать по своему выбору. Например, преподаватель предлагает нескольким рабочим группам студентов подготовить два проекта на следующее семинарское занятие: 1) система ценностей, образ жизни, быт и нравы Древней Индии; 2) система ценностей, образ жизни, быт и нравы Древнего Китая. – Выявление проблем, над которыми будут работать студенты в ходе выполнения проекта: аналогично проблемы определяются в ходе совместного обсуждения. Например, преподаватель может предложить студентам обсудить такие проблемы в рамках проектов, как религии Древней Индии и Древнего Китая, мифологии, повседневный образ жизни, быт. Студенты могут предложить свои идеи. – Уточнение целей конечного результата, в том числе определение формы, в которой будут представлены проекты. Например, отдельные доклады по конкретным проблемам: религиозным и этическим учениям, особенностям быта, повседневной культуры, или электронные презентации по проблемам в соответствии с выбором студентов. – Выбор рабочих групп (по 3–5 человек в каждой). 3. Этап планирования, на котором студенты проводят под руководством преподавателя, или самостоятельно, но предварительно получив консультацию педагога: – анализ проблемы, выдвижение гипотез, их обоснование; – определение источников информации, способов её сбора и анализа; – постановку задач и выбор критериев для оценки результата (критериями могут быть творческий подход, подбор материала (в том числе иллюстративного), уровень его систематизации, обобщения и подачи и т. п., вплоть до проявления активности и заинтересованности участников рабочих групп); – распределение ролей и функций в команде (например, сбор информации, её обработка, подготовка иллюстративного материала, техническое оформление проекта и т. д.). 4. Этап принятия решений, включающий: – обсуждение методов решения проблем; проводится в рабочих группах. При необходимости студенты обращаются за помощью к педагогу; – выбор оптимального варианта решения проблемы – в рабочих группах; в случае затруднений студенты обращаются за советом к педагогу; – определение способа представления результата (например, исключительно в виде электронной презентации, или же с использованием распечатанного иллюстративного материала, аудио- или видеоматериалов, работы с доской и т. д.); – сбор информации – в зависимости от поставленных конкретных проблем. 5. Технологический этап подготовки проекта Этап выполнения проекта: – поиск информации и работа с ней: самостоятельно, рабочей группой; при необходимости группа обращается за консультацией к педагогу; – непосредственное выполнение проекта рабочей группой. 6. Обобщающий этап. Основная его часть проводится в условиях аудиторного (семинарского) занятия. 7. Этап защиты проекта: – подготовка к защите и оформление доклада (презентации и т. д.) рабочей группой – накануне защиты; – обоснование и объяснение полученных результатов проводится группой также перед защитой проекта; – проведение коллективной защиты проекта на семинарском занятии (одного проекта или нескольких поочерёдно, если было определено несколько рабочих групп, подготавливающих 2–3 разных проекта в рамках общей темы); роль преподавателя ограничивается наблюдением и, при необходимости, руководством процессом защиты. Время, отводимое на данный этап – не более 60 мин. 8. Этап проверки и оценки результатов: – коллективный анализ выполнения проекта (проектов); положительных сторон и неудач; – коллективный анализ выполнения поставленных целей: достигнуты, или не достигнуты. – общая оценка проекта (проектов), представленного на данном занятии (по пятибалльной системе); в оценивании также принимают коллективное участие и студенты, и педагог. Общее время на проведения этапа проверки и оценки – не более 30 мин. Список рекомендуемой литературы 1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011. 2. Березкин, Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света / Ю. Е. Березкин. – М.: Астрель, АСТ, 2010. 3. Гуревич, П. С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Кнорус, 2011. 4. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2013. 5. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. 6. История и культура Древнего Востока: Энциклопедический словарь / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко; отв. ред. А. А. Вигасин. – М.: РОССПЭН, 2009. 7. Кармин, А. С. Культурология: учебник для вузов / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2009. 8. Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. 9. Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2015. 10. Культурология: учебник для бакалавров и специалистов / Г. В. Драч и др. – СПб.: Питер, 2011. 11. Культурология. История мировой культуры: учебник / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Волтерс Клувер, 2010. 12. Культурология: словарь-справочник / Н. В. Шишова, Д. В. Волкова, И. В. Топчий. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. 13. Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, 14. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М.: Академический проект, 2009. 15. Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры. / С. Т. Махлина. – СПб.: Искусство – СПб., 2009. 16. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М.: Мир: Академический проект, 2011. 17. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева – М.: Большая Росс. энцикл., Дрофа, 2009. 18. Печурина, О. А. Культурология: тексты лекций: учеб. пособие / О. А. Печурина. – СПб.: СПГУТД, 2011. 19. Садохин, А. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М.: Юнити, 2010. 20. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. 21. Тихонова, В. Б. Культурология: учеб. пособие для бакалавров / В. Б. Тихонова. СПб: СПГУТД, 2013. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444, по паролю. 22. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: избранное. 1934 – 1961 / А. Дж. Тойнби. – М.: Айрис Пресс, 2010. 23. Тойнби, А. Дж. Возникновение и распад цивилизаций / А. Дж. Тойнби. – М.: АСТ Астрель, 2012. 24. Уильямс, Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы / Ч. Уильямс; пер. с англ. С. Федорова. – М.: Центрполиграф, 2011. 25. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь: учеб. пособие для вузов / А. А. Федоров. – М.: Флинта МПСИ, 2012. 26. Фрэзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрэзер. – М.: Академический проект, 2014. 27. Шпенглер, О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории/ О. Шпенглер. – М.: Альфа-книга, 2010. Примерный сценарий деловой игры «Этнокультурные стереотипы в межкультурной коммуникации».
Цель игры – в игровой форме дать представление о специфике формирования стереотипов и их роли в межкультурной коммуникации. Задачи игры: – обратить внимание студентов-бакалавров на роль этнокультурных стереотипов восприятия в ходе межкультурной коммуникации; – способствовать выработке толерантности и способности к коммуникации и диалогу с представителями других культур Содержание игры: 1) педагог проводит ознакомление с целями, задачами, условиями и правилами игры – на предшествующем игровому семинарском занятии; 2) в случае согласия группы с тематикой игры, условиями и правилами игры студентам выдаётся задание и перечень рекомендуемой литературы для подготовки к игре; 3) в период между занятиями (приблизительно неделя) группа готовится к проведению игры: собирает необходимую информацию, иллюстративный материал (если он необходим), выбирает из своего числа наиболее активных участников; при необходимости студенты обращаются с вопросами к педагогу: например, по поводу дополнительной литературы. 4) Непосредственно игровое занятие. Время проведения – 2 академических часа (90 минут). Количество игроков – от 10 до 15 в среднем (не более 20) человек. Этапы проведения игры: – организационная часть, включающая вступительное слово педагога, проводящего инструктаж, объясняющего условия и правила игры, определяющего критерии и способы оценки результатов игры, меры поощрения игроков. Возможно также краткое напоминание о сути понятий, которым посвящено занятие: на всё не более 10 мин.; – «разминка»: участники игры делятся на небольшие группы (по 3–5 человек); педагог выдает каждой группе распечатанные листы с перечнем стереотипных этнокультурных характеристик какого-либо народа (вариант: стереотипных представлений о какой-либо субкультуре, например, профессиональной). Задача групп – как можно быстрее определить, к какой нации (этносу, субкультуре, профессии) относятся указанные характеристики. На данном этапе игры группы участников получают определённое количество баллов в зависимости от скорости и точности ответа. Время, отводимое на «разминку», – не более 10 мин.; – группы поочерёдно демонстрируют подготовленное заранее творческое задание: с помощью минимального набора мимических средств каждая группа студентов изображает какой-либо заранее выбранный этнос (нацию). Другие группы должны угадать, кого представляет данная сценка. Время, отводимое на данный этап игры, – около 45 мин.; – этап обобщения и рефлексии: участники игровых групп обсуждают, насколько стереотипные представления реально отражают характер указанных этносов, наций, профессий и т. д., насколько в конкретных случаях стереотипы обоснованны и справедливы. Время, отводимое на данный этап игры, – около 20 мин.; – этап подведения итогов: оценка результатов работы групп по критериям активности участия, организованности участников, уровню их информированности и степени подготовки к игре, по качеству предложенных проектов, их продуманности, оригинальности решений. Оценка каждой подгруппы производится преподавателем при участии всей студенческой группы. Каждый из вышеуказанных критериев даёт подгруппе балл – в случае положительной оценки; в случае негативной оценки по какому-либо критерию балл вычитается. Общее количество баллов складывается и даёт итоговую оценку для каждой из подгрупп. Общий балл конкретной подгруппы учитывается преподавателем при итоговой аттестации каждого её участника. Максимальное количество баллов – 5. Время, отводимое на этот этап, – примерно 10 мин. Список рекомендуемой литературы 1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011. 2. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. / Ф. Бродель. – М.: Весь мир, 2011. 3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: Бизнеском, 2013. 4. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие для вузов / В. В. Викторов. – М.: Вузовский учебник, 2010. 5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2013. 6. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: Опыт экзистенциальной культурологии / Г. Д. Гачев. – М.: Логос, 2011. 7. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Алгоритм, 2014. 8. Гуревич, П. С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Кнорус, 2011. 9. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2013. 10. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. 11. Кармин, А. С. Культурология: учебник для вузов / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2009. 12. Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. 13. Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2015. 14. Культурология: учебник для бакалавров и специалистов / Г. В. Драч и др. – СПб.: Питер, 2011. 15. Культурология. История мировой культуры: учебник / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Волтерс Клувер, 2010. 16. Культурология: словарь-справочник / Н. В. Шишова, Д. В. Волкова, И. В. Топчий. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. 17. Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И.Г . Дорошина. – Пенза: Социосфера, 2014. 18. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Алефиренко. – М.: Флинта, Наука, 2010. 19. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М.: Академический проект, 2009. 20. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство – СПб., 2010. 21. Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, 2009. 22. Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры. / С. Т. Махлина. –СПб.: Искусство – СПб., 2009. 23. Печурина, О. А. Культурология: тексты лекций: учеб. пособие / О. А. Печурина. – СПб.: СПГУТД, 2011. 24. Садохин, А. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М.: Юнити, 2010. 25. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. 26. Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. – СПб., 2013. 27. Тихонова, В. Б. Культурология: учеб. пособие для бакалавров / В. Б. Тихонова. СПб: СПГУТД, 2013. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444, по паролю. 28. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: избранное. 1934 – 1961 / А. Дж. Тойнби. – М.: Айрис Пресс, 2010. 29. Толерантность в культуре и процесс глобализации. – М.: Гуманитарий, 2010. 30. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь: учеб. пособие для вузов / А. А. Федоров. – М.: Флинта МПСИ, 2012. Примерный сценарий деловой игры «Культурная адекватность и культурная компетенция»
– Цель игры – в игровой форме дать представление об основных аспектах формирования культурной компетенции. – Задачи игры: – обратить внимание студентов-бакалавров на важнейшие проблемы социализации, инкультурации и становления культурно адекватной личности; – способствовать рефлексии учащихся относительно собственной культурной адекватности и компетенции Этапы проведения и план игры: 1) педагог проводит ознакомление с целями, задачами, условиями и правилами игры – на предшествующем игровому семинарском занятии; 2) в случае согласия группы с тематикой игры, условиями и правилами игры, студентам выдаётся задание и перечень рекомендуемой литературы для подготовки к игре; 3) в период между занятиями (приблизительно неделя) группа готовится к проведению игры: – собирает необходимую информацию, иллюстративный материал (если он необходим), – выбирает из своего числа наиболее активных участников; – при необходимости студенты обращаются с вопросами к педагогу: например, по поводу дополнительной литературы.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |