Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VI . Методические указания к выполнению реферата (контрольной работы)



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
VI . Методические указания к выполнению реферата (контрольной работы) 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из основных видов самостоятельной работы студентов заочного обучения является написание рефератов (контрольных работ). Автор реферата анализирует и систематизирует изученный материал, выявляет узловые вопросы темы, чётко и последовательно раскрывает их, а также даёт свою оценку различных точек зрения на рассматриваемую проблему, высказывает собственное мнение или даёт аргументацию в пользу той или иной позиции или подхода к рассмотрению проблемы, который представляется автору реферата наиболее приемлемым.

Последовательность работы над рефератом (контрольной работой) следующая:

    – выбор темы;

    – отбор литературы;

    – изучение литературы;

    – составление плана,

    – написание текста реферата;

    – оформление реферата.

Тема выбирается студентом из предложенного списка или же формулируется самостоятельно. В случае сомнений в выборе темы или же её формулировки студент может предварительно проконсультироваться с преподавателем, который поможет также подобрать и соответствующую литературу по выбранной теме.

Название реферата (контрольной работы) должно, по возможности, быть кратким и точно соответствовать его содержанию.

Требования к содержанию и оформлению реферата. Тексту реферата (контрольной работы) должно обязательно предшествовать Содержание, в котором должны быть обозначены введение, основная часть минимум из трёх (до пяти) глав (возможно, разделенных на параграфы), а также заключение (выводы по работе в целом) и список литературы. Содержание оформляется с указанием страниц, с которых начинается соответствующий раздел.

В Списке литературы должно быть минимум три наименования использованной литературы.

    Структура реферата:

    Содержание

    Введение   

    Глава 1. (название главы)    

    Глава 2. (название главы)

    Глава 3. (название главы)

    Заключение        

    Список использованной литературы

    Приложения (А, Б…) – в случае их наличия.

 

Текст реферата (контрольной работы) должен быть оформлен в соответствии с существующим стандартом. Титульный лист и весь текст реферата набирается шрифтом № 14, за исключением слова РЕФЕРАТ, которое пишется заглавными буквами и выделяется жирным шрифтом № 16. Тема реферата и ее название пишется жирным шрифтом № 14. Текст реферата набирается через 1 интервал. Параметры страниц: от края листа – верхнего 1,5 см, нижнего 1,5 см, левого 2,5 см, правого 1 см. Введение, каждая глава (параграф), заключение, библиографический список и приложения начинаются с новой страницы.

Во введении автор раскрывает актуальность и значимость темы, определяет цели и задачи работы. Объем текста введения - примерно одна страница. В каждой главе (параграфе) автор на основе изученной литературы, конкретных фактов, цифр, примеров делает научный анализ, раскрывает определения понятий. В конце каждой главы (параграфа) следует сделать вывод. Текстовая часть главы содержит постраничные ссылки на источники. Ссылки оформляются в виде сносок, нумерация их сквозная, ссылки (сноски) обозначаются постранично через 1 интервал, шрифт сносок – № 12. Заключение содержит общий вывод по теме реферата (контрольной работы). Вывод должен раскрывать суть проблемы и быть кратким. Объем заключения – примерно одна страница. Текст реферата следует проверить на наличие грамматических, стилистических, синтаксических и логических ошибок.

Библиографический список должен содержать не менее 3 и не более 10 основных источников, перечисленных в алфавитном порядке. Источники оформляются с указанием фамилий и инициалов авторов, названия работы, места издания, названия издательства, года издания, а также количества страниц в источнике.

Возможные приложения могут содержать изображения (фото произведений искусства, портреты исторических личностей и т. д.), таблицы, карты, рисунки, планы и др. Объем приложений не должен составлять более 50% от общего объема текста реферата (контрольной работы).

Средний объём реферата вместе с титульным листом, содержанием и списком литературы (без учёта приложений) – около 18–20 страниц. При этом собственно текст реферата (контрольной работы) должен составлять не менее 15 печатных страниц. Страницы следует пронумеровать по порядку. Нумерация страниц начинается со 2-й страницы, проставляется внизу справа.

Готовый реферат (контрольную работу) следует представить в установленный срок для проверки преподавателю. Даже в случае положительной оценки работы студент должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, ко­торые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по этим замечаниям, так как преподаватель на зачёте обязательно обратит внимание на недостатки в работе и задаст соответствующие вопросы. Если работа не зачтена, студент должен в зависимости от заме­чаний рецензента переработать ее, доработать отдельные вопросы или написать работу на другую тему. По теме реферата (контрольной работы) препо­даватель проводит со студентом собеседование на зачете.

Образец оформления титульного листа реферата представлен на рис. 1.


 

 

 

3 см↔

↔ 2 см

 

↔ 1 см

 

Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»   Кафедра Общественных наук Дисциплина: Культурология   РЕФЕРАТ Тема (название)   Выполнил(а): (студент(ка),учебная группа, курс, специальность, фамилия, инициалы, подпись) Дата выполнения (число, месяц, год)  Проверил: преподаватель (фамилия, инициалы, подпись)           Дата проверки (число, месяц, год).     Санкт-Петербург 20 __ (год выполнения)  
↔ 2 см

 

Рис. 1.

 

VII . Вопросы к зачету (дифференцированному зачету)

1. Культурология как наука: структура, состав и методы современного культурологического знания.

2. Сущность и функции культуры.

3. Культура и природа, культура и общество: соотношение понятий.

4. Культура и личность (инкультурация и социализация; культурная самоидентификация).

5. Культура и цивилизация.

6. Морфология культуры.

7. Проблемы типологии культур. Типы, виды, отрасли и формы культуры.

8. Этническая и национальная культура.

9. Элитарная и массовая культура.

10. Восточный и западный типы культур.

11. Специфические и «срединные» культуры. Локальные культуры.

12. Понятие культурогенеза.

13. Проблемы динамики культуры.

14. Культурная модернизация.

15. Язык и символы культуры. Культурные коды.

16. Миф как феномен культуры.

17. Проблемы межкультурной коммуникации.

18. Культурные ценности и нормы.

19. Культурные традиции и инновации в культурной динамике.

20. Культурная картина мира.

21. Социальные институты культуры.

22. Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности.

23. Типологические черты ранних цивилизаций. (На примере четырёх  цивилизаций Древнего Востока).

24. Вклад ранних цивилизаций в мировую культуру. (На примере четырёх  цивилизаций Древнего Востока).

25. Античность как тип культуры.

26. Распад античной культуры и формирование социокультурной системы европейского Средневековья.

27. Открытия и достижения эпохи европейского Возрождения.

28. Век Просвещения в европейской культуре: великие открытия и великие заблуждения.

29. Новое время в европейской культуре.

30. Х1Х век – век классики, век зрелости европейской буржуазной цивилизации и начала её кризиса.

31. Основные тенденции развития культуры ХХ века.

32. Выдающиеся достижения российской культуры.

33. Место и роль России в мировой культуре.

34. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

35. Культура и глобальные проблемы современности.

VIII . Краткий словарь по теории культуры

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин введён американской культурной антропологией в ХХ в. для обозначения процесса заимствования элементов других культур, а также результатов этого процесса. Близкими к аккультурации по значению являются такие термины, как «культурный контакт» и «транскультурация».

Аксиология (от греч. «учение о ценностях») – философское учение о духовных ценностях, их природе и роли человеческом обществе.

Аллегория (от греч. «иносказание») – изображение идеи или понятия посредством образа. Смысл аллегории обычно однозначен и отделен от образа, а связь между значением и образом устанавливается по принципу сходства: например, лев олицетворяет силу и власть. Особенно характерно применение аллегории для искусства европейского Средневековья, эпохи Возрождения, стилей барокко и классицизма.

Анимизм (от лат. «душа») – одна из изначальных форм религиозных представлений, характерных уже для первобытного общества. Основывается на вере в душу, духов и одушевлённость всего в природе.

Аномия (от фр. «отсутствие закона») – ситуация в обществе и культуре, когда социальные нормы перестают соответствовать повседневной жизненной практике людей (например, социально значимые цели и средства их достижения не соответствуют законодательству).

Античность (от лат. «древний») – в широком смысле означает «древность» вообще, в узком смысле – история Древней Греции и Древнего Рима. Антиномичность – единство противоречащих друг другу, но взаимно дополняющих суждений (явлений), находящее свое выражение в культуре. Например, воплощающие собой антиномичность полярные начала «Запад» и «Восток», лежащие в основе условной смысловой конструкции, выработанной культурологической мыслью для типологии мировой культуры.

Антропология (от греч. «учение о человеке») – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В современной науке существует целый ряд дисциплин, которые относятся к антропологическим: собственно антропология (куда входят естественная история человека, эмбриология, биология, анатомия), психофизиология человека, палеоэтнология (предыстория человека), археология, этнология (наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях), этнография, философская антропология, культурная антропология, историческая антропология, фольклористика, лингвистика, а также мифология, социальная география (наука о воздействии на человека климата и природных ландшафтов), демография (наука о составе и распределении человеческой популяции).

Артефакт (от лат. – «искусственно сделанный») – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Артефакты могут выражаться в практической деятельности и её результатах: духовных, интеллектуальных, материальных. Человек как «продукт» конкретной культуры также является своего рода артефактом.

Архетип (от греч.«древняя печать»)–согласно теории К.Г. Юнга, представляет собой символическое содержимое коллективного бессознательного, врождённые психические структуры. Формирование архетипов происходило в древнейший период на уровне всего человечества в ходе первичной адаптации к природным и социальным условиям. Архетипические символы сохраняют и воспроизводят коллективный опыт человечества, обеспечивают преемственность культурного развития. Будучи практически неосознаваемыми и крайне устойчивыми к изменчивости, архетипы проявляются в мифологических образах и сюжетах, религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах, в символике искусства, а также в сновидениях, фантазиях, фобиях. Различают архетипы фундаментальные, или универсальные, запечатлевшие общие базисные символы (например, укрощенный огонь, союз мужского и женского начал) и этнические (культурные) архетипы, связанные с генезисом конкретных культур.

Аскетизм (от греч. «упражняющийся в чем либо») – добровольное подавление чувственных желаний, эмоций, физических реакций, отказ от общения, комфорта и т. д. в целях достижения свободы от привязанностей к внешнему миру, сосредоточения духа и подготовки к достижению экстатических состояний. Аскетические практики характерны для многих религиозных систем (христианства, буддизма, ислама, индуизма, даосизма), и особенно развиты в монашестве и йоге.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены какой-либо социальной группы, находясь под непосредственным влиянием другой культуры, усваивают её нормы и традиции, утрачивая при этом собственное культурное своеобразие.

Атеизм (от греч. – «безбожный») – разнообразные формы отрицания Бога, религиозной догматики и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека.

Афоризм (от греч.) – изречение, в лаконичной, часто художественной форме, выражающее обобщенную мысль.

Бифуркация – понятие, связанное с синергетической концепцией развития. Подразумевает определённый момент в развитии саморазвивающейся открытой системы («точка бифуркации»), когда открывается две или несколько возможностей её дальнейшего движения, из которых должен быть сделан выбор.

Гармония (от греч. – «связь, стройность, соразмерность») – представление о единстве и соразмерности частей или компонентов какого-либо явления; с точки зрения эстетики – важнейшая характеристика прекрасного. В древнегреческой философии гармония выступала противоположностью неупорядоченного хаоса.

Генезис (от греч. «происхождение») – процесс возникновения и становления какого-либо явления.

Генотеизм (от греч. «одно, первое» и «бог») – особый тип богопочитания, совмещающий признаки политеизма и монотеизма. По сути, это особая фаза в развитии религии, содержащая возможность её эволюции в сторону монотеизма. Таким образом, допуская существование многих богов, генотеизм почитает одного, главного, бога, наделённого качествами абсолютности и исключительности.

Герменевтика – теория и методология истолкования текстов. В первоначальном, античном понимании – искусство перевода, разъяснения, истолкования, аллегорической интерпретации, раскрывающей второй смысл текста. В ХХ в. – одно из течений в западной философии. Становление направления связывают с именем немецкого учёного Х1Х в. Ф. Шлейермахера, для которого герменевтика была «учением об искусстве понимания» письменных текстов. В рамках «философии жизни» сформировалась герменевтика В. Дильтея, который понимал её как фундаментальный метод гуманитарного знания. Становление философской герменевтики связано с именами М. Хайдеггера и Г. Гадамера. М. Хайдеггер рассматривал понимание уже не как метод познания, а как способ существования и одну из основных характеристик человеческого бытия. Истолкование ситуации понимания, присущей человеческому бытию, выступает задачей философской герменевтики у Г. Гадамера.

Гештальт (от нем. «форма, вид, образ, персонаж») – в теории О. Шпенглера – символический образ души какой-либо культуры.

Гуманизм (от лат. «человеческий, человечный») – комплекс идей, основанных на признании человека как самостоятельной творческой личности, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизм связан с утверждением идеи блага человека как основного критерия оценки общественных отношений. В узком смысле гуманизм – светское направление философии эпохи европейского Возрождения, противостоявшее схоластике и господству католической церкви в науке и искусстве.

Деконструкция – одно из основных понятий в философии постструктурализма и постмодернизма, связанное с идеей преодоления прежде господствовавших в европейской традиции оппозиций природы и культуры, знака и реальности, образа и вещи. Цель деконструкции – выявить опорные понятия бытия, скрытые указанными оппозициями.

Диалог культур – взаимообмен ценностями, предполагающий равенство вступающих в общение культур, при котором культуры, соприкасаясь друг с другом, осознают свою индивидуальность и свои особенности.

Динамка культуры (социокультурная динамика, или процессы культуры) – 1) универсальные процессы изменения культуры, для которых характерна целостность, направленный характер и определённые тенденции; 2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

Дискурс (от лат. «рассуждение») – означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, приобретающее смысл только в рамках деятельности. В современной постмодернистской философии дискурсом считается научная или философская концепция, обращённая к слушателю.

Диффузия культурная – заимствования достижений одних обществ другими в результате пространственного распространения достижений; распространение культуры в пространстве.

Евразийство – идейно-политическое и философское учение в русской эмиграции 1920-х – 1930-х гг., наследовавшее идеи поздних славянофилов – Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, К. Н. Леонтьева. Началом движения считается выход в 1921 г. сборника «Исход к Востоку», в котором приняли участие философы и публицисты Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский. Доктрина евразийства противопоставляла исторические судьбы, задачи и геополитические интересы России и Запада, рассматривая Россию как «Евразию», особый культурный мир между Европой и Азией.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, присущая европейской рационалистической философии, согласно которой Европа, с присущими ей единственно правильными традициями, ценностями, духовным и бытовым укладом, политическими системами, является центром мировой культуры и цивилизации. В европейской философии Нового времени сложилось устойчивое представление о безоговорочном превосходстве разумности и рациональности Запада, противостоящих «неправильности» и «неразвитости» стихийных и иррациональных культур Востока. Истоки этих идей находят в античности, когда появляется противопоставление Востока и Запада, «варваров» и эллинов, «дикости» и «цивилизованности».

Жанр (от фр. ) – исторически сложившееся внутреннее подразделение видов искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. К литературным жанрам относятся: эпический (роман, героическая поэма, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия). В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения: портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина. В музыке жанры различают, например, по исполнительскому принципу: вокальные (сольные, ансамблевые, хоровые), вокально-инструментальные; инструментальные (сольные, ансамблевые и оркестровые): по назначению (культовое произведение, марш, танец, колыбельная); по содержанию (лирические, эпические, драматические произведения); по условиям исполнения (театральные, концертные, камерные произведения, музыка для кино).

Знак – артефакт, условно замещающий в коммуникативном или трансляционном процессе какой-либо объект (предмет, свойство, явление, понятие, действие, событие). Знак – основное средство культуры, с помощью которого осуществляется, фиксируется, передаётся и оценивается информация в культурных текстах, происходит общение индивидов и социальных групп между собой. Знаки объединяются в знаковые системы. Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика.

Знаковые системы – совокупности знаков, обладающие внутренней структурой, служащие для осуществления коммуникации и трансляции социокультурной информации. Часто выделяют языковые знаковые системы, (включающие разговорные и искусственные языки), и неязыковые знаковые системы (символы, сигналы).

Знаковые средства культуры – к важнейшим знаковым средствам культуры относят знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имиджи, культурные тексты и коды, культурную семантику и т. д.

Идеалистическая культура – в теории П. А. Сорокина, переходный тип культуры, обладающий чертами идеационного и сенситивного типов культуры.

 

Идеационная культура – согласно теории П. А. Сорокина, тип культуры, основывающийся преимущественно на религиозном, идеалистическом мировоззрении. Преобладал в период ранних цивилизаций Древнего Востока, а также в период Средневековья.

Идентичность (культурная идентичность) – понятие, характеризующее единство конкретного человека (социальной группы) с определённой культурой. Предполагает усвоение и приятие индивидом (группой) традиций, норм, ценностей, знаковых систем данной культуры.

Иконические знаки («иконические» – от греч. «изображение, образ») – в типологии знаков и знаковых систем – знаки-образы, обладающие определённым сходством с предметами (явлениями), которые они обозначают.

Инверсия (культурная) – вид культурной изменчивости, предполагающий так называемые «маятниковые качания» культуры из крайности в крайность. Крайним выражением инверсии считается социальная революция.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (группы) к родной культуре, усвоения им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре; «вхождение в культуру». Понятие, во многом близкое, но не идентичное социализации и аккультурации. В узком смысле термин обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле понимается как процесс, включающий в себя и усвоение культурных моделей взрослыми индивидами.

Информационная культура – понятие, характеризующее культуру с точки зрения накопления, обработки и трансляции информации.

Интеграция (культурная интеграция) – процесс взаимодействия и взаимовлияния между различными культурами, ведущий к углублению культурных связей между ними и усилению взаимопонимания.

Иррационализм – направление в европейской философии Х1Х–ХХ вв., противостоящее рационалистическим установкам западной философской мысли Нового времени. В отличие от рационалистических концепций, иррационализм признаёт интуитивный способ познания. Одним из основоположников европейского иррационализма считается А. Шопенгауэр. Среди его наиболее выдающихся последователей – Ф. Ницше и О. Шпенглер.

Категории культурологии – наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, сущностных свойствах культуры. К важнейшим категориям науки о культуре относят: культурные объекты; культурные процессы; культурные функции; культурные модальности (виды культурной изменчивости); знаковые средства культуры; культурные ценности; культурные нормы; культурную среду; субъекты культуры; процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация, инкультурация, ассимиляция, аккультурация, воспитание, обучение, адаптация, социокультурная адекватность, девиантность и пр.); культурообусловленное поведение людей (технологии деятельности и взаимодействия, обряды, ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни, досуг и пр.); культурные институты; социальную и культурно-историческую типологии культуры; межкультурные взаимодействия, культурную диффузию, культурные заимствования, толерантность, культурный шок, культурный синтез и т. д.

Код культурный – совокупность знаков, смыслов, идеалов, ценностей данного общества, которые определяют присущие ему способы деятельности и модели поведения.

Конвенциональные знаки (от англ. – «соглашение») или условные знаки. Знаковые средства культуры, созданные специально для осуществления знаковой функции. К числу таких знаков относятся разнообразные сигналы (например, цветовые, звуковые) и условные обозначения (например, принятые в точных и естественных науках).

Контркультура – общее обозначение ценностей определенных социальных групп («новые левые», хиппи, битники, скинхеды и др.), противопоставляемых ценностям доминирующей культуры. Протест в рамках контркультуры обычно направлен против атмосферы современного индустриального (постиндустриального) общества и чаще всего выражается в политическом радикализме, экстремизме, анархизме, культурном нигилизме, религиозных поисках (например, в рамках сект), технофобии.

Конфигуративная культура – в концепции М. Мид, тип культуры, присущий динамично развивающимся обществам, когда активно внедряются инновации, традиции уже утратили былой авторитет, картина мира потеряла стабильность, резко меняется уклад жизни. Образцы поведения, принятые в прошлом, ещё остаются элементами исторической памяти и связь между поколениями ещё на прерывается, однако молодые люди теперь ориентируются не на опыт стариков, а на опыт своих современников.

Конфликт культурный – выражение противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, культурный конфликт менее всего связан с утилитарными или прагматическими интересами. Культурный конфликт обычно идеологически обусловлен несовместимостью ценностных, мировоззренческих, идеологических установок, норм и правил и т. п. Формы культурных конфликтов могут иметь различный масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до войн, обусловленных идеологическими причинами. В качестве примеров можно назвать революционные, религиозные, национально-освободительные войны, действия инквизиции, геноцид, политические репрессии.

Кризис социокультурный – один из видов культурной изменчивости. Переходное состояние культуры и общества: между культурным периодом, уходящим в прошлое, и только ещё формирующейся новой культурной реальностью.

Культ (от лат. – «почитание») – слово, однокоренное слову «культура». Важнейший элемент любой религии; видимое выражение (например, в ритуале) религиозного поклонения и почитания.

Культура (от лат. – «возделывание, воспитание, образование») – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (Античность, Средневековье), конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека (экономическая культура, политическая культура, художественная культура, правовая культуры и т. д.). В узком смысле культура обозначает сферу духовной жизни людей. Часто различают культуру «духовную» (знания, умения, навыки, традиции, нормы, идеалы, мировоззрение, способы и формы общения людей и т. д.) и «материальную» (предметные результаты деятельности людей – машины, сооружения, орудия труда, произведения искусства и другие материальные артефакты). Однако современная наука не проводит чёткой границы между материальной и духовной культурой, поскольку они находятся в органическом единстве

Культура нравственная – уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морально-нравственного опыта человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении моральных норм, ценностей и принципов, а также готовность к постоянному самосовершенствованию.

Культурные значения – или культурные смыслы, присутствующие в любых явлениях и продуктах культуры. В рамках семиотики культуры определяются культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии; в рамках герменевтики культуры даются методы и способы истолкования культурных текстов, выявления в них скрытых смыслов.

Культурная изменчивость – универсальные виды изменчивости культуры, или модальности культуры. Например, эволюция культуры, модернизация, обогащение культуры, культурный застой, деградация культуры, циклическое развитие (вариант – инверсия), трансформация культуры.

Культурные институты – важнейшие элементы культуры как системы. К числу культурных институтов относятся, например, культурная политика, учреждения культуры, досуга, накопления информации, учреждения образования и социального патронажа, творческие организации, средства массовой информации и т. п.

Культурная мотивация – мотивация человеческой деятельности, связанная с индивидуальными и групповыми интересами, ценностями, потребностями, целеполаганием, социальными ролями и статусами личности.

Культурные нормы – стандарты культурной деятельности людей, с помощью которых общество регулирует отношения между индивидами и их поведение. В числу важнейших культурных норм относят: традиции, мораль, правила, законы, образцы, стандарты, каноны, этикет, стили, моды.

Культурные объекты – одна из важнейших категорий науки о культуре. К культурным объектам относят культурные черты, артефакты, культурные формы (в вещественном и символическом выражении), культурные системы.

 

Культурные процессы – к наиболее значимым универсальным процессам культуры относят культурогенез, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры, культурную коммуникацию, накопление, трансляцию и восприятие социокультурной информации.

Культурные свойства – к важнейшим свойствам культуры относят функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность.

Культурная среда – искусственная предметно-пространственная среда человека, включающая преобразованный человеком ландшафт, созданные им строения и поселения, городскую культуру, материальные продукты деятельности человека, социально-информационную среду и т. д.

Культурология (от лат. «культура» и греч. «логос» – «учение») – наука о культуре, сформировавшаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. В структуре современного культурологического знания выделяется теория культуры (близкая по своим методам и задачам философии культуры), история культуры (изучающая культуры исторического прошлого) и прикладная культурология (изучающая современные культуры и разрабатывающая культурные программы).Термин «культурология» был предложен в начале ХХ в. немецким химиком В. Оствальдом, а введён в научный оборот американским антропологом Л. Уайтом. Используется, главным образом, в России для обозначения науки о культуре или соответствующей учебной дисциплины. В ряде стран для обозначения науки о человеке и его культуре используются термины «этнография» (в Германии), «этнология» (во Франции), «культурная антропология» (в США) или «социальная антропология» (в Великобритании).

Культурогенез — важнейший вид социальной и исторической динамики культуры. В широком смысле слова культурогенез – это универсальный процесс постоянного порождения новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры как в ходе различных видов изменчивости, так и путем возникновения новых культурных феноменов. В узком смысле слова культурогенез связывают с происхождением культуры человечества, её возникновением и становлением в палеолите.

Магия – вера в возможность «дистанционного» воздействия на природные и социальные явления, а также на других людей с помощью особых ритуалов и обрядов. Исторически различают целый ряд видов магии, например, охотничья (промысловая) магия, целебная («белая») магия, вредоносная («чёрная») магия, любовная магия.

Маргинальность (от лат. – «край»)«промежуточное» положение индивидов (групп) среди различных субкультур, социальных страт, социальных групп. Ценностные ориентации, установки, модели поведения таких индивидов или групп соотносятся с различными субкультурами (стратами), но не интегрированы ни в одну из них полностью. В качестве примера можно привести иммигрантов, находящихся в чуждой культурной среде, а также людей, вынужденных работать не по специальности.

Массовая культура – 1) понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и развитием средств массовой информации. В сущности, выражает повседневную культуру индустриального и постиндустриального обществ. Производство, распространение и потребление любых продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер. 2) Массовую культуру выделяют как особую форму выражения художественного содержания, соответствующую цивилизационной стадии развития общества в индустриальную эпоху. Для эстетики массовой культуры характерно балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке.

Ментальность, менталитет (от лат. – «ум, мышление, образ мыслей, душевный склад») – мироощущение, мировосприятие конкретной культуры в определённую эпоху, часто проявляющееся на бессознательном уровне. Общий духовный настрой, совокупность верований, навыков мышления, создающих картину мира эпохи. На более глубинном уровне устойчивые представления, содержащиеся в менталитете народа, способствуют единству духовной традиции конкретной культуры на протяжении длительного времени.

Методы культурологии – совокупность методов и приемов, используемых в анализе культуры. Наука о культуре использует общенаучные методы (сравнительный (компаративный), структурный, типологический, системный, моделирования, реконструкции, генетический); базовые, или философские методы (эмпирический, теоретический, обобщения, абстрагирования, конкретизации, анализа, синтеза, индукции, дедукции, формализации, актуализации); а также специальные методы исследования, сформировавшиеся в культурологической исследовательской практике (методы реконструкции культурных полей, моделирования культурных объектов, социокультурный историко-генетический метод, методы социокультурных наблюдений, социокультурной рефлексии, культуральной классификации).

Мировые религии – три религии – буддизм, христианство и ислам, – отличающихся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике.

Мифология (от греч. – «предание, сказание») – 1) совокупность мифов разных народов, повествующих о богах, героях, демонах, духах и др.; 2) наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, распространение).

Модернизм (от фр. – «современный) – общее обозначение направлений в искусстве XX в., отошедших от традиций европейского искусства и утвержд



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
VI . Методические указания к выполнению реферата (контрольной работы) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VI . Методические указания к выполнению реферата (контрольной работы)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)