Реферат по дисциплине «психология мотивации и эмоций» на тему «Мотивация власти» по тексту Х. Хекхаузена.
Власть определяется как возможность одного побудить другого сделать нечто, что даже если бы второй не сделал бы этого по своей воле. В психологии власть рассматривается как сила, воля и компетенция в контексте влияния человека на окружающий его мир (теория Хайдера) Мотивационная основа власти: Существуют два подхода к мотивации власти:
«Мотив порождения эффекта», предложенный Уайтом, слишком обобщен (он мог бы быть основой не только власти, но и других мотивов, например, мотивов достижения и аффилиации); адлеровская теория «стремления к власти» применима к любым мыслимым индивидуальным различиям. По этим причинам данные теории аморфны и многолики. Предпосылки использования власти для объяснения механизма:
По Картрайту, А должен иметь набор потенциальных действий. Действия должны отвечать Мотивационной основе Б, иначе в психологическом пространстве Б не возникнет никакой новой силы, что оставит Б равнодушным. Мотивационная основа Б, на которую влияет А своим действием власти, может состоять из мотивов Б. Таким образом, действие власти - целенаправленное использование мотивов другого человека посредством их удовлетворения или нанесения им ущерба, независимо от их содержания. Источники власти (Финч, Равен):
Особенности: Первые два источника требуют постоянного контроля за Б, а также в первых двух случаях неизбежны затраты ресурсов, что может вызвать и понизить враждебность к А со стороны Б, другие источники-нет. В отличие от других побуждаемых другими мотивами видов поведения, власть определяется различными мотивами партнера, конфигурацию привлекательности которых эта деятельность должна перестраивать. Как правило, речь идет о введении дополнительной положительной или отрицательной привлекательности, по содержанию не связанной с подвергающимся воздействию поведением Б и создающей дополнительные (внешние) последствия желательных и нежелательных действий Б. Классический анализ психологической ситуации вознаграждения и наказания с точки зрения теории поля был дан Левином. К рассматриваемой группе процессов также относятся обучение, просвещение, воспитание, ободрение, исходящие от личности учителя. Существует также потенциальная власть. А не обязательно должен принимать решительные меры, чтобы показать Б те источники власти, которыми он располагает и которые намерен пустить в ход. Зачастую Б может последствия своего поведения, основываясь на прошлом опыте. Обратимся к дескриптивной модели отдельных шагов действий власти, предложенной Картрайтом и Кипнисом:
Говоря о поведении, связанном с властью, указано, что не было найдено эволюционно-психологических и социобиологических объяснений и даже специфических методик исследований. Можно указать на его биологические аспекты, в частности, обнаружена регулируемая гормональными механизмами взаимосвязь между сдерживаемым мотивом власти, с одной стороны, и повышенным давлением крови и ослаблением иммунной системы — с другой. Также в целях изучения поведения в сфере власти исследуется внутривидовая агрессия. Говоря о мотиве власти, выделяют несколько средств измерения мотива власти:
Также велись исследования в сфере взаимосвязи между локусом контроля и средствами, применяемыми в политике.
Определение мотива власти является проблемой, к которой подобрано несколько определений. Исследователи по-разному определяли мотив власти, описывая в основном те или иные источники власти и проводя эксперименты.
3.1.Были проведены эксперименты со спором людей, которые должны были в итоге прийти к общему мнению. Побеждали люди с высоким мотивом власти. 3.2.Эксперименты с фрустрированием между двумя группами студентов с помощью игры в карты с крапленой колодой между «экспериментаторами» и «испытуемыми», участниками разных студенческих сообществ. Юлиман считал, что авторитет «экспериментатора» в дополнение с трюками может актуализировать мотив власти.
4.1.Уинтер на основе экспериментов со студентами сделал вывод, что люди с высоким мотивом власти более склонны к блокированию некоторых источников информации, привлекать сторонников, легко поддающихся влиянию, создавать возможности для замещающего удовлетворения потребности в обладании властью. 4.2.Проводились эксперименты с прослушиванием студентами речей знаменитых политиков. После прослушивания подобных речей поднимается мотивация власти. Было также продемонстрировано, что люди с более высоким мотивом власти: 1) В «играх с переговорами» пытаются одновременно обмануть соперников и рассчитывают на сотрудничество с их стороны; в играх про «международные отношения» «наращивают» оборонную промышленность; 2) Лучше переживают яркие переживания своей жизни, связанные с властью; 3) При большем уровне норадреналина лучше заучивают парные ассоциации, связанные с властью; 4) Более склонны к приписыванию кому-то контроля над событиями; 5) Меньше пребывают в нерешительности при неизвестном итоге; 6) Требуют меньше содержательной информации при ролевой игре в различные руководящие должности в фирме; 7) Лучше оценивают работу льстящего им работника; 8) При критике реагируют большим возбуждением (фиксируется с помощью количества использованных прилагательных); 9) Выбирают более сильных соперников в играх (в отличие от людей со слабым мотивом власти); 10) Делают в играх ставки больше даже при уменьшении шанса на выигрыш. Также изучались четыре стадии развития мотивации власти: I. «Ассимиляция», «вбирание в себя»-парадигма отношений ребенка и матери. Характеризуется отношениями с людьми, которые могут поддержать, вдохновить и т.д. II. «Автономность»-стремление к независимости. III. «Самоутверждение»-стремление выделиться. IV. Продуктивность, служение делу. Первый и второй этапы связаны с накоплением источников власти, третий и четвертый непосредственно с самой деятельностью власти. Если рассматривать отдельно третий и четвертый этап, то третий связан с служением собственным интересам, четвертый, скорее,-общественным. Мотив власти также непосредственно связан с физиологическими процессами. Исследователями, например, было выявлено, что норадреналин является специфическим для мотива власти нейротрансмиттером, который благоприятствует обработке информации, связанной с властью, что было показано в экспериментах. Также было доказано, что подавленный мотив власти и связанная с властью стрессовая ситуация приводят к более активному выбросу адреналина, чем слабый мотив власти и отсутствие мотивационного стресса. Также были проведены тесты с измерением иммуноглобулина А в условиях экзаменационного стресса со студентами, у которых был замечен более высокий мотив власти. Результаты исследований, связанных со связью мотива власти с другими двумя видами мотивов показывает, что оптимальная атмосфера в компании есть, когда административное кресло занимает человек с высоким мотивом власти и достижения и низким мотивом аффилиации (в крупной фирме); что касается маленьких фирм, то, согласно исследованиям, необходимо наличие у администрации большого мотива достижения и низкого мотива аффилиации, сила мотива власти не имеет значения. Были проведены исследования фирм с определенным промежутком во времени, в которых констелляция (Достижение+Власть-Аффилиация) давала лучший прогноз, чем каждый мотив в отдельности. (Коек) Уровень мотива власти в обществе также можно прослеживать по сравнению с другими мотивами на протяжении определенного периода истории. Так, например, исходя из работы Мак-Келанда, которую он провел на примере истории США с использованием хрестоматийных рассказов, написанных в определенный период истории США. Проследив тенденции между ведущими мотивами в обществе, можно предположить, когда государство снова может втянуться в какую-нибудь войну
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |