Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реферат по дисциплине «психология мотивации и эмоций» на тему «Мотивация власти» по тексту Х. Хекхаузена.



2019-07-03 476 Обсуждений (0)
Реферат по дисциплине «психология мотивации и эмоций» на тему «Мотивация власти» по тексту Х. Хекхаузена. 0.00 из 5.00 0 оценок




Власть определяется как возможность одного побудить другого сделать нечто, что даже если бы второй не сделал бы этого по своей воле. В психологии власть рассматривается как сила, воля и компетенция в контексте влияния человека на окружающий его мир (теория Хайдера)

Мотивационная основа власти:

Существуют два подхода к мотивации власти:

  1. Подход Адлера: Адлер выводит особый мотив-стремление к власти и превосходству из начального дефицита власти. Согласно этой теории, этот своим стремлением к совершенству субъект пытается компенсировать дефицит власти, воспринимаемый им как недостаточность своих способностей и переживаемый как комплекс неполноценности.
  2. Подход Уайта: Власть (как сила, способность, компетентность) - результат «некоторого» всеобщего фундаментального мотива. Компетентность - результат функционального «мотива порождения эффекта», побуждающего субъекта постоянно вступать в спор с окружающим миром, в том числе и социальным, ради усовершенствования своей способности к эффективному действию (пример с ребенком, познающим социальные роли при развитии и примитивные формы власти над другими детьми).

«Мотив порождения эффекта», предложенный Уайтом, слишком обобщен (он мог бы быть основой не только власти, но и других мотивов, например, мотивов достижения и аффилиации); адлеровская теория «стремления к власти» применима к любым мыслимым индивидуальным различиям. По этим причинам данные теории аморфны и многолики.

Предпосылки использования власти для объяснения механизма:

  1. А хочет оказать воздействие на Б;
  2. Б должен обладать свободой перемещения в психологическом пространстве (К.Левин), возможностью сделать отличное от того, что хочет от него А;
  3. А должен ввести в психологическое пространство Б дополнительные силы, которые превышали бы существующие до этого силы.

По Картрайту, А должен иметь набор потенциальных действий. Действия должны отвечать Мотивационной основе Б, иначе в психологическом пространстве Б не возникнет никакой новой силы, что оставит Б равнодушным. Мотивационная основа Б, на которую влияет А своим действием власти, может состоять из мотивов Б. Таким образом, действие власти - целенаправленное использование мотивов другого человека посредством их удовлетворения или нанесения им ущерба, независимо от их содержания.

Источники власти (Финч, Равен):

  1. Власть вознаграждения- ее сила определяется ожиданием Б того, насколько А сможет удовлетворить его мотивы за выполненные действия и тем, насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения Б;
  2. Власть наказания- ее сила определяется ожиданием Б того, как сильно накажет А за нежелательные действия Б и тем, насколько А поставит неудовлетворение мотива Б зависящим от неблагоприятного поведения Б;
  3. Нормативная власть-Б имеет интериоризированные нормы, которые закрепляют за А право на контроль правилами поведения; А настаивает на выполнении норм;
  4. Власть эталона-обусловлена желанием Б стать похожим на А;
  5. Власть знатока-зависит от приписываемых со стороны Б по отношению к А особых знаний, интуиции и т.д.
  6. Власть информации-А имеет информацию о будущем, которая способна заставить Б посмотреть по-новому на свое поведение.

Особенности: Первые два источника требуют постоянного контроля за Б, а также в первых двух случаях неизбежны затраты ресурсов, что может вызвать и понизить враждебность к А со стороны Б, другие источники-нет.

В отличие от других побуждаемых другими мотивами видов поведения, власть определяется различными мотивами партнера, конфигурацию привлекательности которых эта деятельность должна перестраивать. Как правило, речь идет о введении дополнительной положительной или отрицательной привлекательности, по содержанию не связанной с подвергающимся воздействию поведением Б и создающей дополнительные (внешние) последствия желательных и нежелательных действий Б. Классический анализ психологической ситуации вознаграждения и наказания с точки зрения теории поля был дан Левином.

К рассматриваемой группе процессов также относятся обучение, просвещение, воспитание, ободрение, исходящие от личности учителя.

Существует также потенциальная власть. А не обязательно должен принимать решительные меры, чтобы показать Б те источники власти, которыми он располагает и которые намерен пустить в ход. Зачастую Б может последствия своего поведения, основываясь на прошлом опыте.

Обратимся к дескриптивной модели отдельных шагов действий власти, предложенной Картрайтом и Кипнисом:

  1. Мотивация власти (актуальные состояния потребности, удовлетворение зависит от поведения партнера);
  2. Сопротивление объекта воздействия;
  3. Источники власти (личные качества человека и иные источники: правовые, экономические, оружие и др.);
  4. Внутренние барьеры (культура, ценности, неуверенность в себе и др.);
  5. Средства воздействия (угрозы, обещания, вознаграждение и т.д.);
  6. Реакции объекта воздействия (уступки, послушание, внутреннее согласие и т.д.); на этом шаге проявляются также мотивы и источники власти объекта;
  7. Последствия для применяющего власть субъекта (изменение ценностей, ощущение власти и т.д.).

Говоря о поведении, связанном с властью, указано, что не было найдено эволюционно-психологических и социобиологических объяснений и даже специфических методик исследований. Можно указать на его биологические аспекты, в частности, обнаружена регулируемая гормональными механизмами взаимосвязь между сдерживаемым мотивом власти, с одной стороны, и повышенным давлением крови и ослаблением иммунной системы — с другой. Также в целях изучения поведения в сфере власти исследуется внутривидовая агрессия.

 Говоря о мотиве власти, выделяют несколько средств измерения мотива власти:

  1. Овладение источниками власти (желанные источники власти-престиж, статус, материальное положение, руководящая должность, возможность контроля информационных потоков. Например, у студентов, состоящих в органах самоуправления уровень мотивации власти больше среднего, по Уинтеру. У организаторов-добровольцев мероприятий, которые сильно влияют на политическую жизнь, так же обнаружен высокий уровень мотивации власти.)
  2. Способности в сфере власти имеют манипулятивный оттенок. Уинтером и еще несколькими учеными было проведено исследование, в котором выяснилось, что высоким мотивом власти обладают офицеры полиции, священники, учителя, психологи, журналисты. Данные профессии имеют дело с манипуляциями, в них необходимо оценить свои источники власти и действовать в соответствии с ними. Было также выявлено другими учеными, что люди с высоким мотивом власти более способны к «Игре с переговорами». Они могут успешно влиять на партнеров и быть в выигрыше.
  3. Деятельность власти-речь идет о распоряжении имеющимися ресурсами. К данной проблеме было проведено исследование на дифференциацию президентов США 20 века с помощью анализа публичных речей и эффективности в работе, а также по политике, веденной данными президентами. Выявлено, что те, кто имел высокий мотив власти, пользовался предоставленным аппаратом власти более активно, а те, кто имел низкий мотив власти, использовали этот аппарат менее активно.

Также велись исследования в сфере взаимосвязи между локусом контроля и средствами, применяемыми в политике.

  1. Моральность цели-ведется анализ с позиций морали. Намерения человека, использующего власть могут оцениваться с позиций «хорошие»-«плохие», «законные»-«незаконные». Мак-Келанд: два вида мотивов: социо-орентированный и личностно-ориентированный. Были проведены исследования, связанные с тем, как данные типы мотивов связаны с потреблением алкоголя у людей и наличием насилия в интимной жизни.
  2. Страх перед последствиями действий власти может быть выражен в разных формах, таких, как страх безуспешного влияния, страх перед разрастанием источников власти, их потерей, перед использованием власти и ответным применением власти. Данные сферы пока изучаются, но были сделаны наблюдения о страхе власти в отношениях между старшими и младшими детьми в семье и т.д.
  3.  Предпочтение определенных сфер использования власти-в разных областях своей жизни люди совершают разное количество властных действий. Например, авторитетный начальник на работе дома умолкает при виде своей жены. Данные явления обуславливаются различными факторами, такими, как значимость цели, тип и мощность источников власти и т.д.

Определение мотива власти является проблемой, к которой подобрано несколько определений. Исследователи по-разному определяли мотив власти, описывая в основном те или иные источники власти и проводя эксперименты.

  1. Мюррей рассматривает только три компонента: власть эталона, власть принуждения и наказания, нормативную власть;
  2. Верофф пишет о приобретении источников власти, овладении ими, страхе их потери и страха перед ответным использованием власти. Анализируется власть принуждения, нормативная власть, информационная власть и власть знатока. Верофф воспринимает власть в основном с точки зрения человека, который, боясь потерять свои источники власти, не столько сам ее применяет, сколько подвергается действиям власти другого.
  3. У Юлимана на первый план здесь выходят действия власти, понимаемые как энергичное, создающее взаимные угрозы взаимодействие, не допускающее никакого страха и требующее мужества от обеих сторон. Из источников власти выделяются власть вознаграждения и нормативная власть.

3.1.Были проведены эксперименты со спором людей, которые должны были в итоге прийти к общему мнению. Побеждали люди с высоким мотивом власти.

3.2.Эксперименты с фрустрированием между двумя группами студентов с помощью игры в карты с крапленой колодой между «экспериментаторами» и «испытуемыми», участниками разных студенческих сообществ. Юлиман считал, что авторитет «экспериментатора» в дополнение с трюками может актуализировать мотив власти.

  1. Уинтер интересовался тем, как лидер-пророк воздействие на людей, его интересовали подчинение и зависимость;

4.1.Уинтер на основе экспериментов со студентами сделал вывод, что люди с высоким мотивом власти более склонны к блокированию некоторых источников информации, привлекать сторонников, легко поддающихся влиянию, создавать возможности для замещающего удовлетворения потребности в обладании властью.

4.2.Проводились эксперименты с прослушиванием студентами речей знаменитых политиков. После прослушивания подобных речей поднимается мотивация власти.

Было также продемонстрировано, что люди с более высоким мотивом власти:

1) В «играх с переговорами» пытаются одновременно обмануть соперников и рассчитывают на сотрудничество с их стороны; в играх про «международные отношения» «наращивают» оборонную промышленность;

2) Лучше переживают яркие переживания своей жизни, связанные с властью;

3) При большем уровне норадреналина лучше заучивают парные ассоциации, связанные с властью;

4) Более склонны к приписыванию кому-то контроля над событиями;

5) Меньше пребывают в нерешительности при неизвестном итоге;

6) Требуют меньше содержательной информации при ролевой игре в различные руководящие должности в фирме;

7) Лучше оценивают работу льстящего им работника;

8) При критике реагируют большим возбуждением (фиксируется с помощью количества использованных прилагательных);

9) Выбирают более сильных соперников в играх (в отличие от людей со слабым мотивом власти);

10) Делают в играх ставки больше даже при уменьшении шанса на выигрыш.

Также изучались четыре стадии развития мотивации власти:

I. «Ассимиляция», «вбирание в себя»-парадигма отношений ребенка и матери. Характеризуется отношениями с людьми, которые могут поддержать, вдохновить и т.д.

II. «Автономность»-стремление к независимости.

III. «Самоутверждение»-стремление выделиться.

IV. Продуктивность, служение делу.

Первый и второй этапы связаны с накоплением источников власти, третий и четвертый непосредственно с самой деятельностью власти. Если рассматривать отдельно третий и четвертый этап, то третий связан с служением собственным интересам, четвертый, скорее,-общественным.

Мотив власти также непосредственно связан с физиологическими процессами. Исследователями, например, было выявлено, что норадреналин является специфическим для мотива власти нейротрансмиттером, который благоприятствует обработке информации, связанной с властью, что было показано в экспериментах. Также было доказано, что подавленный мотив власти и связанная с властью стрессовая ситуация приводят к более активному выбросу адреналина, чем слабый мотив власти и отсутствие мотивационного стресса.

Также были проведены тесты с измерением иммуноглобулина А в условиях экзаменационного стресса со студентами, у которых был замечен более высокий мотив власти.

Результаты исследований, связанных со связью мотива власти с другими двумя видами мотивов показывает, что оптимальная атмосфера в компании есть, когда административное кресло занимает человек с высоким мотивом власти и достижения и низким мотивом аффилиации (в крупной фирме); что касается маленьких фирм, то, согласно исследованиям, необходимо наличие у администрации большого мотива достижения и низкого мотива аффилиации, сила мотива власти не имеет значения.

Были проведены исследования фирм с определенным промежутком во времени, в которых констелляция (Достижение+Власть-Аффилиация) давала лучший прогноз, чем каждый мотив в отдельности. (Коек)

Уровень мотива власти в обществе также можно прослеживать по сравнению с другими мотивами на протяжении определенного периода истории. Так, например, исходя из работы Мак-Келанда, которую он провел на примере истории США с использованием хрестоматийных рассказов, написанных в определенный период истории США. Проследив тенденции между ведущими мотивами в обществе, можно предположить, когда государство снова может втянуться в какую-нибудь войну



2019-07-03 476 Обсуждений (0)
Реферат по дисциплине «психология мотивации и эмоций» на тему «Мотивация власти» по тексту Х. Хекхаузена. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реферат по дисциплине «психология мотивации и эмоций» на тему «Мотивация власти» по тексту Х. Хекхаузена.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)