Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хекхаузен. МОТИВАЦИЯ ПОМОЩИ



2019-07-03 547 Обсуждений (0)
Хекхаузен. МОТИВАЦИЯ ПОМОЩИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Помощью являются любые действия, направленные на благополучие других людей.

Вопрос о том, имеет ли альтруистическое поведение инстинктивную основу занимает социобиологов с начала 60х годов. Так Гамильтоном была предложена следующая формула:

П/Ц> 1/ОЧ.

В этой формуле П (преимущество) означает приобретаемое реципиентом (получателем) помощи преимущество для выживания в смысле дарвиновской индивидуальной приспособленности, Ц (цена) — цену, которую должен «заплатить» оказывающий помощь индивид с точки зрения индивидуальной приспособленности, ОЧ (общая часть) — долю генотипа, являющуюся общей у получающего и оказывающего помощь в силу их общего происхождения. Таким образом, «альтруистические», т. е. направленные на помощь попавшим в беду кровным родственникам, способы поведения тем больше повышают совместную приспособленность общего генотипа, получающего и оказывающего помощь, чем большему количеству генетических родственников помогает выжить индивид, жертвуя собой. (Hamilton, 1964)

Примером альтруистического поведения с инстинктивной основой может быть акт взаимопомощи павианов, когда 1 павиан держит вражеского за горло пока другой оплодотворяет самку.

Выделяются 6 последствий действий субъекта, обладающих мотивационным значением: 1) Польза от оказания помощи

2) Затраты на оказание помощи

3) Дискомфорт субъекта, избавиться от которого можно помощью или выходом из ситуации

4) Оценка действия субъекта значимыми для него лицами или обществом в целом. Нормы ответственности и взаимности. Привлекательность последствия помощи своекорыстна. Действие является мотивированным внешне (не альтруизм)

5) Оценка субъектом выполненного действия (на основании нормативных ценностей), в результате которой происходит самоподкрепление. Привлекательностью последствия помощи являются предвосхищаемые положительные и отрицательные (в случае невыполнения действия) эмоциональные состояния. Важной нормой является социальная ответственность. Действие является мотивированным внутренне, бескорыстное.

6) Эмоциональное сопереживание объекту помощи(эмпатия). Привлекательностью последствия является избавление субъекта помощи от отрицательных эмоций и приобретение положительных. Действие является мотивированным внутренне, бескорыстное.

В рамках изучения мотивации помощи было проведено множество социальных исследований, в результате которых были выявлены определённые закономерности.

Опишем эксперименты и выявленные в них закономерности на основе 6 вышеперечисленных последствий помощи, обладающих мотивационным значением:

1)2) Польза от оказания помощи и затраты на неё рассматривалась во многих экспериментах, опишу 3 из них.

В первом эксперименте люди просили 25 центов у прохожих в метро. Просьбу в таком случае удовлетворяли 34% людей. Если проситель назвал своё имя, то 49%. Если дополнительно указывалась причина просьбы, то ещё больше: позвонить – 64%, украденный кошелёк – 72% (Latane, Darley, 1970).

Во втором случае испытуемые находили кошелёк с 2 вариантами вложенной в него записки. В одной писалось, что первый, кто нашёл кошелёк отсылает его владельцу несмотря на увещевания друга или свой прошлый негативный опыт. В другой писалось о том, что нашедший возвращает владельцу по совету друга, согласуясь с собственным опытом. В результате испытуемые возвращали кошелек владельцу в первом случае в 3 раза чаще, чем во втором (Hornstein, Fisch, Holmes, 1968).

Третий эксперимент также проводился в метро. В первой экспериментальной ситуации помощник экспериментатора – П1 садился в вагоне поезда с пассажиром-испытуемым, к ним подходил экспериментатор - Ш и спрашивал у обоих направление поезда, затем П1 давал неправильный ответ и фиксировалось, поправлял его рядом, сидящий пассажир или нет. Во втором случае сцене предшествовал эпизод, когда П2 спотыкался о ногу Ш, тогда П2 ограничивался замечанием, либо скандалил, при этом повторялась та же просьба. Без предварительного эпизода П исправляли 50%, с предварительным сдержанным эпизодом – 28%, скандальным – 16%. При обращении Ш только к П, исправляли только 16%. (Allen cit. Latane, Darley, 1970)

Закономерности: при росте затрат на помощь мотивация помогать падает, понятные действия с точки зрения анализа затрат и глубокое понимание ситуации повышают мотивацию помогать.

3) Закономерности избавления от дискомфорта, как мотивации помощи: люди в своих социальных взаимоотношениях заботятся о сохранении равновесия, поскольку неравное распределение преимуществ или затрат вызывает ощущение неудовольствия, которое побуждает к реальному (помощи) или мнимому (например, путем самообмана) восстановлению равновесия. В противном случае, получатель помощи может испытывать негативные эмоции, которые он припишет своему благодетелю. Если помощь оказывается добровольно и при зрелом размышлении, то человек ощущает себя особенно признательным и чувствует себя особенно обязанным тому, кто ему помог.

4) Закономерности внешней мотивации помощи: чем менее нормы переживаются личностью как внутренне обязательные стандарты, тем более их влияние на действие ограничивается предвосхищением позитивных и негативных событий, которые последуют извне в виде наказания или награды. Чем в большей степени нуждающийся в помощи человек является виновником своего положения, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за оказание ему помощи. Подчеркивать норму ответственности и тем самым усиливать готовность к помощи может влияние образца (проблема с колесом).

5) Закономерности внутренней мотивации помощи: чем более нормы интериоризованы в качестве стандартов поведения личности, тем сильнее деятельность определяется предвосхищением ее последствий для самооценки и тем меньше она зависит от внешних обстоятельств. Готовность к помощи наиболее ярко выражена при противоположной каузальной атрибуции для двух перспектив суждения: когда помогающий считал результат своего действия вызванным внутренними причинами, а результат нуждающегося в помощи — внешними или неподконтрольными

6) Эмпатийное подкрепление помощи было доказано в экспериментах с детьми:

Эксперимент проводился в 2 этапа. На 1-ом этапе ребенок с экспериментатором сидели перед ящиком и 2 рычагами. При нажатии на один из них выпадала конфета, на другой – на 3 секунды вспыхивал красный свет. Только при включении красного света экспериментатор радостно реагировал и обнимал ребенка, не отводя глаз от источника света. На 2-ом этапе экспериментатор сидел за ящиком и мог видеть только красный свет, соответственно у ребёнка был выбор: свет для экспериментатора или конфета для себя. По сравнению с испытуемыми 2 контрольных групп, на первом этапе столкнувшимися либо только с радостными эмоциями экспериментатора, либо с его ласковым объятием дети, одновременно испытавшие то и другое, были склонны выбирать красный свет, чаще, чем конфеты (Aronfreed, Paskal, 1965). Этот эффект наблюдается и при обратном порядке стимуляции: улыбка+объятие=объятие+улыбка

Закономерности: при созвучности сопереживания эмоциональному настрою другого человека происходит отказ от материального вознаграждения, чтобы доставить другому радость.

Ещё закономерности: чем больше человек способен и склонен к эмпатии, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. Сопереживание другому предполагает, что субъект не слишком поглощен собой и своими стремлениями. В том случае, когда человек в своих переживаниях чрезмерно сосредоточен на себе, его готовность к оказанию помощи уменьшается. Радостное настроение, вызванное переживанием успеха или внушенным состоянием приподнятости, повышает готовность к оказанию помощи.

Отдельного внимания заслуживает теоретико-нормативная концепция Шварца, личностные переменные модели в которой можно использовать не только для измерения мотива помощи, но и антисоциальных мотивов.

В этой процессуальной модели мотивирующим агентом является самооценка потенциального субъекта оказания помощи. Именно ожидания, относящиеся к своему Я, активизируются при восприятии бедственного положения другого человека и приводят к появлению ощущения морального долга. Поведение здесь «мотивируется желанием действовать в соответствии со своими ценностями, чтобы сохранить или повысить свое чувство собственного. Таким образом, речь идет скорее о достижении своего собственного благополучия, чем об альтруистической мотивации.

Анализируя мотивацию помощи, авторы выделили следующие её компоненты: 1) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннего состояния другого человека; 2) готовность учитывать последствия своего действия для других людей; 3) личностные нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка (не совпадающие в общем случае с нормативными эталонами, предписываемыми обществом), и 4) тенденция приписывать ответственность за совершение или несовершение альтруистического действия себе, а не другим людям или внешним обстоятельствам.

Тема 7:



2019-07-03 547 Обсуждений (0)
Хекхаузен. МОТИВАЦИЯ ПОМОЩИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хекхаузен. МОТИВАЦИЯ ПОМОЩИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)