Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Агрессия: мотивационные и эмоциональные аспекты



2019-07-03 378 Обсуждений (0)
Агрессия: мотивационные и эмоциональные аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок




Из хрестоматии Гиппенрейтер (текст Берковица)

Агрессия – любая форам поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Но это не единственное определение, оно не является общепринятым, термин «агрессия» имеет много разных значений.

Другое определение: Агрессия – насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, самоуверенное поведение. Все приведенные выше действия различны, но обозначаются словом – агрессия. Многие психоаналитики постулируют наличие общего агрессивного драйва, который обуславливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по своей природе агрессивными. Как агрессия рассматривается не только немотивированное нападение на другого человека, но и стремление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения, также данная концепция испытывает существенное влияние слов из обиходного языка.

Следуя значениям обыденной речи:

В одной книге об агрессии, написанной для широкой аудитории, автор пишет, что «не существует четкой границы между теми формами агрессии, о которых приходится сожалеть, и такими, которые необходимы для самосохранения». Для него агрессия является не только стремлением причинить вред другому человеку, но и «основой интеллектуальных достижений, утверждения независимости и даже собственного достоинства, которое дает человеку возможность высоко держать голову, находясь среди других людей». Мы атакуем проблемы или вгрызаемся в них. Мы овладеваем проблемой, борясь и преодолевая ее сложность. Слова, используемые для описания интеллектуальной деятельности, - это слова, относящиеся к агрессии. Эта концепция агрессии настолько широка, что включает в себя вообще все, что означается в нашей культуре словом «агрессия» (например, агрессивный продавец – настойчивый, энергично пытающийся продать что-либо). Более того, утверждается, что у всех этих разнообразных действий одна и та же мотивация, что весьма спорная гипотеза.

Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок:

Другой крайностью являются узкоспециальные определения агрессии, игнорирующие какие бы то ни было мотивационные предпосылки. Арнольд Басе предложил известную безмотивационную концепцию. Он пытался определить агрессию способом внешнего описания, не используя субъективные идеи, такие как «намерение», он указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно, ведь нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, они могут оказаться в не состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется как «причинение вреда другому человеку». Но тут сразу проблема: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому-то вред. Примеры: пешеход, случайно толкнувший кого-то в потоке трактуется иначе, чем школьный хулиган, намеренно обижающий детей. Также дантист и хирург – они причиняют страдания другим людям, но чтобы помочь им.

Агрессия как неправильное поведение:

Другой способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Альберт Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой деятельности. Слово «агрессия» для большинства людей имеет негативный смысл, и мы, как правило, не называем чьи-то действия агрессивными, если одобряем это поведение.

Тут встают два вопроса: Можно ли ограничивать понятия, используемые в соц науках, значениями, присущими словам повседневного языка, и, во-вторых, действительно ли полезно трактовать агрессию как действия, нарушающие соц правила?

Ответ на первый вопрос: многие специалисты согласны, что использование обыденного языка может тормозить научную мысль. В то время как любая наука стремится разрабатывать термины, которые имеют ясные и специфические значения, обыденный язык часто бывает неопределенным и неточным. Помимо неправильного поведения, термин «агрессия» может означать и многие другие вещи, но мы не всга уверены в том, какое именно значение вкладывает человек, его употребляющий. Исследователи должны избегать повседневного языка, чтобы можно было иметь четкое представление о том, что имеется в виду.

Ответ на второй вопрос – нет, ибо мы не всегда можем точно определить, какие именно правила соц нормы релевантны рассматриваемому действию. Пример: человека оскорбили, в состоянии ярости он бьет обидчика, для каждого наблюдателя ситуация может представиться с разных сторон: действие, рассматриваемое одними как нормальное и оправданное отмщение, другими расценивается как неоправданная агрессия. Примеры: родители бьют детей, мужья – жен, террористы – все утверждают, что «борются за справедливое дело», будь то воспитание, религия или подчинение.

Исходя из концепции агрессии как неправильного поведения, в любом из приведенных примеров мы называем случившееся «агрессией» или отрицаем это, только исходя из того, какую сторону принимаем. Такое положение дел нельзя назвать удовлетворительным. Определение агрессивности становится произвольным. Агрессия осуждается обществом (к счастью), но было бы неправильным делать соц неодобрение необходимой частью определения агрессии.

Цели агрессии:

Многие исследователи считают, что определение агрессии должно соотносится с намерением нападающего, однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия – это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям.

Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей?

Пример: мужчина взбешен замечанием жены и наносит ей удар. Некоторые бы предположили, что такое нападение вызвано в значительной мере внутренним побуждением и направлено прежде всего на то, чтобы нанести оскорбление или причинить жертве ущерб. Напротив, многие соц ученые, да и неспециалисты не ставят акцент на причинение жертве вреда, а полагают, что у агрессии могут быть совершенно иные цели 9утверждение доминирования, приучить жену не раздражать его в след раз, достичь контроля в угрожающей ситуации и тд).

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба:

В основном соглашаясь с тем, что агрессоры действуют расчетливо, рационально, сторонники данного подхода утверждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жертвам: желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Агрессоры могут стремиться добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности.

Принуждение: Джеральд Паттерсон и Джеймс Тедеши. Агрессия – грубая попытка принуждения. Нападающие могут причинить ущерб своим жертвам, но, по мнению Паттерсона и Тедеши, их действия прежде всего попыткой повлиять на поведение другого человека. Паттерсон исследовал внутрисемейные взаимодействия. Психологи сравнивали взаимодействия в «нормальных» семьях со взаимодействиями в семьях, которые имеют проблемных детей (обычно из-за агрессии). Проблемные подростки располагают несколькими стратегиями, с помощью которых могут контролировать других членов семьи. Они часто демонстрируют негативизм и критицизм, оказываются делать то, о чем их просят, и даже при случае могут ударить братьев или сестер и других людей, стараясь заставить их делать то, что им хочется.

Власть и доминирование: Финкельхор. Агрессия направлена на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Данная интерпретация встречается в литературе, посвященной проблемам насилия в семье. Более сильные стремятся посредством силы сохранить свое доминирующее положение. При рассмотрении агрессии в семье существует два подхода: первый (предпочитаемый Финкельхором и некоторыми феминистски ориентированными авторами) предполагает, что разница в силе сама по себе ведет к применению насилия, сильные бьют слабых, потому что могут это сделать; второй – объяснение насилия не просто разницей сил, но борьбой за власть и доминирование, когда мужья и жены ссорятся, они соперничают за контроль и влияние, и агрессия может возникать из этой борьбы.

Стремление произвести внимание: Ганс Тох, Ричард Фельсон. Агрессоры заинтересованы в том, что о них думают другие. Тох – осследование осужденных, некоторые участвовали в показательных драках, чтобы показать всем, какие они ужасные и бесстрашные, беспокоились о своем «образе Я». Фельсон – агрессия, как способ произвести впечатление. Личный вызов выставляет их в невыгодном свете, особенно, если они подверглись нападению. Атакуя обидчика, люди стремятся показать, что они «такие, чье «Я» следует уважать».

Концепция, постулирующая существование общего агрессивного драйва, страдает серьезным изъяном, ибо игнорирует разнообразие мотивов, которые могут побуждать к агрессии.

Желание причинить ущерб:

Большинство исследователей считают, что целью агрессивного поведения всегда является намеренное причинение ущерба другому человеку. Определение Джона Долларда и Нила Миллера: агрессия – действие, целью которого является причинение ущерба другому организму (или заменителю организма). Цель – причинить вред. Определение Роберта Бэрона: агрессия – любая форма поведения, направленного к цели нанесения вреда или причинения ущерба другому живому существу, которое мотивировано избегать подобного обращения. Агрессор понимает, что поступает в отношении жертвы таким образом, что жертва явно против подобного с ней обращения. Главное – атакующий знает о том, что жертва не хочет, чтобы с ней так поступали.

 

Определения, принятые в книге Гиппенрейтер:

Агрессия – вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому.

Насилие – крайняя форма агрессии, намеренного стремления причинить серьезный физический ущерб другому лицу.

 

«Инструментальная агрессия» - действие, которое совершается для достижения какой-то внешней цели, а не ради удовольствия от самого действия. Солдат убивает другого солдата, чтобы выжить, киллер убивает человека,чтобы получить за это деньги и тд.

«Враждебная агрессия» (по терминологии Фешбаха) или «эмоциональная агрессия» – вид агрессии, основной целью которой является причинение ущерба другому лицу. Это также можно назвать «эмоциональная», «аффективная» или «гневная» агрессия, поскольку она вызывается эмоциональным возбуждением, причем речь идет о негативных эмоциях, и агрессор стремится причинить ущерб другому лицу. Многие из нас испытывают желание атаковать кого-нибудь, когда нам бывает плохо. Во многих из этих случаев, нападая на другого человека, мы не думаем о достижении каких-либо преимуществ или получении каких-то выгод и довольно часто даже знаем, что наши действия не принесут нам какой-либо пользы, скажем, не улучшат наше положение или не сделают его менее неприятным. И все же мы чувствуем побуждение ударить другого человека или разбить, разломать какую-нибудь вещь.

Некоторые испытывают удовольствие от того, что причиняют вред другим людям. Многие люди стремятся причинить кому-нибудь ущерб, когда они находятся в подавленном настроении, и, достигая своей цели,получают удовлетворение, так как избавляются от депрессии 9пока сами не начинают страдать от негативных последствий своего поведения). Некоторые люди живут во враждебном окружении, и их часто провоцируют. Каковы бы ни были источники неудовольствия, возмущения, гнева людей, следует признать, что некоторые из них постоянно испытывают побуждение к тому, чтобы атаковать других. Атакуя других в подобных ситуациях, они имеют возможность научиться тому, что агрессия может доставлять удовольствие. Достижение разных целей (доказательство своей мужественности, статус большого и сильного и тд) учит тому, что агрессия может быть вознаграждающей формой поведения. Повторяющееся получение подобных вознаграждений за агрессивное поведение приводит их к открытию того, что агрессия сама по себе доставляет удовольствие. После всего этого люди атакуют без эмоционального возбуждения, просто потому, что знают, что это приносит удовольствие.

Классификация агрессии:

Агрессивные действия могут быть классифицированы на: физические (пинок, удар) и вербальные (подвергают сомнению ценность личности другого человека, оскорбления или угрозы объекты агрессии). Пример: Оскорбленный может или ударить или оскорбить в ответ.

Эксперимент Долларда и его сотрудников из Йельского унив: изучение влияния утомления на простые физиологические реакции. Испытуемые не спали всю ночь, они заядлые курильщики, им нельзя было играть, разговаривать, читать и тд. Они проявляли агрессивность в сторону экспериментаторов, но косвенно; один из испытуемых нарисовал рисунок, где были расчленены и выпотрошены экспериментаторы. Доллард и его сотрудники полагают, что сильнейшие агрессивные тенденции, стимулированные провокацией (фрустрацией), действуют в направлении воспринимаемого источника фрустрации. Возбужденные люди, следовательно, предпочли бы атаковать источник своих неприятностей столь прямым способом, сколь это возможно, но если фрустрированные люди думают, что за прямую атаку подвергнутся наказанию, то так же, как испытуемые в эксперименте Долларда, они будут выражать свои агрессивные тенденции лишь косвенно, например, в форме карикатуры. Примеры косвенной агрессии: злобные замечания, враждебные шутки, злые сплетни, это все из подавляемой агрессии.

У агрессии есть еще один критерий: степень, в которой поведение может быть сознательно контролируемым или импульсивным. Нападения осуществляются как спокойно, расчетливо, преднамеренно, с ясно намеченной целью(киллеры), так и без всякого расчета, без обдумывания плюсов и минусов, собственных выгод и нежелательных для агрессора последствий. Про последние говорят «убийства происходят оттого, что люди не думают... Взыграла кровь, завязалась драка, и вот уже кто-то зарезан или застрелен», это скорее спонтанные акты, вызванные аффектом, а не продуманные.

Внешнее влияние на импульсивную агрессию: акты импульсивной агрессии представляют собой эмоциональные реакции, которые «запускаются» интенсивной внутренней стимуляцией, но незначительные или нейтральные внешние ситуации могут повлиять на интенсивность внутренней стимуляции. Внутренний «толчок» к агрессии может усилиться настолько, что агрессивная реакция произойдет почти автоматически.

Эксперимент Кристофера Свэрта: испытуемые подвергались грубому обращению со стороны своих сокурсников и потом могли наблюдать, как их мучители получали электрические разряды. Потом этих испытуемых просили наказать другого человека, они наказывали особенно охотно и рьяно, если видели при этом нейтральный объект, который сам по себе не сигнализировал о боли, но который находился в поле восприятия испытуемых раньше, когда они наблюдали страдания разозлившего их сокурсника. Напоминающий стимул усиливал агрессивные побуждения, сохранявшиеся от предшествующей провокации.

Но иногда агрессивные действия могут быть более (или менее) жестокими вне зависимости от сознательных намерений агрессора. В эксперименте Свэрта и Берковица предлагалось наказывать человека, не сделавшего им ничего плохого (нейтральное лицо), и на сознательном уровне они поступали так, как было велено, однако был еще один фактор, вызывающий побуждение к агрессии. Например, мужчина, который хочет ударить жену, приближается к ней и замечает что-то, что у него ассоциируется с вознаграждаемой агрессией (кубок за победу в боксе, собственный портрет, где он в боксерской форме и тд). Любая из таких деталей может усилить агрессивное побуждение, вызванное замечанием жены. Стимул продуцирует внутренние связанные с агрессией реакции, которые усиливают интенсивность порожденных фрустрацией агрессивных побуждений. В результате муж может ударить жену сильнее, чем он сознательно намеревался. Импульсивные, непроизвольные реакции «накладываются» на произвольный компонент поведения.

 

На примере, где муж хочет избить жену, покажем значение гнева: здесь гнев – внутреннее состояние, драйв, который запускает агрессивное поведение, и действие. Дело осложняется еще тем, что гнев – это эмоциональное состояние (человек чувствует себя сердитым). Также поведение мужа можно описать как враждебное по отношению к жене. В данном контексте слово «враждебный» относится к чувствам (эмоц сост) мужа в данный момент, к его постоянной установке по отношению к жене и характеризует его поведение.

Различные значения слов «гнев» и «враждебность» не представляли бы особой проблемы, если бы чувства, экспрессивные реакции, установки и поведение всегда были бы конвергентными. Однако чувство гнева не всегда открыто выражается в поведении, и мы можем высказывать неблагоприятные мнения о других людях даже и тогда, когда мы не испытываем побуждения нападать на них.



2019-07-03 378 Обсуждений (0)
Агрессия: мотивационные и эмоциональные аспекты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Агрессия: мотивационные и эмоциональные аспекты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)