Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соединение простых чувств



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
Соединение простых чувств 0.00 из 5.00 0 оценок




Принцип единства эмоционального состояния:

Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства.

Ощущения обычно связываются друг с другом благодаря тому, что каждое из них сопровождается чувственным тоном, а все одновременные чувственные тона сливаются.

Этот принцип связан с уже упоминавшимся важным свойством чувств: все они принадлежат к эмоциональной непрерывности

Чувства взаимно модифицируют друг друга и что все они модифицируются общей равнодействующей: при этом самым характерным является то обстоятельство, что отдельные простые чувства в общем или совсем перестают различаться как отдельные составные части сознания и только вносят свою долю в своеобразную эмоциональную окраску последнего, или по крайней мере отступают на задний план по сравнению с совокупным впечатлением

Цельное чувство – единая равнодействующая всех имеющихся в данный момент эмоциональных действий

Частичные чувства – входящие в состав цельного чувства части

Несколько простых чувств объединяются в ближайшее частичное чувства, а потом частичные чувства первого порядка, частные чувства первого порядка в частные чувства второго порядка (и тд, в зависимости от сложности), последние объединяются в цельные чувства

Принципы эмоциональных слияний:

1) Принцип градации элементов

Каждое сложное цельное чувство содержит в себе одно какое-нибудь господствующее частично чувство, придающее ему основной его характер; остальные частичные чувства только более или менее видоизменяют последний

2)  Принцип ценности целого

Цельное чувство никогда не является только суммой частичных чувств, на которые его можно разложить. В нем всегда прибавляется еще особая, специфическая, хотя по своим качествам и сообусловленная в существенном частичными чувствами, эмоциональная ценность.

Именно этот принцип объясняет мощное повышение чувств при их сложении

 

Каждое простое чувство обладает ассоциативными связями. Главную роль играют два вида ассоциаций:

  • Соединение единичного чувства с репродуктивными элементами, связанными с какими-нибудь сложными представлениями
  • Соединение диспаратных ощущений благодаря родственности их чувственных тонов

зеленый цвет напоминает о зелени леса и луга

Ассоциативное усиление чувств при непосредственном родстве чувственных тонов различных ощущений

низкие тона соответствуют темным цветам

Общие свойства связанных с представлениями чувств

Субъективный элемент душевной жизни – чувство – возникает только в форме сложных образований.

Он проявляется либо в виде сложных чувств – непосредственных соединений между одновременными простыми чувствами, либо в виде аффекта или волевого акта (в зависимости от условий протекания) – когда для своего проявления субъективный элемент требует более или менее длительного промежутка времени

Ощущения всегда возникают в сознании в сопровождении представлений. Также ощущения едины с простыми чувствами. Представления – слияния ощущений, суммированные чувства – слияние эмоций. Представления и суммированные чувства также неразрывно связаны.

В суммированных чувствах может быть господствующий элемент: чувство, подавляющее другие. В особенности, ели этому благоприятствуют условия, лежащие вне представления.

Несоответствие представления и связанного с ним чувства

Связанное с представлением чувство может достигнуть гораздо большей интенсивности, чем имеют ощущения

 

Представление и чувство не одновременны во времени. (всегда одно предшествует другому)

Проявление предшествующего во времени чувственного тона очень часто связывается с перевесом эмоциональных элементов в комплексе представлений; между тем предшествование объективного содержания представления во всех случаях наблюдается тогда, когда чувственный тон представления оказывается слабым, приближающимся к порогу безразличия.

1) Чувственные представления, возникающие под влиянием внешних раздражителей: чувства следуют за объективными представлениями.

2) Представления, воспроизведенные памятью: чувства идут сначала

Опыты с ассоциациями

Факты, опровергающие первую закономерность, можно связать с апперцепцией чувственного тона, идущей впереди апперцепции представления

Выше было показано, что чувство есть реакция центральных функций сознания, т. е. апперцепции, на отдельные переживания в сфере сознания

Мы должны апперцировать ощущение и апперцировать реакцию, чтобы они возникли в сознании. Они апперцируются в разном порядке

Аффекты

Они, с одной стороны, составляются из чувств, с другой стороны, при определенных условиях, переходят в волевые процессы.

Аффекты отличаются от обычных чувств: большей силой и тем, что соединяют сменяющиеся чувства в одно

Каждое значительное усиление чувства ведет к аффекту.

Может случиться, что аффект, вызванный интенсивным возбуждением чувств, переходит в более слабые чувства. Подобные аффекты, отличающиеся сравнительно небольшой силой составляющих их чувств, обыкновенно называют настроениями

Аффект - это формы течения чувств, которые связаны с изменениями в течении и соединениях представлений, причем эти изменения благодаря связанным с ними чувствам, в свою очередь, усиливают аффекты.

Аффект не имеет собственной качественной окраски, последняя всецело принадлежит чувствам, которые составляют содержание аффекта. Поэтому сильные аффекты, особенно на начальной стадии, субъективно очень похожи

1)Сильное чувство, все представления исчезают, кроме одного – носителя чувства, которое и заполняет всю душу

2)После первой задержки происходит наплыв множества представлений, находящихся в связи с представлением, вызвавшим аффект

Аффекты: радость, надежда, печаль, гнев (это типичные формы течения чувств родственного содержания)

2 основные формы аффектов: возбуждающие и угнетающие

Х – время, Y – интенсивнось чувств. Над кривой: возбуждающая (стеническая) форма аффекта, под кривой – угнетающая (астеническая)

2 типа форм течения:

  1. Быстро возрастающий и медленно спадающий тип
  2. Медленно возрастающий и быстро спадающий

 

А и В изображают два типа стенической формы: типы астенической формы были бы такими же, только с кривой по другую сторону Х.

Тип А: все аффекты, происходящие от внезапного восприятия извне (при виде объекта или получении известия)

Тип B: похожи на настроения, вырастают понемногу из внутренних мотивов, особенно из размышлений с сопровождающими их чувствами (удовольствие, надежда, (и по отриц.) забота, горе, печаль)

Если аффект длится долго, то эти простые формы осложняются, а возобновляются несколько раз, или колеблется между двумя противоположными настроениями

 

Тип С: возобновляющийся тип

Тип D: колеблющийся (основаны либо на причинах, вызывающих аффекты, либо на особенном расположении души)

 

Анализ конкретных аффектов, добытый самонаблюдением:

Волевые процессы

Аффект может иметь два исхода:

1)  переход к обычному течению чувств, сравнительно лишенных аффективной окраски : подлинные аффекты

2) К аффекту непосредственно примыкает известное внешнее волевое действие, вызывающее своими результатами чувства, которые благодаря контрасту по отношению к чувствам, входящим в состав аффекта, приостанавливают самый аффект : волевой процесс

Аффект примыкает к чувству, волевой процесс – к аффекту

Примитивные волевые процессы: возникают под влиянием чувств неудовлетворения, вызывающих двигательные реакции. В результате реакций – чувство удовольствия

борьба с врагом для удовлетворения чувства мести

Аффекты, возникающие из физических чувств и из социальных, являются первичными источниками воли, общими у человека и животных

Все аффекты могут подготавливать волевые действия

Высшая ступень развития чувств (а после чувств – аффектов) – как раз волевой процесс

В волевой процесс среди других входят чувства и представления с ними связанные, которые предпочтительно подготавливают волевой акт – волевые мотивы.

Основание волевого мотива - элемент представления

Побудительная причина воли – элемент чувства

Когда хищное животное схватывает свою добычу, то основанием служит вид добычи, а побудительной причиной может быть неприятное чувство голода

Простое волевое действие – с одним мотивом

Если в аффекте несколько чувств и представлений (возможно противоречащих друг другу) стремятся вызвать внешнее действие – произвольное действие

Произвольные действия отличаются тем, что здесь... решающий мотив постепенно выделяется из нескольких мотивов, различных и противодействующих друг другу, существующих наряду друг с другом

Произвольное действие – акт выбора, когда борьба мотивов воспринимается нами и предшествует действию

Особые чувства, сопровождающие стадии волевого действия: чувство простого и обдуманного решения (они относятся к разряду чувств возбуждения и разрешения и сочетаются с удовольствием-неудовольствием)

Предшествующее чувство: чувство сомнения, сопровождающее колебание между различными мотивами

 

Развитие воли - переход от простых волевых действий в сложные – несет вместе с собой и другие изменения:

аффекты, которыми вводятся волевые процессы, все более и более слабеют в своей интенсивности вследствие противодействия различных чувств, взаимно задерживающих друг друга; в конце концов волевые действия проистекают из чувства, которое лишено каких-либо элементов аффекта. Волевой процесс всегда должен быть связан с аффективным возбуждением, но оно может быть очень слабо.

Развитие воли и ослабление аффектов связано с интеллектуальным развитием



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
Соединение простых чувств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соединение простых чувств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)