Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личко. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ



2019-07-03 602 Обсуждений (0)
Личко. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Личко ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим

Акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются при взрослении. Особенности могут проявляться не постоянно, а в каких-то ситуациях.

Две степени акцентуации:

1. явная – крайний вариант нормы, отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности часто заостряются, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении

2. скрытая – обычный вариант нормы. В обычных условиях выражены слабо или не проявляются совсем.

Систематика Личко исходит из классификации Ганнушкина и Сухаревой, а так же типов акцентуированных личностей у взрослых по Леонгарду. Она отличается двумя особенностями:

1. предназначена специально для подросткового возраста

2. охватывает психопатии (патологические отклонения характера и акцентуации – крайние варианты нормы)

Гипертимный тип (Ганнушкин, Шнайдер описали у взрослых, Сухарева - у детей и подростков)

= конституционно-возбужденный тип в трактовке Ганнушкина

•        Черты: С детства подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. Везде вносят шум, любят компании сверстников и стремятся ими командовать.

Они обладают живым умом, схватывают всё на лету, отсюда неусидчивы, также они отвлекаемы, недисциплинированны, неровны в обучении.

Главная черта – всегда хорошее приподнятое настроение, лишь изредка бывают раздражительны, гневливы и агрессивны. Всегда бодры, имеют хорошее самочувствие и цветущий внешний вид, хороший аппетит и здоровый сон. Аккуратность не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах. Переоценивают свои возможности и любят прихвастнуть, но движет ими искренний задор и действительная уверенность в поступках. С помощью лживости могут извернуться в трудных ситуациях.

•        Отношения с окружающими: С взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Среди сверстников чувствуют себя комфортно и уверенно, являются «заводилами» в коллективах. группу. Они быстро осваиваются в любой среде, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби".

•        Увлечения, алкоголизация и др. вр. привычки: имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями. Предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок.

•        Эмансипация: Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто.

•        Самооценка: достаточно искренняя, но гипертимы часто переоценивают свои возможности.

•        Психопатии: Существует три варианта развития психопатий:

1.       Гипертимно-неустойчивый (наиболее частый вариант, в её появлении решающую роль играет семья, жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность (правонарушительное поведение)– в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни)

2.       Гипертимно-истероидный (на фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты, желание произвести впечатление своей незаурядностью, при возникновении трудностей – желание разжалобить других (даже демонстрационные попытки суицида), появляется при воспитании ребёнка как «кумира семьи»)

3.       Гипертимно-аффективный (усиливаются черты аффективной взрывчатости, создает сходство с эксклюзивными психопатиями эпилептоидов (но только внешнее), вспышки гнева при неудачах проявляются особо бурно, теряется контроль над собой, но тем не менее быстрая отходчивость, склонность легко прощать обиды, существенную роль могут играть частые черепно-мозговые травмы у мальчиков)

 

Циклоидный тип (Кретчмер, Ганнушкин)

Черты: циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят

впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза раздражительности. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий, труднее становится учиться, все приобретает пессимистическую окраску. Неприятности и неудачи усиливают субдепрессивное состояние, могут вызвать аффективаное суицидальное поведение. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порой грубостью и гневом, но в глубине души впадая еще в большее уныние. Некогда бойкие и активные дети становятся подростками-домоседами.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче – несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями.

Алкоголизация и др. вр. привычки: Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью – в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в "плохие дни" гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.

Самооценка: Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.

Психопатии:

1.       "конституционально-депрессивных"

2.       "конституционально-возбужденных" (гипертимных)

3.       циклотимиков

4.       эмотивно-лабильных.

Лабильный тип (Шнайдер, Ганнушкин, Леонгард)

•        Черты: Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения (слишком часто и слишком круто) при слишком незначительных поводах. Возникает у детей, которые часто переносили инфекционные заболевания. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От

•        настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Чувствительны к знакам внимания и благодарностям, тяжело переносят несчастья и утрату (реактивные депрессии, невротические срывы).

•        Отношения с окружающими: Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это, прежде всего, сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. Так же свойственна преданная дружба. Не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, такие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают действительно хорошую интуицию – при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится недоброжелательность.

•        Алкоголизация и др. вр. привычки: нет глубокого увлечения

•        Эмансипация: Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство.

•        Самооценка: искренняя, знают, что они «люди настроения»

Астено-невротический тип

•        Черты: с детства – признаки невропатии: плохой сон и аппетит, пугливость, страхи, заикания, анурез. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость (в умсвенных занятиях), раздражительность и склонность к ипохондричности. Физические нагрузки переносятся умеренно, но в среде соревнований вызывают тревогу. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.

•        Отношения с окружающими: Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами.

•        Алкоголизация и др. вр. привычки: Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.

•        Эмансипация: Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости и т. п., могут подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще и побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало внимания, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых специфически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества

•        Самооценка: отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, осознают, что утомляемость глушит интерес к новому, будущее связывают с заботой о здоровье. Не могут подметить все особенности точно.

Сенситивный тип

•        Черты: Ганнушкин отметил 2 осн. качества: "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности". С детства проявляется пугливость и боязливость, избегают больших компаний, подвижных игр, опасностей. Создаётся впечатление замкнутости, но они раскрываются с теми, к кому они привыкли. Предпочитают игры с малышами, тк чувствуют себя увереннее. Не проявляют интерес к абстрактным знаниям. Послушные, домашние, привязаны к родным. Учатся старательно.

обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям.

•        Отношения с окружающими: Сильно привязаны к родным, школа пугает их скоплением сверстников, шумом, драками. Сильно привязываются, с трудом меняют коллектив. Упреки со сторонры старших вызывают отчаяние и слезы. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Девочки пытаются показать веселость, мальчики – развязанность, но пасуют. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек.

•        Алкоголизация и др. вр. привычки: Любят тихие игры, лепку, рисование, неохотно читают, Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение.

•        Эмансипация: выражена довольно слабо, охотно подчиняются опеке старших

•        Самооценка: видят в себе много недостатков, особенно в морально-этических и волевых качествах, есть чувство собственной неполноценности, самобичевание.

Психастенический тип

•        Черты: Главные черты – неуверенность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. В детстве – ранний "интеллектуальный интерес", навязчивые явления и фобии, также боязнь нового. Первые классы школы – критический возраст. Становлению психастении способствуют недетские обязанности, навязанные ребёнку. Боязнь психастеника футуристически направлена. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы, педантизм и формализм. Сильны в словах, но не в действиях. Ждать не умеют. Спорт, особенно для рук, даётся плохо.

•        Отношения с окружающими: Сильно привязан к матери, беспокоится за неё всегда, когла она вне поля его видения.

•        Алкоголизация и др. вр. привычки: Все описанные формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам: ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях.

•        Самооценка: несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные

Шизоидный тип (Кретчмер, Эльмигер)

•        Черты: Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яростью. Подросток живёт в собственном мире фантазий, никому его полностью не показывает, считает, что его не поймут. Слабо развита интуиция, шизоид не умеет понимать чужие переживания, угадывать желания других, догадаться об отношении к себе. Страдает от замкнутости и одиночества. Не умеет убеждать своими словами других. Не все из них интеллектуальны и имеют богатый внутренний мир. Необычные и устойчивые увлечения с прихотливо выбранным предметом в интеллектуально-эстетической сфере. Неуклюжие, с плохо развитой моторикой.

•        Отношения с окружающими: избегает компании, особенно сверстников. Ребёнок может находиться в окружении взрослых и холодно слушать их разговоры. Может раскрытьс я перед малознакомыми людьми, но не до конца и оставаться скрытым с давним знакомым или другом. Имеет место прямолиненая критика других лиц без учёта последствий для себя. Если вдруг попадают в группу, остаются в ней белыми воронами.

•        Алкоголизация и др. вр. привычки:

•        Эмансипация: Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Вместе с тем эмансипационные устремления легко могут оборачиваться социальной нонконформностью – негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными вокруг идеалами, духовными ценностями, интересами, злопыхательством по поводу "отсутствия свободы".

•        Самооценка: Самооценка шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих.

•        Психопатии: Подростковый период является самым тяжелым для шизоидной психопатии.

Эпилептоидный тип

•        Черты: Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличают злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Их можно сравнить с разрывом парового котла, который прежде долго и постепенно закипает. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть. В детстве проявляются садистические наклонности, мелочная скурпулёзность. В аффекте – безудержная ярость, также выражается физиологически – пот, налитое кровью лицо. Любовь окрашена тонами ревности – любая измена (даже мнимая) ими не прощается. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. Подвижные коллективные игры даются им плохо. Совершенствование ручных навыков, особенно если это сулит определенные материальные блага (прикладное искусство, ювелирная работа и т. п.), также может оказаться в сфере увлечений. Многие из них любят музыку и пение. В отличие от истероидов охотно занимаются ими наедине, получая от своих упражнений какое-то особое чувственное удовольствие.

•        Отношения с окружающими: готовы на угодничество перед начальством, но со сверстниками стремятся завоевать власть и уважение через страх. Чувствуют себя нередко на высоте в условиях жесткого дисциплинарного режима, где умеют угодить начальству,

•        Эмансипация: Эпилептоидные подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и "прав", своей доли имущества, жилища, материальных благ. При конфликтах с матерью и отцом они могут держаться за бабушек и дедушек, которые их балуют, о них заботятся, им потакают.

•        Самооценка: Самооценка эпилептоидных подростков носит однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, свои соматические особенности – крепкий сон и трудность пробуждений, любовь сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения, отсутствие застенчивости и даже свою склонность к ревности. Они подмечают свою осторожность к незнакомому, приверженность к правилам, аккуратности и порядку, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью. В остальном, в особенности во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более конформными, чем это есть на самом деле.

Истероидный тип

•        Черты: Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Лживость и фантазирование приукрашивают персону. Желание слушать похвалы, обращать на себя взоры становится потребностью. Все делают напоказ, демонстративно (в том числе и демонстративные попытки суицида, «суицидальный шантаж», только для привлечения внимания – безопасные способы и обильная суицидальная сигнализация, желание набрать свидетелей). Занимаются творческой деятельностью, но не для себя, а на публику.

•        Отношения с окружающими: претендует на место лидера в группе, пытается его добиться всеми возможными для него способами, обладает хорошей интуицией и поэтому легко подстраивается под группу, демонстрируя те черты, которые группа хочет видеть, а так же пуская «пыль в глаза» о своих былых успехах. Быстро меняет коллектив, как только его «раскусят».

•        Алкоголизация и др. вр. привычки: Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носитдемонстративный характер.

•        Эмансипация: может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. Однако по сути дела настоящая потребность свободы и самостоятельности вовсе не свойственна подросткам этого типа – от внимания и забот близких они совсем не жаждут избавиться. Эмансипация как детская оппозиция.

•        Самооценка: Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

Неустойчивый тип (Краепелин, Шнайдер, Статт)

•        Черты: безудержный и неустойчивый (в поведенческой сфере), безвольные. В детстве непослушны, непоседливы, но бояться наказаний и легко подчиняются другим детям. Нет желания учиться, повышенная тяга к удовольствиям и развлечениям, часто прогуливают. Увлечения – информативно-коммуникативные и азартные игры. Отталкивают упорные занятия. Никакой труд не привлекателен.

•        Отношения с окружающими: не способны занять себя сами, тянутся к уличным группам, но не могут занять место лидера, становятся орудием группы.

•        Алкоголизация и др. вр. привычки: Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики.

•        Эмансипация: С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений. Частые побеги из дома.

•        Самооценка: приписывают либо гипертимные, либо конформные черты.

Конформный тип (Ганнушкин)

•        Черты: постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму (Ганнушкин ошибочно связал с низким интеллектом). Главная черта характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Люди своей среды. В трудной ситуации ищут утешение. Совершенно некритичны – все что говорит общество – истина. Неинициативны. Увлечения – согласно толпе, моде.

•        Отношения с окружающими: недоверие к незнакомцам, не могут противостоять окружению и всегда подражают ему, полностью продукт микросреды. Самая большая травма – изгнание из привычной группы.

•        Эмансипация: Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", перенять распространенные подростковые моды, манеры, увлечения.

•        Самооценка может быть неплохой

Смешанный тип

Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Существует два рода сочетаний: промежуточный и амальгамный.

Промежуточные обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, особенностями развития в раннем детстве (лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим, шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный, возможна трансформация гипертимного в циклоидный)

Амальгамный – наслоение черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Это (первое – основа или ядро, второе – придаток) гипертимно-неустойчивый, гипертимно-истероидный, лабильно-истероидный , шизоидо-неустойчивый, эпилептоидо-неустойчивый (повышенная криминогенная опасность), истероидно-неустойчивый, конформно-неустойчивый (следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении.). Другие сочетания практически не встречаются.

О динамике акцентуаций характера – две группы:

1. переходящие (транзиторные) изменения – по форме те же, что и при психопатиях

Острые аффективные реакции – на первом месте.

1.       Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии Наиболее часто этот вид реакций встречается при сенситивной и эпилептоидной акцентуаций.

2.       Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.

3.       Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается – при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.

4.       Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль", в

разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. - характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной.

Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:

 1) делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, не достигающих наказуемого в судебном порядкекриминала;

2) ток-сикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;

3) побегов из дома и бродяжничества;

4) транзиторных сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).

Еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера-это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни.

2. Стойкие изменения. Также могут быть нескольких типов.

1) переход явной акцентуации в латентную (может быть наоборот, когда обнаружается слабое звено)

2) Формирование психопатических развитий на почве акцентуаций.

наличие изначальной акцентуации характера  неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к "месту наименьшего сопротивления" данного типа акцентуации   их действие должно быть достаточно продолжительным   главное оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст.

3) Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике (присоединение или новое доминирование черт близкого типа).

Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного – в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу. Трансформация типов акцентуаций может быть по эндогенным и по экзогенным причинам (био+соц-пси).

Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. (гипопротекция, особый вид гипопротекции (родители не заботятся о подростке, но яростно защищают его перед законом, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания "кумира семьи", эмоциональное отвержение (по типу Золушки), воспитание в усл. жестоких взаимоотношениях, в усл. повышенной моральной ответственности, в усл. «культа болезней»).

Тема 9:



2019-07-03 602 Обсуждений (0)
Личко. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личко. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)