Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональные состояния



2019-07-03 299 Обсуждений (0)
Эмоциональные состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




Стресс

 

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности

Г.Селье выделяет три стадии стресса: стадию тревоги (I), стадию резистентности (II) и стадию истощения (III).

· стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

· стадия стресса — стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.

· стадия — фаза истощения. В результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные и длительные. При кратковременном стрессе актуализируются готовые программы реагирования, а при длительном требуются адаптационные перестройки функциональных систем, иногда крайне тяжелые и неблагоприятные для здоровья человека.

 

Ганс Селье

 

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС?

*Селье (Selye) Ганс (1907–1982) – канадский биолог и медик, автор концепции стресса как общего адаптационного синдрома, обеспечивающего мобилизацию организма для адаптации в трудных условиях.

Факторы, вызывающие стресс — стрессоры, — различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.

· Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Кроме специфического эффекта (каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле специфично), все воздействующие на нас агенты вызывают и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции, чтобы восстановить нормальное состояние. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием —сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Например, мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме.

Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СТРЕСС?

· Стресс — это не просто нервное напряжение.

Многие неспециалисты отождествляют биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением.

Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза — хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания.

· Стресс не всегда результат повреждения.

Мы уже говорили, что неважно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма.

Любая нормальная деятельность — игра в шахматы и даже страстное объятие — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.

Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс».

· Стресса не следует избегать.

Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс

  • Полная свобода от стресса означает смерть.

Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса).

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА

Каким образом разные раздражители приводят к одному результату?

Эксперименты на крысах (впрыскивали токсичные вытяжки, и у них возникал стереотипный набор одновременных изменений в органах)

Триада стресса (физиологические реакции):

1)Увеличение и повышенную активность коры надпочечников

2)Сморщивание (или атрофия) вилочковой железы и лимфатических узлов,

3) Появление язвочек желудочно-кишечного тракта

Эта реакция была впервые описана в 1936 г. как «синдром, вызываемый различными вредоносными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром (ОАС), или синдром биологического стресса. Три основные его фазы: 1) реакция тревоги, 2) фаза сопротивления и 3) фаза истощения (подробно см выше). Трехфазная природа ОАС дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна

Необходимо отличать поверхностную адаптационную энергию от глубокой.

Поверхностная адаптационная энергия доступна сразу и ее можно получить тотчас же (как выписать чек). Глубокая же адаптационная энергия хранится в виде резерва, (богатство, вложенное в акции, которые нужно сперва продать, чтобы пополнить свой банковский счет) После целой жизни непрерывных расходов все вложения постепенно тают, если мы только тратим и ничего не накапливаем. Стадия истощения после кратковременных нагрузок на организм оказывается обратимой, но полное истощение адаптационной энергии необратимо. Когда ее запасы иссякают, наступают старость и смерть

Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

 

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, но и позволили говорить о важных различиях в механизмах их формирования.

Ф изиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом.

Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. (Обычно если психологическая оценка обнаруживает несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, необходимыми для удовлетворения этих потребностей)

Субъективное отношение к стимулу (зависит от индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния), представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк: физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий

Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии. Однако повседневные жизненные события в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.

Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования

Для лиц, у которых в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали такие расстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери: (ее упрямство, нетерпимость к чужому мнению, завышенные притязания, авторитарность, властность, чрезмерные требования к ребенку, обидчивость, сниженный фон настроения, пессимизм, неуверенность в себе.). Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны отца: его поведение, снижающее самооценку ребенка, недостаток внимания и понимания, агрессивность или отчуждение, затрудняющее идентификацию с ним. К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи и положение «обойденного» ребенка (предпочтение ему братьев или сестер).

Н. В. Тарабрина, Е. Д. Соколова, Е. О. Лазебная, М. E. Зеленова ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО

 

1) Общие закономерности возникновения и развития ПТСР

Не зависят от того, какие конкретные травматические события послужили этиологическим фактором, если эти события носили экстремальный характер, выходили за рамки обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх, ужас и ощущение беспомощности.

К ним относятся события, которые:

1.  угрожают жизни человека или могут привести к серьезной физической травме, ранению;

2.  связаны с восприятием ужасных картин смерти и ранений других людей, имеют отношение к насильственной или внезапной смерти близкого человека;

3.  связаны с присутствием при насилии над близким человеком или получением информации об этом;

4.  имеют отношение к воздействию губительных факторов внешней среды или информации о нем (радиации, отравляющих веществ и т.д.);

5.  связаны с виной конкретного лица за смерть или тяжелую травму другого человека

6.  сопровождаются различными формами насилия над самим субъектом.

Для возникновения ПТСР решающее значение имеет субъективная оценка степени угрозы и выраженность ее аффективного переживания.

Такой подход подтверждается исследованием проблем, с которыми сталкиваются люди, пережившие опасность радиационного поражения. Радиационное воздействие не воспринимается непосредственно органами чувств человека, оно также не вносит видимых изменений в окружающую среду, поэтому восприятие и оценка возможных неблагоприятных последствий влияния радиации на организм человека базируется, с одной стороны, на рациональном знании о ее наличии, а с другой — на эмоциональных переживаниях (страха, тревоги) по поводу поражающего действия радиации.

Кроме первичных стрессогенных факторов можно выделить еще ряд вторичных, к которым относятся: любое ухудшение здоровья, что по механизму формирования постстрессовых состояний субъективно связывается с участием в дезактивационных работах; повышение тревожности в условиях трудовой деятельности из-за переоценки вероятности возникновения аварийных ситуаций и значения их последствий; психологические семейные проблемы, связанные в основном с деторождением.

2) Особенности ПТСР

· Течение ПТСР может быть острым (от 1-го до 3-х месяцев) или хроническим, его возникновение может быть отставлено во времени после непосредственного переживания травматического события на месяцы и даже годы.

· Одна из самых важных особенностей ПТСР — неотступно повторяющееся переживание травматического события. В клинической картине это может проявляться в ярких воспоминаниях, в которых всплывают аффективно окрашенные картины пережитого. Возможны также навязчивые мысли о травматическом событии с таким же ярким аффективным сопровождением.

  • События оживают и в повторяющихся кошмарных сновидениях. Особенностью ночных кошмаров при ПТСР является также и то, что во сне воспроизводятся не только пережитые эмоции, но также и их физиологические компоненты, и человек, страдающий такими кошмарами, просыпается с напряженными мышцами, покрытый потом и т.п.
  • В просоночном состоянии могут возникать иллюзии, воспроизводящие травматическое событие. Такие эпизоды, при которых травматическое событие, или его эпизод, воспроизводится в сознании «как будто наяву» (flashback-эффект).
  • Описанные явления, как правило, провоцируются внешними стимулами, ассоциированными с травматической ситуацией: какие-то слова, образ, звук, запах, напоминающие о пережитом, провоцируют возникновение ярких картин прошлого, которые по стрессогенности воздействия сопоставимы с самим событием.
  • При оживлении травматической ситуации воспроизводятся и особенности поведения, характерные для пережитого события.
  • Избегание стимулов, так или иначе связанных с травмой, и блокада эмоциональных реакций. Усилия по избеганию разговоров, чувств, действий или людей, которые пробуждают воспоминания о травме, чувство отстраненности от остальных людей сказываются на межличностных отношениях, приводят к конфликтам, разрушению семьи, профессиональной дезадаптации
  • Частичная или полная амнезия важных аспектов травматического события
  • При оценке восприятия травматической ситуации у лиц, страдающих ПТСР, отмечались: потеря чувства реальности, изменение чувства времени, когда течение события казалось ускоренным или замедленным, ощущение, что все происходящее наблюдается как бы со стороны, или, что происходящее с кем-то другим, происходит с самим субъектом.

Описанные расстройства возникают вскоре после окончания периода стресса, но могут быть отставлены на период до 6 месяцев и более.ПТСР обычно вызывает нарушения в социальной, профессиональной и других важных сферах жизнедеятельности.

 

Фрустрация

Н.Д. Левитов ФРУСТРАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

 

Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности, и потому в дальнейшем речь будет идти именно о таких ситуациях, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды, хотя такими ситуациями ограничить сферу фрустрации нельзя

Фрустартор – событие, вызывающее фрустраццию

Фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Можно выделить некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, однако они проявляются каждый раз в индивидуальной форме.

Прежде всего надо указать те случаи, когда фрустраторы не вызывают фрустрацию. Часто обозначаются как толерантность, т.е. терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов.  

Существуют разные формы толерантности.

· Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя, что уже означало бы не толерантность, а фрустрацию.

· Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем спокойном состоянии, но и в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.

· Есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние

 

Каковы психические состояния в тех случаях, когда толерантности нет, а есть фрустрация?

Следует с самого начала сказать, что эти состояния различны и зависят от разных причин: силы фрустраторов, значимости их действия, привычки к ним. Важную роль играют индивидуальные особенности субъекта: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции.

Cтенические проявления фрустрации:

1) В американской литературе весьма распространена тенденция из числа реакций на фрустратор особо выделять агрессию.

Говоря о фрустрации, термину агрессия придают более широкое значение. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть враждебность. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типическое состояние при так называемой агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость

Следует выделить агрессию, направленную против самого себя и выражающуюся в самообличении, самобичевании, иногда в грубом отношении к самому себе. («Таким глупцам, как я, не следовало бы за это дело браться...», «Бить меня было некому...» и т. п.). 

2) Некоторые исследователи, в частности, Майер, типичным выражением фрустрации считают фиксацию. Этот термин можно понимать в двух смыслах. Часто он понимается как стереотипность, повторность действий.

Например, в опытах Майера животные, получавшие уколы или лишавшиеся привычного подкрепления, упрямо продолжали бесплодные движения, не желая остановиться. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна. 

Но фиксацию можно понимать и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь уже проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации — в ответ на действие фрустраторов — капризное поведение.

Астенические проявления фрустрации

1) Наряду со стеническими проявлениями фрустрации существуют и астенические реакции на фрустраторы — депрессивные состояния

Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Ее нельзя отождествлять с фиксацией, для которой характерна не депрессивность, а скорее своеобразная маниакальность. Для депрессии типичны чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы временного оцепенения.

2) К типичным для фрустрации реакциям некоторые психологи, как, например, Баркер , относят также регрессию. Регрессия — это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности, как той, которая блокируется, так и другой. Примитивность в регрессии относится не только к внешне выраженным реакциям, но и к переживаниям — например, к потребности, чтобы кто-либо пожалел или приласкал как ребенка.

 

Жюль Нюттен ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ 

 

1. БАРЬЕРЫ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ



2019-07-03 299 Обсуждений (0)
Эмоциональные состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоциональные состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)