ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ по Леонтьеву
Эмоциональные процессы составляют обширный класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эмоциональные процессы отражают смысл объектов и ситуаций, которые влияют на субъекта, а также их значение для его жизни и деятельности.
Эмоции у человека играют роль ориентирующих субъективных сигналов, порождая различные переживания: удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.п. Переживание — форма данности психического явления Простейшие, базовые эмоциональные процессы являются врожденными и выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях. В ходе развития эмоции утрачивают инстинктивную основу, при этом приобретая сложно обусловленный характер, они разделяются и образуют виды высших эмоциональных процессов (социальных, интеллектуальных и эстетических). Данные виды высших эмоциональных процессов – главное содержание эмоциональной жизни. Эмоции характеризуются рядом специфических особенностей, закономерностей, которые классифицируются по своему происхождению, способам проявления и формам протекания
Развивались не только представления о биологической роли и физиологических механизмах эмоциональных процессов, но и психологическое понимание эмоций. А потому произошло выделение эмоций как особого класса психических процессов. Благодаря психологическим и патопсихологическим исследованиям «интеллектуалистические» и биологизаторские взгляды на природу эмоций человека были преодолены и выделены специфические особенности эмоций.
Эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт развития, который регулирует его деятельности, в том числе и познавательную. Доказательством тому является то, что, так называемые, низшие эмоции у человека – продукт общественно-исторического развития,
Эмоция — отражение отношения между объектом и потребностью (оценка)
В широком смысле, к эмоциональным процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффекты
Аффекты в современной психологии – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Их содержание и характер подвержен изменениям, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.
Аффекты вызываются:
Например, в результате социальных оценок и санкций.
Особенности: 1. возникновение в ответ на уже фактически наступившую ситуацию (являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред)); Регулирующая функция: образование специфического опыта – аффективных следов Они определяют избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект
Аффективные следы («аффективные комплексы») обнаруживают:
Действие этих противоположных тенденций обнаруживается в ассоциативном эксперименте (Юнг): тенденция к навязчивости: даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса; тенденция к торможению:
На подобных симптомах основан принцип действия так называемого «детектора лжи» — прибора, служащего для диагностики причастности подозреваемого к расследуемому преступлению.
2. повторение ситуаций, вызывающих отрицательное аффективное состояние, ведущее к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в «аффективном взрыве» - бурном неуправляемом аффективном поведении.
Свойство аккумулированных аффектов побудили к предложению в воспитательных и терапевтических целях различные методы изживания аффектов, их «канализации» - разрядка
Аффекты по отношению к личности и сознанию воспринимаются как состояния моего «я».
Пример того, когда эмоции возникают как реакция на аффект: возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева. Собственно эмоции Собственно эмоции – более длительные состояния, лишь иногда слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или потенциально возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Носят отчетливо выраженный идеаторный характер: способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.
Особенность: способности к обобщению и коммуникации Поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, который формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении о других людей и, в частности, передаваемых средствами искусства (Б.М. Теплов).
Эмоции приобретают черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка». Об этом свидетельствуют: многочисленные этнографические описания своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей.
Собственно эмоции по отношению к личности и сознанию: воспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне»
Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности. Чувства Чувства – особый подкласс эмоциональных процессов, которые обладают отчетливо выраженным предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлеченном. Являются надситуативными Например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п. Особенность:
Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием для формирования идеи об амбивалентности как внутренне присущей особенности эмоций. Но случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию Например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева
Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека.
Значительную роль в становлении и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции:
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |