Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ по Леонтьеву



2019-07-03 420 Обсуждений (0)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ по Леонтьеву 0.00 из 5.00 0 оценок




Эмоциональные процессы составляют обширный класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эмоциональные процессы отражают смысл объектов и ситуаций, которые влияют на субъекта, а также их значение для его жизни и деятельности.

 

Эмоции у человека играют роль ориентирующих субъективных сигналов, порождая различные переживания: удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.п.

Переживание — форма данности психического явления

Простейшие, базовые эмоциональные процессы являются врожденными и выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях. В ходе развития эмоции утрачивают инстинктивную основу, при этом приобретая сложно обусловленный характер, они разделяются и образуют виды высших эмоциональных процессов (социальных, интеллектуальных и эстетических). Данные виды высших эмоциональных процессов – главное содержание эмоциональной жизни. Эмоции характеризуются рядом специфических особенностей, закономерностей, которые классифицируются по своему происхождению, способам проявления и формам протекания

 

Развивались не только представления о биологической роли и физиологических механизмах эмоциональных процессов, но и психологическое понимание эмоций. А потому произошло выделение эмоций как особого класса психических процессов. Благодаря психологическим и патопсихологическим исследованиям «интеллектуалистические» и биологизаторские взгляды на природу эмоций человека были преодолены и выделены специфические особенности эмоций.

 

Эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт развития, который регулирует его деятельности, в том числе и познавательную.

Доказательством тому является то, что, так называемые, низшие эмоции у человека – продукт общественно-исторического развития,

  • с одной стороны, результат трансформации их инстинктивных, биологических форм,
  • с другой – формирования новых видов эмоций – что относится также к эмоционально выразительным, мимическим и пантомимическим движениям. Они, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный, а также социальный характер, чем и, собственно, и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах.

 

Эмоция — отражение отношения между объектом и потребностью (оценка)

 

В широком смысле, к эмоциональным процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

 

Аффекты

 

Аффекты в современной психологии – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Их содержание и характер подвержен изменениям, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.

 

Аффекты вызываются:

  • факторами, затрагивающими поддержание его существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами.
  • социальными отношениями

Например, в результате социальных оценок и санкций.

 

Особенности:

1. возникновение в ответ на уже фактически наступившую ситуацию (являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред));

Регулирующая функция: образование специфического опыта – аффективных следов

Они определяют избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект

 

Аффективные следы («аффективные комплексы») обнаруживают:

  1. тенденцию к навязчивости
  2. тенденцию к торможению.

 

Действие этих противоположных тенденций обнаруживается в ассоциативном эксперименте (Юнг): тенденция к навязчивости: даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса;

тенденция к торможению:

  • актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигательных реакций (А.Р.Лурия);
  • возникают и другие симптомы (изменение кожно-гальванической реакции, сосудистые изменения и др.).

 

На подобных симптомах основан принцип действия так называемого «детектора лжи» — прибора, служащего для диагностики причастности подозреваемого к расследуемому преступлению.

 

2. повторение ситуаций, вызывающих отрицательное аффективное состояние, ведущее к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в «аффективном взрыве» - бурном неуправляемом аффективном поведении.

 

Свойство аккумулированных аффектов побудили к предложению в воспитательных и терапевтических целях различные методы изживания аффектов, их «канализации» - разрядка

 

 Аффекты по отношению к личности и сознанию воспринимаются как состояния моего «я».

 

Пример того, когда эмоции возникают как реакция на аффект: возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева.

Собственно эмоции

Собственно эмоции – более длительные состояния, лишь иногда слабо проявляющиеся во внешнем поведении.

Имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или потенциально возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Носят отчетливо выраженный идеаторный характер: способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

 

Особенность: способности к обобщению и коммуникации

Поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, который формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении о других людей и, в частности, передаваемых средствами искусства (Б.М. Теплов).

 

Эмоции приобретают черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка».

Об этом свидетельствуют: многочисленные этнографические описания своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей.

 

Собственно эмоции по отношению к личности и сознанию: воспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне»

 

Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.

Чувства

Чувства – особый подкласс эмоциональных процессов, которые обладают отчетливо выраженным предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлеченном. Являются надситуативными

Например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.

Особенность:

  1. Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант»

Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием для формирования идеи об амбивалентности как внутренне присущей особенности эмоций. Но случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию

Например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева

  1. образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к конкретному объекту до высших социальных чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам.

Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека.

 

Значительную роль в становлении и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции:

  • социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя),
  • некоторые социальные обряды и церемониальные акты (П.Жане).

 



2019-07-03 420 Обсуждений (0)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ по Леонтьеву 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ по Леонтьеву

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)