Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Экспликация взаимосвязи пространства и метафоры



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Глава I. Экспликация взаимосвязи пространства и метафоры 0.00 из 5.00 0 оценок




Пространственные метафоры как средство концептуализации философской предметности

Курсовая работа

 

 

Научный руководитель

к.ф.н., доцент Кузнецов В.Ю.

 


 

Москва

2019

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Экспликация взаимосвязи пространства и метафоры.. 6

§ 1. Кантовская трактовка пространства. 6

§ 2. Трансцендентализм и метафора: эффекты сходства. 7

§ 3. Топоанализ Башляра. 11

§ 4. Бергсон и критика пространственных метафор. 18

Глава II. Пространственные метафоры в контексте проекта общей метафорики 23

§ 1. Условия невозможности проекта общей метафорики. 23

§ 2. Критический анализ пространственной терминологии Деррида. 26

§ 3. Проблема математических метафор. 28

Глава III. Топологии метафор, метафоры топологий. 33

§ 1. Делёз и новая трактовка пространства и метафоры.. 33

§ 2. Пространство, метафора, математика: лакановское решение парадоксов пространственных метафор. 39

Заключение. 45

Литература. 46

 


 

Введение

«Переносное слово (µεταϕορα) – это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии» [2, 57b6] Такое определение даёт Аристотель той фигуре речи, что носит название метафора. Однако определение это достаточно проблематично и может вызвать ряд нетривиальных вопросов. В отношении того, что говорит Аристотель, встаёт вопрос о том, каким образом подобное определение может избежать логического круга, ведь если сами термины «переноса» формулируются таким образом, который подталкивает нас к интерпретации их как терминов метафорических, подразумевая тем самым, что для того, чтобы иметь возможность пользоваться таким определением, нам необходимо уже заранее знать, что же представляет из себя метафора.

 Если же не ставить пока такого рода вопрос, приводящий к парадоксальности этого определения метафоры, а обратить более пристальное внимание на импликации, которые такое определение имеет в отношении метафоры, то можно попытаться задуматься над тем, что же это за «перемещение», которым является метафора, какого рода пространство служит средой этого перемещения, что именно перемещается, какими возможными отношениями и границами структурирована та область, в которой разворачивается метафора. Более того, эта последняя серия вопросов сама может быть подвержена критическому анализу и осмыслению, так как понимание «перемещения» не является самоочевидным и непроблематичным, отсылая к разнообразным возможным трактовкам и способам его осмысления, не исчерпывающимися некими стереотипными коннотациями.

Серия образующихся таким образом проблем не может быть оставлена без внимания ещё и потому, что метафора достаточно давно стала достаточно значимым объектом множества исследований, приходящих к выводу о метафоре как основном механизме создания понятий и философских концептов. Э. Маккормак указывает, например, что «начиная с Платона, с его учением о неизменном царстве форм, кончая Эйнштейном, исходившим из строгой математической упорядоченности мира, философы и естествоиспытатели прибегали в скрытой или явной форме к базисным метафорам как к фундаменту своих теоретических построений.» [13, с. 378]

 Рикёр, в свою очередь, выдвигает не менее радикальный тезис о том, что «мы вслед за Гадамером можем говорить о фундаментальной метафоричности мысли в той степени, в какой фигура речи, называемая метафорой, позволяет нам увидеть общую процедуру создания понятий.» [14, с. 422]

Таким образом, проблема метафоры приобретает критическую значимость. Поэтому требуется поиск решений проблем, возникающих при попытке её осмысления. В контексте того, что какую роль играет в данном осмыслении пространственная терминология, дополнительной задачей становится постановка вопроса о метафоричности этой терминологии, о пространственных метафорах и их эффектах. Более того, прояснение импликаций, которые пространственная терминология привносит при её использовании, неразрывно связано с необходимостью анализа коннотаций и предпосылок, которые задают специфику подобной терминологии именно как пространственной. Поэтому перед исследованием стоит также проблема экспликации соответствующего понимания пространства, которое задействовано при использовании пространственной (не)метафорики.

Первая глава данного исследования будет посвящена, по этой причине, анализу пространственности и конкретных способов её понимания. В соответствие с этими экспликациями будет также выписано сопутствующее им понимание метафоры и её механизма функционирования. В второй главе будет разобран ряд парадоксов и проблем, которые вытекают из этой взаимосвязи понимания метафоры и пространства, конституированной конкретными историческими способами понимания того и другого. В третей главе будет осуществлён поиск альтернативных решений данных затруднений, основанный на трансформации понимания как пространства, так и метафоры, за счет специфических ресурсов, которые способен предоставить, в частности, математический дискурс, роль которого будет пояснена в ходе исследования.

 


 

Глава I. Экспликация взаимосвязи пространства и метафоры



2019-07-03 224 Обсуждений (0)
Глава I. Экспликация взаимосвязи пространства и метафоры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Экспликация взаимосвязи пространства и метафоры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)