ЭЛЕМЕНТЫ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ
Первые системы, использующие для моделирования сетевые графики, были созданы в США в конце 50-х годов прошлого столетия. Это был метод критического пути, который использовался при управлении строительными работами и при выполнении космических проектов. В России первое применение сетевых моделей имело место в начале 60-х годов в строительстве, научных разработках и др. Сетевое планирование и управление основано на моделировании процесса с помощью сетевого графика и представляет собой совокупность расчётных методов, организационных и контрольных мероприятий по исследованию, планированию и управлению комплексом работ. Использование сетевой модели для исследования и развития операций в экономике позволяет: - сформировать календарный план реализации некоторого комплекса работ; - выявить и мобилизовать резервы времени, трудовые, материальные и денежные ресурсы; - осуществлять управление с прогнозированием и предупреждением возможных срывов в ходе работ; - повышать эффективность управления операциями в экономике. Определения и элементы сетевой модели. 1. Сетевым графиком называют графическое представление технологической последовательности ведения работ. 2. Сетевым графиком называют ориентированную транспортную сеть с одним входом (вершина, которая не имеет входящих дуг) и одним выходом (вершина, которая не имеет выходящих дуг). Дуги сетевого графика интерпретируют работы. Вершины графика, соединённые дугами, называют событиями. Одна и та же вершина-событие может служить началом одних и концом других работ. Событие выражает факт окончания всех работ, входящих в него. Если речь идёт о планировании во времени, то основным параметром является продолжительность выполнения операций. Если планирование – по ресурсам, то основной характеристикой является интенсивность потребления ресурса в единицу времени. Работы сетевого графика могут быть действительными, т.е. имеющими продолжительность. Они изображаются сплошной линией со стрелкой на конце. Также, работы могут быть фиктивными. Фиктивные работы имеют нулевую продолжительность и служат для указания порядка следования работ. Изображаются такие работы пунктирной линией со стрелкой на конце. В большинстве реальных проектов точное значение продолжительности работ tij неизвестно, но на основании опыта (экспертных оценок) могут быть предложены нижняя (оптимистическая) оценка aij, определяющая продолжительность работы в идеальных условиях и верхняя (пессимистическая) оценка bij, определяющая максимальную оценку продолжительности с учетом всех возможных срывов. При наличии некоторого опыта может быть определено наиболее вероятное время выполнения работы mij. При реализации проекта составляется график выполнения работ. Для того чтобы проект был завершен вовремя, необходимо контролировать сроки выполнения этих работ. Усложняющим фактором является то, что работы взаимосвязаны. Одни работы зависят от выполнения других и не могут начаться, пока предшествующие работы не будут завершены. Важной предпосылкой применения метода СРМ является предположение о том, что время выполнения каждой работы точно известно. В результате использования метода СРМ удается получить ответы на следующие вопросы: 1. За какое минимальное время можно выполнить проект? 2. В какое время должны начаться и закончиться отдельные работы? 3. Какие работы являются «критическими» и должны быть выполнены точно в установленное время, чтобы не был сорван срок выполнения проекта? 4. На какое время можно отложить срок выполнения «некритической» работы, чтобы она не повлияла на срок выполнения проекта в целом? Исходным шагом для применения метода СРМ является описание проекта в виде перечня выполняемых работ с указанием их взаимосвязи. Для описания проекта используются два основных способа: табличный и графический. Рассмотрим следующую таблицу, описывающую проект:
В первом столбце указаны наименования всех работ проекта. Их четыре: А, В, С, D. Во втором столбце указаны работы, непосредственно предшествующие данной. У работ А и В нет предшествующих. Работе С непосредственно предшествует работа В. Это означает, что работа С может быть начата только после того, как завершится работа В. Работе D непосредственно предшествуют две работы: А и С. Это означает, что работа D может быть начата только после того, как завершатся работы А и С. В третьем столбце таблицы для каждой работы указано время ее выполнения. На основе этой таблицы может быть построено графическое описание проекта:
На рисунке проект представлен в виде графа с вершинами 1,2, 3, 4 и дугами А, В, С, D. Каждая вершина графа отображает событие. Событие 1 означает начало выполнения проекта. Иногда такое событие обозначают буквой s ( start). Событие 4 означает завершение проекта. Для обозначения такого события иногда используют букву f( finish). Любая работа проекта — это упорядоченная пара двух событии. Например, работа А есть упорядоченная пара событий (1, 3). Работа D — упорядоченная пара событий (3,4). Событие проекта состоит в том, что завершены все работы, «входящие» в соответствующую вершину. Например, событие 3 состоит в том, что завершены работы А и С. Рассмотрим другой проект, представленный следующей таблицей:
Графическое описание проекта, построенное по этой таблице, имеет вид:
В этом графическом описании проекта, кроме тех работ, которые указаны в таблице, использованы две «фиктивные» работы (3, 4) и (5, 6). На рисунке они показаны штриховыми линиями. Эти работы не требуют времени на их выполнение и используются в графическом представлении проекта лишь для того, чтобы правильно отобразить взаимосвязь между работами. Получив графическое представление проекта, мы обеспечили себе возможность провести расчеты методом СРМ. Определения: Путь — последовательность взаимосвязанных работ, ведущая из одной вершины проекта в другую вершину. Например, {A, D, G} и {В, С, Е, С} — два различных пути, ведущие из вершины 1 в вершину 7. Длина пути — суммарная продолжительность выполнения всех работ пути. Критический путь — путь, суммарная продолжительность выполнения всех работ которого является наибольшей. Ясно, что минимальное время, необходимое для выполнения любого проекта, равно длине критического пути. Именно на работы, принадлежащие критическому пути, следует обращать особое внимание. Если такая работа будет отложена на некоторое время, то и срок окончания проекта будет отложен на то же время. Если необходимо сократить время выполнения проекта, то в первую очередь нужно сократить время выполнения хотя бы одной работы на критическом пути. Для того чтобы найти критический путь, достаточно перебрать все пути и выбрать тот или те из них, что имеют наибольшую суммарную продолжительность выполнения работ. Однако для больших проектов реализация такого подхода связана с вычислительными трудностями. Метод СРМ позволяет получить критический путь намного проще. Пусть i и j — вершины, или события, проекта, (i , j) — работа проекта, s — событие «начало проекта» (start), f — событие «окончание проекта» (finish), Т — длина критического пути. Введем следующие обозначения: t( i , j) — время выполнения работы (i, j); ES( i , j) —наиболее раннее время начала работы ( i , j); EF( i , j) —наиболее раннее время окончания работы ( i , j); LS( i , j) —наиболее позднее время начала работы ( i , j), LF( i , j) — наиболее позднее время окончания работы ( i , j), Ei — наиболее раннее время наступления события i; Li — наиболее позднее время наступления события i; R( i , j) — полный резерв времени на выполнение работы ( i , j) (время, на которое может быть отложена работа ( i , j) без увеличения продолжительности выполнения всего проекта); r( i , j) — свободный резерв времени на выполнение работы ( i , j) (время, на которое может быть отложена работа ( i , j) без увеличения наиболее раннего времени Е i наступления последующего события j ). Если ( i , j) — работа проекта, то имеют место соотношения: для любого j ES( i , j) = Е i ; для любого i LF( i , j) = Lj. Для того чтобы использовать метод СРМ для нахождения критического пути, необходимо для каждой работы ( i , j) определить наиболее раннее время начала и окончания работы (ES(i,j) и EF( i , j)) и наиболее позднее время начала и окончания работы (LS( i , j) и LF( i , j)). Метод СРМ описывается следующими соотношениями: для любой работы ( s, j), выходящей из стартовой вершины s проекта; т.е. наиболее раннее время окончания любой работы ( i , j) превышает наиболее раннее время начала этой работы (время наступления предшествующего события i ) на время ее выполнения; т.е. наиболее раннее время начала работы ( q, j) равно наибольшему из значений наиболее раннего времени окончания непосредственно предшествующих ей работ; т.е. длина критического пути равна наиболее раннему времени завершения проекта; т.е. наиболее позднее время окончания любой работы, завершающей проект, равно длине критического пути; т.е. наиболее позднее время начала любой работы меньше наиболее позднего времени окончания этой работы (времени наступления последующего события) на время ее выполнения; т.е. наиболее позднее время окончания работы (/, q) равно наименьшему из значений наиболее позднего времени начала непосредственно следующих за ней работ; т.е. полный резерв времени на выполнение любой работы равен разности между наиболее поздним и наиболее ранним временем ее начала или разности между наиболее поздним и наиболее ранним временем ее окончания; т.е. свободный резерв времени на выполнение любой работы равен разности между наиболее поздним временем наступления последующего события и наиболее ранним временем окончания работы. Из приведенных выше определений и соотношений непосредственно вытекают следующие утверждения: 1. Длина критического пути равна Т. 2. Если R( i , j) = 0, то работа ( i , j) лежит на критическом пути; если R(i,j) > 0, то работа ( i , j) не лежит на критическом пути. 3. Если время начала работы ( i , j), не лежащей на критическом пути, отложить на срок меньший, чем r( i , j), то наиболее раннее время наступления последующего события не изменится. 4. Если время начала работы ( i , j), не лежащей на критическом пути, отложить на срок меньший, чем R(i,j), то время, необходимое на выполнение всего проекта, не увеличится.
ЗАДАЧА Холдинговая компания планирует распределить среди предприятий холдинга начальную сумму средств e0 = 40 млн. руб., причем средства выделяются кратно, по 10 млн. руб., и распределяются между тремя предприятиями П1, П2, П3. Предоставление предприятию Пk средств uk приносит доход fk (uk), который задан в исходной таблице. Определить, какое количество средств нужно предоставить каждому предприятию, чтобы обеспечить холдингу максимальный суммарный доход.
Решение задачи проводим поэтапно.
При этом столбцы 1, 2 и 3 для всех трех таблиц одинаковы, поэтому их можно сделать общими. Столбец 4 заполняется на основе исходных данных о функциях дохода, значения в столбце 5 берутся из столбца 7 предыдущей таблицы, столбец 6 заполняется суммой значений столбцов 4 и 5 (в таблице третьего шага столбцы 5 и 6 отсутствуют).
Второй шаг. Примем k = 2.
Третий шаг. Считаем, что k = 1.
В столбце 7 записывается максимальное значение предыдущего столбца для фиксированного начального состояния, и в 8 столбце записывается управление из 2 столбца, на котором достигается максимум в 7.
Этап II. Проведем безусловную оптимизацию. Из таблицы первого шага получим F*3(e0 = 40) = 12. То есть максимальный доход всей системы при сумме средств e0 = 40 млн. руб. равен 12 млн. руб. u*1(e0 = 40) = 20 (млн. руб.).
Из таблицы второго шага имеем F*2(e1 = 20) = 7. Это означает, что максимальный доход всей системы при сумме предоставляемых средств e1 = 20 млн. руб. равен 7 млн. руб. u*2(e1 = 20) = 10 (млн. руб.). Ответ:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |