Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Система бухгалтерского учета, сложившаяся в нашей стране в период административно-плановой экономики, была обусловлена государственной собственностью, значит потребностями государственного управления экономикой. В связи с этим целью бухгалтерского учета стало прежде всего обеспечение государственного финансового контроля, и, как следствие, задача бухгалтерского учета заключалась в обеспечении сохранности государственной собственности. Государство (в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов) также выступало главным потребителем информации, формируемой в этой системе. Микроуправленческая роль учета была принижена и состояла в накапливании отчетной информации, необходимой для выявления отклонений от плановых показателей деятельности предприятий и вышестоящих хозяйственных звеньев.
С переходом к цивилизованной рыночной экономике, изменением системы экономических отношений, реформированием гражданско-правовой среды возникла необходимость адекватной трансформации системы бухгалтерского учета. В этих условиях стала существенно меняться роль бухгалтерского учета, он постепенно превращался в активный инструмент управления (регулирования) экономикой предприятия, отраслей, регионов и страной в целом. В настоящее время учетная информация служит основой для принятия управленческих решений как в самих организациях, так и вне хозяйствующих субъектов. В связи с этим в целях реформирования бухгалтерского учета в нашей стране в декабре 1997 г. была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров, в которой были сформулированы основополагающие принципы построения российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10—15 лет.
Эта Концепция была основана на последних по тому времени достижениях науки и практики, ориентирована на современную модель рыночной экономики с учетом опыта экономически развитых стран и отвечала международно признанным принципам учета и отчетности. Концепция была призвана:
• обеспечить заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета; • служить базой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету; • составлять основу принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами; • помогать потребителям бухгалтерской информации понять данные, содержащиеся в бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем Концепция не заменила нормативные акты по бухгалтерскому учету. Если какое-нибудь положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.
На базе Концепции была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. При подготовке Программы и других решений Правительства РФ встал вопрос о том, что взять за основу при проведении работы по реорганизации бухгалтерского учета — правила бухгалтерского учета какой-то конкретной страны (группы стран) или МСФО. Выбор МСФО был предопределен:
1) превращением экономики России в органическую составляющую мировой экономической системы;
2) возможностью использовать накопленный мировой опыт формирования правил ведения бухгалтерского учета для создания национальной учетной системы, обеспечивающей потребности современной рыночной экономики.
При ориентации на МСФО имелось в виду, что они изначально не предназначены для регламентации учета и отчетности в отдельных странах. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения качества финансовой отчетности, представляемой хозяйствующими субъектами, прежде всего транснациональными корпорациями.
Реформирование бухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих в области бухгалтерского учета и обусловленных общим процессом экономического реформирования в России, включая изменение системы общественно экономических отношений, а также гражданско-правовой среды. Реформирование предполагает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, отвечающих действующим требованиям.
Согласно Программе целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной российской системы бухгалтерского учета в соответствие требованиям цивилизованной рыночной экономики и МСФО. Для достижения этой цели были определены основные задачи реформирования бухгалтерского учета: • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
• обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями развития экономики;
• гармонизация бухгалтерских стандартов на международном уровне;
• оказание методической помощи хозяйствующим субъектам при внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Решение поставленных задач осуществляется по следующим основным направлениям:
• создание законодательной и нормативно правовой основы регулирования системы бухгалтерского учета экономики в современных условиях; • разработка национальных стандартов;
• формирование системы методического обеспечения учета (инструкции, методические указания, рекомендации, комментарии и т.д.);
• кадровое обеспечение (формирование современной бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
• международное сотрудничество (активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерской и аудиторской деятельности).
Основой успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде является нормативно правовая база, отвечающая требованиям экономической системы. Разрабатывая современную законодательную и нормативно правовую основу системы бухгалтерского учета, важно сохранить стабильность ее развития. Для этого необходимо:
• обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета;
• создать модель сосуществования и взаимодействия систем налогообложения и бухгалтерского учета;
• ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;
• пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств;
• создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Совершенствование нормативно правового регулирования предполагает не только создание оптимальной нормативной базы бухгалтерского учета, но и совершенствование других отраслей права, например, налогового права. Одним из итогов реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Этот процесс продолжается, причем происходит переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России), с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование финансового учета.
Методическое обеспечение реформирования бухгалтерского учета (создание инструкций, методических указаний, рекомендаций, комментариев) взаимоувязано с обучением бухгалтерских кадров. Первые результаты реформирования свидетельствуют о необходимости ознакомления с новыми правилами бухгалтерского учета не только руководителей организации, но и их заместителей, других работников, задействованных в управлении организациями и их финансовыми потоками.
Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (подготовка бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.) предполагает усиление роли профессиональных организаций, прежде всего Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ). Отметим, что уже сегодня проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных актов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются специалистами ИПБ.
Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО предусматривает изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета. Поставлена задача улучшения качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создания системы профессионального ускоренного образования по краткосрочным программам подготовки и переподготовки. При этом система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров должна соответствовать государственным образовательным стандартам и содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.
Специфической формой профессионального образования является проводимая в настоящее время аттестация главных бухгалтеров, консультантов по бухгалтерскому учету, финансовых менеджеров и других работников финансово экономических служб крупных и средних предприятий. По окончании установленного времени подготовки проводится аттестация для присвоения квалификации профессионального бухгалтера, которая осуществляется профессиональной организацией под контролем государства в лице Минфина России. Реформирование бухгалтерского учета невозможно без активного сотрудничества как со специализированными международными организациями (Советом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров), так и с национальными организациями. допущения, требования и правила ведения бухгалтерского учета
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |