Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеральный закон «О бухгалтерском учете».



2019-07-03 313 Обсуждений (0)
Федеральный закон «О бухгалтерском учете». 0.00 из 5.00 0 оценок




Бухгалтерский учет регулируется Федеральный законом от 06 декабря 2011 года «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

 

Закон состоит из четырех глав (32 статей).

1 глава «Общие положения»

2 глава «Общие требования к бухгалтерскому учету»

3 глава «Регулирование бухгалтерского учета»

4 глава «Заключительные положения».

Глава 1 «Общие положения» определяет цели и предмет Федерального закона, сферу его применения и основные понятия, используемый в законе.

Глава 2 «Общие требованиям к бухгалтерскому учету» определяет объекты бухгалтерского учета, обязанность ведения бухгалтерского учета, основные требованиям к организации ведения бухгалтерского учета, формированию учетной политики, первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, инвентаризации активов и обязательств, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности;

В Главе 3 «Регулирование бухгалтерского учета» определяются принципы регулирования бухгалтерского учета, субъекты регулирования, порядок разработки и утверждения стандартов.

В главе 4 — «Заключительные положения» определены порядокхранения документов бухгалтерского учета, особенности применения Закона, дата вступления в силу и признание утратившими силу предыдущего Закона и сопутствующих документов.

 

37. Положения по бухгалтерскому учету.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют стандарты (положения) по бухгалтерскому учету, которые определяют базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. Положения по бухгалтерскому учету устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, формирование и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами.

Каждое положение посвящено одной теме бухгалтерского учета. Основополагающим в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34-н

Данное Положение закрепило базовые понятия, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации состоит из шести разделов:

1) общие положения;

2) основные правила ведения бухгалтерского учета;

 

3) основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;

 

4) порядок представления бухгалтерской отчетности;

 

5) основные правила составления сводной бухгалтерской от четности;

 

6) хранение документов бухгалтерского учета.

 

В первом разделе данного положения указывается, что организация обязана вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственной деятельности на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Здесь же перечислены основные задачи бухгалтерского учета.

Отмечается, что организация, осуществляя организацию бухгалтерского учета:

• самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;

• определяет форму и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в РФ формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов, установленных данным Положением, а также технологию обработки учетной информации;

• разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля и оформляет ее учетной политикой.

Во втором разделе указывается, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом счетов.

Отмечается, что должно осуществляться документирование хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских регистрах. Большое внимание в этом разделе уделяется первичным документам, учетным регистрам. Указано, что должны применяться учетные регистры, рекомендуемые Минфином России или разработанные министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов.

Информация о хозяйственных операциях, совершенных организацией за определенный период, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

Приводятся также правила оценки имущества и обязательств, а также рассмотрен порядок проведения инвентаризаций и регулирования выявленных разниц.

В третьем разделе определяются основные требования к формированию и представлению бухгалтерской отчетности, раскрывается ее состав и содержание форм, правила оценки статей.

Четвертый раздел характеризует порядок представления бухгалтерской отчетности организаций, сроки, адреса, определяет правила публикации бухгалтерской отчетности.

В пятом разделе приводятся основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, сроки и адреса.

Шестой раздел посвящен вопросам хранения документов бухгалтерского учета: срокам хранения, порядку изъятия документов и ответственности за организацию хранения.

Кроме того, действуют 24 ПБУ. В зависимости от назначения и объекта, в отношении которых устанавливаются правила и принципы учета, ПБУ можно объединить в три группы.

В первую группу — общие вопросы раскрытия информации — входят одиннадцать ПБУ. Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бухгалтерской отчетности, а также раскрытия необходимой информации. К данной группе относятся следующие ПБУ:

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина Рос сии от 6 октября 2008 г. № 106н. Это ПБУ устанавливает основы формирования, выбора, обоснования и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 5бн. Это ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н. Это ПБУ устанавливает определение и порядок отражения в бухгалтерской отчетности оценочных обязательств, а также условных обязательств и условных активов.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008, утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н. Данное ПБУ устанавливает по рядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности организаций.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010, утвержденное приказом Минфина России от 08 ноября 2010 г. №143н. Данное ПБУ устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н. Это ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организаций.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н. Данное ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации по совместной деятельности в бухгалтерской отчетности организаций.

Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008, утвержденное приказом Минфина Рос сии от 6 октября 2008 г. №106н. Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений.

Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утвержденное приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н. Данное ПБУ устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011, утвержденное приказом Минфина России от 02 февраля 2011г. № 11н. Данное ПБУ устанавливает порядок формирования Отчета о движении денежных средств.

Вторая классификационная группа — активы и обязательства организации — включает в себя восемь ПБУ. Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств. В состав данной группы входят следующие ПБУ.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н. Данное ПБУ устанавливает особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в рубли.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н. Это ПБУ устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»

ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. Это ПБУ устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н. Данное ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н. Это ПБУ устанавливает правила формирования в учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным кредитам и займам, включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, вы пуска и продажи облигаций.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное приказом Минфина Рос сии от 19 ноября 2002 г. № 115н. Данное ПБУ раскрывает порядок отражения в учете предприятий затрат на выполнение НИОКР и ТР, условия признания данных расходов и порядок их списания.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина Рос сии от 19 ноября 2002 г. № 114н. Данное ПБУ определяет порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов по начислению и уплате налога на прибыль.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н. Это ПБУ раскрывает порядок признания и отражения в учете предприятий финансовых вложений.

К третьей группе — финансовые результаты организации — от носятся пять ПБУ. Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н. Данное ПБУ устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда на капитальное строительство.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н. Данное ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. Данное ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/ 2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н. Данное ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденное приказом Минфина России от 06 октября 2011 № 125н.

Разработанные положения (стандарты) по бухгалтерскому учету в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам. При этом значение российских подходов к учету отдельных объектов признается даже более существенным, так как российские положения в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и другие достоинства (применение сторнировочных записей, длительный период использования метода начисления и проч.), которые дают основание сделать вывод о том, что отечественный бухгалтерский учет имеет более адаптируемую к указанным стандартам модель, чем другие национальные системы учета.

38. Методические указания, инструкции, рекомендации и их роль в организации бухгалтерского дела

Методические указания и другие нормативные акты — это документы третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ: нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

К этим нормативным документам, в частности, относятся:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н;

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112;

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н;

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н,

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября г. № 91, с изменениями от 27 ноября 2006 г. № 156н;

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н;

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н;

Минфин России и другие уполномоченные органы ведут постоянную работу по созданию новых и переработке ранее принятых аналогичных документов. В методических указаниях и рекомендациях детально раскрываются основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета согласно документам более высокого уровня. Требования методических указаний конкретны, однозначны и обязательны к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования организациями при разработке методологической базы при формировании учетной политики в зависимости от специфики финансово-хозяйственной деятельности организации.

В современных экономических условиях методология бухгалтерского учета значительно усложнилась. Однако несмотря на имеющиеся трудности и негативные явления в деятельности хозяйствующих субъектов, наличие ПБУ, методических указаний, рекомендаций и других нормативных документов, отражающих методологические вопросы учета хозяйственной деятельности организаций, позволит подготовленным учетным работникам обеспечить полноту и достоверность бухгалтерской отчетности.

39. Порядок применения нормативных документов по бухгалтерскому учету

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в настоящее время представлена большим количеством законов, указов, постановлений Правительства РФ, положений, инструкций, рекомендаций и других документов. Часто эти документы противоречат друг другу или дублируются.

Основными целями законодательства являются:

· обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

· составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской от четности.

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают нормативные акты и методические указания в пределах своей компетенции как обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ. Все нормативные акты, о которых здесь говорится, основаны на федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ по бухгалтерскому учету. Их самостоятельное нормоустанавливающее значение должно определяться пределами, установленными актами законодательства для ведомственного нормотворчества. Иными словами, ведомственные акты должны быть подзаконными, т.е. приниматься в строгом соответствии с указанными актами законодательства.

В случае противоречий между нормами законодательства о бухгалтерском учете и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, необходимо руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т.д. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством. При этом следует учитывать то, что акт, изданный с превышением соответствующих полномочий нормоустанавливающего органа, не отвечает требованиям законности.

На практике нередко предписания двух и более действующих нормативных документов, принадлежащих одной отрасли законодательства, регулирующих один и тот же вопрос, противоречат друг другу. В этих случаях следует пользоваться одним из правил трактовки нормативных документов, которые указывают, какой из действующих норм следует пользоваться в конкретной ситуации. Прежде всего необходимо принимать во внимание то, что существующие нормативные документы действуют в определенной иерархии, что и определяет их значение и силу действия. В целом все возможные ситуации применения нормативных документов можно сгруппировать по четырем правилам.

Первое правило: норма документа, обладающего более высоким статусом, отменяет норму документа, обладающего меньшим статусом. Например, если какая-то норма Федерального закона «О бухгалтерском учете» противоречит норме, приведенной в ГК РФ, то действует норма Кодекса, но если какая-то норма Федерального закона «О бухгалтерском учете» противоречит требованиям положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), то следует руководствоваться нормой Закона.

Противоречия могут существовать и между предписаниями нормативных документов, обладающих одинаковым статусом. В таких случаях применяется второе правило.

Второе правило: требования нормативных документов, принятых одной и той же инстанцией, предполагают отмену прежней нормы в пользу новой, т.е. на практике следует применять предписания документа, принятого позднее.

Наиболее сложны ситуации, когда друг другу противоречат нормы одного и того же документа. Следует оценить, какая из этих норм содержит общие предписания по рассматриваемому вопросу, а какая имеет специальный (частный) характер. При этом нужно придерживаться третьего правила.

Третье правило: в случае противоречивости предписаний, со держащихся в одном и том же нормативном документе, одно из которых имеет общий, а другое — специальный характер, применяется специальная норма.

Противоречия возникают и между нормами документов, относящихся к разным отраслям права. Например, если в налоговом законодательстве при определении какого-нибудь вопроса есть ссылка на ГК РФ, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета и другие нормы, то следует руководствоваться четвертым правилом.

Четвертое правило: если в нормативном документе какой-либо отрасли законодательства использован термин, специально не определенный данной отраслью законодательства, следует пользоваться определением, установленным другим нормативным доку ментом.

Помимо указанных правил, применяя предписания нормативных документов, нужно учитывать силу их реального действия, которая определяется ответственностью, наступающей при несоблюдении той или иной нормы.

Таким образом, в современных условиях учетные работники должны владеть не только профессиональными знаниями и навыками, но и иметь ясное и полное представление о законодательстве (гражданском, бухгалтерском и налоговом). Бухгалтеры должны придерживаться принципа приоритета экономического содержания хозяйственных операций перед их юридической формой, что позволит правильно отразить их в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности.



2019-07-03 313 Обсуждений (0)
Федеральный закон «О бухгалтерском учете». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)