Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-политическое устройство Древнего Рима и его эволюция. Классы и социальные слои древнеримского общества.



2019-07-03 2034 Обсуждений (0)
Социально-политическое устройство Древнего Рима и его эволюция. Классы и социальные слои древнеримского общества. 5.00 из 5.00 4 оценки




Социально-политическое устройство следует рассматривать в соответствии с периодом:

1) Царский период:

Общественные отношения. Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его «комплексную теорию»:

- патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;

- в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

- плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

 Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

Государственный строй. Римская патрицианская община представляла собой примитивный город-государство с типичными чертами «военной демократии».

Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались «отцами» - patres.Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Туллий. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Государственные должности и замещения. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.

2) Республиканский Рим:

Общественные отношения. В ходе сословной борьбы патрициев и плебеев Рим превратился в полисную республику, основными чертами которой, как и в античной Греции, были: особые права гражданина, формальный суверенитет народа, осуществляемый через народное собрание, выборность магистратов (должностных лиц), гражданское ополчение. При этом Рим оставался аристократическим государством, так как политическая власть была сосредоточена в руках нобилитета. Это примерно 30—40 семейств и родов: из их числа пополнялись все высшие должности, и в их круг весьма неохотно допускались «выскочки», для обозначения которых в римском политическом лексиконе существовало особое понятие «новый человек» (homo novus). Правда, формально нобилитет не имел особых прав, так что его господствующее положение определялось не законом, а заслугами нобилей или их предков перед государством. Это превосходство определялось не писаным правом — ius, а неписаным правом —fas, т. е. традицией, обычаем, «нравами предков» (mores maiorum).

Завершение борьбы патрициев и плебеев ускорило складывание новых сословий: сенаторского, всаднического и плебса, при этом старинное деление на патрициев и плебеев никуда не делось, а просто утратило основное политическое значение. Новая сословная принадлежность не была наследственной и четко фиксированной: сын всадника мог стать сенатором, если займет какую-нибудь курульную должность, а сын сенатора не входил в сословие отца, если отказывался от политической карьеры. Главным принципом пополнения двух высших сословий была служба, наличие особых заслуг перед государством.

Сенаторское сословие считалось высшим. Претендовать на место в сенате могли исключительно бывшие высшие магистраты, но это необходимое условие было недостаточным: при включении в список сената учитывались и заслуги — как личные, так и предков. К сенаторскому сословию относились только члены сената; знаком их привилегированного положения была особая одежда — туника с широкой пурпурной продольной полосой носили только бывшие высшие, или курульные магистраты, имевшие право восседать на курульном кресле.

Всадниками, как и сенаторами, не рождались, а становились. Для этого было недостаточно высокого имущественного ценза, который во II в. до н. э. составлял 400 тыс. сестерциев1: всадническое достоинство присуждало государство в лице цензора, учитывались опять же заслуги претендента. Новоиспеченный всадник получал «общественную лошадь» (equus publicus), за которой должен был заботливо ухаживать. Будучи в большинстве своем, как и сенаторы, землевладельцами, всадники более активно участвовали в деловой жизни: занимались торговлей, различными финансовыми операциями. Во время войны они служили в кавалерии или были офицерами в легионах, а в мирное время могли добиваться почетных должностей, дающих право на место в сенате: в сенатороское сословие можно было попасть только через всадническое.

Состав последнего сословия (плебса) был весьма разнороден: плебс делился на городской (торговцы, ремесленники и т.п.) и сельский (в основном средние и мелкие землевладельцы). Значительную часть первого составляла городская чернь — неимущие люмпены, чьим лозунгом впоследствии стало знаменитое «рапет et circenses» («хлеба и зрелищ»).

Государственное устройство. В ходе сословной борьбы окончательно формируется государственное устройство республиканского Рима. Высшим государственным органом Римской республики считалось народное собрание, существовавшее в трех видах: куриатные, центуриатные и трибутные комиции. Самые древние — куриатные, собрания патрициев по куриям, фактически уже давно утратили политическое значение и собирались редко; некоторые исследователи полагают, что в эпоху республики в них стали принимать участие и плебеи. Куриатные комиции принимали особый закон — lex curiata de imperio, каковым соответствующему магистрату вручались его особые полномочия — империй.

Империй — совокупность полномочий сначала царя, а потом высших должностных лиц в Риме; основное содержание империя — военная власть и юрисдикция. В Римской республике таким же словом обозначалась территория, на которую распространялся империй высшего магистрата; в эпоху императоров — название римской мировой державы (Imperium Потопит).

Центуриатные комиции, собиравшиеся за городской чертой, на Марсовом поле, избирали высших магистратов (консулов, цензоров и преторов), объявляли войну и утверждали мирные договоры. В середине III в. до н. э. была проведена демократическая реформа, изменившая распределение центурий по классам: каждый класс получал равное количество центурий (по 70). Главным же видом народного собрания со временем становятся трибутные комиции, возникшие из собраний плебеев по трибам — территориальным округам, на которые делилось государство (31 сельская и четыре городских). С III в. до н. э. в работе трибутных комиций участвовали и патриции, и с этих пор в них стали приниматься основные законы. Ряд магистратов: курульные эдилы, квесторы, военные трибуны — выбирались в данном виде народного собрания; что же касается народных трибунов и плебейских эдилов, то эти должностные лица избирались на чисто плебейских собраниях по трибам (concilium plebis). Значение народных собраний в политической жизни Рима ограничивало то, что они не имели права законодательной инициативы: ни один законопроект не мог предлагаться самим собранием, его обязательно вносил магистрат, обладающий таким правом (консул, диктатор, трибун); также комиции не могли собираться по собственному усмотрению — только по инициативе магистрата.

Исполнительная и судебная власть в государстве осуществлялась магистратами — должностными лицами. Все магистратуры (кроме диктатуры) были выборными, временными (большинство сроком на один год) и коллегиальными. Высшими магистратами, верховными командующими и фактически главами государства были два консула, именами которых назывался год. Высшие магистраты унаследовали инсигнии царской власти — 12 ликторов с фасциями, отдельные курульные кресла в сенате. Консулы созывали сенат и народное собрание, вносили законопроекты, руководили выборами и считались носителями высшего империя.

Преторы — младшие коллеги консулов — занимались судебными делами. Сначала их было двое, но к концу республики, когда из бывших преторов стали назначать наместников провинций, их число увеличилось до 16.

Весьма авторитетной была должность цензора. Двух цензоров избирали раз в пять лет из бывших консулов сроком на 18 мес. Такая периодичность объясняется тем, что раз в пять лет проходила перепись граждан (census) и проводилась ревизия списка сенаторов и всадников. Цензоры осуществляли также контроль за нравственностью граждан: за скверное поведение (мотовство, пьянство, дурное обращение с детьми, непочтительность к родителям) они могли вынести замечание, что было чрезвычайно позорно, или даже исключить из списка сенаторов или всадников. Среди цензоров Ранней республики самым знаменитым был Аппий Клавдий по прозвищу «Слепой» (в старости он ослеп). Став в 312 г. до н. э. цензором, он начал строительство великой дороги древности, названной в его честь Аппиевой, которая соединила Рим с Капуей. Он улучшил также снабжение Рима водой, построив первый из римских акведуков, доставлявший питьевую воду с сабинских холмов. Аппий Клавдий первым из цензоров стал заниматься пересмотром списка сенаторов (раньше это делали консулы) и даже включил в число сенаторов сыновей вольноотпущенников.

3) Римская империя:

При рассмотрении государственно-правового устройства Римской империи обычно выделяется два основных этапа: принципат и доминат.

1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. — III веке н. э.
Период Принципата можно разделить на следующие этапы:

- Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.)

- Год четырёх императоров — масштабный кризис власти (68-69)

- Правление династий Флавиев И Антонинов — расцвет системы принципата (69-192)

- Правление династии Северов - начало формирования военно-бюрократической системы (193-235)

- Кризис III века — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284) Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. еальная власть была сосредоточена в руках прицепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

2. Доминат (284—476 гг.) — политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

- Правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337)

- Империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)

- Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)

Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью» «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан. Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали фукционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus — «священный») и «доминус» (Dominus — «господин», что подразумевало, что все о стальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя ее предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

Несмотря на усиление власти императора и еще большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все еще существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы — правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями еще в детстве.

Дата окончания истории Римской империи дискусионна. Для Запада обычно называется дата 476 год — год смещения императора Ромула Августула или 480 год — год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты — конец V века, 610 год, 1204 год, 1453 и другие.

 

Этрусская культура.

Этруски — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Этрусская культура специфична и многообразна, и мало изучена. Не сохранилось ни исторических работ, ни драматических произведений этрусков, известно, что они были не только искусными мореходами и пиратами, но и прекрасными строителями и ремесленниками. Построенные ими из камня мосты, каналы, храмы, гробницы или города представляли собой внушительное зрелище.

Этрусские города Марцаботто, Спина, Пренесте, Веллетри, Сатрик, Капуя достигли вершин расцвета в VI в. до н. э. Там были художественные мастерские, где работали искусные мастера. Их памятники искусства отражали те или иные события истории. Фрески этрусков показывают жестокие сцены расправ греков с пленниками из Трои. На одной из них Ахилл закалывает беззащитных и безоружных людей.

Этруски почитали богов, представляя их в облике людей. Похоже, что и этрусский пантеон составлялся путем заимствований у других народов. Богиня Уни, аналогичная италийской Юноне, попала через пеласгов. Менерва соответствовала римской Минерве, Тин – Зевсу и Юпитеру. Возвели этруски и Капитолийский храм. Эллинскому Дионису Вакху соответствовал этрусский Фуфлунс. Водная стихия находилась в ведении Нетунса (у эллинов – Посейдон, у римлян – Нептун). Богу Гефесту соответствовал Сефланс. Эллинским богам подземного царства, Аиду и Персефоне, соответствовали этрусские боги Еита и Персефнаи, а эллинскому перевозчику душ, старцу Харону, соответствовал этрусский демон смерти Хару.

Этруски испытали на себе воздействие восточных народов, карфагенян, греков. Они умело использовали сюжеты из греческой мифологии. Римляне многое позаимствовали у них. Благодаря им родоплеменной культ превратился в полисную религию.

Этрусским творением были и форум, и храм Юпитера, и церемония триумфа, и вообще многие римские праздники, имевшие характер городских игр. Даже латинское слово «ludus» (игра) римляне взяли от названия народа «ludoi» (лидийцы), что является синонимом слова «этруски». При этрусках в Риме введены ежегодные Римские, или Великие, игры. Местом их проведения становится сооруженный при правлении Тарквиниев цирк, а затем и стадион.

Римляне переняли у этрусков обычай принесения кровавых жертв душам мертвых (во время погребений). Формой такого вот жертвоприношения стала смертельная схватка вооруженных пленников, что заканчивалась обычно гибелью одного или многих участников поединков. Известно, что в 264 г. до н. э. один из римлян этрусского происхождения в память о своем отце заставил сражаться на многолюдном рынке три пары рабов. Это зрелище со временем превратится в популярные в Риме гладиаторские бои.

Поражают удивительный реализм в рисунках этрусков, их художественный вкус, который удовлетворил бы самые высокие ожидания современных эстетов. Примеров тому множество (треножник VI в. до н. э., зеркало с изображением суда Париса III в. до н. э., крылатые кони с декора храма Ара делла Регина IV в. до н. э., скульптура «Толстый этруск», относящаяся ко II в. до

 

 



2019-07-03 2034 Обсуждений (0)
Социально-политическое устройство Древнего Рима и его эволюция. Классы и социальные слои древнеримского общества. 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Социально-политическое устройство Древнего Рима и его эволюция. Классы и социальные слои древнеримского общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)