Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие с другими науками



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Взаимодействие с другими науками 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

 

19.Новые идеи в социальной психологии

В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально - психологической проблематики и выход её на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри её выделились отдельные социальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т.д. Они стали широко использоваться в таких науках, как политология, экономика, социология, право, история, и в ряде других. На базе социально - психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально- психологических тренингов (активного группового обучения).

60-е годы XX века можно считать временем нового подъёма и ускоренного развития социальной психологии во всём мире.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с 60-х годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.

1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть социально - психологические знания. Это - юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.

3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающая возникновением развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR- движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

4. В Европе, включая новые направления социально - психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца 60-х годов, появляется психология межгрупповых отношений и по - новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первом плане вышла проблематика психологии управления и коллектива.

5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, соотношениями, существующими в обществе, или взаимодействуем между большими социальными группами.

6. Произошло заметное сближение социологических и социально психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

7. В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Социальная психология стала превращаться в единую, не разделённую на отдельные направления, науку.

Отрасли социальной психологии

Сегодня социальная психология - это наука, востребованная обществом. Поэтому она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих практических исследований и самостоятельных отраслей. Например: этнопсихология, политическая психология, психология религии - их значение мы только сейчас начинаем правильно осмысливать. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими явлениями как общение, ролевые, межличностные и межгрупповые отношения, конфликты, слухи, мода, паника, и т.д. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат психическая деятельность людей, поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов.

Философия, социология, общественные науки предоставляют социальной психологии возможность наиболее точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов (специфика, происхождение, особенности развития, роль в жизни и деятельности). Общая психология позволяет более точно понять и правильно осмыслить особенности личности, которая является субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. История показывает, как существенно происходит развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политология, позволяет правильно понять какие политические явления, и процессы влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика в условиях политический деятельности или под ее влиянием.

Экономика раскрывает сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе.

Культурология, этнология дает возможность правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений.

Педагогика предоставляют информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя вырабатывать рекомендации к этим социально-психологическим процессам.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей разных этнических сообществ.

Психология религии изучает психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности.

Политическая психология, исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества Психология управления, изучает анализ проблем, связанных с воздействием на группы, общество, конкретных индивидов.

Психология социального воздействия изучает особенности законов и методов влияния на людей и группы в различных ситуациях.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Конфликтология изучает психологические особенности различных конфликтов и наиболее эффективное их разрешение.

Таким образом, новыми научными направлениями социально-психологических исследований в настоящее время являются следующие:

· социально-психологические процессы (механизмы) изменения культурных норм;

· исследование особенностей дистинк-тивного социального поведения личности и группы;

· социально-психологические аспекты изучения культурной травмы;

· исследование коллективной памяти с позиций конструкционизма;

· психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия;

· нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы;

· исследование социально-психологического пространства личности и группы;

· социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации;

· социальная психология времени (отношение личности и группы к времени);

· социально-психологические исследования терроризма и др.

Этот ряд объединяет перспективность поставленных проблем и заявленных направлений исследования в социальной психологии.

Развитие представлений о месте СП в системе наук характерно для всей ее истории: возникнув на границах психологической науки и социологии, она и в настоящее время рассматривается как междисциплинарная отрасль знания, причем развивающаяся на разных уровнях ее интеграции с другими отраслями психологии и смежными науками. При этом СП всегда представлялась в виде двухслойного образования, дошедшего до нашего времени. Примерами его обозначения могут служить следующие точки зрения:

· социологическая социальная психология и психологическая социальная психология (Г. М. Андреева);

· социальная психология и социальная психология (Л. И. Уманский);

· психосоциология и социопсихология (А. К. Уледов);

· психологическая социология и социологическая психология (И. С. Кон).

За последние два десятилетия возникли и стали обсуждаться еще две пары обозначений аналогичного двухслойного строения СП: микросоциальная и макросоциальная психология, а также социальная и социальная психология.

 

20.Психология кризиса как направление практической психологии

Современная жизнь сопровождается множеством экстремальных ситуаций (экологические бедствия, технологические катастрофы, социально-экономические потрясения, военные конфликты и т.д.). В самом термине «экстремальная ситуация» чувствуется что-то нежелательное: угрожающее, опасное, содержащее в себе большое количество тревоги.

В психологии преобладает понимание экстремальности как особых, неблагоприятных условий для жизнедеятельности человека, ситуаций вызывающих напряженность и перенапряженность, угрожающих жизни людей и требующих экстремальных действий.

Появление кризисной психологии как новой отрасли явилось своего рода откликом на нестабильность, экстремальность общества, откликом на негативные плоды цивилизации. Кризисная психология и психотерапия относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики.

Выявление большого количества суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв насилия и свидетелей катастроф подвигла к созданию программ по изучению последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения.

В рамках существующих отраслей психологии, таких как психология личности и психология развития, уже затрагивались вопросы, касающиеся так же кризисов развития. Исследования в этих областях также указывают на возможность появления серьезных неблагоприятных последствий возрастных и личностных кризисов, не связанных с глобальными и широкомасштабными бедствиями.

Современная жизнь, заметно ускоряясь, потребовала от науки психологии более четкой психологической картины изменяющего мира.

Психология, оставаясь на прежних методологических методах (абсолютизация объективных методов исследования, желание изучать не конкретного человека, и человеческий тип, стремление рассматривать человека не с индивидуальной, а с общественной стороны), оказалась неспособной дать ответы на актуальные вопросы действительности:

· Как сохранить физическое и психическое здоровье в чрезмерных кризисных ситуациях, которые имеют тенденцию нарастания из года в год?

· Как человеку сохранить в себе истинно человеческое, несмотря на появление множества негатива в обществе?

Появление кризисной психологии как новой отрасли знания явилось откликом на эти непростые вопросы жизни.

В истории часто бывает, что заметить появление нового можно лишь после его появления. Кризисная психология является примером этого явления. Она возникла не за один год. У кризисной психологии как новой отрасли достаточно обширная предыстория и очень краткая история.

Фактически она существует столько, сколько существует человечество. Вот почему важнейшей задачей кризисной психологии является обобщение многовекового человеческого опыта и совмещение этого опыта с современными достижениями современной науки.

Истоки кризисной психологии кроются в первых философских текстах, в греческой и римской мифологии, в Библии. Именно там впервые раскрываются сложности жизненного пути, упоминаются возможные потрясения, тревоги и неожиданности, подстерегающие человека. Кроме описания жизненных ситуаций, там же приводятся и возможные варианты выхода из затруднений через язык мифов и метафор.

К непсихологическим источникам кризисной психологии необходимо отнести произведения русских писателей (Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова).

Пролематика кризисной психологии звучит и в произведениях зарубежных писателей (Э.Хемингуэй, Э.М.Ремарк и другие).

Важным источником кризисной психологии явилась наука феноменология– течение в немецкой философии и психологии, основанное Э.Гуссерлем. Феноменология призвана изучать неискаженное описание непосредственного опыта. Она изучает и описывает способ, которым в сознании в соответствии с определенным смыслом и значимостью преломляется окружающий мир. По мнению Э.Гуссерля, движущая сила любого человека – потребность в саморазвитии и создании своего мира. Он считал, что существует определенный разрыв между тем, что есть вовне и тем, как мы это «вовне» воспринимаем и запечатляем в нашем сознании.

Феноменология, в свою очередь стимулировала появление и развитие экзистенциальной философии. До этого кризисная психология была сводом разрозненных знаний, разбросанным по различным научным дисциплинам. Своеобразной точкой отсчета при этом можно считать произведения датского философа, теолога С. Кьеркегора. (40-ые годы 19 века). В своих произведения он пытался дать обобщенное философское обоснование бытия человека в мире. Естественно, при этом затрагивались такие базовые философские понятия как смысл, свобода, ответственность,

В дальнейшем проблемам кризисных состояний глубоко рассматривались такими экзистенциальными психологами как Людвиг Бинсвангер, Метард Босс, Виктор Франкл, Ирвин Ялом, Ролло Мей. Акцент в их исследованиях был сделан на человеческих ограничениях и трагической стороне существования человека. В основе взаимоотношений с человеком лежит феноменологический подход, требующий входить в мир переживаний и воспринимать феномены этого мира без предубеждений, которые искажают понимание другого.

Значительный вклад в процесс становления кризисной психологии внесла гуманистическая психология, зародившаяся в начале 50-ых годов 20-го века. По мнению гуманистических психологов, прежним подходам к человеку не хватала самого главного – внимания к уникальному миру индивидуального опыта. Существующие традиционные подходы исключали из рассмотрения такие важные человеческие качества и свойства, которые, по словам И.Ялома, собственно и делают человека человеком: выбор, любовь, креативность, самоосознавание и т.д. В 60-ых годах гуманистическая психология смогла выдвинуть пять основополагающих принципов ( впервые в цельном и законченном виде они были сформулированы президентом Американской ассоциации гуманистической психологии Дж.Бьюдженталем).

1. Человек как целостное существо превосходит сумму его составляющих (он не может быт изучен в результате изучения его отдельных составляющих).

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается во внимание опыт межличностных взаимоотношений).

3. Человек сознает себя (человек не может быть понят без учета его самосознания).

4. У человека всегда есть выбор (то есть человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования, он постоянно творит мир своей повседневности, если даже и не отдает себе в этом отчет).

5. Человек интенциален (направленность, нацеленность).

Эти принципы явились для кризисной психологии своеобразным ориентиром в сложном постижении кризиса как феномена.

На теоретическое становление кризисной психологии оказали значительное влияние представители психоаналитического направления и постфрейдисты(А. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм и другие). Их работы так или иначе затрагивали темы, касающиеся кризисной психологии (тревога, страх, одиночество, защитные механизмы и т.д.)

Чрезвычайно важной для становления кризисной психологии явилась концепция психосоциальных кризисов Э.Эриксона.

Особо можно выделить наследие А.Адлера. Его концепция компенсаторных механизмов расширила возможности психологов по оказанию помощи людям в кризисе. Так же важной явилась идея А.Адлера о стиле жизни ( первоначально определенная как «жизненный план») – уникальном соединении черт, способов поведения и привычек, которые создают неповторимую картину существования человека.

Таким образом, возникновение кризисной психологии явилось закономерным этапом в развитии психологического знания. В своем становлении кризисная психология опиралась и продолжает использовать теоретические, практические наработки основных психологических школ.

Непосредственная история кризисной психологии начинается в начале 80-ых годов XXвека. Основной причиной выделяется усиливающееся отставание социального прогресса от прогресса научно-технического, ведущего к кризисному положению человека в обществе.

В нашей стране имелись по крайней мере три веские внешние причины, заставившие обратить внимание на необходимость оформления кризисной психологии как науки.

Во-первых, противоречивость перестроечного периода, когда «ветер перемен» превратился в ураган. Выживание в новых условиях, заставившее многих принимать решения. Далеко не все оказались способны авторами своей жизни. Многие из имеющихся сейчас хронических состояний имеют начало в этом периоде.

Во-вторых, актуальность проблемы адаптации ветеранов афганской войны к послевоенным условиям общества, в котором им предстояло жить.

В-третьих, последствия Чернобыльской катастрофы.

Перечисленные причины и поставили задачу выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль, чтобы найти достойные ответы на запросы времени.

 

21.Актуальные проблемы кризисной психологии

В современном мире все больше отмечается проблем, обусловленных неблагоприятными последствиями человеческой деятельности. Это вопросы, связанные не только с экологией среды обитания, но и усложнением и обострением социальных конфликтов на уровне отдельного индивидуума, семьи, коллектива, государства и межгосударственных отношений. Многообразие социальных конфликтов, сопровождающихся насилием и жестокостью (локальные военные конфликты, терроризм, криминальная ситуация и т. п.), сильнейшие природные катаклизмы (стихийные бедствия) и техногенные катастрофы еще больше усугубляют бытие человека, нежели это было в прошлом веке.

Человек рассматривается прежде всего с точки зрения его бытия. Основными вопросами для рассмотрения становятся вопросы: «как?» он жил ранее и «как» будет жить дальше.

Основные понятия кризисной психологии.

Понятие «кризис»

Разрушение животного и растительного мира, а так же катаклизмы в социальном мире приобрели в настоящий момент страшные масштабы. В связи с этим часто употребляется слово «кризис».

Перевод слова с греческого – разрешение, поворотный пункт, критический момент, тяжелое переходное состояние, исход, которое значит в конечном итоге суд. Кризис есть переломный момент, когда ставится под вопрос все пережитое ранее.

В китайском языке «кризис» – это открывающаяся возможность, полный опасности шанс. Это, прежде всего, возможность роста человеческой личности, которые индивид приобретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая сопротивления различной степени и силы.

Существует житейский уровень рассмотрения данного понятия и профессиональный (философский).

На уровне житейском любая кризисная ситуация опасна, а значит нежелательна, ибо она несет за собой осложнение жизни человека, создает опасность для физического и психического здоровья. На уровне здравого смысла выделяются параметры чрезвычайности, опасности, стихийности.

Для специалистов, которые хотят оказать реальную помощь людям, оказавшимся в кризисе, необходимо широкое понимание кризиса.

Фазы кризиса.

1. Фаза воздействия. (Первая реакция). Характеризуется уменьшением ориентации, растущим напряжением, тревогой, чувством опасности. Нет возможности решить проблему, нет выхода, увеличивается чувство растерянности.

2. «Сдача в плен». Высокий уровень напряжения. Тупик. Ощущение бессилия. Возможен суицид.

3. Мобилизация. (Открытие второго дыхания). Наиболее эффективная фаза для оказания психологической помощи. Появляются силы и желание для поиска. Если в этот момент будет оказана профессиональная помощь, то можно говорить о преодолении кризиса. Напряжение спадает. Желательно проведение дальнейшей терапевтической работы. Поиски новых смыслов. Если же человек не находит этих новых смыслов, то он сдается во второй раз.

4. Преодоление или хронизация состояния.

Для успешного преодоления кризиса человеку необходимо:

· Эмоционально пережить событие

· Осознать существующую проблему

· Отказаться от старых иллюзий

· Определить свои возможности

· Принять решение. Как жить дальше.



2019-07-03 230 Обсуждений (0)
Взаимодействие с другими науками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие с другими науками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)