Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные типы кризисов



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Основные типы кризисов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Травматические кризисы.

2. Кризисы развития или становления.

· Кризис целостности.

· Кризис пересадки корней.

· Половое созревание.

· Начало супружеской жизни.

· Отцовство и материнство.

· Уход детей из родительского дома.

· Болезнь.

· Самопроизвольное или искусственное прерывание беременности.

· Кризис середины жизни.

· Менопауза. Кризис предпенсинного возраста. «Узелковый период».

· Отдельно выделяются суицидальные кризисы как крайняя форма кризисного реагирования.

Возрастной кризис характеризуется следующими признаками:

· Эволюционной задачей

· Внутренним конфликтом

· Формированием определенных жизненных качеств.

 

22.Научная, прикладная, популярная психология в нач. ХХI века.

Прикладная психология — ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы — как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Прикладная психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Житейская психологиязнания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни. Они конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. За сказочными персонажами угадываются определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни. Такие пословицы, как "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторение - мать учения, но враг творчества", "Ищи невесту в огороде, а не в хороводе", "Чистота духовная паче телесной", выражают совершенно определенные факты психологии человека.

Научная психология. Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Практическая психология. Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Популярная психология — системы знаний и практик связанных с психологией, завоевавшие популярность среди широкого круга людей. Примеры подобных систем и практик: НЛП, Соционика, Транзактный анализ, Синтон, Разумный путь.

Основными отличительными признаками популярной психологии являются:

- Отсутствие верификации (эмпирической проверки) и критической позиции по отношению к теориям

- Практически неограниченная область применения

- Популярная психология опирается в основном на жизненный опыт автора и иногда на упрощенную трактовку научных данных

- Готовые однозначные ответы на психологические проблемы в виде рецептов

- Отсутствие границы между научным и ненаучным знанием (например, в одном направлении смешиваются научные психологические понятия и карма, аура и т. п.)

Основные отличия научной психологии от житейской психологии:

- для житейской психологии поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке.

- В научной психологии возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

1. Получение знаний:

- В житейской психологии получение знаний базируется на индивидуальном опыте в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, не систематически, стихийно.

- В научной психологии получение знаний базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний:

В житейской психологии знания имеют форму ситуативно-контекстного утверждения (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

В научной психологии знания систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

3. Воспроизведение знаний:

В житейской психологии знания легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

В научной психологии – полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

Научная психология – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Взаимосвязь научной и житейской психологии. Научная и житейская психологии активно проникают друг в друга, житейская психология является основанием, фундаментом для научной психологии).

Для конкретного человека практический психолог = житейский (совпадают в одном лице).

 

23.Современные исследования в области прикладной и практической психологии

 

В настоящее время в условиях динамического развития общества, согласно его требованиям, выделяются различные направления прикладных исследований социальной психологии, которые мы рассмотрим в этом параграфе.

В настоящее время социально-психологическая проблематика тесно переплетена с проблемами общей, медицинской, педагогической психологии, социологии, управления. Тот факт, что сфера в целом получила название "практическая социальная психология", обусловлен тем, что все области практических приложений психологических знаний есть области социальной жизни, где социально-психологические феномены – общение и совместная деятельность являются основными.

I. Управление.

· 1. Психологические качества руководителя. С целью выявления психологических качеств руководителя применяются различные личностные тесты и описательные методики, включающие характеристики идеального руководителя. Например, анализ совместимости руководителя и коллектива или выявление роли "обратной связи" (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д. Распространенным методом таких исследований является составление психологического портрета руководителя, включающего его способность к восприятию нововведений, его гибкость в применении разных форм контроля и т.д.

· 2. Деловое общение. Проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга решается не только при помощи совокупности прикладных исследований, но и практических занятий для руководителей. На них в основном отрабатываются стратегии и техника делового общения, его правила и нормы. Как правило, психолог-практик выступает здесь в роли руководителя практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. Здесь также эффективна организация специальных деловых игр.

II. Развитие организации. "Развитие организации" или "организационное развитие" означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, решения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности.

2. Работа с персоналом организации. Основными направлениями практической психологической работы с персоналом организации являются: 1) рекрутмент, ротации, аттестация; 2) мотивация; 3) обучение и профессиональное развитие; 4) коррекция микроклимата; 5) формирование и коррекция организационной культуры; 6) индивидуальное психологическое консультирование; 7) коучинг.

3. Командообразование – процесс создания и повышения эффективности деятельности основных "ячеек" современной организации – команд. Среди основных черт команды выделяют: принятие ее членами целей и ценностей, ответственность за конечный результат, возникновение "духа партнерства" – чувства локтя в деловой сфере.

I. Массовые коммуникации – область прикладных социально-психологических исследований. Коммуникативный процесс в своей структуре имеет пять основных компонентов: коммуникатор, аудитория, канал, сообщение, эффективность. Важно отметить, что массовая коммуникация (а значит, и область пропагандистского воздействия) является разновидностью массового общения людей, где информация распространяется преимущественно при помощи технических средств (печать, телевидение, радио). Весь этот процесс организуется и направляется определенными социальными институтами.

II. Реклама. Социально-психологические исследования в области рекламы также оживились в связи с новыми запросами практики. Среди них отмечают: консультации; оценка успешности рекламной компании; оценка качества рекламного материала.

I. Проблемы школы традиционно исследовались в рамках педагогики и педагогической психологии. Сегодня активно вторгается и социальная психология со своей проблематикой: общение, функционирование коллектива, межгрупповые отношения, вопросы социализации.

В условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, создаются специальные психологические службы, в задачи которых входит: обеспечение развития здоровой личности; коррекция разного рода затруднений в развитии личности; проблемы профессиональной ориентации.

Основные виды деятельности психологической службы: 1) психологическое просвещение учителей и родителей; 2) психологическая профилактика поведения; 3) психологическое консультирование; 4) психодиагностика; 5) психокоррекция.

· 1. Психологическое просвещение учителей и родителей в проблеме общения, восприятия людьми друг друга, в проблеме юношеских и внутрисемейных конфликтов, в специфике социализации детей разного пола и возраста.

· 2. В области профилактики акцент делается на выявлении причин неблагополучного поведения (они могут корениться в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают при затруднении в общении с одноклассниками). В данном случае применяются методы исследования кризиса идентичности, связанного с процессом социализации; моделей взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллективах классов.

· 3. В школе психолог чаще всего выполняет функцию консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности. Для него даны два "объекта", с которыми нужно работать: 1) школа в целом как некоторая организация; 2) отдельное лицо для оказания индивидуальной консультативной помощи.

II. Проблемы семьи. Семья в социальной психологии рассматривается как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику. Проблемы семьи традиционно на практическом уровне решаются в таких организациях, как "служба семьи", где социальный психолог играет ведущую роль. Задачи, решаемые "службой семьи":

Всякая консультация в этой области должна включать в себя профессиональное обучение общению, так как простой подбор партнера по браку (услуги "электронной свахи") не может исключить вопросов психологической организации их взаимоотношений.

I. Право и политика. Борьба с противоправным поведением традиционно относилась к компетенции юридических наук и специальных общественных органов: охрана общественного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судопроизводства, определение меры наказания за преступления. Однако область профилактики противоправного поведения (профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями) – это область практического применения социальной психологии, тесно связанная с деятельностью в области семьи и школы.

Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики – относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Перечень проблем политики, где роль социальной психологии очевидна (в большей степени проблемы разработаны как теоретические): психологические факторы принятия политических решений; психологические условия их (решений) восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и проч.

Важным направлением практической работы психолога в сфере политики является политическое консультирование (внутреннее и внешнее). К направлениям работы психолога в области политики относят:

· 1) участие в разработке и принятии решений;

· 2) систематический анализ динамики общественного мнения;

· 3) прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями.

II. Научная деятельность. Новая сфера приложения социальной психологии. Па сегодняшний день возрастает значение коллективных форм деятельности (и в сфере научного творчества), когда производство знаний является результатом работы не одной личности, а множества людей на исследовательских "комбинатах". Производством научных знаний занимается иная социальная ячейка: раньше ей была научная школа, теперь – исследовательский коллектив, где рождаются коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспертиза.

Это ставит ряд новых прикладных задач, связанных с совершенствованием способов управления, повышением эффективности деятельности и т.д. Главная из этих стоящих проблем – выявление специфики такого вида деятельности, как коллективная научная деятельность. Задача социальной психологии – понять природу совместной творческой деятельности и дать ее психологическое описание. Подход к решению этой проблемы был предложен в "программноролевом подходе" к исследованию науки М. Г. Ярошевским (1982). Идея в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: "генератор", "критик", "эрудит", "администратор" и "генератор идей" (две последние обычно может выполнять руководитель проекта) и др.

Важным становится исследование специфики самого процесса коммуникации между учеными: психологической готовности каждого исследователя принять, переработать и сохранить разнообразную информацию.

Непосредственно в научных учреждениях социальные психологи осуществляют три вида деятельности: 1) разработка рекомендаций на основе диагностики конкретных ситуаций; 2) консультирование как руководителей, так и сотрудников, способствующее осознанию своей собственной роли в коллективе; 3) непосредственное обучение руководителей методам управления (традиционным лекциям и социально-психологическому тренингу).

 

24.Распространение и популяризация психологических идей как задача практики

«Как подойти к прогнозированию будущего психологии? Думаю, от будущего человека, от общества... И еще, не по отдельным отраслям, а по некоторым проблемам. А почему так? Потому, что они иначе переплетутся в новой системе психологического знания», - А.Н. Леонтьев.

Трудно представить себе современную жизнь без такого популярного слова как психология. В каких только смыслах и контекстах она не употребляется сегодня. Мы настолько популяризировали этот термин, что готовы под психологию подвести почти что угодно. В праздных разговорах за обедом, в общественном транспорте, на практических встречах специалистов любой тематики не обходится без употребления этого термина. Спроси сегодня у любого человека, что он знает о психологии, и в половине случаев минимум мы получим ответ: «Всё».

С одной стороны, изобилие современной популярной литературы о психологии дает возможность простому обывателю если уж не познать себя и других, то, по меньшей мере, получить представление о том, что душа (psycho) - это не исключительно эзотерическое понятие, а вполне конкретный объект изучения, и что необъяснимые медициной процессы, происходящие в организме каждого человека, имеют право на существование ибо являются его неотъемлемой частью, такой же, как сердце, печень почки и т.д.

Современная психологическая наука и практика (а я считаю, что нельзя отделять эти понятия) прочно вошли и заняли важное место в жизни современного общества в целом и каждого индивида в отдельности. Сегодня трудно найти городского жителя (а все чаще и не только городского) который хотя бы раз не сталкивался с одной из отраслей психологических знаний: всевозможные тренинги, тестирования, исследования и, наконец, просто бесконечные рекламные кампании, которые как из рога изобилия сыпятся ежедневно на нашу голову из радиоприемников, телевизоров, с баннеров и прочих носителей.

Бытует мнение, что традиционный подход к основным психическим процессам (мышлению, памяти, воображению и т.д.) исчерпывает себя все больше именно потому, что многие психологи, обращаясь к решению практических задач, связанных с познавательной деятельностью, чувствуют, что "чисто психологического" знания об этих процессах им явно недостаточно. В дополнительном и профессиональном образовании все активнее используется практико-ориентированное (экспериментальное) обучение. Оно имеет своей целью развитие способностей учащихся получать знания на основании и из своего опыта практического действия в различных, часто экстремальных, ситуациях посредством преодоления паттернов сознания (активные методы обучения, имитационные игры, тренинги и т.п.).

Но нельзя недооценивать важность продвижения психологии как науки. Изменив приоритеты и снизив интерес к академическим, фундаментальным проблемам психологии можно оказаться в ситуации профессионального выгорания. Без постоянного взаимодействия и взаимовлияния фундаментальная и прикладная психология могут быстро выродиться, так как они друг для друга есть не что иное, как питательная среда для развития обеих.

Ведь психология в том виде, в котором она сложилась на рубеже XIX и XX вв. и существует до настоящего времени, - это классическая наука, в которой главенствующую роль играет научное знание. Практическая психология, получившая своё активное развитие благодаря работам В. Вундта, Г. Гельмгольца, Г. Эббингауза, и З. Фрейда обрела лишь частичную свободу от логоса. «Во-первых, и экспериментальная психология, и психодиагностика, и психоанализ очень быстро создали собственные теоретико-мифологические рефлексивные планы. Во-вторых, они построили себя в соответствии с позитивистской парадигмой, согласно которой теория доминирует, тогда, как эмпирия лишь обслуживает, питает логос. Именно поэтому древнее имя "психология" осталось титульным именем "новой" науки», говорит доктор психологических наук, заместитель директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО А.Б. Орлов.

Есть еще одна особенность развития психологии как науки - с одной стороны ее дробление, а с другой - интеграция знаний о человеке с привлечением многих наук (медицины, педагогики, инженерии и т.п.). Влияние психологии проявляется как в традиционной форме, так и за счет интегрирования психологических знаний представителями других наук. Культурная и социальная антропология, этнология, социология (особенно такие ее направления, как социология знания, этнометодология), психосоматическая медицина уже сейчас очень психологизированы.

Психологизация общества привела к разработке теории психологии на разнородной научной основе, с привлечением большого числа специалистов. Развитие психологии ознаменовалось появлением многих смежных отраслей научного знания: психолингвистика, нейропсихология, психобиоэнергетика, нейролингвистическое программирование и многое другое. В силу этого предмет психологии как особой научной дисциплины стал еще более неопределенным; оказался перегруженным и "размытым" ее понятийный аппарат.

«У меня глубокое внутреннее убеждение, что все области научного знания являются по сути дела своеобразными подотраслями психологии, так как данные любой науки - суть результат, средство и условия для осмысления Мира», говорит доктор психологических наук, академик РАО, профессор Московского государственного лингвистического университета Н.Н. Нечаев, как бы в оправдание происходящим процессам. Ведь сегодня с подобными вопросами сталкивается не только психология: биофизика, квантовая химия, биоинжинерия, геногеография - все это синтез научных знаний разных областей. Для современной науки характерно формирование новых научных дисциплин по проблемному признаку. В этом случае новые отрасли возникают в связи с выдвижением новых определенных теорий или проблем. Как писал Поппер, наука начинается не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим -- от менее глубоких к более глубоким.

Именно поиск оптимальных путей решения комплексных проблем вызвал смещение к концу прошлого столетия акцента с познавательной парадигмы исследования на экзистенциальную.

Сегодня все больше возрастает интерес психологов к комплексным проблемам и усложнением методов их анализа, когда невозможно обойтись, например, без компьютерных вариантов математической обработки данных. Так сегодня одной из таких проблем является проблема здоровья общества - это комплекс четырех факторов (социального, психического, генетического и соматического благополучия человека в частности и общества в целом), которые приблизительно в равной мере влияют на достижение надлежащего уровня жизни. Сбор колоссального количества данных, их обработка и интерпретация - задачи сегодняшних психологов по-прежнему нелегки и актуальны. Так, В.В. Знаков доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН говорил, что типичной психологической комплексной проблемой является феномен понимания. Комплексные проблемы побуждают ученых не столько исследовать отдельные стороны, психических феноменов, сколько описывать их как нечто единое, феноменологически целое.

Сегодня в нашей науке ощущается большая потребность в добротных предметных, а не отвлеченных, теориях, в хороших конкретных, в том числе экспериментальных, исследованиях, которые смогут стать на службу, как индивида, так и общества в целом.

В психологических кругах в дискуссиях о пророчестве В.И. Вернадского можно услышать и такие негативные суждения о сегодняшнем состоянии психологии, что его «пророчество» сбывается в своей самой неприглядной форме: как психопрограммирование и духовное кодирование личности. Прагматическое психологическое знание, изначально полученное в недрах собственно научной психологии как строгое знание о психических явлениях, оказалось замечательным средством программирования кем-либо чужой жизни в собственных целях (реклама, пиаровские технологии, выборные рейтинги и т.п.). «На этом поприще у психологии головокружительные перспективы, и вполне возможно, что XXI век поименует сам себя психологическим веком», с сарказмом подмечает В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО.

Конечно, большинство понимает, что дифференциация профессиональной психологической деятельности неизбежна, что будет существовать множество психологических направлений, подчас не взаимодействующих друг с другом, со своими лидерами и авторитетами. Однако это развитие может носить как прогрессивный, так и уничтожительный характер. Часто, описывая разветвленность психологической науки, приводят слова А.Н. Леонтьева о том, что современная психология развивается не в ствол, а в куст. Но это не значит плохо, ведь и прочные вековые деревья бывают с обильной кроной и обладают при этом устойчивой корневой системой. Задача психологии XXI века обрести связующее единоначалие и обеспечить питание всех востребованных практико-ориентированных направлений.

Да, к сожалению, экстенсивное развитие психологии (создание новых психологических кафедр, факультетов, курсов ускоренной подготовки) привело к тому, что в среднем уровень дипломированных специалистов психологов заметно снизился. "Демократичность" профессии, обеспечившая приток в нее специалистов из других областей, имеет как позитивные, так и негативные стороны. Дело в том, что с психологическим знанием сейчас работают многие специалисты, которые не имеют для этого достаточной профессиональной базы. Добавим к этому средства массовой информации с их чудовищным потенциалом воздействия и манипуляции массовой психикой. Они фактически используют определенные психотехнологии, нарушая подчас этические нормы психологии, призванной возвышать личность, а не низводить человека до уровня рефлекторно-инстинктивного реагирования на провокационную информацию.

Многие знаменитые люди прошлого века, да и не только прошлого часто в своих описаниях вымышленных событий оказывались так называемыми «пророками» событий будущего. Мне кажется, что Владимир Иванович Вернадский в своей работе о ноосфере, высказал скорее не пророчество, а свое предчувствие о том, что в XXI веке вся жизнь человека от быта до науки будет пронизана «психологией».

Ни с одной другой наукой сегодня мы не сталкиваемся так часто, как с психологией и в этом смысле её можно считать наукой века. Психология «везде» и «нигде», она растворилась в обществе, других фундаментальных науках, в жизни каждого человека. Но понимая, что такое научное знание, стоит всё же отметить, что практическая психология, возможно, несколько тормозит развитие психологии как науки в целом. Я наблюдаю попытку «объять необъятное», проникнуть, собрать материал, внести свой вклад в такое количество областей и отраслей, что подвести какие-то общие итоги и выводы по полученному материалу не представляется возможным. Не получается прийти к единообразию в принципах и подходах слишком уж велика начальная экстраполяция.

 



2019-07-03 223 Обсуждений (0)
Основные типы кризисов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные типы кризисов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)