| Язык открывает то пространство, внутри которого человек способен соответствовать бытию и его требованиям, его призыву. Это изначальное соответствие и есть мысль. Обнаруживать (zeigen), по Хайдеггеру, — показывать, приводить к видимости. Язык есть дом бытия, ибо в качестве сказа он есть способ со-бытия, его мелодия. В языке мы слышим голос бытия. Этот голос делает весь мир вокруг себя полем бесконечного резонанса, этот голос, мы прежде всего слышим и ему отвечаем. Голос вещей, голос Бога, голос совести, голос любви — это все голоса-трансценденции, нечто первичное по от-ношению к естественной повседневной речи. Благодаря голосу-трансцендентности мы присутствуем в мире. | ||||||||||||||||
Николай Гартман: учение о построении реального мира | Есть проблемы, в которых всегда присутствует неразрешимый остаток, нечто иррациональное. Это метафизические проблемы. Содержание проблемы не изменяется с прогрессом знания. Оно обусловлено структурой Вселенной и положением человека в мире. Сознание проблем — это знание о незнании. Единственный путь — исследование проблем до их теоретической трактовки, до поисков их решения и независимо от возможностей такого решения. В сущности бытия вообще скрывается иррациональное, нечто такое, что мы не можем до конца осознать. Но нельзя сказать, что бытие безусловно непознаваемо. Мы не знаем, что такое бытие в общем, но в частностях оно нам хорошо известно, в определенных формах данности оно является чем-то совершенно бесспорным. Уже в наивном обыденном познании можно отличить подлинное бытие о т фиктивного. Философия и наука различают познанное, еще не познанное и непознаваемое. Предметом рассмотрения онтологии в отличие от метафизики являются познаваемые, постижимые аспекты бытия. Вопросы о способах бытия и структуре бытия, о модальном и категориальном строении — самое неметафизическое в метафизических проблемах, относительно наиболее рациональное в проблемах, содержащих иррациональные остатки. И метафизика и онтология имеют дело с «бытием в себе», бытием как таковым, метафизика — с принципиально непознаваемым, онтология — с уже познанным и принципиально познаваемым бытием. Именно онтология обратила внимание на иррациональные непознаваемые «остатки» проблем, указала и обрисовала их. Онтология описывает феномены, индифферентные к идеализму и реализму, теизму и пантеизму. Гартман различает четыре сферы во всем, что охватывается понятием бытие: две первичные, не зависимые от сознания человека (в себе бытие), и две вторичные (бытие для нас). Первичные сферы выражаются в двух основных способах бытия: реальное и идеальное бытие. Им противостоит сознание, которое расщепляется на две сферы: логическую и сферу познания. Познание связано с реальным бытием, а логическое — с идеальным. Онтология занимается отношением реальной сферы к идеальной. Гносеология — отношением сферы познания к сфере реального бытия. И реальное и идеальное бытие имеют специфические модусы: возможность, действительность, необходимость, случайность. | ||||||||||||||||
Развитие |
Развитие | Направленное, необратимое качество системы |
| Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М. ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 608с. | |||||||||||||
Основные модели (концепции) развития («модели диалектики) | 1) Рационалистическая-логико-гносеологическая | 18-19 вв. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель | |||||||||||||||
2) Градуалистская модель развития | Вторая половина 19 в., начало 20 в. Спенсер идея сходимости высших форм сводимости к низшим (Социальным к биологическим, биологическим к физическим и т.д.), а также теория равновесия Недостатки: 1) Отрицание скачков взрывообразного типа (мутации и политические революции) 2) Внешний источник изменения и развития | ||||||||||||||||
3) Творческий эволюционизм (эмертджентизм) | Вторая половина 19 в., начало 20 в. Морган 1) Творческая эволюция строится на основе признания. Фактор возникновения не сходиться к исходному (взрывообразный быстрый скачок) 2) Новое качество – есть результат внутренней творческой силы. 3) Не сводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. 4) Благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровня эволюции | ||||||||||||||||
4) Натуралистическая (сцеинтистская) | Вторая половина 19 в., 20 в., Ч. Дарвин Теория развития рассматривается только в природе (искл. Человек, его мышления и общество) | ||||||||||||||||
5) Антропологическая | Жан-Поль Сартр Диалектика проявляется между людьми в отношении людей с природой | ||||||||||||||||
6) Равновесная интеграционная концепция развития | Спенсер Ле Дантег Уорд 17 в. – сегодняшние дни Равновесие абсолютно в нем нет противоречий. Нарушение его, возможно только под действием внешних сил преодоление противоречий осуществляется за счет приспособления системы к внешней среде | ||||||||||||||||
7) Теория конфликта | 20 в. Тернер Дарендорф. Абсолютизируется роль конфликтов в развитии | ||||||||||||||||
8) Диалектико-материалистическая | Середина 18 до современности Маркс Энгельс и Ленин Развитие идет по спирали и т. д. (теория диалектики) | ||||||||||||||||
Эпистемология |
Эпистемология | Часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. | В некоторых источниках происходит разделение эпистемологии и гносеологии. Гносеология – это теория познания. А эпистемология – это раздел теории познания, интерес которого ограничен спецификой только научного познания. | Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с. | |||||||||||||
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |