| Те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. | Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия. | Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998.
| ||||||||||||||
Субъективный фактор исторического события | Сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным и реакционным. | ||||||||||||||||
Социальная философия |
|
Предмет социальной философии | Неподдающиеся наглядному описанию (значит не фиксируемые эмпирически) элементы, которые есть формы и социальные связи. | Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с. | |||||||||||||
Социальная философия | Размышление об обществе как системой вне- и над- индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми | ||||||||||||||||
Подходы к проблеме человек и общество | 1) Человек – ассамблея социальных отношений: общество производит тех людей, которые ему нужны. Общество – результат осмысленного человеческого поведения. | Макс Вебер | |||||||||||||||
2) Человек – автономный индивидуальный субъект, обладающий сознанием и волей, способный к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Общество = сумма индивидов-атомов; продукт их сознания и воли. Общество аналогия природного объекта, нечто, живущее собственной жизнью, внешней и принудительной по отношению к отдельному человеку. | Эмиль Дюркгейм | ||||||||||||||||
3) Общество есть продукт воспроизводства людьми своей жизни. Общество = сумма общественных отношений | Карл Маркс | ||||||||||||||||
Общество в человеке | 1. Капитал | Денежный, социальный, культурный | Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с. | ||||||||||||||
2. Позиция в отношении производства | Например, определенная через профессию, род занятий со всеми сопутствующими детерминациями | ||||||||||||||||
3. Тип социальной связи, которая объединяет людей |
| ||||||||||||||||
4. История группы, к которой принадлежит индивид |
| ||||||||||||||||
5. Индивидуальная история |
| ||||||||||||||||
Логика развития социальной философии |
Социологический идеализм | Сознание людей определяет их бытие |
| Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. – М.: Владос, 1998.
| |||||||||||||
Географический детерминизм | В основе развития общества лежит географическое положение. | Возник в начале 18 в. в трудах Монтескье. Продолжен в 19 в. Боклем, Реклю и др. | |||||||||||||||
Исторический материализм | К. Маркс и Ф. Энгельс впервые распространили материализм на социальную форму движения материи. Они подразделили общественные отношения на материальные и духовные. В свою очередь, материальные отношения подразделяются на экономические и внеэкономические. Экономические отношения являются основополагающими в жизни общества. Для решения основного вопроса философии применительно к обществу исторический материализм вводит понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Общественное бытие – это материальный процесс реальной жизни общества. Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Общественное бытие определяет общественное сознание, а общественное сознание, являясь отражение общественного бытия, активно влияет на него. | ||||||||||||||||
Биологический детерминизм | 1. Социальный дарвинизм | Выдвинул принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития. Здесь социальные конфликты рассматриваются как естественные, вечные, неустранимые. | |||||||||||||||
2. Расизм | Заявил о решающем воздействии расовых различий на историю и культуру различных народов и общества в целом. | ||||||||||||||||
3. Фрейдизм | Течение, апеллирующее в объяснении поведения отдельного человека, больших социальных групп и общества в целом к бессознательной психической деятельности, к инстинктам. | ||||||||||||||||
4. Мальтузианство и неомальтузианство |
| ||||||||||||||||
Психологическое направление | Направление ищет объяснение сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических общностей и т.д.). | ||||||||||||||||
Техницистское направление. | Основой развития общества берутся только производительные силы. И они берутся не в целостности: односторонне выпячивается роль техники и совершенно игнорируется человек как главная производительная сила общества. | ||||||||||||||||
Специфика социологических законов | 1. Законы общественного развития возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. | ||||||||||||||||
2. Законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. | |||||||||||||||||
Социальная революция | Переход всей социальной системы на более высокую историческую горизонталь | ||||||||||||||||
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |