Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объяснение «через охватывающие законы»



2019-07-03 432 Обсуждений (0)
Объяснение «через охватывающие законы» 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтобы объяснить какое-либо явление, его нужно подвести под один или несколько общих законов, применив их в определенных конкретных условиях.

Карл Поппер, Карл Гемпель

 

Демаркация

Проблема демаркации

Проблема разграничения науки и не-науки.

Термин ввел К. Поппер

 

Критерии демаркации

1. Принцип верифицируемости

Понятие или суждение имеет значение только тогда, когда оно эмпирически проверяемого

Юм, Кант, позитивисты Венского кружка

 

2. Фальсифицируемость

Принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке.

К. Поппер

 

Формы вненаучного знания

1. Ненаучное

Понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.

Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с. (Серия "Высшее образование".)

 

2. Донаучное

Выступающее прототипом,

 предпосылочной базой научного (не путать с преднаучным знанием).

Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с. (Серия "Высшее образование".)

3. Паранаучное

Несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Под паранаукой (пара - от греч. - около, при) понимают историческую фазу развития науки, систему воззрений, сформированную до становления ее доказательной и верифицированной базы.

4. Лженаучное

Сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание, то есть когда система заблуждений преподносится под видом научной теории.

5. Квазинаучное

Ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения.

6. Антинаучное

Как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.

7. Псевдонаучное

Представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

8. Обыденно-практическое знание

 

9. Народная наука

Как правило, народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. В картине мира, предлагаемой народной наукой, большое значение имеет круговорот могущественных стихий бытия.

Роль парадигм в науке

Учение о парадигмах

Томас Кун в работе «Структура научных революций»

 

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.

 

Парадигма

Совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами «научного сообщества».

 

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.

Научное сообщество

Состоит из тех людей, которые признают определенную научную парадигму и занимаются нормальной наукой.

 

 

Революции в науке

Периоды смены парадигм.

Ученым не удается решить одну головоломку, затем другую и т.п. Ученые откладывают эти аномалии. Однако когда число аномалий становится слишком большим, ученые начинают терять доверие к старой парадигме и пытаются найти контуры новой. Начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Они готовы пойти за теми, кто, по их мнению, выдвигает гипо­тезы и теории, которые смогут постепенно перерасти в новую парадиг­му. Наконец такие теории действительно находятся, большинство уче­ных опять консолидируются вокруг них и начинают с энтузиазмом за­ниматься «нормальной наукой», тем более что новая парадигма сразу открывает огромное поле нерешенных задач.

 

Методологию научно-исследовательских программ

Научно-исследовательская программа

Серия сменяю­щихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими прин­ципами.

Имре Лакатос

Работы «Доказатель­ства и опровержения» (1967) и «Фальсификация и методология научно-иссле­довательских программ» (1995).

 

Структура программы

1. Жесткое ядро программы

То, что является общим для всех ее теорий.

 

2. Негативная эвристика

Совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ядро программы от фальсификации, от опровергающих фактов. Это «защитный пояс», принимающий на себя огонь критических аргументов.

 

3. Позитивная эвристика

Стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые должны решать ученые. Наличие позитивной эвристики позволяет им определенное время игнорирован, критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями.

 


2019-07-03 432 Обсуждений (0)
Объяснение «через охватывающие законы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объяснение «через охватывающие законы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)