| 1. Классический тип научной рациональности (XVII-XVIII века) | Исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. | |||||||||||||||
2. Неклассический тип научной рациональности (конец XIX - середина XX века) | Уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый (в особенности в случаях эксперимента), и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Что же касается самого субъекта и тех внутринаучных и социальных ценностей и целей, которые его характеризуют, то все это по-прежнему выносится за скобку, не находит отражения в описании и объяснении изученного. | ||||||||||||||||
3. Постнеклассический тип научной рациональности (в последней трети XX века) | Рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого. | ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
Философия науки |
Философия науки как особая область философского исследования | Разрабатывалась в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта и др. | Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с. | ||||||||||||||
Аристотелевское и Галилеевское понимание науки |
Аристотелевское понимание науки |
Первый философ науки | Аристотель | ||||||||||||||
Вклад Аристотеля в формирование и развития научного знания | Создал формальную логику — инструмент («органон») рацио нального научного рассуждения; проанализировал и классифицировал различные виды знания: разграничил философию (метафизику), мате матику, науки о природе и теоретическое знание о человеке, отличил от всего этого практическое знание — мастерство и техническое знание, практический здравый смысл. Дал ясное учение о том, как должно выглядеть полное и четкое научное объяснение явления или события. Согласно его философии, каждое явление обусловлено четырьмя причинами: формальной (связанной с сущностью явления, его структурой или понятием), материальной (обусловленной субстратом, веществом, в котором воплощается эта форма или структура), движущей (конкретной побудительной причиной), целевой (связанной с тем, «ради чего», «зачем» происходит явление). Если удается установить и объяснить все эти причины, то за-дача науки оказывается полностью выполненной, явление считается познанным и объясненным. | ||||||||||||||||
По мнению Аристотеля, работа ученого должна содержать четыре основные этапа | • Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое крити кой предложенных предшественниками точек зрения и решений; • На основе этого — четкая постановка проблемы, которую нужно решить; • Выдвижение собственного решения — гипотезы; • Обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений, демонстрация преимуществ предаю женной точки зрения перед предшествующими. | ||||||||||||||||
Галилеевское понимание науки |
Галилеевская наука | Язык науки – это язык математики. В познании использовать только первичные свойства вещей. Применение измерительных приборов. Все качественные различия происходят из количественных различий в форме движения в массе частиц вещества. | |||||||||||||||
Стандартная концепция научного знания |
Стандартная концепция научного знания | Язык науки – это язык математики. В познании использовать только первичные свойства вещей. Применение измерительных приборов. Все качественные различия происходят из количественных различий в форме движения в массе частиц вещества. | |||||||||||||||
Структура стандартной концепции научного знания | 1. Факт | Нечто преднаходимое в природе — они существуют в ней и ждут своего открытия | |||||||||||||||
2. Эмпирические и теоретические законы | Неизменные единообразия, которые связывают факты; пронизывают многообразный и постоянно изменяющийся мир. | ||||||||||||||||
3. Гипотетико-дедуктивная модельтеории | От фактов и эмпирических законов нет прямого пути к теоретическим законам, из последних можно дедуцировать эмпирические законы, но сами теоретические законы получаются путем догадки. | ||||||||||||||||
Функции науки | 1. Познавательная | 1. Проникновение в сущность вещей | |||||||||||||||
2. Практически действенная | 2. Участие науки в преобразующей деятельности человека и общества | ||||||||||||||||
Дифференциация науки | Дробление тела науки на всё более специализированные области | ||||||||||||||||
Интеграция науки | Необходимость рассмотрения объекта одновременно разными науками | (стыковочные научные дисциплины: биохимия, экология человека и т.д.) | |||||||||||||||
Структура научного объяснения |
Объяснение | Нечто непонятное разъясняется посредство понятного или общеизвестного | Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с. | ||||||||||||||
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |