Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы научной рациональности



2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Типы научной рациональности 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Классический тип научной рациональности (XVII-XVIII века)

Исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире.

2. Неклассический тип научной рациональности (конец XIX - середина XX века)

Уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый (в особенности в случаях эксперимента), и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Что же касается самого субъекта и тех внутринаучных и социальных ценностей и целей, которые его характеризуют, то все это по-прежнему выносится за скобку, не находит отражения в описании и объяснении изученного.

3. Постнеклассический тип научной рациональности (в последней трети XX века)

Рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.

 

 

 

Философия науки

Философия науки как особая область философского исследования

Разрабатывалась в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта и др.

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.

 

Аристотелевское и Галилеевское понимание науки

Аристотелевское понимание науки

Первый философ науки

Аристотель

 

Вклад Аристотеля в формирование и развития научного знания

Создал формальную логику — инструмент («органон») рацио нального научного рассуждения; проанализировал и классифицировал различные виды знания: разграничил философию (метафизику), мате матику, науки о природе и теоретическое знание о человеке, отличил от всего этого практическое знание — мастерство и техническое знание, практический здравый смысл. Дал ясное учение о том, как должно выглядеть полное и четкое научное объяснение явления или события. Согласно его философии, каждое явление обусловлено четырьмя причинами: формаль­ной (связанной с сущностью явления, его структурой или понятием), материальной (обусловленной субстратом, веществом, в котором вопло­щается эта форма или структура), движущей (конкретной побудительной причиной), целевой (связанной с тем, «ради чего», «зачем» происходит явление). Если удается установить и объяснить все эти причины, то за-дача науки оказывается полностью выполненной, явление считается познанным и объясненным.

 

По мнению Аристотеля, работа ученого должна содержать четыре основные этапа

• Изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое крити кой предложенных предшественниками точек зрения и решений;

• На основе этого — четкая постановка проблемы, которую нужно решить;

• Выдвижение собственного решения — гипотезы;

• Обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений, демонстрация преимуществ предаю женной точки зрения перед предшествующими.

 
Галилеевское понимание науки

Галилеевская наука

Язык науки – это язык математики. В познании использовать только первичные свойства вещей. Применение измерительных приборов. Все качественные различия происходят из количественных различий в форме движения в массе частиц вещества.

 

Стандартная концепция научного знания

Стандартная концепция научного знания

Язык науки – это язык математики. В познании использовать только первичные свойства вещей. Применение измерительных приборов. Все качественные различия происходят из количественных различий в форме движения в массе частиц вещества.

 

Структура стандартной концепции научного знания

1. Факт

Нечто преднаходимое в природе — они существуют в ней и ждут своего открытия

 

2. Эмпирические и теоретические законы

Неизменные единообразия, которые связывают факты; пронизывают многообразный и постоянно изменяющийся мир.

 

3. Гипотетико-дедуктивная модельтеории

От фактов и эмпирических законов нет прямого пути к теоретическим законам, из последних можно дедуцировать эмпирические законы, но сами теоретические законы получаются путем догадки.

 

Функции науки

1. Познавательная

1. Проникновение в сущность вещей

   

2. Практически действенная

2. Участие науки в преобразующей деятельности человека и общества

   

Дифференциация науки

Дробление тела науки на всё более специализированные области

   

Интеграция науки

Необходимость рассмотрения объекта одновременно разными науками

(стыковочные научные дисциплины: биохимия, экология человека и т.д.)

   
   

Структура научного объяснения

Объяснение

Нечто непонятное разъясняется посредство понятного или общеизвестного

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.

 


2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Типы научной рациональности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы научной рациональности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)