Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.



2019-07-03 1586 Обсуждений (0)
Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира. 0.00 из 5.00 0 оценок




Современные представления о мире сложились практически целиком на основании достижений науки ХХ в. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, квантовая механика – причинно-следственных связей. Современная космология нарисовала удивительную историю эволюции.

Характерным примером восприятия естественнонаучной картины мира может быть следующий.. 22 ноября 1951 года глава Католической Церкви Папа Римский Пий XII объявил, что теория Большого взрыва не противоречит католическим представлениям о создании мира, тем самым признав теорию Большого взрыва.

Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, соединила идеи эволюции и генетики в новую синтетическую теорию, на основе которой удалось понять механизмы образования и изменения живых организмов. Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе.

Математика, химия, информатика, языкознание, психология и другие науки также внесли немалый вклад в современную научную картину мира. Имеются все основания для того, чтобы сказать, что не в одном прошлом столетии наше понимание мира не претерпело столь значительных изменений в результате развития науки. Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности, но и для духовной жизни, для формирования современного мировоззрения.

Универсальный эволюционизм — это интегративное (от лат. integratio — «соединение») исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой.

Универсальный эволюционизм включает четыре типа эволюции:

- космическую;

Эволюционные процессы космоса, звездных групп скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят вероятностный характер. Они описываются на языке статистических закономерностей. К эволюции звезд и планет применимы динамические законы. В эволюции живого важным постулатом является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа не знает своих конечных состояний. Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. Принципиальную важность имело обстоятельство, свидетельствующее о совпадении Численной взаимосвязи параметров микро­мира. Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура Вселенной была бы отличной от существующей.

- химическую;

Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает совокупность межатомных соединений и их превращений, происходящих с разрывом одних атомных связей и образованием других. В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза и пр.).

- социальную;

Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется её основным законам. Этап медленного, постепенного изменения общества назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправленный характер. Ученые отмечают, что процесс эволюции происходит сначала в популяции, а за­тем захватывает этнос. Люди, составляющие этносы, также накапливают информацию об окружающей их природной (климат, ресурсы, рельеф) или социальной (поведение, законы общежития) среде. Это составляет основу их культурной адаптации, которая вырабатывает стереотипы поведения и мышления, затем превращающиеся в традиции. В обществе традиции интерпретируются как аналоги наследственности в биологической эволюции.

- биологическую.

В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделяется эволюции биологической. Ученые воссоздавали картину естественного исторического изменения форм жизни, возникновения и трансформации видов. В XX в. возникла синтетическая теория эволюции, в которой был предложен синтез основных положений эволюционной теории Дарвина, современной генетики и ряда новейших биологических обобщений. Наследственность как возможность передавать генетические изменения последующим поколениям связывалась со степенью адаптации, позволяющей нормально функционировать в окружающей среде. Выявлялась роль обучения и подражания как механизмов, которые быстрее, чем через гены, воспроизведут навык в последующем поколении. В аппарате наследственности могут произойти случайные изменения — мутации (из-за излучения, температурных режимов, химических воздействий) или рекомбинации, предполагающие перестройку наследственного аппарата родителей. В определенные периоды истории интенсивность мутационных изменений возрастает в связи с усилением излучений из космоса, появлением озоновых дыр, аномалий над радиоактивными породами. Большинство подобных изменений ведет к гибели организма или придают ему свойства, нейтральные по отношению к адаптации в данной среде, и только очень незначительная часть приобретает новые свойства и становится родоначальником нового вида. Так фиксируется второй фактор эволюции - изменчивость. Вероятнее выживание новичков и превращение их в доминирующий тип на новой территории, куда их вытесняют особи прежнего доминирующего вида.

Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники одной из целей глобального эволюционизма является потребность интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание, т. е. глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские основания. Появление синергетики также свидетельствует о поиске глобальных и общеэволюционных закономерностей, универсально объединяющих развитие систем различной природы.

 Синергетика — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д.

Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода:

- теория нестационарной вселенной ( космическая эволюция, Большой взрыв, расширение Вселенной). Модель расширяющейся Вселенной вела к трем важным предсказаниям, которые впоследствии оказалось возможным проверить путем эмпирических наблюдений. 1) По мере расширения Вселенной галактики удаляются друг от друга со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними. 2) Эта модель предсказывала существование микроволнового фонового излучения, пронизывающего всю Вселенную и являющуюся реликтовым остатком его горячего состояния в начале расширения. 3) Данная модель предсказывала образование легких химических элементов из протонов и нейтронов в первую минуту после начала расширения.
- концепция биосферы и ноосферы; (См вопросы по космизму).

- идеи синергетики:

А) Целостность мира и научного знания о нем, общность закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации.

Б) Нелинейность (многовариантности и необратимости) не только в математическом, но и в мировоззренческом плане (может быть развернута посредством идеи многовариантности путей эволюции, идеи выбора из альтернатив и вытекающей отсюда идеи необратимости эволюции).

В) Глубина взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Хаос, беспорядок, случайности необходимы для рождения нового, а, следовательно, необходимы для эволюции.

Г) Открытости систем и мира в целом.

Д) Новое понимание времени – необратимость.

Структура научной картины мира предполагает: центральное теоретическое ядро; фундаментальные допущения;частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность.

Научная картина мира выполняет следующие функции: интегративную, которая обеспечивает синтез основных научных знаний; нормативную, полагающую, что научная картина мира задает, опираясь на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии, систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования, формирует свойственный данному периоду метаисторический словарь. Нормативная функция научной картины мира формирует целостность научного мировоззрения.

Научное мировоззрение — представляет собой стройную, научно обоснованную совокупность воззрений, дающую представление о закономерностях развивающегося универсума. Оно определяет жизненные позиции, задает программность в поведении людей. От религиозного научное мировоззрение отличается тем, что выстраивает общую картину мира с помощью понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как религии присущи вера в сверхъестественное, упование на откровение и логическая недоказуемость «догматов».

Парадигмалъность в науке способствует установлению на большой период времени стойкой непротиворечивой системы научных идей и знаний, теоретических постулатов, стандартов научной практики. Такая система транслируется через посредство механизмов обучения, образования, воспитания, популяризации, охватывая менталитет современников. При смене научной парадигмы, происходит переход в фазу «революционного разлома», сопровождающегося полным или частичным замещением элементов научной картины мира

Современная научная картина мира. Системы мира открытые, подчиняются общим закономерностям, имеют свою долгую историю.Современной науке известны механизмы эволюции Вселенной от Большого взрыва до наших дней, принципы построения.

Эволюционность научной картины мира соответствует эволюционному характеру научного знания как такового, которое кумулятивно и динамично не случайным образом, но по своей сути. Научный прогресс, задается устремленностью к возрастанию очевидности и наглядности собственных законов природы, и лежит в самом основании новоевропейской науки, исходные методические принципы научного познания были сформулированы еще в конце XVI-XVII вв. Ф. Бэконом и Р. Декартоми(новое время). Человеческому познанию все открыто, и единственным препятствием на пути его абсолютного совершенства является краткость жизни. Закономерным следствием динамичности научного познания является так называемая парадигмальность понятия научной картины мира, где под "парадигмой" следует понимать совокупность научных воззрений, свойственных той или иной исторической эпохе.

Интегративность научной картины мира состоит в том, что она является центром собирания, систематизации и согласования данных отдельных наук с целью создания целостного образа мира. Следует учитывать, что научная картина мира принципиальным образом возвышается над неполными образами мироздания отдельных дисциплин и предполагает высшую форму научного обобщения. При этом зависимость отдельных наук и научной картины мира взаимообратна. С одной стороны, научная картина мира - это совокупность результатов научного познания отдельных областей исследования, с другой стороны, она служит предпосылкой дальнейшего развития познания и его истинности.

Вышесказанным определяется еще одна характерная черта научной картины мира - ее эвристичность. Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир - более сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем.

Таким образом, между действительным миром и картиной действительности, "написанной" наукой, существует неустранимый зазор, который и провоцирует бесконечное стремление научного познания к дальнейшему движению, к все новым и новым открытиям.

Согласно античному миропониманию, благодаря которому эту эпоху принято называть космоцентризмом, все сущее представляет собой единый и неделимый космос, в котором всякому сущему принадлежит свое собственное место и уготована своя судьба. Все имеет свое предназначение, и состоит оно в реализации собственной "природы». Соответственно познать то или иное явление либо вещь и означало познать его природу, или причину, почему эта вещь именно такова.

Средневековый способ мировосприятия - иерархически упорядоченное строение, восходящее и стремящееся к совершенству Бога, но никогда его не достигающее. (теоцентризм) . Ученый здесь был, прежде всего, знатоком священных текстов.

Новое время – Декарт сформулировал понятие "Мыслящего Я. Смысл: если освободиться от религиозный авторитетов, то познание утрачивает критерии достоверности, нужно было такой критерий найти. -> им стало само мыслящее сознание, стало исходной точкой в познании. В результате мыслящее сознание начертало себе образ мироздания, который можно в собственном смысле назвать "научной картиной мира".

Первый этап развития научной картины мира соответствует "этапу додисциплинарной науки" (В. С. Степин) и представляет собой механистический образ мироздания. В соответствии с ним реальность подчинена причинно-следственной связи, и любой природный процесс может быть описан и изучен подобно механизму, каждая деталь которого выполняет ту или иную вполне определенную функцию. Научная картина мира данного периода, который еще называют классическим, имеет в своем основании открытия Коперника, Галилея и Ньютона.

В дальнейшем под воздействием первых теорий термодинамики механистическая картина мира лишилась своего основания и была поколеблена. Выяснилось, что жидкости и газы невозможно представить в качестве механических систем. Более того, сложилось убеждение, что случайные процессы в термодинамике имеют не внешний характер: они имманентны, т.е. внутренне присущи системе. Таким образом, оказалось невозможным ожидать направленного развития системы, которая в каждый момент времени не является однозначно детерминированной. Исследователю оставалось лишь фиксировать вероятности того или иного события. Возникшая в конце XIX - начале XX в. новая картина мира получила название вероятностной, соответствующей "неклассической" ступени развития науки.

В свою очередь образ вероятностной картины мира был рассеян новыми открытиями в области синергетики (Г. Хакен, И. Пригожий) - теорией самоорганизации, исходной установкой которой является то, что в любой данный момент времени будущее остается неопределенным, поскольку является самопроизвольным. Смыслообразующими понятиями синергетики являются "самоорганизация", "нелинейность", "открытые системы", которые неоднозначно указывают на то, что в новой картине мира царят становление и многовариантность.

К ключевым понятиям современной научной картины мира относится также понятие "информация", которое впервые получило обобщающий характер в связи с работами Н. Винера, предложившего "информационное видение" кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах, а затем в рамках "информационной теории управления", развиваемой школой Б. Н. Петрова. Развитие молекулярной генетики выявило всеобщность принципов записи генетической информации в молекулах ДНК при историческом развитии органического мира. Таким образом, постепенно область применения понятия «информация», изначально принадлежащего области кибернетики, было расширено до объективной характеристики материальных систем и их взаимодействия. В результате "понятие информации стало общенаучным понятием, то есть общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования, заложив основание информационной картины мира.

 

 



2019-07-03 1586 Обсуждений (0)
Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)