Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критический рационализм К. Поппера.



2019-07-03 504 Обсуждений (0)
Критический рационализм К. Поппера. 0.00 из 5.00 0 оценок




Поппер: Наука – организованный скептицизм. Учёный не должен стремиться к истине (нельзя найти абсолютную истину), он должен уничтожать ложь. Тогда он будет приближаться к истине.

Эволюционизм К. Поппера его фактура, соответствует называнию. Находясь в составе такого направления в философии, как эпистемология, эволюционизм рассматривает рост знаний (а эпистемология как раз и занимается познанием) в качестве продукта биологической эволюции. Человечество движется от более простых теорий познания ко все более сложным и, соответственно, улучшенным. И даже, если что-то не получилось и теория оказалась не удачной, то это не «выбраковка» как у жив Для того, чтобы знать у человека должно быть восприятие, т.е. чувственный опыт. Соответственно, любое знание – это сочетание ряда восприятий.

В этот процесс накопления знаниями лучше не вмешиваться, чтобы картину не смазать, т.к. всегда идет стремление к чистому знанию. А любое вмешательство чревато предвзятыми мнениями, помехами, ошибками. Для науки восприятие, по сравнению с наблюдением, не столь значимо. Зато наблюдение — это процесс, где каждый играет важную и совсем не пассивную роль. поскольку, по мнению Поппера, наблюдение — это то же восприятие, однако усугубленное планированием и подготовленностью. Для того, чтобы вести наблюдение, нужно определиться с проблемой и гипотезой. А это «вещи» теоретические, умозрительное, и здесь важен принцип отбора.

Поппер, рассматривая процедуру, указывает на следующие моменты: «ожидание», которое мы определяем предрасположение реагировать или как подготовку к реакции, и «обманутое ожидание» - разочарование, которое корректирует систему ожиданий человека. Именно из факторов подобных корректировок, в основном, состоит процесс обучения. Впрочем, по мнению К. Поппера, «от амебы до Эйнштейна как бы только один шаг».

Говоря о науке, Поппер определяет ее теоретическую (объяснительную) и практическую (предсказание и техническое приложение) задачи. И тут речь идет уже о верификации. Со временем науки достигла такой стадии развития, когда механицизм смог смениться абстрактными теориями. Для Поппера наука - это «великолепное приключение человеческого духа», поскольку целью ученого он видит в открытии не «абсолютной несомненности», а разрабатывать все лучшие и лучшие теории.

1.14) Постпозитивистская философия науки и ее основные темы.

К. Р. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулман.

Теперь интересуется не структурой науки, акцент переноситься на развитие науки. Учитывая факт, что научное знание растёт, они хотели найти законы, по которым развивается научное знание.

Стала уделять внимание процедуре опровержения (фальсификации). Использовали контрпример. Для подтверждения предложения, что все лебеди белые, достаточно его опровергнуть, найдя чёрного. Любое научное суждение гораздо легче опровергнуть, чем подтвердить.

Научное и ненаучное утверждение. Ненаучные утверждения не могут быть опровергнуты, так как они не содержат факты.

Постпозитивизм — это общее название, для обозначения множества философско-методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма и лингвистической философии. В 1950-е годы обнаружилось, что те революционные изменения в философии, объявленные позитивистами, не могли объяснить многие явления, которые происходят в науке.

Начало развития постпозитивизма как мощного течения в современной философии началось в 1960-х годах. Оно было, прежде всего, связано с именами Томаса Куна и Карла Поппера. Его появление было связано с публикацией выходом в свет известной книги К.Поппера «Логика научного открытия» (1959 год), и работы Т.Куна «Структура научных революций» (1963 год). Согласно представителям постпозитивизма, в научном познании на первое место нужно поставить не опыт, а теорию. Это противоречило одному из главных принципов классического позитивизма и неопозитивизма — принципу верификации. Был подвергнут критике и эмпиризм, место которого в научном познании занял «теоретизм».

Поппер, испытавший сильное влияние неопозитивизма, ослабил в дальнейшем принцип верификации до того, что предложил считать научным всякое высказывание, которое допускает возможность своего опровержения. Например, суждение «Все обезьяны болеют СПИДом» можно опровергнуть, исследовав даже одну здоровую обезьяну. Значит, это суждение научное, правда, ложное. Суждение же «Бог сотворил мир за шесть дней» не является научным, т. к. мы не знаем способа его опровержения. Идея верификации в таком ее варианте получила название «фальсификация».

Кун известен тем, что заменяет кумуляционизм в науке концепцией научных революций: по его мнению, «нормальная наука» со временем переходит в стадию революции, которая заменяет главные ее парадигмы. Это привело к тому, что принцип объективности научного знания был объявлен ложным: научное знание принципиально не может быть объективным. Это объясняется тем, что ученые руководствуются разными парадигмами и их исследования строятся в соответствии этим парадигмам .

Похожая концепция развивается и Лакатосом в его концепции научно-исследовательских программ. Характеризуя постпозитивизм можно указать на следующие его черты: 1) отход от опоры на символическую логику, характерный для неопозитивизма, и обращение к истории науки; 2) существенное изменение направленности исследований. Если в неопозитивизме важным было выявление структуры научного знания, то постпозитивизм обращает внимание вопросы развития научного знания; 3) отказ от эмпиризма и принципа верификации, замена принципа верификации принципом фальсификации; 4) отход от принципа демаркации научного и вненаучного знания. Постпозитивизм смягчает проблему разграничения научного и ненаучного знания, убрав жесткие границы между наукой и не наукой; 5) отказ от кумулятивизма в развитии научного знания. Среди важнейших проблем, рассматриваемых постпозитивизмом, можно отметить: 6) выдвигается концепция не соизмеримости научных теорий (Кун и Фейерабенд).

Каждая теория рассматривается как правильная, но построенная на других принципах; Как и все представители позитивистской философии, сторонники постпозитивизма считали, что сущность науки составляет эмпирическое изучение действительности, заканчивающееся созданием точных математических моделей познаваемых объектов. Именно поэтому постпозитивизм вполне правомерно рассматривать как продолжение позитивизма и даже как особое направление логического эмпиризма, несмотря на все попытки постпозитивистов отмежеваться от этого. Также для представителей постпозитивизма характерна традиция на основе теоретико-познавательных концепций строить этические, социально-политические и поведенческие теории. Постпозитивисты так же считают не нужным исследовать, соответствуют ли знания теоретического характера опыту. Опыт вовсе не выражает реальность саму по себе и не является абсолютно надежным фундаментом знания. Опытные высказывания дедуктивно выводятся из теории, поэтому согласование теории и опыта есть простое согласование теоретических посылок со своими следствиями, а вовсе не согласование с внешним миром. Внешний мир не дан нам непосредственно, поэтому с ним сопоставлять знания нельзя. Отсюда процедуры оценки теоретического знания, по мнению постпозитивистов, не являются оценкой его истинности.

Характерной особенностью постпозитивизма, таким образом, является, с одной стороны, беспредпосылочная гносеология, то есть отсутствие онтологических представлений о природе познаваемой реальности. С другой стороны, такая позиция ведет к абстрактному гносеологизму, то есть к замыканию анализа эпистемологических проблем рамками самого знания. Но при помощи имманентного анализа самого знания, как свидетельствует опыт всей истории философии, невозможно обосновать объективность получаемых знаний. Общим для всех представителей постпозитивизма является недостаточное понимание комплексности проблем получения и обоснования нового знания, что приводит к абсолютизации одного из срезов исследования научного познания, в результате чего постпозитивистская концепция и распадается на анархический социологизм П. Фейерабенда, социальный психологизм сторонников концепции Т. Куна, психологизм Ст. Тулмина и М. Полани, логико-методологический динамизм И. Лакатоса и его последователей.

В целом же для постпозитивизма характерно следование кантовской традиции в понимании мира, согласно которой видение объективной реальности определяется той категориальной сеткой, которая имеется в нашем сознании. В постпозитивизме эта идея приобретает следующий вид: мир нам дан в виде информации. Определенные совокупности информации образуют факты. Нам кажется, что из этих фактов и состоит то или иное событие. Но почему же одни люди понимают какое-то событие как одно множество фактов, а другие склонны включать в него некоторые другие факты, т. е. понимают его как другое множество фактов? Оказывается, все зависит от того, какими мировоззренческими теориями вооружены люди. Именно эти теории решают, что существенно, а что несущественно в мире. Именно они заставляют нас обращать внимание на одни факты и игнорировать другие. Или принимать их за фон, пространство существования основных фактов. Поэтому люди, вооруженные разными мировоззренческими теориями, видят мир по-разному и не могут найти общего языка. Если для одного мир есть одна совокупность фактов, то для другого он есть иное их множество. По этой причине абсолютно объективное знание о мире, удовлетворяющее всех, принципиально невозможно. Принцип развития научного знания здесь заменяется принципом замены одной теории другой . Таким образом в главном постпозитивизм мало отличается от аналитической философии.



2019-07-03 504 Обсуждений (0)
Критический рационализм К. Поппера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критический рационализм К. Поппера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)