Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многообразие типов научного знания. Проблема классификации наук от Аристотеля до наших дней.



2019-07-03 1289 Обсуждений (0)
Многообразие типов научного знания. Проблема классификации наук от Аристотеля до наших дней. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для греков же античной эпохи «фюсика» - это вся совокупность научного знания о природе, как в целом, так и в частностях, иначе говоря, как знание о материи, движении, пространстве, времени, устройстве Космоса вообще, так и конкретные знания о движении небесных светил, о земле, воздухе, воде, огне, минералах, растениях и животных. «Физикой» называлось научное знание обо всём, что не зависит от сознательной, разумной деятельности человека - обо всём том, что существует само собою, само собою происходит, само себя движет, создает и разрушает вне человека и в самом человеке.

По Платону: знание – самая мощная из всех способностей. Суть познания: душа вспоминает, извлекает из самой себя то, что уже существует от века в ее глубинах – истинное знание (эпистема) и понимание. Эпистема – истинное знание или знание о бытие. В противоположность ему мнение (докса) – промежуточное знание между наукой и незнанием. Есть различие между знанием и мнением, хотя их предмет может быть одним и тем же, но знание рассматривает его по существу, а мнение – нет. Один человек не может иметь об одном предмете одновременно и знание и мнение. Научное знание возникает при тех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы.

Учение Аристотеля о знании есть теория науки. Научное знание – знание о бытии. Сфера знания – созерцание предмета, теория, умозрение. Научное знание тогда реально, когда мы имеем знание о сущности каждой вещи, тогда можно сказать, что мы знаем вещь. Знание отличается от мнения, которое основывается на вероятном.

Задачи научного знания:

- фиксирование факта;

- выяснение причины, в силу которой, вещь не только может существовать, но и существует именно в таком, а не в ином виде. (ех. Ребенок похож на близких – генетика);

- единство в сочетании с подчинением одних знаний другим. (ех. Информатика);

Наука не просто сумма разнородных знаний. Чем выше стоит наука на ступенях иерархии, тем точнее доступное ей знание, тем больше в ней ценности. Наука, дающая одновременно и знание вещи и знание того, почему эта вещь существует, более точная и высшая, чем та, которая просто дает знание о том, почему что-то есть.

Бэкон подчеркнул, что научное знание проистекает из целенаправленного организованного опыта - эксперимента, а не просто из непосредственных чувственных данных. Научное знание открыто всеобщему контролю и сотрудничеству, оно приносит пользу людям и носит общественный характер. Его не только можно, но и необходимо излагать ясным языком, чтобы всем было понятно, о чём идёт речь. И самое главное, научное знание - это результат точных экспериментов. Для Бэкона процесс познания является взаимодействием вещей и человека. Познание начинается со свидетельств чувств, через посредство которых, путём продуманной методологии вполне возможно, что раскроется скрытая сущность вещей, поскольку, задача научного знания - определить, какова вещь объективно

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания.

Ученый формирует научное знание, используя определённые умения. В процессе работы необходима, как минимум теория. Принятие теории – степень личностного вживания и доверие этой теории - это личностный аспект научного познания. Факты, подтверждающие принятую теорию, на втором плане. Личностный аспект проявляется и в процедуре исследования. Важен и эмоциональный план, как процесс стремления к истине, желание убедиться самому и убедить других в правильности своей теории.

Наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен. Она включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки в виде зачатков знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п.

Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской (от лат. relativus — относительный) и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Описание этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

Классификация наук по Аристотелю. Теоретические («созерцательные») – дают знание начал и причин, поэтому они «согласны с философией». Их задача – знание само по себе, не ради корысти. Они обусловливают практическую деятельность, правильно ею руководя. Правильное руководство – условие творчества – порождения произведения, внешнего по отношению к производящему. Творчество – предмет «поэтических» наук. И в практических и в творческих науках знание идет от следствия к началу.

В метафизике Аристотеля иерархия или классификация наук соответствует классификации «форм» бытия. Место каждой науки определяется близостью ее предмета к «чистой форме». Наивысший предмет метафизики – сущность, созерцательно постигаемая только умом, мышлением о мышлении.

По Аристотелю, имеются 3 вида учений:

- математика – наука о «неподвижном», но абстрагированном телесном бытии;

- учение о природе – физика – учение о «телесном и подвижном»;

- учение о божественном – учение о «неподвижном и бестелесном».

 Следует помнить, что науки выделились из философии только в Новое время. Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К естественным наукам относятся науки: о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.); Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.); человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимают философия , математика, кибернетика, информатикаи т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.



2019-07-03 1289 Обсуждений (0)
Многообразие типов научного знания. Проблема классификации наук от Аристотеля до наших дней. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Многообразие типов научного знания. Проблема классификации наук от Аристотеля до наших дней.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)