Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Положение науки в современном мире. Формирование мировоззренческих установок техногенной цивилизации.



2019-07-03 722 Обсуждений (0)
Положение науки в современном мире. Формирование мировоззренческих установок техногенной цивилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная форма человеческого познания – наука. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности - промышленности, сельскому хозяйству, медицине.

Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Если говорить о науке, то она, прежде всего, получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны, практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций – она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Так, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения - все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

В соответствии с различными прогнозами развития экологической ситуации делаются попытки найти пути выхода из создавшегося положения. Это и создание модели устойчивого развития общества, декларированной более тридцати лет назад Международной комиссией по окружающей среде и развитию во главе с Г. Х. Брундланд, в которой считается возможным учёт всех интересов: и производства, и природы, и человека. Это и ряд этических идей, таких как глубинная экология, по которой человек должен любить природу; или коэволюция, в которой эволюция природы и эволюция человечества должны идти параллельно к созданию равновесной искусственной биосферы. Это и класс идей, касающихся коренной перестройки бытия, возвращающих нас к концу XIX — началу XX в. и чрезвычайно популярных сегодня. Среди них идеи В. И. Вернадского о возможности создания человеком техногенных ситуаций, воздействующих на природу, и, в конечном итоге, позволяющих создать ноосферу — сферу разума; идеи русского космизма о преодолении природного порядка существования мира, изложенные в работах Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского. Существование таких разнородных подходов к решению экологических проблем указывают на достаточно сложную ситуацию, сложившуюся в сфере экологического знания. Эта неопределённость в направлении поиска также указывает на глубинные причины экологического кризиса.

Осмысление состояния природы, «экологического вызова», требует прежде всего ревизии представлений об устройстве бытия, а также места и задач человека в существующем мире. Необходимо по-новому взглянуть на природу в целом. Жизненно важной становится проблема поиска новой парадигмы мышления, необходимость рассмотрения содержания категорий, составляющих культурную матрицу и формирующих картину мира. Решение этой задачи невозможно без понимания категорий культуры, таких, как «материя», «движение», «взаимодействие», «пространство», «время», «причина». Техногенная цивилизация приняла и сохраняет эти категории в толковании, данном им естественнонаучным знанием Нового времени. Однако, открытия в области естественных наук постнеклассического периода конца XX в. существенно изменяют представление об этих категориях, что требует культурологического осмысления в рамках поиска оснований для формирования мировоззрения техногенной цивилизации



2019-07-03 722 Обсуждений (0)
Положение науки в современном мире. Формирование мировоззренческих установок техногенной цивилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Положение науки в современном мире. Формирование мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)