Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука и экономика в прошлом и настоящем.



2019-07-03 509 Обсуждений (0)
Наука и экономика в прошлом и настоящем. 0.00 из 5.00 0 оценок




В классическом труде А. Смита «О природе и причинах богатства народов» были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей. Это хорошие законы, необременительные налоги и мир. Вот основные компоненты канонического определения свободы хозяйственной деятельности, т. е. экономической свободы.

Экономическая свобода в современном понимании предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности свободу производить, торговать, сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, вступают в экономические контакты с соотечественниками и иностранцами, устанавливать цены, пользоваться любыми денежными единицами по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.Экономическая свобода – это возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ. Экономическая свобода реализуется на базе законодательных государственных норм и неотделима от экономической ответственности граждан.

В странах с переходной экономикой для большинства граждан экономическая свобода должна включать, по крайней мере, такие критерии:

- обладание уровнем доходов, позволяющих существовать не только биологически, но и социально, а значит, возможность учиться, развиваться физически и духовно, отдыхать, самореализоваться ;

- владение недвижимостью и ценными бумагами, позволяющими увеличивать доходы и поддерживать сложившиеся нормы потребления;

- свобода занятия предпринимательской деятельностью, гарантированная и поддерживаемая государством;

- гарантия со стороны государства равных условий и возможностей для развития конкуренции.

Ограничения экономической свободы участников рынка создаются государством, а также конкурирующими с государством негосударственными лицами. Государство ограничивает экономическую свободу с помощью таких инструментов, как конфискация частной собственности, неисполнение контрактов, создание неравных и непредсказуемо изменяющихся условий хозяйственной деятельности, прямое государственное налогообложение, государственные заимствования, государственные расходы, бюджетный дефицит и государственный долг, репрессивная валютно-денежная политика, внешнеэкономический протекционизм.

Осуществляя регулирование экономических процессов, государство перераспределяет экономические ресурсы,

 В философском смысле рынок - это открытая, преимущественно неравновесная самоорганизующаяся система со всеми атрибутами и обратными связями. Если в процессе естественного отбора природа создала удивительные по своей целесообразной приспособленности к окружающей среде растения и животный мир, то "общественный отбор" создает все более совершенные формы хозяйствования, связанные с разделением труда и развитием производительных сил. Олицетворением их и является рынок. Таково мировоззренческое понимание и толкование рынка.

Цена является денежным выражением стоимости товара. Однако, наряду со стоимостью товара, цена связана и с соотношением спроса и предложения, ибо их несоответствие серьёзным образом воздействует на цену. Если спрос превышает предложение, то это ведёт к увеличению цены по отношению к стоимости. И наоборот - превышение предложения по отношению к спросу ведёт к отклонению цены в зону ниже стоимости товара. Цена - фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара.

Труд - основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существование человека.

В философии труд изучается преимущественно с онтологических и аксиологических позиций: специфика и содержание труда, природа труда, его смысл и значение для человека. Однако до XIX в. труд не был предметом серьезной философской рефлексии. Завершенных концепций труда не существовало, были лишь представления о труде, интегрированные в различные философские системы. В античной философии, характеризующейся созерцательностью и приоритетом теоретической деятельности над практической, физический труд считался унизительным. Труд в античной культуре - занятие рабов, недостойное внимания свободных граждан. В период средневековья труд мало отличался от труда античного периода. Тот факт, что труд - источник общественного богатства, впервые доказала буржуазия в XVII веке, и стала активно содействовать расширению общественного производства.

Труд, целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс адаптации человека к внешней среде характеризовался развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств. Мы видим, что категория "труд" всегда интересовала философов и имеет свое философское начало, ведь труд способствует выделению общества из природы и тесно связывает их между собой.

Стоимость - категория экономии, определяющая меру значимости товара и количественно выраженная в деньгах. Если в классической версии у стоимости есть субстанция (труд), она всецело объективна и неразрывно связана с материальным производством, то в рамках новой онтологии стоимость рождается из обмена и субъективных оценок экономических агентов, поведение которых и начинает играть центральную роль в экономическом анализе. Речь идет не просто о смещении акцентов (с производства на потребление, с условий предложения на закономерности спроса и т. д.), а о переходе к иной структуре мира, к иной системе научных категорий, создающихся на основе иных принципов и вступающих в иные каузальные связи.

Хотелось бы отметить еще несколько важных моментов, касающихся исторического генезиса категорий и онтологической неоднородности различных школ экономической мысли. Представители экономических школ: неоклассической (основоположник А. Маршалл), неокейнсианской (Дж. Кейнс), неоинституцианилистской (Т. Веблен) и других, спорят о значимости фундаментальных категорий экономической науки. Почему те или иные фундаментальные (являющиеся неотъемлемым элементом и условием человеческой жизнедеятельности) категории (труд, товар, стоимость) когда-то играли столь важную роль в экономической науке, а сегодня или вовсе забыты или обсуждаются лишь экономистами-"еретиками"? Почему изменились онтологические приоритеты? Как видно, эти вопросы всегда стояли в центре исследований по истории экономической мысли, и традиционные интерпретации не могут быть отвергнутыми, однако они нуждаются в переосмыслении с онтологической точки зрения. В настоящее время происходит становление новой парадигмы экономического мышления и в ответ на потребности изменяющегося общества экономисты сконструировали новую онтологию. Особенно это заметно у Л. Вальраса, который сознательно реализовывал проект создания экономической теории как строгой абстрактной науки, в основании которой лежат фундаментальные представления о социальном мире.

Выявленный философский аспект базовых (основных) категорий экономики

- фиксирует убеждение человека о существовании окружающего хозяйственно-экономического мира и самого человека с его сознанием; во-вторых;

- формирует ценностно-мировоззренческие установки и ориентации хозяйствующих субъектов, особенности мотивации их деятельности и поведения (антропоаксиологическая проблематика);

 - даёт подтверждение существованию философско-онтологических и гносеологических оснований и предпосылок экономической реальности.

Онтология предполагает исследование природы причинно-следственных связей между категориями (объектами мира моделей), а также их качественного или количественного характера (что особенно существенно для экономической науки), их возможной динамики (здесь вводится понятие времени) и способов взаимодействия.

При обсуждении экономической онтологии следует иметь в виду несколько обстоятельств.

Во-первых, очевидное многообразие в онтологические представления вносит наличие множества экономических теорий, поэтому необходимо понять, чем отличаются их онтологии между собой и насколько они совместимы. Очевидно, например, что онтология К. Маркса в корне отличны от онтологических представлений (или построений) позитивистски настроенных экономистов мейнстрима хотя бы потому, что последние не допускают применения диалектической логики и строят свои рассуждения на основе строгих рассудочных схем. Заметим, что перед нами не только эпистемологическое разграничение - речь идет о допущении или недопущении движения научных категорий, о фиксации определений или об отказе от таковой. И если А. Смит не мог начать свой анализ, не зафиксировав природу человека (склонность к обмену) и не введя, таким образом, некоторое метафизическое (онтологическое) допущение, то точно так же и К. Маркс не мог начать "Капитал" с четкой и однозначной, раз и навсегда заданной дефиниции капитала.

Во-вторых, перед нами открывается многообразие философских подходов к построению онтологии. Экономическая онтология - наиболее фундаментальная, наиболее общая сфера знания, и помимо улаживания споров и прояснения понятий она должна содержать обсуждение мировоззренческих, философских проблем экономической науки. Исторический опыт свидетельствует о том, сколь важную роль играли изменения общефилософских представлений (и, в частности, онтологии) в развитии научного, в том числе и экономического, знания. Достаточно вспомнить о появлении в XIX в. идеалистической диалектики или эволюционного мировоззрения.

Возникает вопрос, как можно выстроить онтологию экономической науки? Необходимым на наш взгляд является выбор определенной научной традиции, например экономический мейнстрим. Помимо всевозможных содержательных теорий, моделей, идей, методов мы находим в рамках мейнстрима и образцы методологической рефлексии, попытки осмысления базовых категорий неоклассики. Процесс выявления этих категорий связан с "очищением" корпуса науки (как он изложен, например, в тематических компендиумах или в обзорах научных журналов) от эмпирического содержания и выделением чистых форм, своеобразных инвариантов теоретического исследования - категорий, которые явно или неявно встречаются и используются в любой работе, принадлежащей данному направлению экономической теории. Выявление онтологии в таком случае будет представлять собой фиксацию прозрачной структуры категорий.

Философская онтология объясняет действительность вообще, имея отношение к экономике она - тем самым является его исходной ступенью познания. Онтология экономической теории полностью зависит от методологии и гносеологии.

Методология - это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности). Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. На основе методологии исследователи выявляют, обобщают и характеризуют определенные приемы познания. Обобщение практических приемов выполнения действий используется методологией для создания специальных теорий по определенным совокупностям приемов познания.

Методология состоит из многих приемов, методов и т.п. В составе методологии экономической науки имеются определенные специфические приемы, методы познания. В то же время одной методологии недостаточно для разработки экономической теории. Необходимо определить параметры экономической теории, ее место в научном понимании экономики. Это - гносеологический аспект. Гносеология призвана показать систему теорий в качестве единой научной картины мира на основе координации и субординации всех ее элементов. Достигнув этого, гносеология покажет и место экономической теории в системе экономических знаний и, вообще, в теоретической картине мира. Исторические работы уделяют много внимания экономике, особенно истории экономики и экономической мысли. Экономические науки объясняют экономику специально. Экономическая теория - фундаментальная наука, выполняющая интеграционную функцию для экономических наук. Экономические науки довольно развиты и явно происходит превращение их в систему. В то же время этот процесс, как и любой иной, неравномерен. Конкретные науки развиваются порой параллельно и независимо от экономической теории. И только противоречия фундаментальных и прикладных наук заставляют представителей и тех и других искать пути интеграции понимания экономики в качестве единой теории, снимать противоречия при трактовке экономических явлений.

Значение имеют и эмпирические работы по экономике. Еще большее значение имеют те из них, которые специально ориентированы на попытку объяснения экономики. К сожалению, достигнутая умозрительность экономических работ не поднимается до уровня теории. Теоретическое умозрение об экономике должно показать взаимосвязи, закономерности, тенденции экономических явлений. Только теоретическое объяснение позволяет адекватно количественно их выразить, отобразить графической моделью, но оно все еще будущее экономических наук. Экономическая теория призвана интегрировать систему экономических наук. Для этого она должна представить экономику в качестве единого целого. Дидактика ограничивает объяснение экономики главными ее явлениями, основными ее тенденциями, законами, противоречиями. На основе экономической теории более конкретно экономику отражают прикладные экономические науки: функциональные (финансы, статистика и т.п.), отраслевые (экономика промышленности, транспорта и т.п.), региональные. Каждая из них, в свою очередь, является сложной системой. Экономическая теория не только детерминирует прикладные экономические науки, но и зависит от них. Степень ее теоретичности отражает уровень теоретизации всех экономических наук, их системность в качестве экономической картины общественной жизни. Следует отметить, что структура экономической системы носит весьма сложный характер. В современной социально-экономической науке выделены общепринятые слагаемые:

- микроэкономика - поведение отдельных хозяйствующих субъектов; деятельность фирм, малых предприятий, домашних хозяйств;

- макроэкономика - функционирование национальной экономической системы в целом;

- мезоэкономика - деятельность определенных подсистем начальной экономики. Речь идет об отдельных отраслях народного хозяйства: агропромышленном комплексе (АПК), топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и так далее;

- суперэкономика - мировая экономика в целом.

Кроме того, в мировой научной литературе получила распространение классификация экономических систем по двум признакам: 1) по форме собственности; 2) по способам управления экономической деятельностью. На основе этих признаков различают экономику:

- командную или тоталитарную - где большинство предприятий находятся в государственной собственности;

- рыночную - которая характеризуется частной собственностью на средства производства, свободно рыночной конкуренцией;

- смешанную - в рамках ее сочетается государственный сектор и частный.

Особое место в общественной системе принадлежит переходной экономике. Специфика ее заключается в том, что здесь происходит реформирование хозяйства, переход от одного типа социально-экономических отношений к другому. Философские основания экономической теории сводятся к тому, чтобы показать науку как единство методологии, гносеологии и онтологии. Поиску современных онтологических, гносеологических и методологических основ соответствует переосмысление знаний в области экономической теории и определение новых взглядов и направлений поиска. Экономическая теория, как и другие науки об обществе, имеет общую основу в виде современной философии. Богатство философии используется для разработки парадигмы экономического развития, которая, являясь методом исследования практики, служит для создания теории совершенствования жизни людей. В недрах экономической науки всегда накапливаются знания, которые могут синтезироваться в рамках единой парадигмы. Для дальнейшего развития науки следует обновить, модернизировать, упорядочить, сменить парадигму, предоставив тем самым возможность обобщения практики (эмпирического материала) под другим ракурсом, чтобы новые данные науки могли адаптироваться на новом витке процесса познания. Таким образом, теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг более полного и глубокого познания законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений, без чего невозможно дальнейшее обогащение знаний общества о законах собственного развития, об окружающей среде.

Существует ряд концептуальных определенностей экономической философии на современном этапе ее развития.

Разграничение, а не смешение и не синтез экономического и философского предметных содержаний – это первая концептуальная определенность и, вместе с тем, особенность экономической философии на современном этапе ее развития, так как при этом устанавливается не только специфика предметного содержания экономической философии, но и определяются особенности именно экономико-философского воззрения на экономическую жизнь и развитие общества.

Вторая концептуальная определенность состоит в том, что для понимания всего многообразия экономической жизни общества необходимо владеть таким способом мышления, который представляет собою отношение к жизни в рамках существующей картины мира, доминирующих в обществе норм, традиций, предрассудков и альтернативных моделей.

Третья, главная концептуальная определенность состоит в том, что обозначилось специфическое понятие экономической философии, как некоторой формы общественного сознания.

Четвертая концептуальная определенность состоит в том, что обозначенное экономико-философское мышление оказывается существенным, прежде всего, на методологическом и парадигмальном уровнях, что где и обозначается ряд его особенностей.

Главной особенностью современного экономико-философского уточнения представлений о социально-экономическом развитии является то, что на первый план выступает аксиологический аспект, в котором выражаются, кроме всего прочего, важные для настоящего рассмотрения избирательность сознания субъекта, его ориентация на выработанные обществом ценности, идеалы и программы социально-экономического поведения. При представлении ценностного отношения в качестве одного из аспектов реализации целостной человеческой деятельности, обнаруживаются необходимость философского осмысления и изучения экономической реальности в аксиологической проекции и возможность сосредоточиться на аксиологических аспектах интерпретации вообще хозяйственной деятельности человека.

В результате существенным оказывается также разграничение предметного содержания следующих предметных областей: философии хозяйства, экономической философии, экономической науки и политической экономии.

Таким образом, оказался существенным вывод о необходимости иной попытки, нежели экономизм и экономическая наука, осуществления анализа экономической жизни и развития обществ, которая выливается в выделение самостоятельного познания, но не являющегося политэкономическим, так как не рассматриваются образующие его и характерные для него положения, в т.ч. производственные отношения, стоимость и классовые противостояния.

Итак, существенным оказывается выделение особого комплекса идей, мыслей, представлений, установок, взглядов, направленных на осмысление специфической сферы экономической жизни общества, т.е. экономической философии в ее новом, современном понимании как некоторой формы общественного сознания – современная экономическая философия.

В то же время экономическая философия является не просто совокупностью обобщенных, синтетических знаний, она предлагает знания универсальные, причем, что самое важное, в новой понятийной форме, обусловленной введенным пониманием (определением) экономической философии как некоторой формы общественного сознания.

При этом существенна цельность экономической философии, которая позволяет не только учитывать исторические перипетии ее развития, но и иметь богатую основу для ее будущего развития.

(Здесь можно сравнить социалистический и капиталистический подходы).



2019-07-03 509 Обсуждений (0)
Наука и экономика в прошлом и настоящем. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука и экономика в прошлом и настоящем.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (509)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)