Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что означает эта формула применительно к развитию психики и мышления отдельного человеческого индивида?



2019-07-03 272 Обсуждений (0)
Что означает эта формула применительно к развитию психики и мышления отдельного человеческого индивида? 0.00 из 5.00 0 оценок




«Человеческое поведение и психика в процессе индивидуального развития порождаются и развиваются лишь благодаря наличию созданных общественным трудом предметов, в которых опредмечены способности человека. «...Присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов» (Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. I. Фейербах. Т.3, с.68)… Психика ребенка формируется и развивается как результат взаимодействия его с миром вещей и миром людей. Вещи, во взаимодействие с которыми вступает ребенок, являются продуктами человеческого труда. Сущность взаимодействия с вещами и людьми заключается в том, что в обоих случаях это взаимодействие с человеческим фактором. Выражаясь с некоторой долей парадоксальности, можно сказать, что отношение индивида к другим людям осуществляется через вещь, а отношение к вещи – через отношение к другому человеку. Общественно выработанный способ действия с вещью является человеческим фактором, вместе с тем в нем отражены объективные свойства данной вещи, вследствие того что она продукт практических действий (труда). Выработанный обществом способ действия, закрепленный за вещью, неизбежно отражающий ее объективные свойства, и составляет общественное значение, зафиксированное за каждой вещью. Ребенок в процессе обучения поведению в мире вещей, овладевая действиями с вещами, усваивает общественное назначение их; общественные же значения вещей оказываются их объективными свойствами, выражающими в своей совокупности их сущность» (См. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. Часть вторая. Гл. I. § 2. Принципиальный путь первоначального развития. М., «Педагогика», 1974). Что сделало «третьего шимпанзе», то есть нас с вами, людьми: религия, мораль, философия, наука, искусство, право, политика…?

Нет, нас сделала людьми предметно-практическая, коллективная , совместно-раздельная с другими людьми орудийная деятельность = труд = производство. Это превращение животного в человека произошло не только на заре человеческой цивилизации много тысяч лет тому назад, но происходит всякий раз в процессе воспитания, развития каждого появившегося на свет человеческого детеныша. Очеловечивание, одухотворение человека начинается не с усвоения религиозных и этических норм и догм, как считают церковники, не с овладения языком и членораздельной речью, как считают лингвистические и логические позитивисты, а с того, что человеческий детеныш начинает удовлетворять свои естественные, животные, природные, органические нужды и потребности не животным, не природным, не органическим, не естественным, а «противо-естественным», или лучше сказать, сверхъестественным, то есть культурным, то есть общественным, то есть человеческим, то есть орудийным способом и образом: удовлетворять свою потребность в пище с помощью соски, чашки, ложки, тарелки…, совершать туалет посредством ночного горшка, чистить зубы зубной щеткой, вытирать лицо полотенцем, удовлетворять свою потребность во сне посредством кроватки, удовлетворять свою потребность в тепле посредством одежды, обуви, пуговиц, шнурков… в совместно-раздельной деятельности со взрослыми людьми, овладевая таким образом и другим человеком, другими людьми как своим универсальным орудием, средством удовлетворения своих человеческих потребностей. Если человеческий детеныш не научится действовать по-человечески, то есть орудийным способом, он никогда не научится и говорить по-человечески, потому что речь, действие со словами есть только форма деятельности по-человечески с человеческими предметами, предметами человеческой культуры совместно с другими людьми. Это верно как для филогенеза (исторического развития человеческого рода), так и для онтогенеза (индивидуального развития каждого отдельного человека). Развитая человеческая речь появляется в результате развитой предметно-практической совместно-раздельной деятельности человека, а не предшествует ей. Неандерталец уже по существу есть человек, многое понимает, действует по-человечески орудийным образом, но членораздельная речь у него почти не развита, еще только-только зарождается. Точно также и у детей: ребенок уже многое умеет и отсюда многое понимает (ум – от слова уметь, умный – значит умелый – Ильенков Э.В.), но речь его почти не развита, словарный запас очень ограничен. Конечно, и у животных существуют зачатки орудийной деятельности, и у животных существуют определенные типы «коллективности»: стаи, стада, прайды, косяки, рои. Принципиальное же отличие человека от животных заключается в том, что только у человека орудийная деятельность во всевозрастающем масштабе развивается как коллективная деятельность, а коллективная деятельность как орудийная. Что касается стаи животных, даже таких развитых как человекообразные обезьяны, в особенности, шимпанзе, то они не в состоянии вместе, совместными усилиями, даже перевернуть с помощью рычага-палки камень или с помощью веревки вместе перетащить груз с одного места на другое, не говоря уже о более сложных вещах: вместе построить хижину, проложить дорогу, прорыть канал, построить мост… Шимпанзе может только наблюдать, как его менее удачливый сородич безуспешно пытается расколоть камнем орех, но помочь ему в этом он не в состоянии.



2019-07-03 272 Обсуждений (0)
Что означает эта формула применительно к развитию психики и мышления отдельного человеческого индивида? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что означает эта формула применительно к развитию психики и мышления отдельного человеческого индивида?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)