Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В каком труде Гегеля наиболее ясно, четко и доступно изложена его диалектика как теория познания и логика?



2019-07-03 254 Обсуждений (0)
В каком труде Гегеля наиболее ясно, четко и доступно изложена его диалектика как теория познания и логика? 0.00 из 5.00 0 оценок




Она изложена в «Энциклопедии философских наук», состоящей из трех томов: Т.1. Наука логики (Абсолютная идея как она существует в себе и для себя). Т.2. Философия природы (Абсолютная идея как она существует в своем инобытии). Т.3. Философия духа (Абсолютная идея как она возвращается из своего инобытия к своему существованию в себе и для себя). Каков рациональный, диалектико-материалистический смысл заключен в этом произведении абсолютного идеализма?

Чтобы это стало понятно, достаточно поменять тома «Энциклопедии» Гегеля местами: «Философию природы» поставить на первое место, «Философию духа» на второе, а «Науку логики» на третье и тогда мы увидим в философии Гегеля, хотя и несколько мистифицированную идеализмом, но вполне реальную диалектику и логику выделения человека из природы посредством предметно-практической, трудовой деятельности, а «Наука логики» предстанет перед нами в качестве теории познания этого процесса взятого в целом, его резюме и квинтэссенцией.

Каково объективное диалектико-материалистическое содержание заключено в структуре главного произведения Гегеля «Науки логики», которая подразделяется на «Учение о бытии», «Учение о сущности» и «Учение о понятии»?

Познание всего человечества, как и отдельного индивида не может начаться непосредственно с постижения сущности явлений материального мира, а тем более с проникновения в сущность понятия, в сущность мышления, что предполагает постижение сущности самой общественной формы движения материи. Оно начинается с познания форм бытия окружающей действительности, с познания качественной и количественной определенности предметов и явлений, с познания их отдельных свойств. В основе познания форм бытия лежит предметно-практическая деятельность, а точнее – ручной труд. Вот почему Гегель начинает свою «Науку логики» не с «Учения о сущности» и не с «Учения о понятии», а именно с «Учения о бытии». Чтобы перейти от познания качественной и количественной определенности предметов и явлений, от познания их отдельных свойств к познанию их сущности, необходимо от овладения формами бытия перейти к овладению формами движения материи, от обыденного сознания к научному, от натурального хозяйства к товарно-денежному, от ручного труда и ремесла к естествознанию и промышленности. Чтобы осуществить следующий скачек в познании и проникнуть в сущность мышления, необходимо, чтобы на повестку дня мировой истории встала задача овладения человечеством уже не внешними формами движения материи, а своей собственной общественной формой движения, которая представляет собой движение материи вообще, превращение всех форм движения материи друг в друга и тем самым субстанции в субъект, природного в «сверхприродное» (естественного в «сверхъестественное»), натуры в культуру, материального в идеальное. Для этого, в свою очередь, необходимо перейти от рассудка к диалектическому разуму, от естествознания и промышленности к революционной практике, задачей которой является превращение естественно-исторического процесса, предыстории человечества в его подлинную историю, гражданского общества в обобществившееся человечество, превращение человека из средства производства вещного богатства в самоцель общественного развития, а самого производства вещного богатства в средство производства всесторонне богатого способностями человека, универсально развитой личности.

В чем заключается величие, но также ограниченность и односторонность диалектики Гегеля?

«Гегель рассматривает самопорождение человека как процесс, рассматривает опредмечивание как распредмечивание, как отчуждение и снятие этого отчуждения, в том, что он, стало быть, ухватывает сущность труда и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, человека как результат его собственного труда. Действительное, деятельное отношение человека к себе как к родовому существу, или проявление им себя на деле как действительного родового существа, т.е. как человеческого существа, возможно только тем путем, что человек действительно извлекает из себя все свои родовые силы (что опять-таки возможно лишь посредством совокупной деятельности человечества, лишь как результат истории) и относится к ним как к предметам, а это опять-таки возможно сперва только в форме отчуждения… Гегель стоит на точке зрения современной политической экономии. Он рассматривает труд как сущность, как подтверждающую себя сущность человека; он видит только положительную сторону труда, но не отрицательную. Труд есть для себя становление человека в рамках отчуждения, или в качестве отчужденного человека. Гегель знает и признает только один вид труда, именно абстрактнодуховный труд. Таким образом, Гегель признает за сущность труда то, что вообще образует сущность философии, а именно отчуждение знающего себя человека или мыслящую себя отчужденную науку» (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Т.42, с.158-159).

Если в природе и обществе все в конечном счете развивается диалектически, почему же тогда в общественном сознании господствующим способом мышления является здравый человеческий рассудок, метафизический способ мышления, а не диалектика?

Классики марксизма, несомненно, остались бы на уровне материалистов-просветителей XVII-XVIII веков, если бы проблему овладения диалектическим способом мышления свели исключительно к вопросу изучения классического философского наследия. Энгельс, вслед за Гегелем, определяет рассудок как «разум фиксированный в своей субъективности и единичности» (Энгельс Ф. Александр Юнг. «Лекции о современной литературе немцев». Т.1, с.476). Основой этого разума, согласно Марксу, является «человек как изолированная, замкнувшаяся в себя монада» (Маркс К. К еврейскому вопросу. Т.1, с.400). Спрашивается, что является причиной обособления человека от человека, превращения его в «ограниченного, замкнутого в себе индивида»? «Частная собственность, – отвечает Энгельс, – изолирует каждого в его собственной грубой обособленности» (Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. Т.1, с.559). Эгоистический, частный интерес обусловливает «всеобщую раздробленность, сосредоточение индивидов на самих себе, изолированность, превращение человечества в скопление взаимно отталкивающихся атомов» (Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. Т.1, с.605).

Отсюда вывод: господство здравого человеческого смысла, метафизического способа мышления есть лишь иноформа господства над людьми разделения труда, частной собственности, эгоистического интереса и конкуренции, ставящей как отдельного человека, так и целые государства, нации и народы в отношения войны всех против всех. Чтобы выйти за пределы здравого человеческого рассудка, метафизического способа мышления, не достаточно одних только интеллектуальных усилий по овладению диалектическим методом. Необходимо не только в теории, но и на практике, в самом способе своей деятельности выйти за пределы своего «частного», отдельного бытия члена гражданского общества, т. е. общества частных собственников, встать на позиции всеобщего, т. е. коллективного субъекта, объективный, классовый интерес которого заключается в уничтожении частной собственности и всех, связанных с ней отношений господства и подчинения, отношений «нужды и рассудка», в объединении всех наций и народов в единое человечество. В противном случае, даже изучение диалектики и поиск истины рискует превратиться в такое же «частное метафизическое предприятие» как и все остальные. Другими словами, для овладения материалистической диалектикой как методом, совершенно недостаточно одного изучения истории классической философии. Для этого необходимо встать на позиции практического материализма – коммунизма. «Точка зрения старого материализма (т. е. недиалектического, метафизического, созерцательного материализма – ПТ.), – читаем мы в тезисах о Фейербахе Маркса, – есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма (т. е. диалектического, практического материализма – ПТ.) есть человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Т.3, с.4). То, что с теоретической точки зрения есть сознательная материалистическая диалектика, то с практической точки зрения есть коммунизм – «действительное» движение, которое уничтожает теперешнее состояние. Условия этого движения порождены имеющейся теперь налицо предпосылкой» (Там же, с.34).

Каково объективное, материалистическое содержание заключается в таких понятиях абсолютного идеализма Гегеля как объективный дух, абсолютный дух, абсолютная идея, абсолютный разум и т.п.?

Объективной, материальной основой диалектики, логики и теории познания абсолютного идеализма Гегеля является процесс познания всего человечества в его историческом развитии. Процесс же познания отдельного индивида его интересует только в той степени, в какой тот приобщается к познанию этого «абсолютного» субъекта и его «абсолютного» разума, является его несовершенным, фрагментарным, всегда конкретно-исторически ограниченным воплощением и выражением.



2019-07-03 254 Обсуждений (0)
В каком труде Гегеля наиболее ясно, четко и доступно изложена его диалектика как теория познания и логика? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В каком труде Гегеля наиболее ясно, четко и доступно изложена его диалектика как теория познания и логика?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)