Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. Особенности организации питания специальных контингентов



2019-07-03 468 Обсуждений (0)
Тема 8. Особенности организации питания специальных контингентов 0.00 из 5.00 0 оценок




8.1.  Национальные особенности и традиции питания. Традиции питания и пищевые обряды в православии, протестантизме, католицизме, иудаизме, исламе.

          Цель: способствовать формированию знаний о национальных особенностях и традициях питания, пищевых обрядов в религии.

Задачи:

  1. Рассмотреть возникновение и развитие национальных традиций питания
  2. Рассмотреть традиции питания и пищевые обряды в православии,
  3.  Рассмотреть традиции питания и пищевые обряды в протестантизме, католицизме
  4. Рассмотреть традиции питания и пищевые обряды в иудаизме
  5. Рассмотреть традиции питания и пищевые обряды в исламе

 

Особенности питания зависят от исторического и экономического развития, географических условий страны, национальных обычаев и вероисповедания и т.д.

В основе каждой национальной кухни лежат два главных фактора: набор исходных продуктов и способ их обработки, которые тесно связаны друг с другом.

Набор исходных продуктов определяется тем, что дают человеку земледелие, животноводство, разнообразные промыслы. Это, в свою очередь, означает, что на специфические особенности национальных кухонь влияют географическое положение страны, климат, экономические условия. Так, в национальных кухнях стран, граничащих с океанами и морями, значительное место занимают блюда из рыбы и продуктов моря. В национальных кухнях стран, расположенных в лесостепных районах, блюда из продуктов животноводства и лесных промыслов. Народы южных стран больше используют для приготовления национальных блюд овощи и фрукты и т.д.

Географическое и климатическое положение отдельных стран обусловило также различное использование и вкусовых веществ в пище. Например, народы Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки и др. используют для приготовления блюд больше специй, приправ, острых соусов. Народы северных стран предпочитают пищу менее острую. 

Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, — это технология приготовления пищи, способ ее обработки.

Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага. Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке).

Однако не только набор исходного сырья определяет характер национальной кухни. Используя один и тот же продукт, разные народы в процессе приготовления блюда придают ему свой неповторимый вкус. В качестве примера можно привести такой популярный продукт, как рис. Он служит основой питания многих народов, населяющих азиатский материк. Но блюда из него, приготовленные, например узбеками, индийцами или китайцами, воспринимаются как совершенно разные. Получается это потому, что каждая национальная кухня, используя одно и то же сырье, применяет различную технологию и приемы тепловой обработки, своеобразные, присущие только ей сочетание продуктов.

Из всего сказанного можно сделать вывод: национальная кухня создается национальной общностью людей, общностью свойственных им особенностей вкусовых восприятий. Это вовсе не значит, что национальная кухня есть нечто замкнутое, застывшее раз и навсегда. Мы можем наблюдать взаимные проникновения и взаимное влияние национальных кухонь друг на друга. Например, много общего между армянской и болгарской национальными кухнями, которые в свою очередь заимствовали некоторые рецепты приготовления блюд у турецкой. Немало схожих национальных блюд у народов Закавказья, Средней Азии, что позволяет говорить, к примеру, об общекавказской, среднеазиатской кухне.

Но это взаимное влияние национальных кухонь друг на друга не исключает самобытности каждой из них, так как каждый народ придает любым блюдам, в том числе и созданным другой национальностью, свой особый вкус.

Степень влияния религий на особенности национального питания у разных народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты — строгие вегерианцы. В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания.

В настоящее время на земном шаре проживает более 6 миллиардов человек, и все они отличаются друг от друга не только языком, цветом кожи, национальностью, но и вероисповеданием. Слово религия происходит от лат. геligio, что означает «набожность», «святыня», «благочестие». Определений религии существует более 200, из которых удачным можно назвать данное американским исследователем Б. Иэрхартом: «Религия подобна времени; все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть и дать ему точное определение». Атеисты любую религию определяют как «опиум для народа». Люди верующие считают, что религия — это взаимоотношения между богом и человеком, и само существование бога не обсуждается. Существует третий подход, когда религия рассматривается как историческое и социальное явление, как система объединения людей церковью. Религия в современном обществе объективно представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов.

Первым и центральным вопросом любой религии является вопрос веры. Это понятие нематериальное. Вера эмоциональна, интуитивна, предполагает религиозное чувство. Существование религии невозможно без практики, основным и обязательным элементом которой является культ (от латинского — уход, почитание).  Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты и ограничения (посты), обычаи, традиции и другие предписания.

Все религии подразделяются на две большие группы: монотеистические (от греч. monos — один, и theos — бог), признающие существование одного бога, и политеистические (роlу — много и theos - бог), поклоняющиеся множеству богов. Русский термин «многобожие» является аналогом термина «политеизм».

Мировыми религиями считаются буддизм, христианство и ислам. По данным журнала «World Аlmanac» (1994 г.), в мире насчитывалось 1833 млн. христиан; 971 млн. мусульман; 732,8 млн. индуистов; 314,9 млн. буддистов (эти данные нельзя считать очень точными, т. к. в некоторых странах проводить опрос считается неэтичным).

Буддизм. Наряду с крупами, овощами, мясом, рыбой, птицей китайские повара готовят блюда из морских беспозвоночных животных, водорослей, побегов бамбука. А вот молоко и молочные продукты в Китае традиционно не употребляются.

Главным продуктом питания является рис; без него не обходится практически ни одна трапеза. Рисовая каша готовится повсеместно и самыми различными способами, по существу заменяя хлеб. Основных видов рисовой каши две: сухая рассыпчатая и очень жидкая, составляющая основу китайского завтрака. Также популярны каши из кукурузы и проса. Основным источником белка служат бобовые и продукты из них; распространены соевое масло, соевое молоко, соевый творог (его существуют сотни рецептов), соусы и паста из соевых бобов. Популярны в Китае мучные изделия — лапша, лепешки разных видов, так называемые пампушки — паровые хлебцы, пельмени, печенье. Овощи играют большую роль в китайской кухне: капуста, картофель, лук, чеснок, помидоры, перец, шпинат, множество сортов редьки, зеленые стручки фасоли. Среди овощей наиболее популярна капуста. Молодые ростки бамбука едят вареными. Мясо не является самым популярным в Китае продуктом питания; большинство мясных блюд готовится из свинины, в то время как говядина и баранина пользуются меньшим спросом. Более широко китайская кулинария использует домашнюю птицу, прежде всего уток и кур, их яйца, а также рыбу и различные море продукты — крабов, креветок, различных моллюсков — кальмаров, осьминогов, каракатиц, трепангов. Наиболее распространенный напиток в Китае — чай, который пьют повсеместно.

Индуизм - едущей особенностью этой религии (по вопросам питания) является отношение к животным. Индуизм не однороден (специалисты выделяют брахманизм, бхагаватизм, вишнуизм, шиваизм и др.), но идея перерождения в индуизме — одна из центральных, она и определяет отношение человека к животным. Считается, что в одном из последующих перерождений человек может явиться на землю в обличье коровы, козы, обезьяны, буйвола или другого животного или птицы, т. е. индуист относится к животным как к священным существам, и ни при каких обстоятельствах не может причинить им вред, за исключением ритуала. Поэтому индуисты являются строгими вегетарианцами.

Ислам - вторая по численности приверженцев после христианства мировая религия. В настоящее время ислам исповедует около миллиарда человек. Ислам в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя воле Божьей». Родина ислама — Аравийский полуостров, город Мекка, где около 570 г. родился пророк Мухаммед. Религия широко распространена, во многих странах ислам является государственной идеологией. Мусульманство (другое название ислама) исповедуют Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко, Ливан, Йемен, Бахрейн, Азербайджан, Турция,Таджикистан.

В священной книге мусульман — Коране — зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие. Глава 5 Корана так и называется — «пища» (араб. Ал-Маидах). Хотя в ней говорится преимущественно о необходимости духовного совершенствования, вопросам питания отводится значительное место. Раздел 1 — «Совершенствование религии в Исламе»: «3апрещено вам есть то, что умерло собственной смертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чем было произнесено иное, кроме Аллаха, имя, и удушенное (животное). И забитое до смерти, и убившееся при падении, и то, которое проткнуто рогом, и которое ели дикие звери — кроме тех, которых вы убили» (речь идет об одном из способов забивания скотины).

Смысл же таков: если животное, объеденное дикими зверями, найдено еще живым, то мясо его позволяется употреблять в пищу в том случае, если животное добивают надлежащим образом). Запрещается есть мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи: «ибо, воистину, нечисто это».

Раздел ХХI 2-й главы Священного Корана (называется «Корова») предписывает: «О люди, ешьте вещи законные и добрые из того, что есть на земле; не идите по стопам дьявола. Во истину, он — явный враг ваш».

Комментарий поясняет — установление относительно запретной пищи имеет двоякое значение. Только законная и благая пища пригодна для употребления. Под законной пищей понимается не только та, на которую не был наложен запрет, но и та, что не была получена незаконным путем — путем кражи, грабежа, обмана, взятки. Коран признает связь между физическим и духовным состоянием человека: питание играет важную роль в формировании характера, качество пищи сказывается на работе мозга и сердца. Таким образом, в Коране определены правила и предписания для совершенствования не только духовного, но и физического состояния человека.

Принципиально важное положение гласит, что законом запрещено употребление в пищу мяса животного, при заклании (убое) которого произнесено было не имя Аллаха, но любое иное имя. Также регламентируются правила для совершающих паломничество. Стихи из главы 5 («Пища»): «О вы, кто веруете, не убивайте добычи, когда вы совершаете паломничество». И далее: «законна для вас добыча моря и пища его — пропитание для вас и для путешествующих; а добыча земли запрещена вам, пока вы в паломничестве, так выполняйте долг свой перед Аллахом». Комментарий поясняет, что разрешается ловить и есть все, что водится не только в море, а в любом водоеме — реке, озере, пруде. Помимо обозначенных пищевых ограничений и предписаний, важное значение в исламе придается постам: наряду с молитвой, налогом на бедных, паломничеством и джихадом, пост мусульмане относят к числу пяти основных жизненно-практических установлений.

«Во все времена и у всех народов пост был весьма распространен во время оплакивания и бедствий». Пост—средство для совершенствования моральных и духовных качеств человека; пост—не просто воздержание от пищи, но и воздержание от всякого рода зла. Например, пост дает человеку возможность контролировать свои страсти — отказаться от незаконного присвоения чужого имущества. Главная цель поста — духовное восхождение, но наряду с этим пост преследует еще одну цель— мусульмане должны приучить себя сносить всякого рода физические тяготы. Во время постов запрещается курить, принимать лекарства питательного свойства (витамины), говорить непристойности, шуметь, лгать, злословить и порочить, смотреть с похотью, лжесвидетельствовать. Согласно заповеди пророка Мухаммеда, пять поступков нарушают пост — это ложь, злословие, клевета (донос), ложная клятва и похотливый взгляд.

В комментариях к Священному Корану сказано, что «сорокадневный пост Моисея перед получением откровения (Исход 24:18) и то же число дней длившийся пост Иисуса Христа перед началом проповеднического служения (Мтф. 4:2) свидетельствуют о том, что получение Божественных милостей связывается в священной истории с соблюдением поста. Поэтому и от мусульман требуется соблюдение поста по 30 дней в году, явление же Божественных милостей обещано в заключительные дни постов».

Мусульмане обязаны соблюдать пост во время месяца Рамадан. Это их главный пост. Исходное значение слова «рамадан» — «избыток жары». В исламе принят счет месяцев по лунному календарю. Поэтому мусульманский календарь постоянно смещается относительно солнечного календаря, принятого в большинстве стран мира.

Рамадан (тюркоязычные и ираноязычные народы, исповедующие ислам, произносят его «Рамазан») — это девятый месяц лунного календаря. Согласно мусульманскому преданию, именно в Рамадан Мухаммеду было ниспослано первое божественное откровение. Слово Коран имеет два значения: 1) «он собрал вещи воедино» и 2) «чтение» или «пересказывание книги», поэтому месяц Рамадан — память о ниспослании Аллахом божественного откровения Мухаммеду и через него всем людям. В память об этом и установлен пост (тюркоязычные народы говорят «ураза», ираноязычные — «Рузе»). Во время этого поста в светлое время нельзя есть, пить, вдыхать табачный дым, исполнять супружеские обязанности. Ночью запреты снимаются, однако все же не рекомендуется предаваться излишествам и нужно побольше заниматься благочестивыми делами.

Согласно Корану и комментариям, время поста наступает примерно за 1,5 ч до восхода солнца, началом ночи следует считать заход солнца (и ешьте, и пейте до тех пор, пока белый день можно будет отличить от черной ночи на рассвете; затем поститесь до прихода ночи). В большинстве мусульманских стран по ночам во время поста устраивают застолья, слушают выступления народных певцов и рассказчиков, исполняющих произведения, посвященные деятельности пророка Мухаммеда и его сподвижников. Заканчивается пост праздником разговения. По-арабски он называется Идал-Фитр, у тюркоязычных народов (в том числе на территории СНГ) — Уразабайрам. Во время праздника совершается общая молитва, потом — торжественная трапеза. Благочестивые мусульмане раздают милостыню и угощения для бедняков.

Пост предписан всем правоверным мусульманам, однако постятся прежде всего совершеннолетние и находящиеся в добром здравии. Комментарии к Священному Корану по поводу освобождений от поста поясняют: «Две первые категории, освобождаемые от поста,— это больные и путешествующие. И тем и другим предписывается осуществить пост по окончании болезни либо путешествия». Интересно, что «каждый сам решает для себя, что именно считать болезнью или путешествием».

Третье исключение относится к тем, для кого соблюдение поста — невыносимая мука. Здесь имеются в виду те, кому соблюдать пост очень трудно. Такие люди могут получить искупление, ежедневно давая еду кому-нибудь из бедняков. Это исключение относится к кормящим и беременным женщинам (но потом они должны возместить дни поста в другие дни), а также к старикам, кому уже не под силу выносить пост. Кроме того, относится оно к страдающим от продолжительного недуга и к тем, кто находится в путешествии больше года. Кроме того, освобождаются от поста женщины во время менструации или кровотечения после родов с условием последующего возмещения в другие дни. И последнее — не обязателен пост также воинам, приближающимся к врагу, т. е. в преддверии боевых действий.

В исламе различают две категории постов: обязательный, т. е. предписанный (Фард), который включает пост Рамадан, пост искупления за вину (Каффара) и обет поста (Надр), и добровольный пост (Таттава). Суть добровольного поста — это напоминание о том, что пророк накануне ответственных деяний постился в любое время года вне месяца Рамадан. К добровольным относят также:

а) пост, который проводится некоторыми правоверными через день;

б) регулярное соблюдение поста по 3 дня в каждом месяце. Можно также соблюдать пост каждый понедельник и каждый четверг при условии, что общее количество постных дней не превышает полугода, как это делал сам Пророк.

А вот отношение ислама к вину, зафиксированное в Коране, гл. 5 («Пища»): «О вы, кто веруете, дурманящие зелья и азартные игры— дьявольские козни; так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть». И далее: «Дьявол желает лишь посеять вражду и ненависть меж вами при помощи дурманящих зелий». Комментарий поясняет: стих полностью запрещает все дурманящие зелья и азартные игры. Рассказывают, что когда был ниспослан этот стих, глашатай объявил на улицах Медины, что вино запрещено, и в ответ на это все кувшины с вином в мусульманских домах были опустошены, так что вино лилось по улицам рекой. Пьянство и азартные игры считаются мусульманами великим грехом.

Шариат (дословный перевод—«глубокое знание», смысл понятия — «мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь») подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть журавля можно. Можно есть мясо рыб, кожа которых покрыта чешуей, но осуждается употребление рыб, лишенных чешуи. Нельзя питаться мясом лягушек и змей, но можно есть саранчу и ящериц. Многие шииты не едят икру осетровых рыб. Не рекомендуется есть сырой лук или чеснок.

Самые «правильные» продукты — это мед и молоко. Не запрещается, но и не поощряется употребление в пищу конины или ослятины. Свинину можно есть только под угрозой голодной смерти. Великим грехом для мусульман считается употребление спиртных налитков и любых изделий, в процессе приготовления которых используется вино. Существует ритуал принятия пищи. Перед едой и после нее правоверный должен мыть руки. Хозяин дома начинает трапезу первым и заканчивает ее последним. Разговор за едой не должен касаться неприятных тем. Не следует говорить громко и эмоционально. Едят правой рукой с помощью вилки, ложки или пальцев, но не следует есть двумя пальцами. Не следует дуть на горячую пищу. Как правило, трапеза начинается с хлеба. На Востоке традиционно выпекают хлеб в виде лепешек или лаваша. Их ни в коем случае нельзя резать ножом, а можно только ломать руками. Хлеб считается священным и требует соответствующего к себе отношения.

Классическая арабская кухня построена с учетом заповедей пророка Мухаммеда. В основе ее лежит использование следующих продуктов: мяса—баранины, козлятины, телятины; птицы и рыбы; яиц; растительных продуктов — риса, бобовых, овощей, фруктов, как свежих, так и консервированных; молочнокислых продуктов, сыра. Принято использовать значительное количество пряностей и ароматических трав. Типичные супы готовят на основе мясного бульона с фасолью и рисом, горохом и вермишелью, картофелем, стручковой фасолью. Второе блюдо обычно мясное — мясо либо тушеное, либо жареное. Популярен плов в различных модификациях.

 Следует признать, что влияние религиозных предписаний на особенности питания более значительным было в прошлом.

В настоящее время церкви менее склонны к жесткому регламентированию в соблюдении постов. В то же время некоторые установки сохраняются весьма строго. Например, мусульманин только в случае угрозы голодной смерти может есть свинину. Православное христианство более догматично, чем католичество и протестантизм.

Православие. Пост является наиболее древним церковным установлением; согласно

Ветхому Завету, первой заповедью, данной людям, была заповедь о посте. Посты существуют во всех религиях и в первую очередь как средство очищения и обновления человеческой души. Иисус Христос постился 40 дней перед Нагорной проповедью. В русской православной церкви пост имеет особое значение и является центральным элементом учения об аскезе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. К постам готовились заранее, запасались квашеной капустой, солеными огурцами, солеными и сушеными грибами, заготавливали ягоды, яблоки, орехи, гречиху, пшено, горох, ячмень, нежирную сельдь.

В России различают четыре степени строгого поста:

• «сухоедение» — это хлеб, сырые и квашеные овощи, свежие и сушеные фрукты;

• «варение без елея» — вареные овощи без растительного масла;

• «разрешение на вино и елей»;

 •«разрешение на рыбу».

Общие правила постов заключаются в том, что верующим предписывалось обязательно воздерживаться от мясной и молочной пищи.

 Посты не ограничиваются лишь пищевыми запретами и предписаниями. Их основная цель — духовное совершенствование, посты прививают навыки воздержания и самоконтроля. Это время усиления борьбы со страстями, эмоционального оздоровления и выработки душевного равновесия. Во время постов стремятся заниматься благотворительностью, проявлять милосердие. В то же время пост рассматривался и как оружие в борьбе с дьяволом, ибо бесы изгоняются только молитвой и постом .

С этой точки зрения, применение лечебного голодания в психиатрии имеет теологическую основу. По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среды и пятницы (кроме шести так называемых сплошных недель в году).

Пост установлен в среду, потому что, согласно евангельскому рассказу, Иуда в этот день согласился предать Иисуса Христа, а в пятницу — в память о крестных муках и смерти сына Божия. Церковь разрешает не поститься по средам и пятницам в пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в неделю мытаря и фарисея, в Сырную неделю (масленица). Из однодневных постов отметим три: в день воздвижения честного и животворящего Креста Господня, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (Иоанну отрубили голову по приказу Ирода Великого, царя Иудеи) и накануне праздника Крещения Господня. Кроме перечисленных однодневных постов, практикуется также соблюдать их в трагические дни смерти родных и близких, в дни общих несчастий и бед.

 Среди однодневных постов, установленных православной церковью, своей необычностью выделяется День святой Анны — 22 декабря (9 декабря). По преданию, Анна — мать Девы Марии, которую она родила после 20 лет бесплодия. В этот день пост установлен для беременных женщин. Существует народное выражение— на зачатие святой Анны беременным бабам пост. Выполнять какую-либо значительную работу беременным запрещалось. Польза однодневных постов у специалистов-диетологов не вызывает сомнений, но в отношении беременных женщин это не доказано, и в настоящее время этот пост значения не имеет.

Многодневных постов четыре: Великий, Петров (Апостольский), Успенский и Рождественский (Филиппов). Общее число постных дней в году колеблется, т. к. Петров пост бывает разной продолжительности. Всего постных дней — около 200, точнее — от 178 до 199. В этом отношении Русская православная церковь значительно превзошла католицизм.

Рождественский пост всегда проходит в одно и то же время, с 15 ноября (по старому стилю) до 25 декабря — Рождества Христова, и продолжается 40 дней. По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. По понедельникам, средам и пятницам предписывалось сухоедение — не разрешалась вареная пища, и есть можно было только 1 раз в день. Вино и растительное масло можно было употреблять по вторникам и четвергам. И самая легкая степень поста приходилась на субботу и воскресенье, когда разрешалось есть рыбу.

Строгость поста усиливалась с 20 декабря, когда запрещалась всякая рыба, даже по субботам и воскресеньям, и в последний день Рождественского поста, 24 декабря, в сочельник, достигала максимума. Нельзя было в сочельник принимать пищу ранее появления на небе первой звезды (знак рождения Иисуса Xриста). Слово «сочельник» происходит от старинного слова «сочиво» и означает кашу с медом (кутья), которую положено по уставу есть в этот день. Рождественский (или Филиппов) пост имеет двойное название, т. к. начинается на другой день после дня святого апостола Филиппа, распятого на кресте за проповедническую деятельность.

Великий пост является самым главным и строгим, поскольку он предваряет центральный праздник верующих — Пасxу. Великий пост состоит из собственно 40 дневного поста и поста Страстной недели, отмечаемой православными перед Пасхой.

Временные рамки поста всегда постоянны — начинается он в понедельник после масленицы (Прощеного воскресенья).

К Великому посту принято было готовиться заранее, вскоре после праздника Богоявления. Период подготовки к посту включал особые 4 недели, во время которых верующим напоминали о духовных христианских ценностях.

Во время первой недели ограничивать себя в питании не требовалось (как и во вторую и третью); верующих призывали к покаянию и смирению, избавлению от гордыни, являющейся главным источником греха. Во вторую неделю рекомендовалось перечитать притчу о блудном сыне, в которой звучит мотив покаяния; третья неделя называется «мясопустная», или неделя «Страшного Суда», и должна напоминать верующим о грядущем суде. Во время четвертой, последней перед постом недели, называемой масленичной, еще разрешалось употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но мясо было уже под запретом. Заканчивается масленица Прощеным воскресеньем. В Великий пост, согласно уставу церкви, растительное масло разрешается употреблять по субботам и воскресеньям.

В эти же дни верующим разрешается принимать вино (освященное в церкви) в умеренных количествах, в том числе и для укрепления сил постящихся.

Есть рыбу разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение. В первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагается сухоедение, в другое время поста— вареные овощи без растительного масла («варение без елея»). В то же время первая неделя Великого поста — дни особой строгости, первые 2 дня церковный устав рекомендует обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешаются хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте). Если раньше только больным, старикам и малым детям, а также находящимся в пути (особенно морякам) разрешалось ослаб-ление режима поста (можно было есть молочную пищу), то современная православная церковь разрешает не соблюдать посты и пациентам, находящимся в больницах, военным на службе в армии и людям, выполняющим тяжелые работы.

Через неделю после Троицы начинается Петров (Апостольский) пост. Он установлен перед праздником святых апостолов Петра и Павла, казненных в Риме за проповедь христианства. Продолжительность апостольского поста непостоянна и колеблется от 8 до 42 дней в зависимости от даты Пасхи. По понедельникам, средам и пятницам по время Петрова поста предписывалось воздерживаться от рыбы, вина и растительного масла.

 Успенский пост установлен в честь Девы Марии, матери Иисуса Xриста. Он продолжается две недели—с 1 по 14 августа — и строгостью превосходит Апостольский (Петров) и Рождественский посты, приравниваясь к Великому. По церковному уставу в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение, по вторникам и четвергам — вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.

Наряду с постами и другими ограничивающими предписаниями христиане отмечали церковные праздники, во время которых столы накрывались обильно и разнообразно.

Сочельник Рождественский приходится на 6 января (24 декабря по старому стилю). В этот день общеизвестно правило не употреблять никакой пищи до самого вечера, «до первой звезды». Народный завет звучит так: «В свят вечер не едят до звезды».  По церковному уставу в сочельник предписывалось есть «сочиво» — а за праздничный рождественский стол принято было садиться после окончания службы. Праздничные блюда должны символизировать рождение Иисуса Xриста. Важнейшее символическое значение имели два блюда — кутья и взвар. Кутью принято есть на поминках, а взвар — при рождении детей. Сочельницкая кутья готовилась обычно из вареных зерен пшеницы и ячменя, позднее их вытеснил рис. Для приготовления взвара использовали яблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другие плоды и ягоды, отваривая их в воде. Сочетание кутьи и взвара, таким образом, символизировало рождение и смерть Иисуса Христа.

 В целом праздничный стол в сочельник принято готовить обильным, щедрым и разнообразным. Традиционным блюдом является рождественский гусь.

На 14 января (1 января) приходятся праздники: Обрезание Господне, память святого Василия Великого и Новый год. У более состоятельных верующих основным угощением вечера святого Василия был «царский» поросенок, а свиная голова стояла на столе в течение недели; поэтому 1 января в народе называли «свиным праздником».

Новый год (1 января). Философия праздничного новогоднего стола незамысловата. Если еда обильна, то и благополучие предстоящего года обеспечено. Кроме того, старались как можно разнообразнее украшать стол, используя все, что было в доме. Готовили множество мучных, мясных, крупяных блюд, обязательными считались пироги с разнообразной начинкой. Большое количество блюд старались готовить из свинины (свинья считалась символом плодовитости). Также разнообразно и в больших количествах варились напитки — компоты, кисели, пиво. Ритуальным новогодним блюдом у некоторых славянских народов (русских, белорусов, украинцев, молдаван) служили сладкая каша (кутья) и блины. Непременно на праздничном столе должны были быть сладости, орехи.

Пирожки с луком христиане Руси пекли 20 февраля (7 февраля) в День преподобных Парфения и Луки.

 Масленица широко отмечалась на Руси и в дохристианский период как «проводы зимы»; позднее она была принята церковью как религиозный праздник. Продолжается масленица одну неделю, непосредственно перед Великим постом, ее начало колеблется от 3 февраля (21 января) до 14 марта (1 марта). Отмечается масленица широко, в кулинарном отношении отличалась разнообразной выпечкой, прежде всего блинами. Кроме блинов, пекли много калачей, оладий, пирожков, готовили сладкие блюда. Готовили и употребляли также пиво и вино.

Пасха—главный праздник всех христиан. Пасхе предшествуют 7 недель Великого поста, последняя неделя которого называется Страстной.

В Чистый четверг этой недели готовились к Пасхе—варили, красили яйца, пекли куличи, делали «пасху», варили пиво, брагу, мед. Яйцо является символом Пасхи—в нем зарождается жизнь.

Праздник Вознесения Господня отмечается на сороковой день после Пасхи специальными кулинарными изделиями. В этот день православные пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Перекладины символизируют лестницу, ведущую на небо.

В День мучеников Евстигнея, Канидия и прочих —18 августа (5августа) — православные на Руси ели сыр и лук с хлебом, солью и квасом. Связки луковиц развешивались в комнатах для очищения воздуха.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа (15 августа) имеет радостный, светлый характер, Это время окончания жатвы, когда варили вскладчину пиво, убивали барана и пекли пироги, а затем приглашали соседей отмечать праздник за столом.

Интересно отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя 11 сентября (29 августа). Во-первых, не разрешается в этот день брать в руки ножи и другие режущие предметы, во-вторых, исключались в этот день песни и пляски (именно с помощью танцев добилась Саломея обезглавливания Крестителя). В праздник принято угощать бедных, нищих, странников. Пища готовилась постная, и не разрешалось есть ничего круглого (символизирующего голову): лук, капусту, яблоки, картофель, арбузы и прочее.

Также своеобразно отмечают православные День священномученика Фоки, святого пророка Ионы 5 октября (22 сентября): в этот день запрещается есть рыбу в напоминание о пребывании Ионы в чреве кита.

Гостевым праздником считается День святого Николая, 19 декабря (6 декабря), когда в каждом доме в изобилии веселящие пиво и брага, вкусные пироги и когда угощаться и тем и другим ходят друг к другу в гости.

Иудаизм - религия еврейского народа с соответствующим числом верующих. Основателем иудаизма является пророк Моисей, родившийся в египетском плену. Сам Моисей, как и в последующем Иисус Христос, постился 40 дней. Предписания, касающиеся питания евреев, определены прежде всего соответствующими главами Ветхого Завета (Левит, 7:22—27). «И сказал Господь Моисею: «Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его.

Вся пища у евреев делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Кашрут (дозволенность или пригодность) — понятие, чаще всего связанное с вопросом об употреблении той или иной пищи. К разрешенным, «чистым» млекопитающим относятся жвачные парнокопытные — как дикие, так и домашние; в то время как животное, наделенное лишь одним из этих признаков (например, свинья — парнокопытное, но не жвачное), является «нечистым», т. е. запрещенным. С другой стороны, свинья считается «нечистым» животным, т. к. в нее вселился дьявол.

Запрещено есть мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи, пресмыкающихся, некоторых птиц. Нельзя употреблять в пищу мясо хищных птиц, а также болотных и водоплавающих (кроме гуся и утки). Из рыб разрешено есть тех, которые имеют хотя бы один плавник и легко отделяемую чешую. Мясо для приготовления пищи обязательно должно быть обескровлено, т. к. в крови находится душа живого существа. Таковы предписания относительно пригодности или непригодности пищи. Кроме того, разрешалось употреблять мясо животных и домашних птиц, зарезанных только по правилам ритуального убоя.

Контрольные вопросы:

1. Возникновение и развитие национальных традиций в питании разных народов

2. Традиции питания и пищевые обряды в православии, протестантизме, католицизме, иудаизме, исламе.

 



2019-07-03 468 Обсуждений (0)
Тема 8. Особенности организации питания специальных контингентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. Особенности организации питания специальных контингентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)