Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И, проповедуя мир миру,



2019-08-13 256 Обсуждений (0)
И, проповедуя мир миру, 0.00 из 5.00 0 оценок




От тленна мира отделюсь,

С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь, в воздух поднимусь.

 

И се уж кожа, зрю, перната

Вкруг стан обтягивает мой;

Пух на груди, спина крылата,

Лебяжьей лоснюсь белизной.

 

Со временем о мне узнают:

Славяне, гунны, скифы, чудь,

И все, что бранью днесь пылают,

Покажут перстом — и рекут:

 

«Вот тот летит, что, строя лиру,

Языком сердца говорил,

И, проповедуя мир миру,

Себя всех счастьем веселил».

 

Прочь с пышным, славным погребеньем,

Друзья мои! Хор муз, не пой!

Супруга! облекись терпеньем!

Над мнимым мертвецом не вой.

1804

4. Творчество Н.М.Карамзина в XIX веке.

Н.М.Карамзин. «Марфа Посадница, или покорение Новгорода», «Холодный и чувствительный», «Рыцарь нашего времени».

Общее значение:

Карамзинская парадигма, которая потом окажется усвоена.

Формирование критики

Публицистика

Пробуждение интереса к текущей иностранной литературе

Ориентация

Участие в литературных полемиках

Достраивает систему и дает образец того, как соотносить этику и политику с изящной литературой (например, ИГР как подборка притч, сюжет с Годуновым) >> идейный пафос литературы XIX.

ИГР: возможность развертывания прозы во всех ее формах (энциклопедия стилей и прозаических форм).

 

v Способность души привыкать ко злу как к норме >> потеря чувствительности >> смерть >> дуализм: падший мир VS мир, недоступный человеческому взгляду. Основной конфликт романтизма.

v Создает иерархические структуры: свет и тьма, их соприсутствие («Чувствительный и холодный»), осознанное, конструктивное воздействие двойственности.

v Мотив одинокой прогулки («Бедная Лиза»). Встреча с руинированной постройкой (мыслится как завершение русской истории, или человеческой истории вообще) на фоне жизни дает переживание конечности времени. Собственно, это мы и видим в элегиях XIX века у Жука. Прогулка как повод для предъявления определенного понимания времени.

Пушкин «Вновь я посетил»

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

  Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

 

v Жизнь и пейзаж как аллегория смерти. Вопрос о «счастье»: почему в этом благом мире так трудно быть счастливым? Идея счастья связана с определенным возрастом. Горацианский культурный код («гнушаться издали пороком»).

Мечты молодости, связанные с идеей счастья: любовь к людям, мысль о всеобщем счастье, жизнь для общего блага, чувствительная душа — орудье божье.

Осознание того, что человечество никогда не изменится, готовность довольствоваться своим внутренним миром.

Приближение к смерти, покою, смерть как последнее и подлинное освобождение.

 

«Меланхолия», 1800

ü В высшей степени плодотворное состояние души

ü Скорбь, врачующая сама себя

 

О Меланхолия! нежнейший перелив

От скорби и тоски к утехам наслажденья!

Веселья нет еще, и нет уже мученья;

Отчаянье прошло...

 

Но осень бледная, когда, изнемогая

И томною рукой венок свой обрывая,

Она кончины ждет.

 

 

Там пиршество... но ты не видишь, не внимаешь

И голову свою на руку опускаешь;

Веселие твое — задумавшись, молчать

И на прошедшее взор нежный обращать.

(= образ Татьяны в «Евгении Онегине», тема чахоточной девы как идеала женственности, в том числе и у Достоевского)

 

v Слабое сердце не может понять этого неустройства мира. Одно и то же сознание, которое существует между жизнью смертью, в котором создаются и разрушаются миры. Душа как сосредоточение разнонаправленных импульсов, основа психологизма.

v Религия сердца. Культ дружбы. Конструкция относится к лицеистам.

Ситуация Карамзин — Пушкин и Гоголь:



2019-08-13 256 Обсуждений (0)
И, проповедуя мир миру, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И, проповедуя мир миру,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)