Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности психического развития человека в онтогенезе



2019-08-13 401 Обсуждений (0)
Особенности психического развития человека в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

I) Пренатальный период развития ребёнка (до родовой).

 

II) Период новорождённый. От 0 до 10 дней.

1. Характеристика:

А) У ребёнка «включается» различные рефлексы:

- Защитные;

- Ориентировочные (реакции, направленные на контакты с раздражителями);

- Врожденные (сосательный, цеплятельный, отталкивательный и другие).

 

2. У ребёнка сразу после рождения формируются многие потребности (общие, получения впечатлений, движения и т. д.), на основе этих новых потребностей у ребёнка осуществляется психическое развитие.

 

3. У ребёнка появляется комплекс оживления – это особая эмоциональнодвигательная реакция, обращённая к взрослым.

Основные признаки:

а) Сосредотачивает свой взгляд на лице склонившегося человека;

б) Издаёт тихие звуки;

в) Улыбается.

 

III) Период младенчества (или 1-ый год жизни ребёнка):

1. В младенчестве происходят изменения процесса общения ребёнка.

Фазы:

- Вначале осуществляется непосредственное общение (т.е. «общение ради самого общения»);

- Общение по поводу предметов;

- Общение в совместной деятельности ребёнка и взрослого (игровая).

2. Отношение к действительности складывается через отношения самого взрослого.

3. Постепенно наращивается потребность в общении со взрослым, но он ограничен возможностями общения, тогда возникает осознание и понимание в овладении человеческой речью.

К концу первого года возникает пассивный запас слов (от 4-х до 15-и слов).

Тупиковые движения – это такие движения, которые приводят к торможению развития психики ребенка.

 

Тупиковые движения:

  1. сосания пальцев,
  2. длительное рассматривание своих рук,
  3. ощупывание своих рук и т.д.

 

IV) Период раннего детства (2 – 4 года).

 

Характеризуется тремя основными моментами:

  1. Овладением прямой походкой;
  2. Овладение предметной деятельностью;
  3. Овладение речью.

 

Действия:

а) Соотношение действия ребёнка, т.е. такие действия, цель которых состоит в привидение двух или нескольких предметов в опре5делённые (пространственные) взаимоотношения.

б) Орудийные действия, когда один предмет применяется для воздействия над другим.

 

К концу этого периода становится не только игра, но и рисование, лепка, конструирование и т.д.

Осуществляется дальнейшее совершенствование понимания речи взрослого и формирования собственной активной речи.

 

V) Дошкольный возраст ребёнка. От 3-х до 6 – 7 лет.

 

Родители           Ребёнок           Д         

 

Характеризуется:

  1. Ребёнок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с миром взрослых людей.
  2. Ведущим типом деятельности ребёнка становится сюжетно-ролевая игра.

Носит знаковый (символический) характер, т.е. ребёнок в игре:

а) учится замещать предметы;

б) в игре ребёнок берёт ту или иную роль;

в) в игре ребёнок действует в соответствии с этой ролью.

 

VI) Младший школьный возраст. От 6 – 7 до 11 – 12 лет.

 

Родители           Ребёнок           Д         

 


                                     

                                  Учитель

 

Ребёнок превращается в качественно новую категорию – школьника. Перестройка всей системы отношения ребёнка к действительности.

Переход у ребёнка от игры, в плане внешних действий к играм, в плане внутренних мыслительных действиях.

Самым активным образом развивается познавательная сфера школьника( понятия, воля и т.д.).

Это период интенсивного интеллектуального развития ребёнка и возможность увеличения сферы влияния людей, где главным является учитель.

 

VII) Подростковый возраст ребёнка или период отрочества (Период между детством и зрелостью). От 11 – 12 до 15 – 16 лет.

 

Некоторые особенности развития психики ребёнка:

  1. у подростка возникает чувство взрослости;
  2. Наступает половое созревание у ребёнка. Появляются вторичные половые признаки. Дети полностью идентифицируют себя с тем или иным полом;
  3. Происходит перестройка двигательного или моторного аппарата. Меньше прыгает, бегает, появляется общая неловкость, угловатость, потерянность, комплекс дисморфобия (хроническая неудовлетворённость своим внешним видом) обычно у девочек; могут быть временные нарушения в деятельности нервной системы – возбудимость, вспыльчивость, раздражимость и др.аффективные состояния. Возникает большое количество межличностных конфликтов, форм протеста.

Происходит изменения ведущего типа деятельности – учёбы: интерес к предмету, авторитет учителя. Общение подростков превращается в самостоятельную деятельность (оно более интересно, оно более значимо, чем общение с родителями, содержательнее).

Ярко выражена потребность в самоутверждении.

 

VIII) Зрелый возраст.

У человека возникает, как бы, пик его психического развития.

Некоторые считают, что дальше психическое развитие окаменевает, а другие считаю, что происходит регрессия. Некоторые психические функции с возрастом ослабевают, уменьшаются, утихают, изменяются. А другие психические процессы могут, по-прежнему, развиваться. Это зависит от наследственности, умственной деятельности, питания, природной среды, эмоциональной сферы и т.д.

 

IX) Старость.

Комплекс разоренного (опустошенного) гнезда.

 

X) Долгожители.

Упование на свои болезни.

 

17. Охарактеризуйте основные подходы к исследованию структуры психики личности в отечественной и зарубежной науке.

 

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии не­прерывного движения, динамики, развития. Как сис­темное образование личность включает в себя эле­менты (компоненты, блоки), которые в совокупнос­ти образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.

Термин «структура» (лат. structura - строение, взаиморасположение) обычно используется, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Це­лостность такого объекта не нарушается даже при изменении состава элементов (конечно, в определен­ных границах). Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность (ее психические качества, воз­можности по саморегуляции поведения и деятель­ности и т. д.).

Структура личности

 

 

 


Ощущение

Восприятие

Память

Представление

Воображение

Мышление

Внимание

Речь

П.Проц – психические процессы

П.П.П. – познавательные психические процессы (их 8 – перечисленные слева)

Эм. П. – эмоциональные процессы

Вол. П. – волевой процесс

П/сост. –психические состояния (интеллектуальные, эмоциональные и волевые состояния)

Темперамент определяет скорость процессов (динамическая сторона), силу

Способности – это такие индивидуально-психические особенности, которые позволяют человеку успешно овладевать деятельностью.

Направленность – психический образ любимой деятельности

Способности проявляются в продукте (главный критерий способностей – качество произведённого продукта, второстепенные критерии – быстрота действий, легкость действий, безошибочность)

Творчество – это воспроизведение продукта, которого не было

Псих. Обр. – психические образования

Устан. – установки

Убежд. – убеждения

 



2019-08-13 401 Обсуждений (0)
Особенности психического развития человека в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности психического развития человека в онтогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)