Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бихевиоризм и необихевиоризм



2019-08-13 212 Обсуждений (0)
Бихевиоризм и необихевиоризм 0.00 из 5.00 0 оценок




Сторонники поведенческой теории не дали чет­кой формулировки психологической структуры лич­ности. По мнению ранних («чи­стых») бихевиористов, следует отказаться от поня­тий «сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как отказались от изучения понятия души. «Психология дол­жна полностью изгнать из употребления термин «со­знание», - говорил Дж. Уотсон. Законы человеческо­го поведения следует изучать через такие его состав­ляющие, как мышечные движения и секреция желез. Именно они составляют истинный предмет изуче­ния психологии. Ощущение, восприятие, мышление, волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена, мож­но свести к этим составляющим. И делать это можно через анализ совокупностей пар «стимул - реакция» с последующим разложением их на более элементар­ные составляющие. Так психология оказалась «бес­сознательной», без психики.

Э. Толмен описание поведения личности осуще­ствлял через учет пяти независимых переменных. В концепции автора формула бихевиоризма приоб­рела вид:

 

S → O → R

Между стимулом S и реакцией R появилось мно­жество ненаблюдаемых факторов («промежуточных переменных») О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под влиянием внешних стимулов S. Измеряя переменные S и R, можно описывать внутренние (ненаблюдаемые) со­стояния личности О. Однако трудность заключена в необъятности того объема данных, которые надо по­лучить для описания хотя бы одного состояния личности.

Не нашлось места сознанию и цели в психологи­ческой структуре личности К. Халла. В качестве ос­новного стимула, создающего основание для измене­ния поведения (но не направляющего это поведение), здесь принято побуждение. Оно придает личности психическую энергию, ассоциируется с потребностя­ми личности. Формирует цель и направляет поведе­ние индивида к ней лишь окружающая среда. Разви­тие личности базируется на научении согласно за­кону о первичном подкреплении: если при повторе­нии одного и того же процесса «стимул - реакция» наблюдается снижение потребности организма, то вероятность такой же реакции на очередной стимул возрастает. Другими словами, многократное повторе­ние подкрепления усиливает связь S → R. Личность как бы приобретает силу привычки (потребность «ус­тупает» место условному рефлексу). В этой связи научные результаты, полученные автором, названы теорией снижения потребностей. Любое побуждение можно вызвать у индивида (и измерить количествен­но) через понятие депривации (потери чего-либо желаемого).

Основываясь на позиции А. Бандуры как пред­ставителя социально-бихевиорального направления, формулу бихевиоризма можно переписать в таком виде: S → К → R, где К - промежуточный механизм, включающий когнитивные процессы. Именно им при­надлежит решающая роль в развитии личности, реа­лизуемом путем изучения чужого опыта («усвоения чужих моделей поведения»).

Д. Роттер, другой сторонник социального науче­ния (социального бихевиоризма), представлял пове­дение личности как результат ее субъективных пе­реживаний, ожиданий внешних подкреплений. По­следние появляются благодаря когнитивным процес­сам: индивид предполагает получение определенного подкрепления и на основе этого корректирует свое поведение. Вместе с тем автор подчеркивал, что ис­точник подкреплений может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о человеке говорят, что у него внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое поведение как результат своих усилий и способностей. Во втором - о внешнем локусе контроля, при котором индивид перекла­дывает ответственность за свое поведение на внешние обстоятельства.

Как следует из вышеизложенного, все представи­тели бихевиористского направления в основу лич­ности положили внешние проявления поведения, оставив внутренние (сознание, подсознание) без должного внимания.

 

Гештальт-психология                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Целостность психологической структуры личности - вот центральный момент, которого придержи­вались представители данного направления. Комби­нация из нескольких музыкальных нот образует но­вую мелодию, что отсутствует в каждой из этих нот. На примере константности восприятия гештальтисты доказывали, что восприятие есть большее, чем видят глаза. Воспринимаемый образ есть целостное, мгновенное образование взаимосвязанных частей пер­цептивного поля, не поддающееся дальнейшему раз­ложению на части. Это и есть гештальт. Мозг не на­капливает отдельные элементы входных сигналов и не увязывает их с помощью приемов ассоциации. При восприятии он действует как активная система, объе­диняя близкие (схожие, одинаковые) по каким-то критериям элементы.

Подобная картина наблюдается в процессах мыш­ления, научения, памяти и др. Так, процесс научения представляется гештальт-психологами как реоргани­зация и реструктуризация содержимого психики, но не как связь между стимулами и реакциями. Эти процессы могли происходить с участием внезапного осознания и постижения проблемы в целом (инсайта). Продуктивное мышление также осуществляется в терминах целостного осознания проблемы, двига­ясь от общего к частному.



2019-08-13 212 Обсуждений (0)
Бихевиоризм и необихевиоризм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бихевиоризм и необихевиоризм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)