Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда



2019-08-13 756 Обсуждений (0)
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда 0.00 из 5.00 0 оценок




З. Фрейд (1856 – 1938 г.г).

Вероятно, Фрейд был первым психологом-теоретиком, который подчеркнул особую внимание развитию личности. Он полагал, что развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. К этому выводу он пришел работая с пациентами, которые в процессе анализа возвращались к переживаниям детства. Он выделил 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Фрейдом процессом развития личности.

Фрейд описал 2 метода с помощью которых человек обучается разрешать фрустрации, конфликты и угрозы: 1) идентификация - принятие черт другого и включение их в собственную личность. Это помогает нам моделирую наше поведение по образу поведения других снижать напряжение. Обычно для идентификации выбираются те, кто нам кажется более успешными в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Самыми важными их таких объектов являются родители. Пример: выбор партнеров. 2) смещение - когда изначальный объект, способный удовлетворить желание недоступен из-за внешних барьеров или внутренних запретов, то формируется новый объект. Такой процесс может происходить несколько раз пока, не будет найдет тот, который может снизить напряжение.

        

Основные положения психоанализа:

  1. Топографическая модель психики:

 


Сознание – это всё то, в чём человек отдаёт себе отчёт.

 

Предсознание – мост между сознанием и бессознательным. Там находится информация, которую мы не осознаём в данный момент, но можем извлечь при необходимости.

 

Бессознательное – включает инстинктивные побуждения, следы эмоциональных переживаний, энергию подавленных и вытесненных бессознательных желаний, следы стрессов и психических травм.

 

 

  1. Динамическая модель психики:

 

 

 


Superego формируется преимущественно в детстве и представляет собой совокупность, усвоенных человеком, норм и стандартов поведения. Superego формируется в процессе взаимодействия ребёнка с родителями и, прежде всего, матери. В дальнейшем, Superego обогащается социальными нормами. Оно подавляет побуждения Id.

Фрейд выделял 2-е подсистемы в Superego:

· Совесть. Содержит моральные запреты и вызывает чувство вины человека.

· Ego-идеал. Содержит требования, которым нужно соответствовать и к которым нужно стремиться.

 

Считается, что Superego сформировалось, когда родительский контроль заменяется самоконтролем (т.е. локус ответственность переходит извне внутрь).

 

Id тесно связана с биологическими побуждениями и наиболее энергетическая часть нашей личности. Но одновременно, Id характеризуется хаотичностью и подчиняется принципу удовольствия. Id нередко придаёт человеческому поведению импульсивную и иррациональную форму. Id - основа для остальных проявлений личности. Содержание Id почти полностью бессознательно и включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются или были отвергнуты, поскольку считались не приемлемыми. Но даже будучи отвергнутыми они обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей силой и без контроля сознания.

Фрейд был сторонником принципа гомеостаза (гомеостаз – стремление всех живых систем к сохранению равновесного состояния).

Неудовлетворение тех или иных потребностей человека или побуждений Id приводит к повышению внутреннего психологического напряжения системы.

 

Ego (Я) – компонент личности, ответственный за принятие решения и адаптацию личности в реальных социальных и физических условиях. Обеспечивает безопасность и самосохранение индивида и подчиняется принципу реальности. Она образуется из Id. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителя (то, что может удовлетворить их). Оно выбирает способ удовлетворения и более позднего его удовлетворения.

 

Достижение мирного сосуществования Id, Ego и Superego происходит с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго.

 

  1. Экономическая модель организации психики. Психоанализ основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. При этом у каждого человека имеется определённое количество энергии, питающее его психическую активность.

Фрейд был сторонником концепции гомеостаза, согласно которой количество энергии живого организма отличается относительным постоянством, поэтому цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызванного излишним скоплением энергии в организме. По Фрейду, телесные потребности, вызванные в форме желаний называются инстинктами (некорректное использование термина).

 

Инстинкт – врождённая программа поведения, запускаемая в определённой ситуации ключевым раздражителем.

 

Фрейд выделял 2-е группы основных потребностей:

  1. Инстинкты жизни – эрос. Включают все системы, служащие цели поддержания жизненно-важных последствий и обеспечивающие размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов или либидо. Сексуальные инстинкты связаны с определённым участком тела или эрогенной зоной. Эрогенные зоны являются источниками напряжения, а манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения (напр., у шахтёра чешется рука – в данный момент она является эрогенной зоной).
  2. Инстинкты смерти – танатос. Инстинкты смерти лежат в основе жестокости, убийств, самоубийств. Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, т.е. стремлению живых организмов как сложных систем вернуться к состоянию неупорядоченности, из которого они вышли или упростить своё состояние (существование).

 

Энергия инстинктов может направляться как на объект, способный удовлетворить потребность, так и на объект, замещающий его. В последующем случае, Фрейд говорит о смещённой активности и многие социально-психологические феномены являются продуктом смещения сексуальной агрессивной энергии (культура, искусство, государство).

 

Теория психосексуального развития.

1 стадия – Оральная. От рождения до 1,5 г. (грудное вскармливание).

2 стадия – Анальная. С 1,5 г. до 3 лет (приучение к горшку).

3 стадия – Фаллическая. С 3 до 6 лет. Период половой идентификации.

4 стадия – Латентная. До полового созревания. С 6 лет до 12 лет (формируются гомо- и гетеросексуальные отношения).

5 стадия – Генитальная. После полового созревания.

 

 

Основные техники психоанализа:

· Техника свободных ассоциаций,

· Анализ переноса или трансфер,

· Анализ сопротивления,

· Анализ сновидений,

· Анализ ошибочных действий,

· Анализ фантазий,

· Анализ контрпереноса.

 

Дополнительные техники психоанализа:

· Отреагирование (катарсис),

· Внушение,

· Манипуляция, 

· Правило абстиненции, аналитик как зеркало.

 

 

 Психоаналитическая психология К.Юнга.

 

К.Юнг (1875 - 1961)

Соз­да­ние уни­каль­ной ана­ли­ти­че­ской тео­рии лич­но­сти. Соз­да­ет соб­ст­вен­ный ана­ли­ти­че­ский ме­тод, ко­то­рый бу­дет от­ли­чать­ся от Фрей­да.

В струк­ту­ре Юн­га поя­ви­лось кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное.

Струк­ту­ра:

1. Соз­на­ние. Пе­ре­жи­вае­мые чув­ст­ва хра­нят­ся в соз­на­нии.

2. Бес­соз­на­тель­ное.

а. Кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное яв­ля­ет­ся дос­тоя­ни­ем куль­ту­ры все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Оно вро­ж­ден­ное, не хао­тич­ное. Кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное струк­ту­ри­ру­ет ар­хе­ти­пы.

Ар­хе­тип – пер­вич­ный об­раз. Воз­ник­но­ве­ние ар­хе­ти­пов Юнг от­но­сит к ран­ним про­яв­ле­ни­ем ду­ши (в фи­ло­ге­не­зе). Че­ло­век на­сле­ду­ет эти об­ра­зы из сво­его про­шло­го. Ар­хе­ти­пы мож­но срав­нить с су­хим рус­лом рек, фор­мы ко­то­рых оп­ре­де­лят ха­рак­те­ри­сти­ки ре­ки, ко­гда по не­му по­те­чет во­да.

Юнг на­зы­ва­ет ар­хе­ти­пы пер­вич­ны­ми об­раз­ами, так как они час­то со­от­вет­ст­ву­ют ми­фо­ло­ги­че­ским те­мам, ко­то­рые про­яв­ля­ют­ся в сказ­ках, ми­фах на­ро­дов в раз­ные вре­ме­на.

б. Лич­ное бес­соз­на­тель­ное.

 

Раз­ви­тие лич­но­сти по Юн­гу.

Ли­би­до по Юн­гу – это твор­че­ская энер­гия, та энер­гия, ко­то­рая дви­жет че­ло­ве­ком.

Раз­ви­тие лич­но­сти опи­сы­ва­ет че­рез тер­мин «ин­ди­ви­дуа­ция».

Ин­ди­ви­дуа­ция – это дос­ти­же­ние це­ло­ст­но­сти. Че­рез этот про­цесс раз­ви­ва­ет­ся лич­но­сти. Ко­неч­ная цель раз­ви­тия лич­но­сти – это не­про­ти­во­ре­чи­вая лич­ность, в ко­то­рой ин­тег­ри­ро­ва­ны все ее струк­ту­ры.

Ар­хе­тип «Са­мость». Суть «са­мо­сти» - це­ло­ст­ность. Дос­ти­же­ние са­мо­сти воз­мож­но че­рез ин­тег­ри­ро­ва­ние всех струк­тур лич­но­сти.

Струк­ту­ра лич­но­сти: Под­ра­зу­ме­ва­ют­ся, в ос­нов­ном, ар­хе­ти­пы.

Эта­пы ин­ди­ви­дуа­ции (ос­нов­ные ар­хе­ти­пы):

1. Тень. При­ня­тие те­ни. Тень – ан­ти­под на­ше­го «я» (сказ­ка Швар­ца «Тень», Сти­вен­сон «Док­тор Дже­кил и мис­тер Хайд»). Тень – все то от­ри­ца­тель­ное, не­хо­ро­шее, что мы не при­зна­ем в се­бе. Тень про­яв­ля­ет­ся в про­ек­ции. Са­мое глав­ное – при­нять тень в се­бе и осоз­нать в се­бе свои от­ри­ца­тель­ные сто­ро­ны (символы: Сатана, Гитлер).

2. Пер­со­на. Сис­те­ма ро­лей, ко­то­рая по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку адап­ти­ро­вать­ся к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру и кон­ст­рук­тив­но об­щать­ся с людь­ми (пер­со­на – «не­кая мас­ка»). Она мо­жет быть слиш­ком силь­ной или слиш­ком сла­бой. Ес­ли слиш­ком сла­бая: че­ло­век не при­спо­соб­лен к жиз­ни в об­ще­ст­ве, до­ми­нан­та сво­его «я» (во сне мо­жет про­яв­лять­ся как че­ло­век без оде­ж­ды. Имен­но оде­ж­да оли­це­тво­ря­ет пер­со­ну). Слиш­ком силь­ная пер­со­на: слия­ние с об­ще­ст­вом и по­те­ря сво­его «я» (в сно­ви­де­нии про­яв­ля­ет­ся как слиш­ком ту­гая оде­ж­да или очень мно­го оде­ж­ды и т. д.). (символ: маска).

3. Ани­ма и ани­мус. Пси­хи­че­ски че­ло­век би­сек­суа­лен, но в раз­ной про­пор­ции про­яв­ля­ют­ся муж­ские и жен­ские про­пор­ции. Есть так­же оп­ре­де­лен­ные сте­рео­ти­пы куль­ту­ры, ко­то­рые раз­ви­ва­ют че­ло­ве­ка од­но­сто­рон­не (жен­скую или муж­скую часть его ду­ши), а про­ти­во­по­лож­ные чер­ты вы­тес­ня­ют­ся как не при­ем­ле­мые об­ще­ст­вом.

Ани­ма – вы­тес­нен­ная жен­ская по­ло­ви­на в муж­чи­не (символы: женщина, Дева Мария, Мона Лиза).

Ани­мус – вы­тес­нен­ная муж­ская по­ло­ви­на в жен­щи­не (символы: мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан).

На­до слу­шать муд­рость во вто­рой час­ти (у жен­щин – ани­мус, у муж­чин – ани­ма), на­до раз­го­ва­ри­вать со вто­рой сво­ей ча­стью.

Сон – это то, ку­да на­до дви­гать­ся – он по­ка­зы­ва­ет ку­да (чер­ные пе­ще­ры и т. д. – «тень» по Юн­гу).

4. Ар­хе­тип «муд­ре­ца». Дос­та­точ­но вы­со­кий уро­вень раз­ви­тия лич­но­сти. Яв­ля­ет­ся в об­ра­зе стар­ца, звез­до­че­та, пророка и т. п.

5. Са­мость. Са­мость – центр пси­хи­че­ско­го. Яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ин­тег­ри­ро­ва­ния всех этих струк­тур. Идет про­цесс са­мо­реа­ли­за­ции (символ: мандала).

                                                      

Помимо основных, в ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребёнок, герой, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Раз­ви­тие идет на про­тя­же­нии всей жиз­ни. Со­бы­тия дет­ст­ва у Юн­га не оп­ре­де­ля­ют всей жиз­ни, как у Фрей­да. У Юн­га дос­ти­же­ние са­мо­сти прак­ти­че­ски не­воз­мож­но, но на­до стре­мить­ся к это­му.

Два ти­па ори­ен­та­ции в ми­ре – это экс­т­ра­вер­сия и ин­тро­вер­сия.

Эксраверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовлечённостью и интересом к миру людей и вещей – внешнему по отношению к «Я».

Интроверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстранённостью от людей.

 

4 – е функ­ции соз­на­ния:

  1. Мыш­ле­ние.
  2. Чув­ст­ва.
  3. Ощу­ще­ния.
  4. Ин­туи­ция.

В ито­ге у Юн­га по­лу­ча­ет­ся 8 – ь ти­пов лич­но­сти.

 

Структура личности по Юнгу.

Сознательное

персона

Сознательное

EGO

Личное бессознательное

Тень

Личное бессознательное

Анима-Анимус
SELF
Коллективное бессознательное

Личное бессознательное несет в себе комплексы, опыт и немного анима-анимус.

Коллективное бессознательное это духовный опыт всего человечества, это энергетическая аура, в которую погружена личность. Этот коллективный опыт выражается в символических образах, общих сновидениях, мандалах (симметричный замкнутый орнамент или узор, символизирующий целостность и гармонию).

Персона – личина, маска, которую надевает на себя «ego» для представления внешнего мира. Сюда входят привычки, манера одеваться, социальный статус.

В сновидениях персона проявляется в атрибутах социального статуса или в символах дополнительной одежды.

«Еgo» - аналогично понятию «ego» у Фрейда, это знание о мире и о себе. «Еgo» наиболее уязвимо, так как претендует на роль «центра души». Выход «ego», его распространение на всю личность угрожает образованиям моноличности (это личность, уверенная в своей непогрешимости, не терпящая критики, жесткая в своих представлениях и соответствующим образом строящая свои отношения с другими).

«Тень» это то, что мы не принимаем в себе. В сновидениях «тень» является в образах угрожающих животных или людей.

«Анима-анимус» это мужское и женское начало в человеке. Человек по своей природе бисексуален, но есть культурные и социальные стереотипы, которые ориентируют на поведение по определенному типу. В сновидениях эта пара представляется персонажем противоположного пола.

Отрицание какой-либо структуры, в том числе, мужского и женского собственного начала нарушает целостность личности.

Центр душевного пространства это «self» или «самость». Она располагается в глубинах нашей психики, но это место, которым сглаживаются противоречия, гармонизируются отношения. Это знание о себе и о мире без отрицаний чего-либо, принятие действительности. Движение к «self» и есть индивидуация - поиск гармонии, смысла, самопознание.

В сновидениях «self» может быть представлено узором (мандала), цветком, в случае крайней удаленности – точкой. Чем дальше человек от гармонии, тем меньше его «self».

 

Методы:

·  Методы словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоциональных реакций;

· Метод амплификации - ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его;

· анализ серии сновидений;

· Метод активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что с ним произойдет - просто пронаблюдать.

 

В процессе аналитической психотерапии выделяются 2-а этапа:

1. Аналитический этап. Включает 2-а подэтапа:

· Признание. В процессе признания клиент рассказывает о своей жизни, переживаниях, сновидениях, имеющихся проблемах, как он их понимает. При этом большое значение придаётся проявлению архетипов «Аниме» у мужчин и «Анимуса» у женщин.

· Толкование. В процессе толкования осуществляется анализ психотерапевтом полученных данных, в том числе с учётом символов, которые были разработаны Юнгом (хотя и в этом случае это является сужением информации).

2. Синтетический этап. Выделяют 2-а подэтапа:

· Обучение. Направлено на формирование новых привычек и стереотипов поведения.

· Трансформация. Переносит тяжесть обучения на самого клиента, т.е. запускается процесс самообучения и самосовершенствования.

 

 



2019-08-13 756 Обсуждений (0)
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)