Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда
З. Фрейд (1856 – 1938 г.г). Вероятно, Фрейд был первым психологом-теоретиком, который подчеркнул особую внимание развитию личности. Он полагал, что развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. К этому выводу он пришел работая с пациентами, которые в процессе анализа возвращались к переживаниям детства. Он выделил 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Фрейдом процессом развития личности. Фрейд описал 2 метода с помощью которых человек обучается разрешать фрустрации, конфликты и угрозы: 1) идентификация - принятие черт другого и включение их в собственную личность. Это помогает нам моделирую наше поведение по образу поведения других снижать напряжение. Обычно для идентификации выбираются те, кто нам кажется более успешными в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Самыми важными их таких объектов являются родители. Пример: выбор партнеров. 2) смещение - когда изначальный объект, способный удовлетворить желание недоступен из-за внешних барьеров или внутренних запретов, то формируется новый объект. Такой процесс может происходить несколько раз пока, не будет найдет тот, который может снизить напряжение.
Основные положения психоанализа:
Сознание – это всё то, в чём человек отдаёт себе отчёт.
Предсознание – мост между сознанием и бессознательным. Там находится информация, которую мы не осознаём в данный момент, но можем извлечь при необходимости.
Бессознательное – включает инстинктивные побуждения, следы эмоциональных переживаний, энергию подавленных и вытесненных бессознательных желаний, следы стрессов и психических травм.
Superego формируется преимущественно в детстве и представляет собой совокупность, усвоенных человеком, норм и стандартов поведения. Superego формируется в процессе взаимодействия ребёнка с родителями и, прежде всего, матери. В дальнейшем, Superego обогащается социальными нормами. Оно подавляет побуждения Id. Фрейд выделял 2-е подсистемы в Superego: · Совесть. Содержит моральные запреты и вызывает чувство вины человека. · Ego-идеал. Содержит требования, которым нужно соответствовать и к которым нужно стремиться.
Считается, что Superego сформировалось, когда родительский контроль заменяется самоконтролем (т.е. локус ответственность переходит извне внутрь).
Id тесно связана с биологическими побуждениями и наиболее энергетическая часть нашей личности. Но одновременно, Id характеризуется хаотичностью и подчиняется принципу удовольствия. Id нередко придаёт человеческому поведению импульсивную и иррациональную форму. Id - основа для остальных проявлений личности. Содержание Id почти полностью бессознательно и включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются или были отвергнуты, поскольку считались не приемлемыми. Но даже будучи отвергнутыми они обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей силой и без контроля сознания. Фрейд был сторонником принципа гомеостаза (гомеостаз – стремление всех живых систем к сохранению равновесного состояния). Неудовлетворение тех или иных потребностей человека или побуждений Id приводит к повышению внутреннего психологического напряжения системы.
Ego (Я) – компонент личности, ответственный за принятие решения и адаптацию личности в реальных социальных и физических условиях. Обеспечивает безопасность и самосохранение индивида и подчиняется принципу реальности. Она образуется из Id. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителя (то, что может удовлетворить их). Оно выбирает способ удовлетворения и более позднего его удовлетворения.
Достижение мирного сосуществования Id, Ego и Superego происходит с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго.
Фрейд был сторонником концепции гомеостаза, согласно которой количество энергии живого организма отличается относительным постоянством, поэтому цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызванного излишним скоплением энергии в организме. По Фрейду, телесные потребности, вызванные в форме желаний называются инстинктами (некорректное использование термина).
Инстинкт – врождённая программа поведения, запускаемая в определённой ситуации ключевым раздражителем.
Фрейд выделял 2-е группы основных потребностей:
Энергия инстинктов может направляться как на объект, способный удовлетворить потребность, так и на объект, замещающий его. В последующем случае, Фрейд говорит о смещённой активности и многие социально-психологические феномены являются продуктом смещения сексуальной агрессивной энергии (культура, искусство, государство).
Теория психосексуального развития. 1 стадия – Оральная. От рождения до 1,5 г. (грудное вскармливание). 2 стадия – Анальная. С 1,5 г. до 3 лет (приучение к горшку). 3 стадия – Фаллическая. С 3 до 6 лет. Период половой идентификации. 4 стадия – Латентная. До полового созревания. С 6 лет до 12 лет (формируются гомо- и гетеросексуальные отношения). 5 стадия – Генитальная. После полового созревания.
Основные техники психоанализа: · Техника свободных ассоциаций, · Анализ переноса или трансфер, · Анализ сопротивления, · Анализ сновидений, · Анализ ошибочных действий, · Анализ фантазий, · Анализ контрпереноса.
Дополнительные техники психоанализа: · Отреагирование (катарсис), · Внушение, · Манипуляция, · Правило абстиненции, аналитик как зеркало.
Психоаналитическая психология К.Юнга.
К.Юнг (1875 - 1961) Создание уникальной аналитической теории личности. Создает собственный аналитический метод, который будет отличаться от Фрейда. В структуре Юнга появилось коллективное бессознательное. Структура: 1. Сознание. Переживаемые чувства хранятся в сознании. 2. Бессознательное. а. Коллективное бессознательное является достоянием культуры всего человечества. Оно врожденное, не хаотичное. Коллективное бессознательное структурирует архетипы. Архетип – первичный образ. Возникновение архетипов Юнг относит к ранним проявлением души (в филогенезе). Человек наследует эти образы из своего прошлого. Архетипы можно сравнить с сухим руслом рек, формы которых определят характеристики реки, когда по нему потечет вода. Юнг называет архетипы первичными образами, так как они часто соответствуют мифологическим темам, которые проявляются в сказках, мифах народов в разные времена. б. Личное бессознательное.
Развитие личности по Юнгу. Либидо по Юнгу – это творческая энергия, та энергия, которая движет человеком. Развитие личности описывает через термин «индивидуация». Индивидуация – это достижение целостности. Через этот процесс развивается личности. Конечная цель развития личности – это непротиворечивая личность, в которой интегрированы все ее структуры. Архетип «Самость». Суть «самости» - целостность. Достижение самости возможно через интегрирование всех структур личности. Структура личности: Подразумеваются, в основном, архетипы. Этапы индивидуации (основные архетипы): 1. Тень. Принятие тени. Тень – антипод нашего «я» (сказка Шварца «Тень», Стивенсон «Доктор Джекил и мистер Хайд»). Тень – все то отрицательное, нехорошее, что мы не признаем в себе. Тень проявляется в проекции. Самое главное – принять тень в себе и осознать в себе свои отрицательные стороны (символы: Сатана, Гитлер). 2. Персона. Система ролей, которая позволяет человеку адаптироваться к окружающему миру и конструктивно общаться с людьми (персона – «некая маска»). Она может быть слишком сильной или слишком слабой. Если слишком слабая: человек не приспособлен к жизни в обществе, доминанта своего «я» (во сне может проявляться как человек без одежды. Именно одежда олицетворяет персону). Слишком сильная персона: слияние с обществом и потеря своего «я» (в сновидении проявляется как слишком тугая одежда или очень много одежды и т. д.). (символ: маска). 3. Анима и анимус. Психически человек бисексуален, но в разной пропорции проявляются мужские и женские пропорции. Есть также определенные стереотипы культуры, которые развивают человека односторонне (женскую или мужскую часть его души), а противоположные черты вытесняются как не приемлемые обществом. Анима – вытесненная женская половина в мужчине (символы: женщина, Дева Мария, Мона Лиза). Анимус – вытесненная мужская половина в женщине (символы: мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан). Надо слушать мудрость во второй части (у женщин – анимус, у мужчин – анима), надо разговаривать со второй своей частью. Сон – это то, куда надо двигаться – он показывает куда (черные пещеры и т. д. – «тень» по Юнгу). 4. Архетип «мудреца». Достаточно высокий уровень развития личности. Является в образе старца, звездочета, пророка и т. п. 5. Самость. Самость – центр психического. Является результатом интегрирования всех этих структур. Идет процесс самореализации (символ: мандала).
Помимо основных, в ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребёнок, герой, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Развитие идет на протяжении всей жизни. События детства у Юнга не определяют всей жизни, как у Фрейда. У Юнга достижение самости практически невозможно, но надо стремиться к этому. Два типа ориентации в мире – это экстраверсия и интроверсия. Эксраверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовлечённостью и интересом к миру людей и вещей – внешнему по отношению к «Я». Интроверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстранённостью от людей.
4 – е функции сознания:
В итоге у Юнга получается 8 – ь типов личности.
Структура личности по Юнгу.
Личное бессознательное несет в себе комплексы, опыт и немного анима-анимус. Коллективное бессознательное это духовный опыт всего человечества, это энергетическая аура, в которую погружена личность. Этот коллективный опыт выражается в символических образах, общих сновидениях, мандалах (симметричный замкнутый орнамент или узор, символизирующий целостность и гармонию). Персона – личина, маска, которую надевает на себя «ego» для представления внешнего мира. Сюда входят привычки, манера одеваться, социальный статус. В сновидениях персона проявляется в атрибутах социального статуса или в символах дополнительной одежды. «Еgo» - аналогично понятию «ego» у Фрейда, это знание о мире и о себе. «Еgo» наиболее уязвимо, так как претендует на роль «центра души». Выход «ego», его распространение на всю личность угрожает образованиям моноличности (это личность, уверенная в своей непогрешимости, не терпящая критики, жесткая в своих представлениях и соответствующим образом строящая свои отношения с другими). «Тень» это то, что мы не принимаем в себе. В сновидениях «тень» является в образах угрожающих животных или людей. «Анима-анимус» это мужское и женское начало в человеке. Человек по своей природе бисексуален, но есть культурные и социальные стереотипы, которые ориентируют на поведение по определенному типу. В сновидениях эта пара представляется персонажем противоположного пола. Отрицание какой-либо структуры, в том числе, мужского и женского собственного начала нарушает целостность личности. Центр душевного пространства это «self» или «самость». Она располагается в глубинах нашей психики, но это место, которым сглаживаются противоречия, гармонизируются отношения. Это знание о себе и о мире без отрицаний чего-либо, принятие действительности. Движение к «self» и есть индивидуация - поиск гармонии, смысла, самопознание. В сновидениях «self» может быть представлено узором (мандала), цветком, в случае крайней удаленности – точкой. Чем дальше человек от гармонии, тем меньше его «self».
Методы: · Методы словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоциональных реакций; · Метод амплификации - ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его; · анализ серии сновидений; · Метод активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что с ним произойдет - просто пронаблюдать.
В процессе аналитической психотерапии выделяются 2-а этапа: 1. Аналитический этап. Включает 2-а подэтапа: · Признание. В процессе признания клиент рассказывает о своей жизни, переживаниях, сновидениях, имеющихся проблемах, как он их понимает. При этом большое значение придаётся проявлению архетипов «Аниме» у мужчин и «Анимуса» у женщин. · Толкование. В процессе толкования осуществляется анализ психотерапевтом полученных данных, в том числе с учётом символов, которые были разработаны Юнгом (хотя и в этом случае это является сужением информации). 2. Синтетический этап. Выделяют 2-а подэтапа: · Обучение. Направлено на формирование новых привычек и стереотипов поведения. · Трансформация. Переносит тяжесть обучения на самого клиента, т.е. запускается процесс самообучения и самосовершенствования.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |