Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальная психология А.Адлера.



2019-08-13 288 Обсуждений (0)
Индивидуальная психология А.Адлера. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

А.Адлер (1870 - 1937) также отверг пансексуализм Фрейда. Основными положениями его теории явились наличие социального интереса и стремление человека к превосходству. Он создал индивидуальную психологию, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и человеческая мотивация является социальным поведением. "Я" у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. "Я" ищет и создает опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности.

 

Фрейд анализирует психическое по вертикали (снизу вверх – глубинная психология Фрейда). Адлер идет по горизонтали, т. е. он ищет принципы поведения и типы личности в социальной ситуации. А социальная ситуация – это взаимодействие с другими людьми.

Адлер не был жестким детерминистом. Адлер исходит из идей анализа психического как целого. Не занимался структурой личности (Как целое может иметь структуру? Оно целостное, неделимое).

Принципы индивидуальной психологии Адлера:

1. Чувство неполноценности и комплекс неполноценности. Основная движущая сила в развитии личности – это неполноценность и стремление к превосходству (стремление к превосходству связывал с личностным ростом). Изначально, с детства, все люди чувствуют свою неполноценность.

Неполноценно развитые органы или какие-то изъяны также могут вызывать чувство неполноценности. Человек начинает стремиться к превосходству через тренировку этих органов (может быть физически не развит), поэтому достигает высоких результатов в умственной деятельности (например: если я некрасивая, то буду умной и т. д.).

  1. Стремление к превосходству и комплекс превосходства.

Комплекс превосходства – это тенденция преувеличивать свою значимость путем демонстрации ценности своей личности другому человеку.

3. Социальный интерес – это врожденное желание отказываться от своих эгоистических целей ради другого человека.

Все стремятся к превосходству, хотят превосходить в чем-то себя и в чем-то других. Но если бы так было, то люди могли бы уничтожить других. У здорового человека есть, так называемый, социальный интерес. Если он снижен, то человек зациклен на себе. Если он повышен, то человек стремится к превосходству через помощь другим людям. От чувства избавиться нельзя.

4. Стиль жизни – это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые определяют неповторимую картину существования человека. Стиль жизни у каждого свой.

5. Жизненная цель – это основная цель, которая направляет человека в жизни. Формируется на ранних этапах развития ребенка, и связана с чувством неполноценности.

6. Фикционный финализм. Поведение человека направляется воображаемыми или фиктивными целями. Для каждого человека эти цели будут уникальны, одни цели могут быть главными, другие второстепенными; они – главная движущая сила. Чаще всего они недостижимы и человек руководствуется этой целью всю жизнь.

Также Адлер выдвигает типы личности на основании выраженности интереса. Низкий социальный интерес – низкая активность, высокий социальный интерес – высокая активность.

Теория о порядке рождения личности (какой по счету ребенок рождается в семье будет накладывать свой отпечаток).

 

В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, "стиль жизни". Он формируется к пяти годам, во многом под влиянием внешних условий, и в дальнейшем определяет ассимиляцию переживаний. Социальный интерес развивается в трех основных сферах: профессиональной, социальной и в браке. Цель социального интереса - совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости.

Взгляды на движущую идею личности претерпели у Адлера эволюцию от понимания под таковой агрессии до стремления к превосходству, затем стремления к власти в понимании превосходства как "совершенной исполненное" личности.

Метод Адлера - терапевтическая практика. Цели терапии:

  1. Выявление ошибочных явлений о себе и других,
  2. Устранение ложных целей,
  3. Формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал.

Вместе с тем, Адлер напоминал, что эти терапевтические цели лучше всего достигаются через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и укрепление его социального интереса.

 

Направления неофрейдизма.

Неофрейдизм - развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Представители. Карен Хорни, Гари Стен Салливен, Эрих Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям. Карен Хорни пришла к выводу, что те явления, которые Фрейд связывал с биологическими, инстинктивными, а потому общечеловеческими проявлениями на самом деле характерны для определенной "культуры, эпохи, класса и пола". Она так же в корне несогласна с фрейдовской теорией женской психологии, с его утверждениями о женской неполноценности и мужском превосходстве, находивших свое выражение в рассуждениях по поводу зависти к пенису и т.п. Кроме того она считает, что следует отказаться от структурного деления психики на "оно", "я" и "сверх-я"и теорий, сформированных на их основе (либидо, предопределяющая роль детства, эдипов комплекс и т.п.). Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает "стремление к безопасности" и "стремление к удовлетворению", которые являются отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В некоторых местах она называет эти стремления "эмоциональными". Все это, вмевте с тем, относится к среднему классу инителлигенции США середины XX века. В конечном итоге Хорни постулирует бессознательную аффективную мотивацию, необходимость подавления и механизм подавления с пом. противоречивых и несовместимых импульсов, стремлений и т.п., защитные механизмы и окольные пути для проникновения подавляемого материалла в сознание, концепцию ожесточенного сопротивления проникновению подавл. импульсов в сознание.

 

В центре концепции К. Хорни — понятие “самореализации”, отражающее внутренее влечение к положительному развитию личностного потенциала. Соответственно, когда это стремление нарушается (в трактовке К. Хорни внешними, социальными, как правило, препятствиями) человек становится невротиком, переживающим внутренний конфликт.

Базисная тревога в результате нарушения межличностных отношений в детстве; движение к людям (в поисках помощи); движение против людей (агрессивная ориентация) и движение от людей (избегание других) и “идеализированный образ”, т.е. Я-концепция, в которой индивид льстит себе, завышая свои нормы и тем самым уходя от реальности. В центре концепции К. Хорни — психологическая помощь невротику. Поведение невротика описывается в терминах притязаний (завышенных, нереалистичных), долженствований (в форме чрезмерных требований соответствия какой-либо норме и себе) и защитных механизмов (общих для всей психодинамической парадигмы, плюс изоляция, жесткий самоконтроль и цинизм как защита от моральных ценностей).

К. Хорни разработала полезный для практикующего психолога перечень основных невротических симптомов: 1) непоследовательность и нерешительность поведения; 2) подчеркнутая безнадежность; 3) боязнь перемен 4) постоянное настаивание на собственной правоте (как защита от внутренних конфликтов); 5) стыдливость и робость; 6) мстительность или садизм в поведении; 7) значительная усталость (в результате растрат энергии на внутренние конфликты).

Цель психотерапии в концепции К. Хорни — помочь в решении подавленных внутренних конфликтов для высвобождения внутренних же конструктивных сил роста и развития. Психотерапия построена как процесс обучения. Клиент узнает, что невротическое решение конфликта повышает фрустрацию и самообвинение; что невротик, который движется к людям, скрывает враждебность и себялюбие под желанием ублажать других; что невротик, движущийся против людей, на самом деле не осознает своей беспомощности и т.д. Сам процесс психотерапии строится с использованием психоаналитических техник, включая интерпретацию снов и перенос.

Карл Хорги: отношение между родителем и ребенком – решающий фактор развития личности. Вводит понятие коренной тревожности или базальной тревожности. Для ребенка существует две основные потребности: потребность удовлетворения (пищевых и т. д.) и безопасности.

Тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях.

Хорги описывает как может возникнуть ощущение тревожности (например: мать пренебрегает ребенком, часто уходит, бросает. Сегодня люблю, завтра не люблю – неровное отношение к ребенку. Вследствие этого у ребенка появляется чувство тревожности, неуверенности в себе).

На основе этой тревожности возникают невротические личности.

Внутренний конфликт – это обязательное условие человеческого бытия. Здоровый конфликт отличается от невротического конфликта тем, что он этот конфликт осознает. Невротический конфликт – это неосознанно. Внутренний конфликт может перерастать в невротический конфликт.

 

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования - обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола., то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существования. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как "конечную и реальную потребность каждого человеческого существа". Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь -Потребительское общество, невозможность удовлетворить все возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Фромм считал, что развитие человека, его невротического проявления связаны с социумом. Его теория – гуманистический психоанализ.

Из марксизма берет теорию отчуждения (человек отчуждается от природы и становится одиноким). Человек отчужден и от общества и от самого себя. Человек предлагает самого себя как товар (например: устраиваясь на работу человек говорит: я такой… Чем выше зарплата, тем выше он себя продал). Возникает раздвоенность и внутренняя отчужденность (и от самого себя в том числе).

С одной стороне человек стремится к свободе, а в результате этого возникает чувства отчужденности, одиночества. Соответственно, надо убежать от свободы.

Пути бегства от свободы:

1. Авторитаризм. Основной принцип – соединить самого себя с чем-то внешним, более сильным.

2. Деструктивность – это стремление унижать или покорять других людей.

3. Подчинение. Стремление избавиться от одиночества путем подчинения своих интересов интересам группы.

Опыт положительной свободы:

Любовь и труд – это ключевые моменты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.

Фромм выделил некоторые типы социального характера (накапливающий, рыночный и т. д.).

Фромм предлагал стадии развития личности. Они повторяют стадии развития общества:

1. Первобытное общество (человек даже не задумывается о свободе, спасается от одиночества в связи с природой и обществом).

2. Средние века. Первые проблески стремления к свободе, но сильна связь с обществом. Меньше слит с природой, чем в первобытном обществе, но сильно связан с обществом.

3. Период реформации. Возникает ярко выраженное стремление к свободе у человека, но при этом ярко выражено чувство одиночества. У ребенка это происходит на этапах связи с матерью.

Для личности характерно две тенденции: стремление к росту и стремление к распаду.

Выделяют:

а. Биофильных личностей – любовь ко всему живому и стремление к росту (творческие личности).

б. Некрофилия – любовь к неживому, вещам, прошлому.

 


                                                                   

 

 


Фромм говорил, что те, кто находится на пике роста – святые (таких нет), а на пике распада – дьявол (таких тоже нет).

 

2 – а модуса жизни:

  1. Иметь – обладание.
  2. Быть – бытие.

По Фромму надо быть, потому что обладание – это насилие и над собой и над другими

 

Отказавшись от фрейдовского понятия “либидо” и выдвинув во главу угла социальные и культурные условия, определяющие личностное развитие, Э. Фромм, вместе с тем полагал, что процесс развития связан с удовлетворением базисных, экзистенциальных потребностей. Согласно Э. Фромму, эти потребности таковы.

Потребность в привязанности, которая, в свою очередь, может быть конструктивной или деструктивной. Так, потребность в привязанности может удовлетворяться через подчинение или доминирование (мазохистским или садистским образом). Утверждая, что данная потребность, являющаяся производной от условий существования человека, носит симбиотический характер, Э. Фромм выводил социальные бедствия — такие, как наркомания или тирания — из доминирования той или иной тенденции в удовлетворении данной потребности. Основное отличие указанных деструктивных способов удовлетворения потребностей в привязанности Э. Фромм видел в отсутствии любви. Конструктивный способ Э. Фромм связывал с понятием “зрелая любовь”. Основные составляющие “зрелой любви” — забота, уважение и знание.

Потребность в трансценденции. Данная потребность выводится Э. Фроммом из постулирования творческого характера человеческой природы, в соответствии с которым человек, сталкиваясь с противоречиями жизни, преодолевает свою пассивность и трансформирует энергию творчества в созидание или разрушение. По Э. Фромму, признак человека бессильного — разрушительная активность, в которую трансцендирует неспособность созидания, реализуя потребность в трансценденции. Э. Фромм утверждал, что природа человеческой потребности в трансцендировании двойственна, она совмещает потенции счастья и способность к самораз­рушению.

Потребность в укорененности. Потребность выведена Э. Фроммом из традиций первобытного общества (матриархального и патриархального), а также из положения классического психоанализа о наличии инцестуозных связей между матерью и ребенком. Согласно Э. Фромму, фундаментальнейшая психологическая связь у человека со своей матерью: “мать — это пища, мать — это любовь”. Быть любимым ею — значит быть живым, быть укорененным, быть дома. Отличие от З. Фрейда здесь в том, что Э. Фромм отказывается от акцента на сексуальности коренных связей и обращает внимание на их иррациональную, аффективную природу.

Потребность в укорененности, по Э. Фромму, носит универсальный общечеловеческий характер и чрезвычайно важна для психологической защищенности индивида.

Потребность в самоопределении. Иногда ее можно называть “потребностью в персонализации”. Э. Фромм подчеркивал необходимость развития самосознания и отстаивания своего индивидуального “Я” с позиций опыта и знания обретенных в самостоятельной жизненной активности. Э. Фромм выражал обеспокоенность растущим “стадным конформизмом”, при котором человек отказывается от собственного “Я”.

Потребность в ориентации. Поскольку Э. Фромм считал, что человек — существо, нуждающееся в определении смысла собственной жизни, он выделил в качестве уровня продуктивной жизни необходимость (потребность) в перспективе развития. По Э. Фромму, “каркас” ориентаций и приверженностей складывается в раннем детстве, когда человек научается использовать воображение и рассуждение для преодоления трудностей. Для Э. Фромма приверженность означает соблюдение гуманистической этики, в которой высшая ценность и добродетель — человеческое существование.

Теория межличностных отношений Г. Салливана (1892—1949) Гарри Стек(н) Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма. Теоретическая и практическая деятельность Г. Салливана связана прежде всего с использованием, хотя и переосмысленным, основных понятий классического психоанализа и аналитической психотерапии. “Психическая энергия”, “раннее формирование”, “знак”, “символ”, “персона” — этими терминами пестрят работы Г. Салливана. Однако объем и содержание понятий, зафиксированных заимствованной терминологией, имеют у Г. Салливана другой, межличностно- и социально-ориентированный смысл.

В центре концепции Г. Салливана находится понятие “динамизм”, под которым подразумевается “относительно устойчивая структура распределения энергии”, в частности, в межличностных отношениях. Согласно Г. Салливану, существуют две широкие категории “динамизма”: зональный динамизм (физическая активность — еда, питье, выделения и т.п.) и межличностный динамизм (от отношения к самому себе до отношения к другим, к группе, к социальным классам, даже к нации). Особую роль Г. Салливан отводил языку как способу использования знаков и символов, а также раннему опыту, составляющему основу персонализации, т.е. построения индивидуального, неповторимого динамизма. Наряду с понятием персонализации. Г. Салливан использовал и понятие “персонификация”, трактовавшееся как фантастическое воплощение в какой-либо образ значимых переживаний (от дет­ского “деда Бабая” до фольклорного Деда Мороза). Ученый и практик, Г. Сал­ливан полагал, что стереотипы сознания суть персонификации определенной группы людей, взятой в целом: персонифицируются также социальные институты, национальные общности и т. д. (ср. “дядя Сэм”, “Родина-мать” и т.п.). Персонификация, по Г. Салливану, связана с пробуждением осознания собственного тела и потребностью воплощения образа себя в некую вещественную конкретность. Многие культурные стереотипы есть не что иное, как персонификация или комплекс персонификаций. Основные разновидности персонификаций — персонификация себя и персонификация других. Отсюда важное положение Г. Салливана об “иллюзии личной мотивации”. По Г. Салливану, важнейшим динамизмом выступает “межличностное отношение”, а также “ситуация” (в иной терминологии — “личная ситуация”). Последние бывают “соединительные” и “разъединительные”. Причем личность невозможно отъединить от ситуации. Г. Салливан писал: “Насколько я знаю, каждый человек имеет столько личностей, сколько у него межличностных отношений, а многие из наших межличностных отношений есть не что иное, как действия с воображаемыми людьми..., которые для нас не менее реальны, чем клерк из лавки на углу...”. Весьма ценным представляется положение о влиянии на межличностную ситуацию из двух участников воображаемых “третьих лиц”, которых те привносят в свое сознание. Г. Салливан выделил три группы потребностей: физические, межличностные (безопасность, близость, любовь) и потребность в перемене состояния (например, от сна к бодрствованию), неудовлетворенность которых приводит к напряженности. Особо выделялась потребность в самоуважении как разновидность потребности в безопасности. Отсюда особое внимание к партнерской и сотруднической позиции клиентов, проблематику которых Г. Салливан склонен был трактовать как нарушение в динамизме межличностных отношений.

Психотерапевтической тактике Г. Салливана свойственно использование феномена “переноса”, концепции “сопротивления” и склонность работать с клиентами, испытывающими тревожность. “Когда нет тревожности, — писал Г. Салливан, — настоящей ситуации собеседования не существует”. Внимание Г. Салливана к социальным аспектам психологической адаптации позволило ему сформулировать концепцию психотерапевтического сообщества по принципу “на полпути к дому”, что явилось одной из предпосылок

 

Вильгельм Райх поставил проблему сексуальности в центр своего внимания и признал необходимость полного сексуального раскрепощения человека, выдвинув идею "сексуальной революции".Это означало установление подлино человеческих (естественных) взаимоотношений в любви, труде и познании.

Эго-психология: Анна Фрейд, Эрик Эриксон. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п.

"Французский постфрейдизм" Жана Лакана. Изучение проявлений бессознательного в различных языковых реалиях. Само бессознательное, по мнению представителей этой школы, является особым языком.

 

Э. Эриксон. Идея развития личности: эпигенетический принцип развития личности. Это предположение о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальную для всего человечества. Каждая стадия сопровождается кризисом, а кризис обусловлен биологическим созреванием и социальными требованиями, которые предъявляются к личности на каждой стадии. Если не был решен кризис на какой-то ступени, то не продвинется дальше, кризисы будут накладываться. Успешное разрешение каждого конфликтааа позволяет человеку справляться со следующей стадией (и следующим конфликтом), придерживаясь более позитивной ориентации.

Идеи идентичности личности:

Идентичность – это тождественность самому себе и принятие себя (как биологического, как социального существа). При непринятии себя возникает внутренний конфликт.

 

Не­оби­хе­вио­ризм (не клас­си­че­ский би­хе­вио­ризм).

 

Э. Тол­мен (1886 – 1959 г.г.). Ес­ли че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет по­треб­ность к сти­му­лу, то он пред­пи­сы­ва­ет по­ве­де­ние.

В ра­бо­те «Це­ло­ст­ное по­ве­де­ние жи­вот­но­го и че­ло­ве­ка», опуб­ли­ко­ван­ной в 1932 г., он ха­рак­те­ри­зу­ет по­ве­де­ние (ре­ак­цию) че­ло­ве­ка в от­вет на сти­мул как це­ло­ст­ный акт, ко­то­рый име­ет

1. Соб­ст­вен­ные свой­ст­ва:

· По­нят­ли­вость.

· На­прав­лен­ность на цель.

· Пла­стич­ность.

· Се­лек­тив­ность (не на вся­кий сти­мул че­ло­век реа­ги­ру­ет).

2. По су­ти де­ла он на­де­ля­ет реа­ги­рую­ще­го че­ло­ве­ка пси­хо­ло­ги­че­ски­ми со­став­ляю­щи­ми:

· По­треб­но­стя­ми (ес­ли сти­мул по­тре­бен, то че­ло­век реа­ги­ру­ет на не­го; ес­ли не по­тре­бен, то нет).

· По­зна­ва­тель­ны­ми про­цес­са­ми (ощу­ще­ние, вос­при­ятие, мыш­ле­ние, па­мять и т.д.).

· Зна­ния­ми, пред­став­ле­ния­ми.

· Спо­соб­но­стя­ми и т.д.

 

Все это он объ­е­ди­нил под по­ня­ти­ем «пси­хо­ло­ги­че­ские пе­ре­мен­ные» (или «ког­ни­тив­ная кар­та си­туа­ции»).

Та­ким об­ра­зом, воз­дей­ст­вую­щий на че­ло­ве­ка сти­мул вос­при­ни­ма­ет­ся, ос­мыс­ли­ва­ет­ся, оце­ни­ва­ет­ся че­ло­ве­ком и это об­стоя­тель­ст­во влия­ет на по­ве­ден­че­скую ре­ак­цию.

По­сле­до­ва­тель Э. Тол­ме­на - К. Холл вы­дви­нул идею о том, что но­вый на­вык об­ра­зу­ет­ся вслед­ст­вие смеж­но­сти во вре­ме­ни сти­му­ла ре­ак­ции под­кре­п­ле­ния.

Со­вре­мен­ный не­оби­хе­вио­рист Б. Скин­нер (1904-1990 г.г.) на ос­но­ве би­хе­вио­раль­ной тео­рии раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния, ко­то­рая ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в на­стоя­щее вре­мя. Ос­но­вой про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния яв­ля­ет­ся про­грам­ми­ро­ван­ный учеб­ник (вы­пол­нен в тра­ди­ци­он­ной или элек­трон­ной вер­си­ях). В этом учеб­ни­ке учеб­ный ма­те­ри­ал раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся на ло­ги­че­ски свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой бло­ки. По­сле изу­че­ния ка­ж­до­го бло­ка пре­ду­смот­ре­но тес­ти­ро­ва­ние. Вы­со­кая оцен­ка по ре­зуль­та­там тес­ти­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся сти­му­лом, ор­га­ни­зую­щим по­ве­де­ние че­ло­ве­ка по изу­че­нию сле­дую­ще­го бло­ка. Кро­ме то­го, он вы­явил в по­ве­де­нии че­ло­ве­ка ре­ак­ции ти­па «S» и ти­па «R». Ре­ак­ции ти­па «S» об­ра­зу­ют­ся у че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го в си­лу сов­па­де­ния по вре­ме­ни ус­лов­но­го и без­ус­лов­но­го сти­му­ла – раз­дра­жи­те­ля. Та­ким об­ра­зом, воз­ни­ка­ют ре­ак­ции уже на ус­лов­ный сти­мул ре­ак­ции ти­па «R». Жи­вот­ные на ка­кой-то сти­мул, в ви­ду слу­чай­ных об­стоя­тельств, реа­ги­ру­ют не как обыч­но, а иным об­ра­зом, а имен­но, это реа­ги­ро­ва­ние при­во­дит к по­зи­тив­но­му под­кре­п­ле­нию. Дан­ная ре­ак­ция мо­жет за­кре­пить­ся как ос­нов­ная. Кро­ме то­го, би­хе­вио­ри­сты ука­зы­ва­ют на то, что мно­гие на­вы­ки жи­вот­ных об­ра­зу­ют­ся ме­то­дов проб и оши­бок.

В со­вре­мен­ных ис­точ­ни­ках встре­ча­ет­ся по­ня­тие «Со­ци­аль­ный би­хе­вио­ризм». В этом слу­чае, в ка­че­ст­ве сти­му­ла, под­ра­зу­ме­ва­ют­ся тре­бо­ва­ния ру­ко­во­ди­те­ля, учи­те­ля к осу­ще­ст­в­ле­нию под­чи­нен­ным, уче­ни­ком оп­ре­де­лен­но­го по­ве­де­ния. Кро­ме то­го, в ка­че­ст­ве сти­му­ла, ор­га­ни­зую­ще­го по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, вы­сту­па­ют со­ци­аль­ные ожи­да­ния. На­при­мер, ре­бе­нок пред­став­ля­ет, что ма­ма ожи­да­ет от не­го по­лу­че­ния хо­ро­шей оцен­ки в шко­ле. И это ожи­да­ние вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве сти­му­ла, ор­га­ни­зую­ще­го его по­ве­де­ние.

Дан­ная тео­рия по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в США, бли­же к Вос­то­ку, в жиз­не­дея­тель­но­сти аме­ри­кан­ско­го об­ще­ст­ва.

 



2019-08-13 288 Обсуждений (0)
Индивидуальная психология А.Адлера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальная психология А.Адлера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)