Теория установки Д. Н. Узнадзе.
Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.
Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Узнадзе. Однако в теории Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.
Исходный пункт психологии, согласно Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.
По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Узнадзе признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной.
Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.
Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.
Таким образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
42. Дайте психологическую характеристику подросткового периода жизни человека. Особенности перехода от детства ко взрослости у первобытных народов: понятие подростковой инициации – это обряд перехода из детства во взрослую жизнь (напр., свадьба, теперь невесту прячут). Чаще всего связано с символической смертью, и потом с символическим рождением. Различные испытания (и психологические и физические): помещают в отдельную хижину с подростками, их навещает один какой-то (учитель); нанесение телесных повреждений.
Значение: - Они позволяют ребенку понять, кто он в статусном плане; - Гарантировали (обряды) признание со стороны окружающих; - Позволяли овладеть культурными и социальными нормами; - Обеспечивали доступ к духовным ценностям своего общества.
Основные изменения: - Изменения, возникающие в учебной деятельности; - Возникновение новых сфер общения и выделение общения в особую сферу жизни и особую деятельность; - Формирование чувства взрослости; - Усвоение морально-этических норм (что такое хорошо, а что такое плохо). Центральное новообразование, определяющее другие основные изменения и позволяющие объяснить симптоматику развития – это возникновение и формирование чувства взрослости как особой формы самосознания. Ведущая деятельность (по Эльконину) – это общение в системе общественно-полезной деятельности. Задачи развития перед подростком:
Мышление В идеале – формально-логическое мышление (синтез, анализ). По мнению Жана Пиаже, в подростковом возрасте мышление изменяется качественно и количественно. Изменение мышления качественно: подросток приобретает способность к осуществлению формальных операций – это способность к комбинированному анализу. Он может выстраивать различные комбинации с переменными и, формулировать гипотезу (поменял переменную – новая гипотеза), и способность к мысленной проверке гипотезу (не надо прыгать с 10-го этажа, чтоб понять что разобьешься). Изменение мышления количественно: значительно возрастает быстрота умственных операций. Подросток начинает ориентироваться на потенциально-возможное, а необязательно-очевидное (оперирование теми понятиями, которые пощупать невозможно).
Память: Способность к произвольному запоминанию и заучиванию, происходит переход от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованный (схемы, планы и т. д.) логический характер и обязательно включается мышление, поэтому более доступным становится запоминание абстрактного материала. Высокая произвольность внимания, подросток способен своим вниманием хорошо управлять. Физиологический организм у подростка очень быстро меняется, возможны периоды глубокого утомления (внимание и память пропадают). Подросток не успевает за своим собственным развитием – все это будет влиять на продуктивность деятельности подростка (астенические реакции, истощение организма). Для подростка важны витамины и, в частности, йод.
Воображение может выступать в качестве самостоятельной деятельности, т. е. подросток может строить свой воображаемый мир, в котором он проигрывает разные сюжеты; подросток часто чувствует себя в окружении природно-предметно-социальном мире, поэтому часто создает себе воображаемый мир, в котором чувствует себя уверенно. Подросток использует воображение для проигрывания мыслительных задач, оперирование значениями и смыслами языка, т. е. (активно) создает функции мышления и воображения. Антагонизм воображения и мышления – сухие знания, точный смысл и т. д., отрицание воображения. Подростковый аутизм – уход, замкнутость в себе. Возможные причины – уход от реального мира в свое воображение (напр., даже общение через интернет), уход в игровую деятельность. Таким образом, воображение оказывает влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и на саму личность.
Речь Важное значение имеет подростковая языковая субкультура: появление особых слов (подростковый сленг дает возможность уйти от языковой нормы – это дает возможность знаково обособиться, придавая особый смысл своему объединению). «Мы – группа», «Я – уникальный, непохожий на других», - эти слова говорят о нашем единстве в группе.
Учебная деятельность: В идеале возникают новые мотивы учения, связанные с представлениями и намерениями будущей профессиональной деятельности. Если подросток не видит жизненного значения в получении определённых знаний, то у него теряется интерес и может возникнуть отрицательное отношение к предмету. Подростковый возраст – разнонаправленность тенденций.
В развитии подростка выделяют пять пар амбивалентности: 11) Бунт против контроля со стороны взрослых. 12) Потребность в руководстве (часто подросток тянется к сильному лидеру). 13) Желание близости (духовной и физической). 14) Страх интимности. 15) Испытание и проверка на прочность внешних границ (семья, школа, другие социальные институты). 16) Необходимость поддержки и заботы со стороны родных. ( Ты всегда сможешь вернутся сюда, здесь тебя всегда ждут, и примут таким, каой ты есть.) 17) Мысли о будущем (планы). 18) Ориентация на настоящие (слабы в построении сегодняшних дел, нацеленных на будущие планы). 19) Сексуальное созревание (физиологическое). 20) Психологически не подготовлены к интимным отношениям.
Общение Общение– складывается под влиянием складывающегося чувства взрослости. Общение со взрослыми: сопротивление к ранее выполняемым требованиям, предъявляемым со стороны взрослых. Но, с другой стороны, подросток испытывает потребность в поддержке, следовательно, особое значение в этот период имеет единое требование к подростку в семье. В это время подросток притязает на права, чем осознаёт свои обязанности, и, скорее, должны подростку, чем он кому-то, следовательно подросток пытается отклонится от обязанностей под прикрытием «доброго» взрослого. При общении подростка со стороны взрослых крайне важна аргументация и лучше, если эти требования затрагивают личные интересы подростка. Надо учитывать, что особенности общения подростка могут быть обусловлены частой сменной настроения (в результате физиологического развития). С подросткового возраста начинается отделение от семьи. Этот процесс является важнейшей предпосылкой в достижении, в последствии, зрелости самостоятельности. Итогом является не разрыв отношений с семьёй, а установления партнёрских отношений, в которых семья и подросток способствует развитию друг друга, но этот процесс редко протекает без осложнений.
Несколько этапов отделения подростка от семьи:
Общение со сверстниками Общение со сверстниками приобретает большое значение. В этом общении удовлетворяются потребности в самораскрытие.
Значение общения с группой:
Подростковая субкультура: важнейшее значение – особый язык, выделение одеждой, музыкой.
Кризис взросления Ø Ненормативный, т.е. не у всех; Ø Отрицательное значение, обострение; Ø Это острое и бурное усложненное теми или иными симптомами протекание развития в период взросления; Ø Примерно у 20% подростков.
Виды проявления кризиса: 1. Нарушение полового развития (сексуальная распущенность, страх перед сексом). 2. Нарушение идентификации: - Невозможно интегрировать различные части «Я» в единое целое; - Не нравятся различные части тела; - Отсутствие долгосрочных целей; - Неопределённое сексуальное поведение; - Нет нравственных ориентиров. 3. Кризис авторитетов – резкое проявление реакции протеста (наркотики, алкоголь, суициды – все демонстративное). 4. Кризис отчуждения – раздвоение личности, отделение себя от реальности (уход в воображаемый мир). 5. Нарушение оценки своего тела (дисморфобия) и как следствие заболевания, 6. Кризисы по форме.
Структура самосознания Основным является кризис личности, который заключается в идентификации собственного «Я». Притязание на признание, уникальность и одновременно существует психологическая зависимость сверстников. Из-за комплекса неуверенности подростки могут грубить, язвить могут быть агрессивными.
Половое самосознание: Происходит закрепление половых ролей на основе идентификация с родителями. Окончательно осознаётся форма супружеских отношений, и своё отношение с противоположным полом подросток начинает строить аналогично родительскому образу. Подросток лучше осознаёт свои права, чем свои обязанности.
Конфликт различных систем ценностей заключается в том, что при определении обязанностей родители исходят из того, что подросток – взрослый, а при определении прав – ребёнок. А у подростков всё наоборот: обязанности – я ещё маленький, а права – я уже взрослый. Надо находить точки соприкосновения. 43. Охарактеризуйте измерительные шкалы применяемые в психодиагностике: (номинальная шкала, порядковая шкала, шкала отношений и т.д.)
Шкала – это какое-то дифференцированное поле. Существуют: · Измерительная шкала – это уровни психологического измерения, · Тестовая шкала – это значение тестовых баллов («сырых» баллов), · Стандартная шкала – это стандартизированные тесты методик. Измерительная шкала I. Нормативный вид измерения 1. Качественная шкала – описание в естественном языке (например: характеристика с места работы) – никаких цифр. 2. Непараметрические шкалы A. Шкала наименований. Виды: a) Нечёткая, размытая классификация.
Содержание данной шкалы является сопоставление признаков разных объектов с «эталоном», т.е. поиск степени подобия эталону. b) Строгая классификация. Объекты в процессии измерения, чётко отличаются один от другого и признаки, присущие одному, не совпадают с признаками, присущему другому. B. Шкала порядков (ранговая, ординарная, рейтинговая). Виды: a) Строгая упорядоченность. Основное содержание этой шкалы – нарастание силы признака ( - ранговый признак). b) Нестрогая упорядоченность Содержание: по силе проявления признака, иногда по равенству сил признака.
Понятие «ранговый балл» - определяет величину силы признака. Он равен по максимальному количеству объектов. Например: 3. Параметрические шкалы A. Шкала интервалов (на этом уровне появляется параметр: какой-то признак, отличный от другого признака на какой-то балл) Содержание: Параметрическая шкала является отличие признака обозначенное параметром или баллом (оценкой).
на X балл. Точка отсчёта условна. (например: Градусник за окном показывает 00 (00 – точка отсчёта), но это не значит, что за окном нет темпиратуры). B. Шкала отношений на X балл. Но в отличие от шкалы интервалов здесь существует абсолютная точка отсчёта (например: спидометр, весы). В психологии на этом уровне измеряют психофизиологические параметры. C. Абсолютная шкала на X балл. Здесь и точка отсчёта, и интервалы чётко определены. II. Критериальное измерение Отличается тем, что точка отсчёта является конкретный критерий или действие (норматив может быть критерием, но не всегда критерий нормативен). Критерий в отличие от норматива объективен, а норматив – абстрактен.
III. Ипсотивное измирение Это сравнение уровня развития признака с признаком, находящимся в другом состоянии или в другой ситуации. (Например: О1 х О2. Взяли один признак, воздействовали на него и получили то же признак в другом состоянии.) 44. Раскройте основы применения НЛП в психотерапевтической практики. 45. Охарактеризуйте основные положения теории высших психических функций по Л. С. Выготскому
Выдающийся отечественный психолог, по образованию филолог, внесший выдающийся вклад в развитие психологической науки, и по образному выражению западных ученых, являющийся «Моцартом психологической науки». Диапазон исследований: детская психология, общая психология, психология искусства, методология психологии. В собранном виде труды Выгодского изданы 6-ти томным изданием.
Психологические взгляды Выгодского: Выгодский разработал теорию высших психологических функций человека. Основные положения теории Выгодского: 1. Выгодский считал, что все животные, включая человека, обладают психикой и им всем свойственна деятельность. 2. Однако животные обладают низшей психикой, низшими ощущениями, восприятиями, памятью, мышлением и т. д. Эти функции у животных природные, натуральные и они естественным образом развиваются у животных в онтогенезе, в процессе возрастной эволюции, в индивидуальном опыте. 3. Напротив, человеческие ощущения, мышление, память, способности, направленность… и другие функции являются высшими, культурными, социально обусловлены (развившиеся во взаимодействии и общении с другими людьми). 4. Индивид рождается с натуральными, низшими психическими функциями. И с момента своего рождения вовлекается окружающими людьми в социальное взаимодействие и общение. Вследствие этого обстоятельства, происходит развитие психических функций по социальным законам. 5. В социальном взаимодействии или общении взрослый привлекает ребенка к предмету и сопровождает указывание словом, обозначающим данный предмет или какое- либо его свойство. Вследствие этого обстоятельства, в психике воспринимающего ребенка возникает образ данного предмета вместе со словом, обозначающее данный предмет. Таким образом, слово, обозначающее предмет соединилось с образом предмета. Образовалась связь между словом и образом за счет одномоментности во вре6мени восприятия предмета и слова. За счет повторения подобных ситуаций взаимодействия указанная комбинация (образ и слово) закрепляется в памяти. Поскольку она закрепилась, то ребенок может представлять образ предмета вместе со словом, обозначающим данный предмет. По мере овладения ребенком членораздельной речью, он получает возможность выражать свое представление об этом предмете с помощью слова, его обозначающим. По мере освоения предметной действительности, за счет познавательной деятельности, углубляется представление ребенка о предмете. А слово, его обозначающее, одновременно становится понятием. В виду того, что образы предметов обозначены психикой человека, хранятся в его памяти обозначенные, он получает возможность осознавать в актуальных ситуациях предметы, которые он непосредственно воспринимает. Ребенок воспринимает предмет тут и теперь, вследствие этого, в его психике возникает образ актуально воспринимаемого предмета, в дальнейшем этот образ соотносится, сравнивается с представлениями человека (актуализированные памятью). И в случае совпадения актуального образа со сходным предметов, актуально воспринимаемый предмет осознается. И ребенок выражает своё представление о воспринимаемом предмете словом, выстраивая, по законам языка, суждения и умозаключения. В виду того, что представления ребенка стали означенными словами, то и его мышление становиться речевым. Ребёнок с помощью речи сравнивает обозначенный образ одного предмета с обозначенным образом другого предмета. И выражает результаты сравнения с с помощью слова. Посредством внутренней речи он может разделить образ обозначенного предмета на обозначенные образные составляющие (т. е. на части, которые можно обозначить) и выразить результаты анализа словом. Таким образом содержание психики (что содержится в психике) является у человека обозначенным. А именно, в памяти хранятся образы предметов, их свойства - обозначенными. Человек представляет образы предметов (когда воспринимают) вместе с их значениями. Человек мыслит, решая предметные задачи, сравнивает, анализирует, синтезирует образы посредством речи. Человек выстраивает образы новых предметов на основе означенных представлений и означивает новый образ, т.е. его воображение также является означенным. Кроме того, сами психические функции человека (внимание, память и т.д.) в человеческом обществе обозначены, и ребёнок изучает их; вследствие чего, у него возникают в психике образы этих функций, их свойства, вместе с понятиями их обозначающих. Данные обстоятельства дают возможность человеку сознательно регулировать свои психические функции, преднамеренно воспринимать, запоминать, переключать внимание, а также развивать или нейтрализовывать какие-либо неприемлемые черты характера, привычки. Высшие психические функции лежат в основе самосознания. Это происходит аналогичным образом. Взрослые обращают внимание на ребёнка и сопровождают указывание словом («Миша»); образ самого себя вместе со словом запоминается и ребёнок выражает своё представление о самом себе словом «Миша», т. е. оделяет себя от других. А в дальнейшем происходит переозначивание этого образа. Слово «Миша» изменяется на слово «я». Из сказанного видно: высшие психические функции, данные ребёнку внешне, в психологических проявлениях взаимодействующихся и общающихся родителей. А в дальнейшем, вся ситуация взаимодействия со взрослыми – он осваивает эти функции. И они (эти функции) становятся внутренними функциями.
46. Охарактеризуйте типологию нарушений психических процессов, свойств, состояний при различных видах патологии
Клиническая психология получила своё название от греческого слова «клине» - «ложе, постель». Одним из направлений клинической психологии является диагностика.
Объёкт клинической психологии – различные возрастные группы населения – дети, взрослые, старики – имеющие психические отклонения, имеющие посттравматические стрессовые расстройства, жертвы насилия, инвалиды.
Разделы клинической психологии (основные смотри выше, а т.ж. см. ниже) 1. Нейропсихология; 2. Психосоматика, 3. Патопсихология или психология патологии; 4. Психология аномального развития (или дизонтогенез психики); 5. Психокоррекция и психотерапия; 6. Пограничные расстройства; 7. Психология отклоняющегося поведения (по Карварскому); 8. Психологическое воздействие в клинике и др.
Клиническая психология исходит из закономерности развития и структуры психики в норме. Клиническая психология:
Предмет клинической психологии изучает психику в норме и отклонения от нормы Слово произошло от греческого слова «патос» (pathos) – страдание, болезнь.
Патопсихология связана с психиатрией, общей психологией, возрастной психологией, с нейропсихологией и психофизиологией.
Объект патопсихологией – расположен близко к области психологии и психиатрии и контактирует с ними.
Задачи патопсихологии: 1. Диагностика, 2. Коррекция, 3. Исследование, 4. Профилактика.
Направления исследований патопсихологии: 1. Нарушение сознания, 2. Нарушение восприятия, 3. Расстройство памяти, 4. Нарушение мышления, 5. Нарушение личности, 6. Нарушение умственной работоспособности.
Методы патопсихологии: 1. Наблюдение (психологическое), 2. Беседа, 3. Тестирование, 4. Эксперимент – решаются задачи разграничения нормы и патологии и решается вопрос о степени отклонения от нормы в форме той или иной аномалии. Используются различные методики и тесты.
Нарушение сознания Это наименее разработанный вопрос, связанно с трудностью изучения самого объекта. Сознание – это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание, как категория, рассматривается многими науками. Сознание с точки зрения марксисткой философии: отталкивается от материалистической точки зрения и представляет собой общественное существо, вовлечённое в деятельность людей. Сознание включает в себя знание об окружающем мире и о самом себе (самосознание). Самосознание – это функция индивидуального «Я» и его способность к осознанию, самоопределению, самоидентификацию и самооценки самого себя как самостоятельной, отдельной от всего мира, реальности. Эта реальность способна чувствовать, мыслить и действовать. Чаще всего клиницисты и психиатры рассматривают сознание как нарушение психики.
Выделяют формы нарушения сознания, как отражение окружающей действительности: 1. Помрачённое сознание. Характеризуется четырьмя основными признаками: · Дезориентация на местности, во времени и ситуации, · Отсутствует чёткое восприятие окружающего, · Наблюдается бессвязность в мышления в различной степени, · Затруднено вспоминание происходящих событий и, как следствие, своих состояний. Особенности диагностики: Чтобы охарактеризовать это состояние, то должно проявляется, обязательно, все четыре признака (если нет хотя бы одного признака, то это уже не помрачённое сознание). 2. Оглушённое сознание. Является наиболее распространённым. Наблюдается при: · Черепно-мозговой травме (ЧМП), · Острых нарушениях ЦНС, · Инфекционных заболеваниях, · Отравлениях. Характеризуется: · Повышение порога восприятия внешних раздражителей. · Затруднено образования ассоциаций (т.е. человек не всегда понимает смысл вопроса или долго осмысливает то, что ему говорят). · Замедлённость движений. · Молчаливость. · Безучастность к окружающему, безразличное выражение лица. · Легко впадает в дрёму и с трудом ориентируется в окружающем. Такое состояние может длится от несколько минут до несколько часов. 3. Делириозное состояние сознания. Наблюдается у людей с органическим поражением головного мозга после травм и инфекций. Отличается от оглушенного сознания следующими признаками: · Ориентировка нарушается (присутствует определённые наплывы ярких впечатлений, обрывки воспоминаний), т.е. сознание вызывает яркие картинки и образы. · Ложная ориентация, может вызываться более стойкие иллюзии и галлюцинации, а также бредовые идеи. · Много говорят, оживлённая мимика. · Может резко перейти в возбуждённое состояние, в ночное время состояние может усилится. 4. Онейроидное или сновидное состояние сознания. Описал учен. Майер-Гросс. Характеризуется: · Смесь отражения реального мира и яркие представления фантастического характера (по рассказам людей они совершают межпланетные передвижения и т.д.) · В них представлен предыдущий опыт человека.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |