Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория установки Д. Н. Узнадзе.



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Теория установки Д. Н. Узнадзе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Осо­бое на­прав­ле­ние в пси­хо­ло­гии пред­став­ля­ет сис­те­ма взгля­дов гру­зин­ско­го пси­хо­ло­га Д. Н. Уз­над­зе, его уче­ни­ков и со­труд­ни­ков. Это на­прав­ле­ние из­вест­но под име­нем тео­рии ус­та­нов­ки.

 

Сам факт ус­та­нов­ки (пре­ду­го­тов­лен­но­сти субъ­ек­та к вос­при­ятию или оп­ре­де­лен­ной на­прав­лен­но­сти дей­ст­вия) от­ме­чал­ся пси­хо­ло­га­ми еще до Уз­над­зе. Од­на­ко в тео­рии Уз­над­зе ус­та­нов­ка пред­став­ля­ет со­бой не ча­ст­ное яв­ле­ние, воз­ни­каю­щее в про­цес­се вос­при­ятия или дея­тель­но­сти, а об­ще­пси­хо­ло­ги­че­ское яв­ле­ние. Ус­та­нов­ка по­ни­ма­ет­ся как все­об­щее яв­ле­ние в жиз­ни лю­дей, иг­раю­щее в ней ос­нов­ную оп­ре­де­ляю­щую роль. Ус­та­нов­ка в тео­рии Уз­над­зе пре­вра­ща­ет­ся в цен­траль­ное объ­яс­ни­тель­ное пси­хо­ло­ги­че­ское по­ня­тие.

 

Ис­ход­ный пункт пси­хо­ло­гии, со­глас­но Уз­над­зе, со­став­ля­ют не пси­хи­че­ские яв­ле­ния, а са­ми лич­но­сти. По­это­му пси­хо­ло­гия долж­на ис­сле­до­вать в пер­вую оче­редь субъ­ек­та, лич­ность как це­лое. Яв­ле­ния же соз­на­ния, изу­чав­шие­ся тра­ди­ци­он­ной пси­хо­ло­ги­ей не­за­ви­си­мо от лич­но­сти, долж­ны рас­смат­ри­вать­ся лишь как даль­ней­шие оп­ре­де­ле­ния лич­но­сти. Фун­да­мен­таль­ную роль при изу­че­нии жиз­не­дея­тель­но­сти лич­но­сти иг­ра­ют, по Уз­над­зе, по­треб­но­сти. Для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти не­об­хо­ди­ма со­от­вет­ст­вую­щая си­туа­ция. В ок­ру­жаю­щей сре­де долж­но быть сред­ст­во, по­зво­ляю­щее удов­ле­тво­рять имею­щую­ся по­треб­ность. При на­ли­чии по­треб­но­сти и сред­ст­ва ее удов­ле­тво­ре­ния у субъ­ек­та воз­ни­ка­ет осо­бое со­стоя­ние, ко­то­рое мож­но ха­рак­те­ри­зо­вать как склон­ность, на­прав­лен­ность, го­тов­ность со­вер­шить акт, ве­ду­щий к удов­ле­тво­ре­нию по­треб­но­сти. Это и есть ус­та­нов­ка – го­тов­ность к со­вер­ше­нию оп­ре­де­лен­но­го дей­ст­вия. Ус­та­нов­ка, та­ким об­ра­зом, яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым оп­ре­де­ляю­щим зве­ном ме­ж­ду дей­ст­ви­ем внеш­ней сре­ды и пси­хи­че­ской дея­тель­но­стью че­ло­ве­ка.

 

По мне­нию Уз­над­зе, ус­та­нов­ка не от­ра­жа­ет­ся в соз­на­нии субъ­ек­та в ви­де ка­ко­го-ли­бо са­мо­стоя­тель­но­го пе­ре­жи­ва­ния, не яв­ля­ет­ся от­дель­ным ак­том соз­на­ния и во­об­ще фе­но­ме­ном соз­на­ния. Вме­сте с тем Уз­над­зе счи­та­ет не­нуж­ным по­ня­тие бес­соз­на­тель­но­го, так как внут­рен­няя струк­ту­ра и сущ­ность его ос­та­ет­ся не­рас­кры­той и тол­ку­ет­ся по ана­ло­гии с соз­на­тель­ны­ми про­цес­са­ми. Уз­над­зе при­зна­ет за­слу­ги Фрей­да в раз­ра­бот­ке про­блем, свя­зан­ных с бес­соз­на­тель­ным пси­хи­че­ским. Од­на­ко уче­ние Фрей­да не со­дер­жит в се­бе об­щей тео­рии бес­соз­на­тель­но­го и тео­рии от­но­ше­ния по­след­не­го к по­ве­де­нию. Фрей­ду бы­ли яс­ны функ­ции бес­соз­на­тель­но­го, но фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния бес­соз­на­тель­но­го ос­та­ва­лась не­яс­ной.

 

Уз­над­зе счи­тал, что, зная функ­ции, вы­пол­няе­мые бес­соз­на­тель­ным пси­хи­че­ским, мы мо­жем оп­ре­де­лить и фор­му его су­ще­ст­во­ва­ния.

 

Со­глас­но уче­нию Уз­над­зе, сфе­ра дей­ст­вия бес­соз­на­тель­но­го пси­хи­че­ско­го на­столь­ко ши­ро­ка, что она ле­жит в ос­но­ве всей ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка, как внут­рен­ней, так и внеш­ней. Кон­цеп­ция Уз­над­зе слу­жит вы­яс­не­нию пу­тей фор­ми­ро­ва­ния струк­ту­ры и функ­ций это­го бес­соз­на­тель­но­го. В субъ­ек­те пе­ред ка­ж­дым ак­том его по­ве­де­ния воз­ни­ка­ет свое­об­раз­ное ди­на­ми­че­ское со­стоя­ние – ус­та­нов­ка, ко­то­рая, ос­та­ва­ясь бес­соз­на­тель­ной, це­ле­со­об­раз­но, в со­от­вет­ст­вии и со струк­ту­рой, и с пред­мет­ным со­дер­жа­ни­ем дан­ной си­туа­ции, на­прав­ля­ет раз­вер­ты­ва­ние про­цес­сов соз­на­ния и ак­тов прак­ти­че­ско­го по­ве­де­ния. По­сле сво­ей реа­ли­за­ции в по­ве­де­нии и удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти дан­ная ус­та­нов­ка пе­ре­ста­ет су­ще­ст­во­вать, ус­ту­пая ме­сто иной ус­та­нов­ке.

 

Та­ким об­ра­зом, со­глас­но взгля­дам Уз­над­зе и его уче­ни­ков, бес­соз­на­тель­ное, ле­жа­щее в ос­но­ве про­те­ка­ния всей пси­хи­че­ской жиз­ни и оп­ре­де­ляю­щее свое­об­ра­зие про­цес­сов соз­на­ния, су­ще­ст­ву­ет и дей­ст­ву­ет в фор­ме ус­та­но­вок.

 

 

42. Дайте психологическую характеристику подросткового периода жизни человека.

Осо­бен­но­сти пе­ре­хо­да от дет­ст­ва ко взрос­ло­сти у пер­во­быт­ных на­ро­дов: по­ня­тие под­ро­ст­ко­вой ини­циа­ции – это об­ряд пе­ре­хо­да из дет­ст­ва во взрос­лую жизнь (напр., свадь­ба, те­перь не­вес­ту пря­чут). Ча­ще все­го свя­за­но с сим­во­ли­че­ской смер­тью, и по­том с сим­во­ли­че­ским ро­ж­де­ни­ем. Раз­лич­ные ис­пы­та­ния (и пси­хо­ло­ги­че­ские и фи­зи­че­ские): по­ме­ща­ют в от­дель­ную хи­жи­ну с под­ро­ст­ка­ми, их на­ве­ща­ет один ка­кой-то (учи­тель); на­не­се­ние те­лес­ных по­вре­ж­де­ний.

 

Зна­че­ние:

- Они по­зво­ля­ют ре­бен­ку по­нять, кто он в ста­тус­ном пла­не;

- Га­ран­ти­ро­ва­ли (об­ря­ды) при­зна­ние со сто­ро­ны ок­ру­жаю­щих;

- По­зво­ля­ли ов­ла­деть куль­тур­ны­ми и со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми;

- Обес­пе­чи­ва­ли дос­туп к ду­хов­ным цен­но­стям сво­его об­ще­ст­ва.

 

Ос­нов­ные из­ме­не­ния:

- Из­ме­не­ния, воз­ни­каю­щие в учеб­ной дея­тель­но­сти;

- Воз­ник­но­ве­ние но­вых сфер об­ще­ния и вы­де­ле­ние об­ще­ния в осо­бую сфе­ру жиз­ни и осо­бую дея­тель­ность;

- Фор­ми­ро­ва­ние чув­ст­ва взрос­ло­сти;

- Ус­вое­ние мо­раль­но-эти­че­ских норм (что та­кое хо­ро­шо, а что та­кое пло­хо).

Цен­траль­ное но­во­об­ра­зо­ва­ние, оп­ре­де­ляю­щее дру­гие ос­нов­ные из­ме­не­ния и по­зво­ляю­щие объ­яс­нить сим­пто­ма­ти­ку раз­ви­тия – это воз­ник­но­ве­ние и фор­ми­ро­ва­ние чув­ст­ва взрос­ло­сти как осо­бой фор­мы са­мо­соз­на­ния.

Ве­ду­щая дея­тель­ность (по Эль­ко­ни­ну) – это об­ще­ние в сис­те­ме об­ще­ст­вен­но-по­лез­ной дея­тель­но­сти.

За­да­чи раз­ви­тия пе­ред под­ро­ст­ком:

  1. Се­па­ра­ция и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция, долж­ны от­де­лить­ся и фор­ми­ро­вать ин­ди­ви­ду­аль­ность;
  2. Раз­ви­тие са­мо­оп­ре­де­ле­ние (кем я хо­чу быть?);
  3. Оп­ре­де­ле­ние ре­фе­рент­ной (зна­чи­мой) груп­пы (с кем я хо­чу быть?);
  4. Раз­ви­тие по­ло­вой иден­ти­фи­ка­ции;
  5. Раз­ви­тие лич­ной сис­те­мы цен­но­стей;
  6. Фор­ми­ро­ва­ние жиз­нен­ных це­лей (что я хо­чу?)

 

Мыш­ле­ние

В идеа­ле – фор­маль­но-ло­ги­че­ское мыш­ле­ние (син­тез, ана­лиз). По мне­нию Жа­на Пиа­же, в под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те мыш­ле­ние из­ме­ня­ет­ся ка­че­ст­вен­но и ко­ли­че­ст­вен­но.

Из­ме­не­ние мыш­ле­ния ка­че­ст­вен­но: под­рос­ток при­об­ре­та­ет спо­соб­ность к осу­ще­ст­в­ле­нию фор­маль­ных опе­ра­ций – это спо­соб­ность к ком­би­ни­ро­ван­но­му ана­ли­зу. Он мо­жет вы­страи­вать раз­лич­ные ком­би­на­ции с пе­ре­мен­ны­ми и, фор­му­ли­ро­вать ги­по­те­зу (по­ме­нял пе­ре­мен­ную – но­вая ги­по­те­за), и спо­соб­ность к мыс­лен­ной про­вер­ке ги­по­те­зу (не на­до пры­гать с 10-го эта­жа, чтоб по­нять что ра­зо­бьешь­ся).

Из­ме­не­ние мыш­ле­ния ко­ли­че­ст­вен­но: зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет бы­ст­ро­та ум­ст­вен­ных опе­ра­ций.

Под­рос­ток на­чи­на­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на по­тен­ци­аль­но-воз­мож­ное, а не­обя­за­тель­но-оче­вид­ное (опе­ри­ро­ва­ние те­ми по­ня­тия­ми, ко­то­рые по­щу­пать не­воз­мож­но).

 

Па­мять:

Спо­соб­ность к про­из­воль­но­му за­по­ми­на­нию и за­учи­ва­нию, про­ис­хо­дит пе­ре­ход от ме­ха­ни­че­ско­го за­по­ми­на­ния к смы­сло­во­му.

Смы­сло­вая па­мять при­об­ре­та­ет опо­сре­до­ван­ный (схе­мы, пла­ны и т. д.) ло­ги­че­ский ха­рак­тер и обя­за­тель­но вклю­ча­ет­ся мыш­ле­ние, по­это­му бо­лее дос­туп­ным ста­но­вит­ся за­по­ми­на­ние аб­ст­ракт­но­го ма­те­риа­ла.

Вы­со­кая про­из­воль­ность вни­ма­ния, под­рос­ток спо­со­бен сво­им вни­ма­ни­ем хо­ро­шо управ­лять.

Фи­зио­ло­ги­че­ский ор­га­низм у под­ро­ст­ка очень бы­ст­ро ме­ня­ет­ся, воз­мож­ны пе­рио­ды глу­бо­ко­го утом­ле­ния (вни­ма­ние и па­мять про­па­да­ют). Под­рос­ток не ус­пе­ва­ет за сво­им соб­ст­вен­ным раз­ви­ти­ем – все это бу­дет вли­ять на про­дук­тив­ность дея­тель­но­сти под­ро­ст­ка (ас­те­ни­че­ские ре­ак­ции, ис­то­ще­ние ор­га­низ­ма).

Для под­ро­ст­ка важ­ны ви­та­ми­ны и, в ча­ст­но­сти, йод.

 

Во­об­ра­же­ние мо­жет вы­сту­пать в ка­че­ст­ве са­мо­стоя­тель­ной дея­тель­но­сти, т. е. под­рос­ток мо­жет стро­ить свой во­об­ра­жае­мый мир, в ко­то­ром он про­иг­ры­ва­ет раз­ные сю­же­ты; под­рос­ток час­то чув­ст­ву­ет се­бя в ок­ру­же­нии при­род­но-пред­мет­но-со­ци­аль­ном ми­ре, по­это­му час­то соз­да­ет се­бе во­об­ра­жае­мый мир, в ко­то­ром чув­ст­ву­ет се­бя уве­рен­но. Под­рос­ток ис­поль­зу­ет во­об­ра­же­ние для про­иг­ры­ва­ния мыс­ли­тель­ных за­дач, опе­ри­ро­ва­ние зна­че­ния­ми и смыс­ла­ми язы­ка, т. е. (ак­тив­но) соз­да­ет функ­ции мыш­ле­ния и во­об­ра­же­ния.

Ан­та­го­низм во­об­ра­же­ния и мыш­ле­ния – су­хие зна­ния, точ­ный смысл и т. д., от­ри­ца­ние во­об­ра­же­ния.

Под­ро­ст­ко­вый ау­тизм – уход, замк­ну­тость в се­бе. Воз­мож­ные при­чи­ны – уход от ре­аль­но­го ми­ра в свое во­об­ра­же­ние (напр., да­же об­ще­ние че­рез ин­тер­нет), уход в иг­ро­вую дея­тель­ность.

Та­ким об­ра­зом, во­об­ра­же­ние ока­зы­ва­ет влия­ние на по­зна­ва­тель­ную дея­тель­ность, эмо­цио­наль­но-во­ле­вую сфе­ру и на са­му лич­ность.

 

Речь

Важ­ное зна­че­ние име­ет под­ро­ст­ко­вая язы­ко­вая суб­куль­ту­ра: по­яв­ле­ние осо­бых слов (под­ро­ст­ко­вый сленг да­ет воз­мож­ность уй­ти от язы­ко­вой нор­мы – это да­ет воз­мож­ность зна­ко­во обо­со­бить­ся, при­да­вая осо­бый смысл сво­ему объ­е­ди­не­нию). «Мы – груп­па», «Я – уни­каль­ный, не­по­хо­жий на дру­гих», - эти сло­ва го­во­рят о на­шем един­ст­ве в груп­пе. 

 

Учеб­ная дея­тель­ность:

В идеа­ле воз­ни­ка­ют но­вые мо­ти­вы уче­ния, свя­зан­ные с пред­став­ле­ния­ми и на­ме­ре­ния­ми бу­ду­щей про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти.

Ес­ли под­рос­ток не ви­дит жиз­нен­но­го зна­че­ния в по­лу­че­нии оп­ре­де­лён­ных зна­ний, то у не­го те­ря­ет­ся ин­те­рес и мо­жет воз­ник­нуть от­ри­ца­тель­ное от­но­ше­ние к пред­ме­ту.

Под­ро­ст­ко­вый воз­раст – раз­но­на­прав­лен­ность тен­ден­ций.

 

В раз­ви­тии под­ро­ст­ка вы­де­ля­ют пять пар ам­би­ва­лент­но­сти:

11) Бунт про­тив кон­тро­ля со сто­ро­ны взрос­лых.

12) По­треб­ность в ру­ко­во­дстве (час­то под­рос­ток тя­нет­ся к силь­но­му ли­де­ру).

13) Же­ла­ние бли­зо­сти (ду­хов­ной и фи­зи­че­ской).

14) Страх ин­тим­но­сти.

15) Ис­пы­та­ние и про­вер­ка на проч­ность внеш­них гра­ниц (се­мья, шко­ла, дру­гие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты).

16) Не­об­хо­ди­мость под­держ­ки и за­бо­ты со сто­ро­ны род­ных.

( Ты все­гда смо­жешь вер­нут­ся сю­да, здесь те­бя все­гда ждут, и при­мут та­ким, ка­ой ты есть.)

17) Мыс­ли о бу­ду­щем (пла­ны).

18) Ори­ен­та­ция на на­стоя­щие (сла­бы в по­строе­нии се­го­дняш­них дел, на­це­лен­ных на бу­ду­щие пла­ны).

19) Сек­су­аль­ное со­зре­ва­ние (фи­зио­ло­ги­че­ское).

20) Пси­хо­ло­ги­че­ски не под­го­тов­ле­ны к ин­тим­ным от­но­ше­ни­ям.

 

Об­ще­ние

Об­ще­ние– скла­ды­ва­ет­ся под влия­ни­ем скла­ды­ваю­ще­го­ся чув­ст­ва взрос­ло­сти.

Об­ще­ние со взрос­лы­ми: со­про­тив­ле­ние к ра­нее вы­пол­няе­мым тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ляе­мым со сто­ро­ны взрос­лых.

Но, с дру­гой сто­ро­ны, под­рос­ток ис­пы­ты­ва­ет по­треб­ность в под­держ­ке, сле­до­ва­тель­но, осо­бое зна­че­ние в этот пе­ри­од име­ет еди­ное тре­бо­ва­ние к под­ро­ст­ку в се­мье.

В это вре­мя под­рос­ток при­тя­за­ет на пра­ва, чем осоз­на­ёт свои обя­зан­но­сти, и, ско­рее, долж­ны под­ро­ст­ку, чем он ко­му-то, сле­до­ва­тель­но под­рос­ток пы­та­ет­ся от­кло­нит­ся от обя­зан­но­стей под при­кры­ти­ем «доб­ро­го» взрос­ло­го.

При об­ще­нии под­ро­ст­ка со сто­ро­ны взрос­лых край­не важ­на ар­гу­мен­та­ция и луч­ше, ес­ли эти тре­бо­ва­ния за­тра­ги­ва­ют лич­ные ин­те­ре­сы под­ро­ст­ка.

На­до учи­ты­вать, что осо­бен­но­сти об­ще­ния под­ро­ст­ка мо­гут быть обу­слов­ле­ны час­той смен­ной на­строе­ния (в ре­зуль­та­те фи­зио­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия).

С под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та на­чи­на­ет­ся от­де­ле­ние от се­мьи. Этот про­цесс яв­ля­ет­ся важ­ней­шей пред­по­сыл­кой в дос­ти­же­нии, в по­след­ст­вии, зре­ло­сти са­мо­стоя­тель­но­сти.

Ито­гом яв­ля­ет­ся не раз­рыв от­но­ше­ний с семь­ёй, а ус­та­нов­ле­ния парт­нёр­ских от­но­ше­ний, в ко­то­рых се­мья и под­рос­ток спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию друг дру­га, но этот про­цесс ред­ко про­те­ка­ет без ос­лож­не­ний.

 

Не­сколь­ко эта­пов от­де­ле­ния под­ро­ст­ка от се­мьи:

  1. Про­ис­хо­дит в 11-12 лет. Ха­рак­тер­но на­ли­чие кон­флик­та у под­ро­ст­ка ме­ж­ду по­треб­но­стью в за­ви­си­мо­сти и стрем­ле­ния к ав­то­ном­но­сти.
  2. Ког­ни­тив­ная реа­ли­за­ция от­де­ле­ния. Чёт­ких гра­ниц нет. Под­рос­ток до­ка­зы­ва­ет всем, в том чис­ле и са­мо­му се­бе, соб­ст­вен­ную не­за­ви­си­мость. Ча­ще про­яв­ля­ет­ся в кри­ти­ке все­го то­го, что го­во­рят под­ро­ст­ку (аб­со­лют­ное про­ти­во­ре­чие на ка­ж­дую идею, мысль). Бы­ва­ют под­ро­ст­ки ухо­дят в глухую оп­по­зи­цию.
  3. Аф­фек­тив­ные ре­ак­ции на от­де­ле­ние: мо­гут воз­ни­кать чув­ст­во ве­ны пе­ред род­ны­ми и од­но­вре­мен­но – чув­ст­во гне­ва, де­прес­сив­ные ре­ак­ции, страх по­те­ри люб­ви.
  4. Иден­ти­фи­ка­ция: взрос­лые при­зна­ют пра­во под­ро­ст­ка на са­мо­стоя­тель­ность. У под­ро­ст­ка ис­че­за­ют яр­кие аф­фек­тив­ные ре­ак­ции, он со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на сво­ей ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции.

 

Об­ще­ние со свер­ст­ни­ка­ми

Об­ще­ние со свер­ст­ни­ка­ми при­об­ре­та­ет боль­шое зна­че­ние. В этом об­ще­нии удов­ле­тво­ря­ют­ся по­треб­но­сти в са­мо­рас­кры­тие.

 

Зна­че­ние об­ще­ния с груп­пой:

  1. удов­ле­тво­рить по­треб­ность в об­ще­ст­вен­ном ста­ту­се;
  2. по­треб­ность в уси­ле­нии «Я»;
  3. удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей в са­мо­реа­ли­за­ции и реа­ли­за­ции соб­ст­вен­ных спо­соб­но­стей;
  4. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся во мно­гом от­де­ле­ния под­ро­ст­ка от се­мьи.

 

Под­ро­ст­ко­вая суб­куль­ту­ра: важ­ней­шее зна­че­ние – осо­бый язык, вы­де­ле­ние оде­ж­дой, му­зы­кой.

 

 

Кри­зис взрос­ле­ния

Ø Не­нор­ма­тив­ный, т.е. не у всех;

Ø От­ри­ца­тель­ное зна­че­ние, обо­ст­ре­ние;

Ø Это ост­рое и бур­ное ус­лож­нен­ное те­ми или ины­ми сим­пто­ма­ми про­те­ка­ние раз­ви­тия в пе­ри­од взрос­ле­ния;

Ø При­мер­но у 20% под­ро­ст­ков.

 

Ви­ды про­яв­ле­ния кри­зи­са:

1. На­ру­ше­ние по­ло­во­го раз­ви­тия (сек­су­аль­ная рас­пу­щен­ность, страх пе­ред сек­сом).

2. На­ру­ше­ние иден­ти­фи­ка­ции:

- Не­воз­мож­но ин­тег­ри­ро­вать раз­лич­ные час­ти «Я» в еди­ное це­лое;

- Не нра­вят­ся раз­лич­ные час­ти те­ла;

- От­сут­ст­вие дол­го­сроч­ных це­лей;

- Не­оп­ре­де­лён­ное сек­су­аль­ное по­ве­де­ние;

- Нет нрав­ст­вен­ных ори­ен­ти­ров.

3. Кри­зис ав­то­ри­те­тов – рез­кое про­яв­ле­ние ре­ак­ции про­тес­та (нар­ко­ти­ки, ал­ко­голь, суи­ци­ды – все де­мон­ст­ра­тив­ное).

4. Кри­зис от­чу­ж­де­ния – раз­двое­ние лич­но­сти, от­де­ле­ние се­бя от ре­аль­но­сти (уход в во­об­ра­жае­мый мир).

5. На­ру­ше­ние оцен­ки сво­его те­ла (дис­мор­фо­бия) и как след­ст­вие за­бо­ле­ва­ния,

6. Кри­зи­сы по фор­ме.

 

Струк­ту­ра са­мо­соз­на­ния

Ос­нов­ным яв­ля­ет­ся кри­зис лич­но­сти, ко­то­рый за­клю­ча­ет­ся в иден­ти­фи­ка­ции соб­ст­вен­но­го «Я».

При­тя­за­ние на при­зна­ние, уни­каль­ность и од­но­вре­мен­но су­ще­ст­ву­ет пси­хо­ло­ги­че­ская за­ви­си­мость свер­ст­ни­ков.

Из-за ком­плек­са не­уве­рен­но­сти под­ро­ст­ки мо­гут гру­бить, яз­вить мо­гут быть аг­рес­сив­ны­ми.

 

По­ло­вое са­мо­соз­на­ние:

Про­ис­хо­дит за­кре­п­ле­ние по­ло­вых ро­лей на ос­но­ве иден­ти­фи­ка­ция с ро­ди­те­ля­ми. Окон­ча­тель­но осоз­на­ёт­ся фор­ма суп­ру­же­ских от­но­ше­ний, и своё от­но­ше­ние с про­ти­во­по­лож­ным по­лом под­рос­ток на­чи­на­ет стро­ить ана­ло­гич­но ро­ди­тель­ско­му об­ра­зу.

Под­рос­ток луч­ше осоз­на­ёт свои пра­ва, чем свои обя­зан­но­сти.

 

Кон­фликт раз­лич­ных сис­тем цен­но­стей за­клю­ча­ет­ся в том, что при оп­ре­де­ле­нии обя­зан­но­стей ро­ди­те­ли ис­хо­дят из то­го, что под­рос­ток – взрос­лый, а при оп­ре­де­ле­нии прав – ре­бё­нок. А у под­ро­ст­ков всё на­обо­рот: обя­зан­но­сти – я ещё ма­лень­кий, а пра­ва – я уже взрос­лый. На­до на­хо­дить точ­ки со­при­кос­но­ве­ния.

43. Охарактеризуйте измерительные шкалы применяемые в психодиагностике: (номинальная шкала, порядковая шкала, шкала отношений и т.д.)

 

Пси­хо­ди­аг­но­сти­ка (по Гу­ре­ви­чу) – это пси­хо­ло­ги­че­ская дис­ци­п­ли­на, обес­пе­чи­ваю­щая по­ста­нов­ку (вы­не­се­ние) дос­то­вер­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го ди­аг­но­за.

 

Ди­аг­ноз («ди» - взаи­мо­дей­ст­вие, «гноз» - рас­по­зна­ва­ние) – рас­по­зна­ва­ние в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия.

 

Объ­ек­том пси­хо­ди­аг­но­сти­ки яв­ля­ет­ся осо­бен­но­сти пси­хи­ки.
Пред­ме­том пси­хо­ди­аг­но­сти­ки яв­ля­ет­ся оце­ни­ва­ние (в клас­си­че­ском пси­хо­ди­аг­но­сти­ке пред­ме­та пси­хо­ди­аг­но­сти­ки нет)

 

Эпи­сте­мо­ло­гия – нау­ка об из­ме­ре­нии.

 

 

Шкала – это какое-то дифференцированное поле.

Существуют:

· Измерительная шкала – это уровни психологического измерения,

· Тестовая шкала – это значение тестовых баллов («сырых» баллов),

· Стандартная шкала – это стандартизированные тесты методик.

Измерительная шкала

I. Нормативный вид измерения

1. Качественная шкала – описание в естественном языке (например: характеристика с места работы) – никаких цифр.

2. Непараметрические шкалы

A. Шкала наименований. Виды:

a) Нечёткая, размытая классификация.

Содержание данной шкалы является сопоставление признаков разных объектов с «эталоном», т.е. поиск степени подобия эталону.

b) Строгая классификация.

Объекты в процессии измерения, чётко отличаются один от другого и признаки, присущие одному, не совпадают с признаками, присущему другому.

B. Шкала порядков (ранговая, ординарная, рейтинговая). Виды:

a) Строгая упорядоченность.

Основное содержание этой шкалы – нарастание силы признака (  - ранговый признак).

b) Нестрогая упорядоченность

Содержание: по силе проявления признака, иногда по равенству сил признака.

 

Понятие «ранговый балл» - определяет величину силы признака. Он равен по максимальному количеству объектов.

Например:

3. Параметрические шкалы

A. Шкала интервалов (на этом уровне появляется параметр: какой-то признак, отличный от другого признака на какой-то балл)

Содержание: Параметрическая шкала является отличие признака обозначенное параметром или баллом (оценкой).

 

на X балл.

Точка отсчёта условна. (например: Градусник за окном показывает 00 (00 – точка отсчёта), но это не значит, что за окном нет темпиратуры).

B. Шкала отношений

на X балл.

Но в отличие от шкалы интервалов здесь существует абсолютная точка отсчёта (например: спидометр, весы).

В психологии на этом уровне измеряют психофизиологические параметры.

C. Абсолютная шкала

на X балл.

Здесь и точка отсчёта, и интервалы чётко определены.

II. Критериальное измерение

Отличается тем, что точка отсчёта является конкретный критерий или действие (норматив может быть критерием, но не всегда критерий нормативен). Критерий в отличие от норматива объективен, а норматив – абстрактен.

 

III.  Ипсотивное измирение

Это сравнение уровня развития признака с признаком, находящимся в другом состоянии или в другой ситуации.

(Например: О1 х О2. Взяли один признак, воздействовали на него и получили то же признак в другом состоянии.)

44. Раскройте основы применения НЛП в психотерапевтической практики.

45. Охарактеризуйте основные положения теории высших психических функций по Л. С. Выготскому

 

Выдающийся отечественный психолог, по образованию филолог, внесший выдающийся вклад в развитие психологической науки, и по образному выражению западных ученых, являющийся «Моцартом психологической науки». Диапазон исследований: детская психология, общая психология, психология искусства, методология психологии. В собранном виде труды Выгодского изданы 6-ти томным изданием.

 

Психологические взгляды Выгодского:

Выгодский разработал теорию высших психологических функций человека.

Основные положения теории Выгодского:

1. Выгодский считал, что все животные, включая человека, обладают психикой и им всем свойственна деятельность.

2. Однако животные обладают низшей психикой, низшими ощущениями, восприятиями, памятью, мышлением и т. д. Эти функции у животных природные, натуральные и они естественным образом развиваются у животных в онтогенезе, в процессе возрастной эволюции, в индивидуальном опыте.

3. Напротив, человеческие ощущения, мышление, память, способности, направленность… и другие функции являются высшими, культурными, социально обусловлены (развившиеся во взаимодействии и общении с другими людьми).

4. Индивид рождается с натуральными, низшими психическими функциями. И с момента своего рождения вовлекается окружающими людьми в социальное взаимодействие и общение. Вследствие этого обстоятельства, происходит развитие психических функций по социальным законам.

5. В социальном взаимодействии или общении взрослый привлекает ребенка к предмету и сопровождает указывание словом, обозначающим данный предмет или какое- либо его свойство. Вследствие этого обстоятельства, в психике воспринимающего ребенка возникает образ данного предмета вместе со словом, обозначающее данный предмет.

Таким образом, слово, обозначающее предмет соединилось с образом предмета. Образовалась связь между словом и образом за счет одномоментности во вре6мени восприятия предмета и слова. За счет повторения подобных ситуаций взаимодействия указанная комбинация (образ и слово) закрепляется в памяти. Поскольку она закрепилась, то ребенок может представлять образ предмета вместе со словом, обозначающим данный предмет. По мере овладения ребенком членораздельной речью, он получает возможность выражать свое представление об этом предмете с помощью слова, его обозначающим. По мере освоения предметной действительности, за счет познавательной деятельности, углубляется представление ребенка о предмете. А слово, его обозначающее, одновременно становится понятием. В виду того, что образы предметов обозначены психикой человека, хранятся в его памяти обозначенные, он получает возможность осознавать в актуальных ситуациях предметы, которые он непосредственно воспринимает.

Ребенок воспринимает предмет тут и теперь, вследствие этого, в его психике возникает образ актуально воспринимаемого предмета, в дальнейшем этот образ соотносится, сравнивается с представлениями человека (актуализированные памятью). И в случае совпадения актуального образа со сходным предметов, актуально воспринимаемый предмет осознается. И ребенок выражает своё представление о воспринимаемом предмете словом, выстраивая, по законам языка, суждения и умозаключения. В виду того, что представления ребенка стали означенными словами, то и его мышление становиться речевым. Ребёнок с помощью речи сравнивает обозначенный образ одного предмета с обозначенным образом другого предмета. И выражает результаты сравнения с с помощью слова. Посредством внутренней речи он может разделить образ обозначенного предмета на обозначенные образные составляющие (т. е. на части, которые можно обозначить) и выразить результаты анализа словом. Таким образом содержание психики (что содержится в психике) является у человека обозначенным. А именно, в памяти хранятся образы предметов, их свойства - обозначенными. Человек представляет образы предметов (когда воспринимают) вместе с их значениями. Человек мыслит, решая предметные задачи, сравнивает, анализирует, синтезирует образы посредством речи. Человек выстраивает образы новых предметов на основе означенных представлений и означивает новый образ, т.е. его воображение также является означенным.

Кроме того, сами психические функции человека (внимание, память и т.д.) в человеческом обществе обозначены, и ребёнок изучает их; вследствие чего, у него возникают в психике образы этих функций, их свойства, вместе с понятиями их обозначающих.

Данные обстоятельства дают возможность человеку сознательно регулировать свои психические функции, преднамеренно воспринимать, запоминать, переключать внимание, а также развивать или нейтрализовывать какие-либо неприемлемые черты характера, привычки.

Высшие психические функции лежат в основе самосознания. Это происходит аналогичным образом. Взрослые обращают внимание на ребёнка и сопровождают указывание словом («Миша»); образ самого себя вместе со словом запоминается и ребёнок выражает своё представление о самом себе словом «Миша», т. е. оделяет себя от других. А в дальнейшем происходит переозначивание этого образа. Слово «Миша» изменяется на слово «я». Из сказанного видно: высшие психические функции, данные ребёнку внешне, в психологических проявлениях взаимодействующихся и общающихся родителей. А в дальнейшем, вся ситуация взаимодействия со взрослыми – он осваивает эти функции. И они (эти функции) становятся внутренними функциями.

 

 

46. Охарактеризуйте типологию нарушений психических процессов, свойств, состояний при различных видах патологии

 

Кли­ни­че­ская пси­хо­ло­гия – это об­ласть пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки, ко­то­рая изу­ча­ет ча­ст­ные и об­щие за­ко­но­мер­но­сти из­ме­не­ния и вос­ста­нов­ле­ния пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти, при раз­лич­ных пси­хи­че­ских ано­ма­ли­ях и со­стоя­ни­ях раз­ви­тия, а так­же изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти влия­ния пси­хи­че­ских фак­то­ров на ук­ре­п­ле­нии здо­ро­вья, воз­ник­но­ве­ние и пре­одо­ле­ние бо­лез­ней, а так­же ус­пеш­ную пси­хо­реа­би­ли­та­цию.

 

Кли­ни­че­ская пси­хо­ло­гия по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от гре­че­ско­го сло­ва «кли­не» - «ло­же, по­стель».

Од­ним из на­прав­ле­ний кли­ни­че­ской пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся ди­аг­но­сти­ка.

 

Объ­ёкт кли­ни­че­ской пси­хо­ло­гии – раз­лич­ные воз­рас­тные груп­пы на­се­ле­ния – де­ти, взрос­лые, ста­ри­ки – имею­щие пси­хи­че­ские от­кло­не­ния, имею­щие по­сттрав­ма­ти­че­ские стрес­со­вые рас­строй­ства, жерт­вы на­си­лия, ин­ва­ли­ды.

 

Раз­де­лы кли­ни­че­ской пси­хо­ло­гии

(ос­нов­ные смот­ри вы­ше, а т.ж. см. ни­же)

1. Ней­роп­си­хо­ло­гия;

2. Пси­хо­со­ма­ти­ка,

3. Па­топ­си­хо­ло­гия или пси­хо­ло­гия па­то­ло­гии;

4. Пси­хо­ло­гия ано­маль­но­го раз­ви­тия (или ди­зон­то­ге­нез пси­хи­ки);

5. Пси­хо­кор­рек­ция и пси­хо­те­ра­пия;

6. По­гра­нич­ные рас­строй­ства;

7. Пси­хо­ло­гия от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния (по Кар­вар­ско­му);

8. Пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ст­вие в кли­ни­ке и др.

 

Кли­ни­че­ская пси­хо­ло­гия ис­хо­дит из за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия и струк­ту­ры пси­хи­ки в нор­ме.

Кли­ни­че­ская пси­хо­ло­гия:

  1. Изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти рас­па­да пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти и свойств лич­но­сти;
  2. Срав­ни­ва­ет их с за­ко­но­мер­но­стя­ми фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия пси­хи­ки в нор­ме;
  3. Кли­ни­че­ская пси­хо­ло­гия изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти ис­ка­же­ний от­ра­жа­тель­ной дея­тель­но­сти моз­га.

 

Пред­мет кли­ни­че­ской пси­хо­ло­гии изу­ча­ет пси­хи­ку в нор­ме и от­кло­не­ния от нор­мы

Сло­во про­изош­ло от гре­че­ско­го сло­ва «па­тос» (pathos) – стра­да­ние, бо­лезнь.

 

Па­топ­си­хо­ло­гия – это от­расль пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щая бо­лез­нен­ные про­яв­ле­ния в пси­хи­ке. Изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти из­ме­не­ния и рас­па­да пси­хи­ки че­ло­ве­ка. При этом срав­ни­ва­ют её с нор­маль­ным про­те­ка­ни­ем пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти, т.е. от­кло­не­ния от нор­мы. Яв­ля­ет­ся цен­траль­ным стерж­нем кли­ни­че­ской пси­хо­ло­гии.

 

Па­топ­си­хо­ло­гия свя­за­на с пси­хи­ат­ри­ей, об­щей пси­хо­ло­ги­ей, воз­рас­тной пси­хо­ло­ги­ей, с ней­роп­си­хо­ло­ги­ей и пси­хо­фи­зио­ло­ги­ей.

 

Объ­ект па­топ­си­хо­ло­ги­ей – рас­по­ло­жен близ­ко к об­лас­ти пси­хо­ло­гии и пси­хи­ат­рии и кон­так­ти­ру­ет с ни­ми.

 

За­да­чи па­топ­си­хо­ло­гии:

1. Ди­аг­но­сти­ка,

2. Кор­рек­ция,

3. Ис­сле­до­ва­ние,

4. Про­фи­лак­ти­ка.

 

На­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний па­топ­си­хо­ло­гии:

1. На­ру­ше­ние соз­на­ния,

2. На­ру­ше­ние вос­при­ятия,

3. Рас­строй­ство па­мя­ти,

4. На­ру­ше­ние мыш­ле­ния,

5. На­ру­ше­ние лич­но­сти,

6. На­ру­ше­ние ум­ст­вен­ной ра­бо­то­спо­соб­но­сти.

 

Ме­то­ды па­топ­си­хо­ло­гии:

1. На­блю­де­ние (пси­хо­ло­ги­че­ское),

2. Бе­се­да,

3. Тес­ти­ро­ва­ние,

4. Экс­пе­ри­мент – ре­ша­ют­ся за­да­чи раз­гра­ни­че­ния нор­мы и па­то­ло­гии и ре­ша­ет­ся во­прос о сте­пе­ни от­кло­не­ния от нор­мы в фор­ме той или иной ано­ма­лии. Ис­поль­зу­ют­ся раз­лич­ные ме­то­ди­ки и тес­ты.

 

На­ру­ше­ние соз­на­ния

Это наи­ме­нее раз­ра­бо­тан­ный во­прос, свя­зан­но с труд­но­стью изу­че­ния са­мо­го объ­ек­та.

Соз­на­ние – это свой­ст­вен­ный че­ло­ве­ку спо­соб от­но­ше­ния к объ­ек­тив­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, опо­сре­до­ван­ный все­об­щи­ми фор­ма­ми об­ще­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ской дея­тель­но­сти лю­дей.

Соз­на­ние, как ка­те­го­рия, рас­смат­ри­ва­ет­ся мно­ги­ми нау­ка­ми.

Соз­на­ние с точ­ки зре­ния мар­кси­ст­кой фи­ло­со­фии: от­тал­ки­ва­ет­ся от материалистической точ­ки зре­ния и пред­став­ля­ет со­бой об­ще­ст­вен­ное су­ще­ст­во, во­вле­чён­ное в дея­тель­ность лю­дей.

Соз­на­ние вклю­ча­ет в се­бя зна­ние об ок­ру­жаю­щем ми­ре и о са­мом се­бе (са­мо­соз­на­ние).

Са­мо­соз­на­ние – это функ­ция ин­ди­ви­ду­аль­но­го «Я» и его спо­соб­ность к осоз­на­нию, са­мо­оп­ре­де­ле­нию, са­мо­иден­ти­фи­ка­цию и са­мо­оцен­ки са­мо­го се­бя как са­мо­стоя­тель­ной, от­дель­ной от все­го ми­ра, ре­аль­но­сти. Эта ре­аль­ность спо­соб­на чув­ст­во­вать, мыс­лить и дей­ст­во­вать.

Ча­ще все­го кли­ни­ци­сты и пси­хи­ат­ры рас­смат­ри­ва­ют соз­на­ние как на­ру­ше­ние пси­хи­ки.

 

Вы­де­ля­ют фор­мы на­ру­ше­ния соз­на­ния, как от­ра­же­ние ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти:

1. Пом­ра­чён­ное соз­на­ние.

Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся че­тырь­мя ос­нов­ны­ми при­зна­ка­ми:

· Дез­ори­ен­та­ция на ме­ст­но­сти, во вре­ме­ни и си­туа­ции,

· От­сут­ст­ву­ет чёт­кое вос­при­ятие ок­ру­жаю­ще­го,

· На­блю­да­ет­ся бес­связ­ность в мыш­ле­ния в раз­лич­ной сте­пе­ни,

·  За­труд­не­но вспо­ми­на­ние про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий и, как след­ст­вие, сво­их со­стоя­ний.

Осо­бен­но­сти ди­аг­но­сти­ки: Что­бы оха­рак­те­ри­зо­вать это со­стоя­ние, то долж­но про­яв­ля­ет­ся, обя­за­тель­но, все че­ты­ре при­зна­ка (ес­ли нет хо­тя бы од­но­го при­зна­ка, то это уже не пом­ра­чён­ное соз­на­ние).

2. Ог­лу­шён­ное соз­на­ние.

Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным.

На­блю­да­ет­ся при:

· Че­реп­но-моз­го­вой трав­ме (ЧМП),

· Ост­рых на­ру­ше­ни­ях ЦНС,

· Ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ни­ях,

· От­рав­ле­ни­ях.

Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

· По­вы­ше­ние по­ро­га вос­при­ятия внеш­них раз­дра­жи­те­лей.

· За­труд­не­но об­ра­зо­ва­ния ас­со­циа­ций (т.е. че­ло­век не все­гда по­ни­ма­ет смысл во­про­са или дол­го ос­мыс­ли­ва­ет то, что ему го­во­рят).

· За­мед­лён­ность дви­же­ний.

· Мол­ча­ли­вость.

· Без­у­ча­ст­ность к ок­ру­жаю­ще­му, без­раз­лич­ное вы­ра­же­ние ли­ца.

· Лег­ко впа­да­ет в дрё­му и с тру­дом ори­ен­ти­ру­ет­ся в ок­ру­жаю­щем.

Та­кое со­стоя­ние мо­жет длит­ся от не­сколь­ко ми­нут до не­сколь­ко ча­сов.

3. Де­ли­ри­оз­ное со­стоя­ние соз­на­ния.

На­блю­да­ет­ся у лю­дей с ор­га­ни­че­ским по­ра­же­ни­ем го­лов­но­го моз­га по­сле травм и ин­фек­ций.

От­ли­ча­ет­ся от ог­лу­шен­но­го соз­на­ния сле­дую­щи­ми при­зна­ка­ми:

· Ори­ен­ти­ров­ка на­ру­ша­ет­ся (при­сут­ст­ву­ет оп­ре­де­лён­ные на­плы­вы яр­ких впе­чат­ле­ний, об­рыв­ки вос­по­ми­на­ний), т.е. соз­на­ние вы­зы­ва­ет яр­кие кар­тин­ки и об­ра­зы.

· Лож­ная ори­ен­та­ция, мо­жет вы­зы­вать­ся бо­лее стой­кие ил­лю­зии и гал­лю­ци­на­ции, а так­же бре­до­вые идеи.

· Мно­го го­во­рят, ожив­лён­ная ми­ми­ка.

· Мо­жет рез­ко пе­рей­ти в воз­бу­ж­дён­ное со­стоя­ние, в ноч­ное вре­мя со­стоя­ние мо­жет уси­лит­ся.

4. Оней­ро­ид­ное или сно­вид­ное со­стоя­ние соз­на­ния.

Опи­сал учен. Май­ер-Гросс.

Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

· Смесь от­ра­же­ния ре­аль­но­го ми­ра и яр­кие пред­став­ле­ния фан­та­сти­че­ско­го ха­рак­те­ра (по рас­ска­зам лю­дей они со­вер­ша­ют меж­пла­нет­ные пе­ре­дви­же­ния и т.д.)

· В них пред­став­лен пре­ды­ду­щий опыт че­ло­ве­ка.



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Теория установки Д. Н. Узнадзе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория установки Д. Н. Узнадзе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)