Социально – когнитивное направление.
К нему относят: Альберт Бандура «Социальный бихевиоризм», Джулиан Роттер. На поведение человека безусловно влияет окружение, но сами люди также играют значимую роль и основной акцент на роли научение через наблюдение (публичное наказание (показное) – чтобы другим не повадно было). С этой точки зрения (социально-когнитивного направления) личность целиком не зависит от внешних сил, но и не является полностью свободной. Дж. Роттер считает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. Автор понятия «Локус – контроля». Может быть интернальным и экстернальным, где причины событий, проходящих с человеком в самом нем или во внешнем окружении (экстрапунитивность – обвинение внешнего в причинах, интрапунитивность – человек сам ответственен за то, что с ним происходит).
Гештальтпсихология Это направление возникло в Германии в тот период, когда в США бихевиоральный бунт против психологии сознания – первая половина XX века. Слово «гештальт» переводится с немецкого языка как форма, структура. В действительности гештальт – это целостный психический образ воспринимаемого или представляемого человеком предмета, целостный образ. В то время как Вундт и его ученики стремились расщепить психику на отдельные составляющие (ощущение, восприятие), гештальт-психологи поставили перед собой задачу изучать психическое целостно. Ядро этой школы образовали три психолога: М. Вертгеймер (1880-1943гг.), В. Келлер (1887-1967гг.) и К. Коффка (1886-1941гг.).
Основные положения гештальт-психологов: 1. Человек воспринимает и представляет предметы, ситуации, людей целостно, то есть возникает целостный психический образ, который запоминается, а затем представляется. 2. Образ или целостное представление о предмете и есть гештальт. 3. Способность к целостному структурному отражению предметов изначально присуще человеку. Человек осуществляет различные действия, познаёт окружающий мир, вследствие этого в его психике образуются гештальты – целостные образы. Прочтение книги – это образование гештальта. Изучение учебника – также образование гештальта. Психологи указывают, что гештальты могут быть законченными и незаконченными с недостающими элементами. Таким гештальтом является задача (решение – недостающий гештальт). Решение задачи рассматривали как мгновенный акт переструктурирования гештальта, образование нового законченного гештальта – задача с её решением. Решение переживается человеком как инсайт. Инсайт – переход к новой образной структуре задачи от мгновенного мышления.
Были выявлены законы образования гештальта: · Закон транспозиции: целостный образ возникает не на отдельные раздражители предметной ситуации, а на соотношении этих раздражителей; · Закон прегнантности выражается в тенденции психического образа принять законченную форму (если какие-то элементы в образе отсутствуют, то человек стремится в воображении заполнить эти фрагменты, что бы были законченные образы); · Закон константности заключается в постоянстве психического образа предмета при изменении условий его восприятия; · Закон фигуры и фона. На образование целостного образа предмета оказывает фон, на котором предмет воспринимается.
4. Гештальт-психологи внесли существенный вклад в теорию восприятия. Они определили свойства восприятия, такие как: · Предметность, · Целостность, · Избирательность и т.д.
Ф. Перлз выделял три зоны сознавания: 1. Внутренняя зона — это явления и процессы, происходящие в нашем теле. 2. Внешняя зона — включает внешние события, которые отражаются сознанием. 3. Средняя зона — это фантазии, верования, отношения. При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредотачиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас». По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, то есть гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей. Гештальт-терапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции. В гештальт-теории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1. Интроекцию. 2. Проекцию. 3. Ретрофлексию. 4. Дефлексию. 5. Конфлуенцию. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот не ассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности Гештальт-психологи ошибочно полагали, что способность к целостному восприятию предмета (образование гештальта) носит врождённый характер и развивается по мере возрастной эволюции. В действительности это не так: целостный образ предмета, представления о нем возникают у человека в процессе познавательной деятельности по изучению этого предмета. Гештальт психологи не могли увязать свои исследования с деятельностью человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности к предмету. Они исследовали восприятие человека вне деятельности, и потому это направление является сегодня реликтовым.
“Психодрама” — широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются. Эта группа процедур основана на развитии в драматизированной форме определенного аспекта существования пациента, выявляемого им в терапевтической ситуации. Началом этого действия может послужить какое-то высказывание или жест пациента, привлекшие внимание терапевта. В дальнейшем путем анализа содержания, заключающегося в первоначальном высказывании или жесте, пациент в сотрудничестве с терапевтом постепенно подводится к сложному действию в форме вербально-двигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания. Терапевт помогает пациенту сосредоточиваться на поочередно возникающих содержаниях, осуществлять поиск соответствующих форм экспрессии, предпринимать действия, стимулируемые очередными переживаниями, раскрыть значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов. Драматизация может касаться очень разных содержаний и сторон личности пациента, например незаконченных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т.д. Ход некоторых процедур приобретает иногда особенно драматическую форму, однако терапевт не должен стремиться к достижению внешних, "эстетических" эффектов, поскольку желаемый терапевтический результат вызывается не богатством экспрессии, а изменением внутренней системы значений, связанных с выполняемыми действиями. Психодрама - метод групповой психотерапии, представляющий собой левую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами. Психодрама, как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработан Морено (Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в «театре жизни». Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного, психотерапевтического метода. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создав благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем иконфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального peагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Дальнейшие исследования в облаете психодрамы подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что психодрама способствует преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта. Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист — пациент — субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается также, как «вспомогательные Я». «Вспомогательные Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного Я. Выделяют несколько основных функций "вспомогательных Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство. Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную («разогрев»);собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр. Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др. Третья фаза — фаза обсуждения, или интеграции, - является завершающей. Начинается она обычно с высказываний пациентов, не принимавших непосредственного участия в психодраматическом действии, о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется обратная связь протагонисту, происходит анализ и интерпретация психодраматического действия. Метод психодрамы, ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках ncuхоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-mepanuu, тренинговых методов. Наиболее успешно психодрама может использоваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой психотерапии широко используется при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии.
Гуманистическая психология
Личность рассматривается как некое психическое образование, возникающие в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоение общественных форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность является неким психическим образованием, которое относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Это течение начало развиваться в 30-е годы XX века и получило своё наиболее развитие в 50-60 годы. Оно оказало большое влияние на развитие социальной психологии. Психологи всё больше стали интересоваться личностью как «эмпирическим Я» и внутренней структурой личности. Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдиским концепциям. Представители этого направления резко возражали против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо к стремлению к удовольствию, либо тенденцией к агрессии, либо защите от общества. Они отвергали положение, что природные импульсы обязательно враждебны обществу. Они предложили рассматривать в качестве источника поведения врождённые альтруистические мотивы. К. Роджерс, Абрахам Маслоу. Основные положения о личности, с точки зрения гуманистической психологии:
Движущие силы развития личности в гуманистической психологии: От природы человек стремится к самосовершенствованию. Важные понятия теории Роджерса: феноменологическое поле или поле опыта – в нем происходят определенные события, которые и определяют поведение человека.
В феноменологическом (субъективном) опыте человека существует некая структура, которую Роджерс называет «Self», позже, на основе этого, формируется «Я – концепция» (представление о себе). Воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают человека забыть о собственных чувствах, потребностях, желаниях и принять ценности, навязанные другими. Поэтому человек развивается не так, как следовало бы в идеале (исходя из своих желаний, потребностей, способностей и т. д.). Отсюда появляется источник неудовлетворенности и аномалий поведения. В «Я – концепции» человека существуют: - Я – идеальное - Я – реальное
Прямой выход из раздвоения – индирективная психотерапия Роджерса или терапия, клиент – центрированная на человеке. Свой метод терапии он назвал не директивным, то есть сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациента должен основываться на взаимном уважении; при этом оба они являются полноправными участниками беседы или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности – единственное правило терапевта. Центральным звеном в терапии личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми у него создаётся представление о себе самом.Однакоформирование самооценки не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценки лежит как бы внутри организма ребёнка, то есть здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врождённых качеств. Таким образом, у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности определяется врождённой тенденцией. Социальная среда играет лишь роль внешнего, чуждой природе человека фактора давления.
Г. Олпорт разработал психологическую теорию личности, получившую название теория черт. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологических или другого, менее строгого её обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Согласно А. Маслоу, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным, для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не может быть сведены к чему-то ещё более высокому. Эти ценности (добро, истина, справедливость, красота и т.д.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстаёт как процесс постоянного выбора. Самоактуализирующая личность всегда выбирает движение вперёд, преодолевая препятствия. Самоактуализация – это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это явление врождённое, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, справедливости, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Также А. Маслоу выделяет в структуре личности ещё несколько основных потребностей: · Потребность продолжения рода, · Потребность в пище, · Потребность в безопасности, · Потребность в защите, · Потребность в истине, · Потребность в добре и т.д.
Трансактный анализ Э. Берна (1910—1970) Одна из наиболее популярных психотерапевтических концепций, трансактный анализ, т.е. анализ взаимодействий, Э. Берна, стал широко известным еще в 1960-е годы, когда одна за другой вышли книги Э. Берна, завоевавшие статус бестселлеров практически во всем мире. Эклектическая по своей композиции, концепция Э. Берна вобрала в себя идеи и понятия психодинамического и бихевиорального подходов, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют (реализуют “сценарий”) взаимодействие личности с собой и с другими. Концепция Э. Берна исходит из способности индивида осознать свое поведение и отделить неадекватные его структуры (“паттерны”) от себя. Поскольку у человека есть право выбора, он может стать независимым от своего прошлого, от навязанных ему стереотипов поведения и тем самым изменить судьбу (“жизненный сценарий”). Вообще, отличие концепции Э. Берна от других состоит — это следует подчеркнуть особо — в том, что он не фиксирует внимание и усилия на отдельных поведенческих структурах, а апеллирует к гораздо более значимым и длительным формам и последствиям поведения. Речь, в конечном итоге, идет о судьбе человека, и даже не только о его личной судьбе, а о судьбе целого его рода, так как сценарий жизни — на то и сценарий, что подчиняет себе, своей программе жизнь нескольких поколений в семье. Иначе говоря, в концепцию Э. Берна включены также отношения со временем. Есть даже специальная трансакция — “структурирование времени”. Рассмотрим ключевые понятия концепции. В центре концепции — понятие “эго-состояние”. Таких эго-состояний Э. Берн выделяет три: родитель, ребенок и взрослый. “Родитель” — это эго-состояние с интериоризованными рационализированными нормами долженствований, требований и запретов. “Ребенок” — эго-состояние импульсивного, эмоционального реагирования со спонтанным (хотя оно может при этом варьировать — от беспомощного до протестующего) поведением. “Взрослый” — эго-состояние, которое воплощает в себе как бы объективную, рассудительную и вместе с тем эмпатическую, доброжелательную часть личности. Согласно Э. Берну, осознание клиентом своего актуального эго-состояния — первый шаг к изменению поведения в сторону его оптимизации. Детально разработанная концепция Э. Берна со своим языком, своей базисной терминологией предлагает еще целый ряд понятий, существенных для понимания того, что, по Э. Берну, происходит между людьми при общении. Вот краткое описание этой терминологии. “Игра” — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости — полноценного контакта — путем манипулятивного поведения. Примеры игр: “Да, но...”; “Ах, если бы не ты...”; “Какой я несчастный...”; “Смотри, что ты сделал со мной...” и т.п. “Поглаживания” — трансакции, направленные на индуцирование положительных или отрицательных чувств. Различают поглаживания позитивные (“Вы мне симпатичны”), негативные (“Ты мне неприятен”); условные (“Ты бы мне больше нравился, если бы... “) и безусловные (“Я принимаю тебя таким, какой ты есть”). “Вымогательство” — способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства и как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. “Вымогательство” — это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. “Запреты и ранние решения” — одно из ключевых понятий трансактного анализа, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям, из эго-состояния “ребенок” в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения и т.п. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется “ранние решения”, т.е. формулы поведения, вытекающие из “запретов”. Цели психологической помощи. Главная цель — помочь клиенту осознать свои игры, жизненный сценарий, эго-состояния и — при необходимости — принять новые решения, относящиеся к поведению и построению жизни. Сущность психологической помощи заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям близости. Позиция психолога. Исходя из общего замысла концепции и целей психологической помощи, основная задача психолога — обеспечить необходимый инсайт. Отсюда вытекают и требования к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиций учителя и эксперта. Вместе с тем — и это важно — психолог обязан апеллировать к эго-состоянию “взрослый” в клиенте, а не потакать невротическим поведенческим стереотипам. Психотехника в трансактном анализе. Психотехника трансактного анализа в основном заимствована из гештальт-терапии. Однако в центре консультативного и психотерапевтического процесса находятся специфические приемы, вытекающие из содержания самой концепции. Структурный анализ эго-позиции предполагает демонстрацию и взаимодействие с помощью техники ролевых игр, “пустого кресла” и др. с сопутствующими обеспечениями фактического и возможного характера трансакций. Особо выделяются две проблемы: контаминации, когда смешиваются два разных эго-состояния, и исключения, когда эго-состояния жестко отграничены друг от друга. Семейное моделирование сочетает в себе элементы психодрамы и структурного анализа эго-состояний, когда участник группы (эта техника обычно используется в групповой работе) воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Анализ игр и вымогательств, анализ ритуалов и структурирования времени, анализ позиции в общении (“Я хороший и ты хороший”, “Я плохой и ты плохой”, “Я хороший, ты плохой”, “Я плохой, ты хороший”) и, наконец, анализ сценария — важные и весьма полезные приемы работы в системе трансактного анализа.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |