Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально – когнитивное направление.



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Социально – когнитивное направление. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К нему относят: Альберт Бандура «Социальный бихевиоризм», Джулиан Роттер. На поведение человека безусловно влияет окружение, но сами люди также играют значимую роль и основной акцент на роли научение через наблюдение (публичное наказание (показное) – чтобы другим не повадно было).

С этой точки зрения (социально-когнитивного направления) личность целиком не зависит от внешних сил, но и не является полностью свободной. Дж. Роттер считает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. Автор понятия «Локус – контроля». Может быть интернальным и экстернальным, где причины событий, проходящих с человеком в самом нем или во внешнем окружении (экстрапунитивность – обвинение внешнего в причинах, интрапунитивность – человек сам ответственен за то, что с ним происходит).  

 

Геш­тальт­пси­хо­ло­гия

Это на­прав­ле­ние воз­ник­ло в Гер­ма­нии в тот пе­ри­од, ко­гда в США би­хе­вио­раль­ный бунт про­тив пси­хо­ло­гии соз­на­ния – пер­вая по­ло­ви­на XX ве­ка.

Сло­во «геш­тальт» пе­ре­во­дит­ся с не­мец­ко­го язы­ка как фор­ма, струк­ту­ра.

В дей­ст­ви­тель­но­сти геш­тальт – это це­ло­ст­ный пси­хи­че­ский об­раз вос­при­ни­мае­мо­го или пред­став­ляе­мо­го че­ло­ве­ком пред­ме­та, це­ло­ст­ный об­раз. В то вре­мя как Вундт и его уче­ни­ки стре­ми­лись рас­ще­пить пси­хи­ку на от­дель­ные со­став­ляю­щие (ощу­ще­ние, вос­при­ятие), геш­тальт-пси­хо­ло­ги по­ста­ви­ли пе­ред со­бой за­да­чу изу­чать пси­хи­че­ское це­ло­ст­но.

Яд­ро этой шко­лы об­ра­зо­ва­ли три пси­хо­ло­га: М. Верт­гей­мер (1880-1943гг.), В. Кел­лер (1887-1967гг.) и К. Коф­фка (1886-1941гг.).

 

Ос­нов­ные по­ло­же­ния геш­тальт-пси­хо­ло­гов:

1. Че­ло­век вос­при­ни­ма­ет и пред­став­ля­ет пред­ме­ты, си­туа­ции, лю­дей це­ло­ст­но, то есть воз­ни­ка­ет це­ло­ст­ный пси­хи­че­ский об­раз, ко­то­рый за­по­ми­на­ет­ся, а за­тем пред­став­ля­ет­ся.

2. Об­раз или це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние о пред­ме­те и есть геш­тальт.

3. Спо­соб­ность к це­ло­ст­но­му струк­тур­но­му от­ра­же­нию пред­ме­тов из­на­чаль­но при­су­ще че­ло­ве­ку.

Че­ло­век осу­ще­ст­в­ля­ет раз­лич­ные дей­ст­вия, по­зна­ёт ок­ру­жаю­щий мир, вслед­ст­вие это­го в его пси­хи­ке об­ра­зу­ют­ся геш­таль­ты – це­ло­ст­ные об­ра­зы. Про­чте­ние кни­ги – это об­ра­зо­ва­ние геш­таль­та. Изу­че­ние учеб­ни­ка – так­же об­ра­зо­ва­ние геш­таль­та.

Пси­хо­ло­ги ука­зы­ва­ют, что геш­таль­ты мо­гут быть за­кон­чен­ны­ми и не­за­кон­чен­ны­ми с не­дос­таю­щи­ми эле­мен­та­ми. Та­ким геш­таль­том яв­ля­ет­ся за­да­ча (ре­ше­ние – не­дос­таю­щий геш­тальт).

Ре­ше­ние за­да­чи рас­смат­ри­ва­ли как мгно­вен­ный акт пе­ре­струк­ту­ри­ро­ва­ния геш­таль­та, об­ра­зо­ва­ние но­во­го за­кон­чен­но­го геш­таль­та – за­да­ча с её ре­ше­ни­ем. Ре­ше­ние пе­ре­жи­ва­ет­ся че­ло­ве­ком как ин­сайт. Ин­сайт – пе­ре­ход к но­вой об­раз­ной струк­ту­ре за­да­чи от мгно­вен­но­го мыш­ле­ния.

 

Бы­ли вы­яв­ле­ны за­ко­ны об­ра­зо­ва­ния геш­таль­та:

· За­кон транс­по­зи­ции: це­ло­ст­ный об­раз воз­ни­ка­ет не на от­дель­ные раз­дра­жи­те­ли пред­мет­ной си­туа­ции, а на со­от­но­ше­нии этих раз­дра­жи­те­лей;

· За­кон пре­гнант­но­сти вы­ра­жа­ет­ся в тен­ден­ции пси­хи­че­ско­го об­раза при­нять за­кон­чен­ную фор­му (ес­ли ка­кие-то эле­мен­ты в об­ра­зе от­сут­ст­ву­ют, то че­ло­век стре­мит­ся в во­об­ра­же­нии за­пол­нить эти фраг­мен­ты, что бы бы­ли за­кон­чен­ные об­ра­зы);

· За­кон кон­стант­но­сти за­клю­ча­ет­ся в по­сто­ян­ст­ве пси­хи­че­ско­го об­раза пред­ме­та при из­ме­не­нии ус­ло­вий его вос­при­ятия;

· За­кон фи­гу­ры и фо­на. На об­ра­зо­ва­ние це­ло­ст­но­го об­раза пред­ме­та ока­зы­ва­ет фон, на ко­то­ром пред­мет вос­при­ни­ма­ет­ся.

 

4. Геш­тальт-пси­хо­ло­ги вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в тео­рию вос­при­ятия.

Они оп­ре­де­ли­ли свой­ст­ва вос­при­ятия, та­кие как:

· Пред­мет­ность,

· Це­ло­ст­ность,

· Из­би­ра­тель­ность и т.д.

 

Ф. Перлз выделял три зоны сознавания:

1. Внутренняя зона — это явления и процессы, происхо­дящие в нашем теле.

2. Внешняя зона — включает внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Средняя зона — это фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточе­нию на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса со­знания, вынуждает клиента сосредотачиваться на про­шлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у лю­дей обусловлены тем, что их личность не составляет еди­ного целого, то есть гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собст­венных чувств и мыслей.

Гештальт-терапия стремится побудить человека пере­живать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз и понять прежде игнорировавшиеся им физиче­ские ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в резуль­тате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальт-теории различают пять механизмов нару­шения процесса саморегуляции:

1. Интроекцию.

2. Проекцию.

3. Ретрофлексию.

4. Дефлексию.

5. Конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот не ассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности

Геш­тальт-пси­хо­ло­ги оши­боч­но по­ла­га­ли, что спо­соб­ность к це­ло­ст­но­му вос­при­ятию пред­ме­та (об­ра­зо­ва­ние геш­таль­та) но­сит вро­ж­дён­ный ха­рак­тер и раз­ви­ва­ет­ся по ме­ре воз­рас­тной эво­лю­ции. В дей­ст­ви­тель­но­сти это не так: це­ло­ст­ный об­раз пред­ме­та, пред­став­ле­ния о нем воз­ни­ка­ют у че­ло­ве­ка в про­цес­се по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти по изу­че­нию это­го пред­ме­та.

Геш­тальт пси­хо­ло­ги не мог­ли увя­зать свои ис­сле­до­ва­ния с дея­тель­но­стью че­ло­ве­ка, по­сред­ст­вом ко­то­рой он удов­ле­тво­ря­ет свои по­треб­но­сти к пред­ме­ту.

Они ис­сле­до­ва­ли вос­при­ятие че­ло­ве­ка вне дея­тель­но­сти, и по­то­му это на­прав­ле­ние яв­ля­ет­ся се­го­дня ре­лик­то­вым.

 

“Психодрама” — широко используется в гештальт-терапии, в том числе для прояснения межличностных отношений и для проработки сновидений, которые, в отличие от психодинамического подхода, не интерпретируются, а драматизируются. Эта группа процедур основана на развитии в драматизированной форме определенного аспекта существования пациента, выявляемого им в терапевтической ситуации. Началом этого действия может послужить какое-то высказывание или жест пациента, привлекшие внимание терапевта. В дальнейшем путем анализа содержания, заключающегося в первоначальном высказывании или жесте, пациент в сотрудничестве с терапевтом постепенно подводится к сложному действию в форме вербально-двигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания. Терапевт помогает пациенту сосредоточиваться на поочередно возникающих содержаниях, осуществлять поиск соответствующих форм экспрессии, предпринимать действия, стимулируемые очередными переживаниями, раскрыть значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов.

Драматизация может касаться очень разных содержаний и сторон личности пациента, например незаконченных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т.д. Ход некоторых процедур приобретает иногда особенно драматическую форму, однако терапевт не должен стремиться к достижению внешних, "эстетических" эффектов, поскольку желаемый терапевтический результат вызывается не богатством экспрессии, а изменением внутренней системы значений, связанных с выполняемыми действиями.

Психодрама - метод групповой психотерапии, представляющий собой левую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.

Психодрама, как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработан Морено (Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в «театре жизни». Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послу­жили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного, психотерапевтического метода.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создав благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем иконфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального peагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.          

Дальнейшие исследования в облаете психодрамы подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изме­нением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием пси­ходраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту сво­бодного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности вне­сти в игру собственные импровизации; по­лучение пациентом положительного под­крепления по окончании действия. Отме­чают также, что психодрама  способствует преодоле­нию защитных позиций пациентов, усили­вает эмоциональную вовлеченность, помо­гает изучению собственных проблем, дос­тижению катарсиса и инсайта.

Классическая процедура психодрамы  предпола­гает наличие следующих элементов:

1. Протагонист — пациент — субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы.

2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает паци­енту исследовать свои проблемы. Функ­ции терапевта заключаются в организа­ции психодраматического действия, про­странства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтан­ности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), вы­явлении проблем и переживаний паци­ента, комментировании, включении вспо­могательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего.

3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции тера­певта. Эта категория обозначается также, как «вспомогательные Я». «Вспомо­гательные Я» могут олицетворять значи­мых для протагониста людей или части его собственного Я. Выделяют несколько основных функций "вспомогательных Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист восприни­мает взаимоотношения с другими персона­жами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; на­правлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перей­ти от драматического действия к реальной жизни.

4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредствен­ного участия в психодраматическом дей­ствии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно про­тагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе.

5. Сцена — место, где разворачивается психодрамати­ческое действие, жизненное пространство.

Процесс психодрамы  включает три основные фазы: инициальную, или подготовитель­ную («разогрев»);собственно драматичес­кое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонис­том, подготовка протагониста и других уча­стников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтан­ности участников, ослаблении страха, трево­ги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосфе­ры. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «жи­вые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуа­ций и пр. Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чув­ства, отношения, установки, проблемы и кон­фликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойни­ки», «другие Я», монолог, диалог, построе­ние будущего, проба реальности и др. Тре­тья фаза — фаза обсуждения, или интегра­ции, - является завершающей. Начинает­ся она обычно с высказываний пациентов, не принимавших непосредственного учас­тия в психодраматическом действии, о сво­их впечатлениях, о собственных пережива­ниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также пре­доставляется обратная связь протагонисту, происходит анализ и интерпретация психо­драматического действия.

Метод психодрамы, ее различные приемы и проце­дуры используются не только в рамках ncuхоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация матери­ала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различ­ными теоретическими ориентациями. В ча­стности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при прове­дении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-mepanuu, тренинговых методов.

Наиболее успешно психодрама может использо­ваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осозна­ния.

Психодрама как составная часть групповой пси­хотерапии широко используется при лече­нии больных с нервно-психическими рас­стройствами и психосоматическими заболе­ваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотера­пии.

 

Гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия

 

Лич­ность рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­кое пси­хи­че­ское об­ра­зо­ва­ние, воз­ни­каю­щие в про­цес­се жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве, как про­дукт раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го опы­та, ус­вое­ние об­ще­ст­вен­ных форм по­ве­де­ния. Для пси­хо­ло­гов гу­ма­ни­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния лич­ность яв­ля­ет­ся не­ким пси­хи­че­ским об­ра­зо­ва­ни­ем, ко­то­рое от­но­сит­ся не толь­ко к ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти, но и к са­мо­му се­бе.

Это те­че­ние на­ча­ло раз­ви­вать­ся в 30-е го­ды XX ве­ка и по­лу­чи­ло своё наи­бо­лее раз­ви­тие в 50-60 го­ды. Оно ока­за­ло боль­шое влия­ние на раз­ви­тие со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии.

Пси­хо­ло­ги всё боль­ше ста­ли ин­те­ре­со­вать­ся лич­но­стью как «эм­пи­ри­че­ским Я» и внут­рен­ней струк­ту­рой лич­но­сти.

Гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия из­на­чаль­но про­ти­во­пос­тав­ля­лась не­оф­рей­ди­ским кон­цеп­ци­ям. Пред­ста­ви­те­ли это­го на­прав­ле­ния рез­ко воз­ра­жа­ли про­тив по­ло­же­ния о том, что че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние обу­слов­ле­но ли­бо к стрем­ле­нию к удо­воль­ст­вию, ли­бо тен­ден­ци­ей к аг­рес­сии, ли­бо за­щи­те от об­ще­ст­ва. Они от­вер­га­ли по­ло­же­ние, что при­род­ные им­пуль­сы обя­за­тель­но вра­ж­деб­ны об­ще­ст­ву. Они пред­ло­жи­ли рас­смат­ри­вать в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка по­ве­де­ния вро­ж­дён­ные аль­труи­сти­че­ские мо­ти­вы.

К. Роджерс, Абрахам Маслоу.

Основные положения о личности, с точки зрения гуманистической психологии:

  1. Представление о личности как личностном индивиде (любой, даже новорожденный, уже личность).
  2. Оценка личности осуществляется с точки зрения того, как себя видит человек в будущем. В этом и состоит главное отличие от психоанализа. Важна перспектива понятия будущего.
  3. Идея мотивов личности: стремление к росту, развитию, самоактуализации, самореализации, само … и т.д.
  4. Человек от природы хорош и способен (готов) к самосовершенствованию.
  5. Люди в высшей степени сознательные и разумные создания, без доминирующих бессознательных конфликтов и потребностей.
  6. Люди – активные творцы собственной жизни.

Движущие силы развития личности в гуманистической психологии:

От природы человек стремится к самосовершенствованию.

Важные понятия теории Роджерса: феноменологическое поле или поле опыта – в нем происходят определенные события, которые и определяют поведение человека.

  1. Понять поведение человека может быть только в терминах его субъективного восприятия.
  2. Человек по природе хорош.
  3. У личности существует одна главная потребность – это тенденция к актуализации, это тенденция к росту, развитию действовать с самого начала, не смотря на препятствия. Поэтому никто, кроме человека, не знает, что для него лучше.

В феноменологическом (субъективном) опыте человека существует некая структура, которую Роджерс называет «Self», позже, на основе этого, формируется «Я – концепция» (представление о себе).

Воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают человека забыть о собственных чувствах, потребностях, желаниях и принять ценности, навязанные другими. Поэтому человек развивается не так, как следовало бы в идеале (исходя из своих желаний, потребностей, способностей и т. д.). Отсюда появляется источник неудовлетворенности и аномалий поведения. В «Я – концепции» человека существуют:

- Я – идеальное

- Я – реальное

 

Прямой выход из раздвоения – индирективная психотерапия Роджерса или терапия, клиент – центрированная на человеке. Свой ме­тод те­ра­пии он на­звал не ди­рек­тив­ным, то есть со­сре­до­то­чен­ным на па­ци­ен­те.

Со­глас­но это­му ме­то­ду, врач не дол­жен ока­зы­вать дав­ле­ние на па­ци­ен­та. Кон­такт ме­ж­ду вра­чом и па­ци­ен­та дол­жен ос­но­вы­вать­ся на вза­им­ном ува­же­нии; при этом оба они яв­ля­ют­ся пол­но­прав­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми бе­се­ды или кон­так­та. Функ­ция те­ра­пев­та со­сто­ит в соз­да­нии та­кой си­туа­ции, где врач вы­сту­па­ет как вто­рое «Я» кли­ен­та и с по­ни­ма­ни­ем от­но­сит­ся к его внут­рен­не­му ми­ру. Глу­бо­кое ува­же­ние к ин­ди­ви­ду­аль­ной по­зи­ции лич­но­стиедин­ст­вен­ное пра­ви­ло те­ра­пев­та.

Цен­траль­ным зве­ном в те­ра­пии лич­но­сти Род­жер­са яв­ля­ет­ся ка­те­го­рия са­мо­оцен­ки. В ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия ре­бён­ка со взрос­лы­ми и дру­ги­ми деть­ми у не­го соз­да­ёт­ся пред­став­ле­ние о се­бе са­мом.Од­на­кофор­ми­ро­ва­ние са­мо­оцен­ки не про­хо­дит без кон­флик­та. Час­то оцен­ка ок­ру­жаю­щих не со­от­вет­ст­ву­ет са­мо­оцен­ки. Про­ис­хо­дит слож­ный про­цесс «взве­ши­ва­ния», ко­то­рый Род­жерс на­зы­ва­ет «ор­га­ни­че­ским оце­ноч­ным про­цес­сом», по­сколь­ку ис­точ­ник оцен­ки ле­жит как бы внут­ри ор­га­низ­ма ре­бён­ка, то есть здесь мы вновь стал­ки­ва­ем­ся с по­ня­ти­ем вро­ж­дён­ных ка­честв. Та­ким об­ра­зом, у Род­жер­са, как и в не­оф­рей­диз­ме, раз­ви­тие лич­но­сти оп­ре­де­ля­ет­ся вро­ж­дён­ной тен­ден­ци­ей. Со­ци­аль­ная сре­да иг­ра­ет лишь роль внеш­не­го, чу­ж­дой при­ро­де че­ло­ве­ка фак­то­ра дав­ле­ния.

 

Г. Ол­порт раз­ра­бо­тал пси­хо­ло­ги­че­скую тео­рию лич­но­сти, по­лу­чив­шую на­зва­ние тео­рия черт. Со­глас­но этой тео­рии лю­ди от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га по на­бо­ру и сте­пе­ни раз­ви­тия у них от­дель­ных, не­за­ви­си­мых черт, а опи­са­ние лич­но­сти мож­но по­лу­чить на ос­но­ве тес­то­ло­ги­че­ских или дру­го­го, ме­нее стро­го­го её об­сле­до­ва­ния, ос­но­ван­но­го, на­при­мер, на обоб­ще­нии жиз­нен­ных на­блю­де­ний раз­ных лю­дей за дан­ной лич­но­стью.

 

Со­глас­но А. Мас­лоу, ос­нов­ная по­треб­ность че­ло­ве­ка – это са­мо­ак­туа­ли­за­ция, стрем­ле­ние к са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нию и са­мо­вы­ра­же­нию.

«Са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щие­ся лю­ди все без ис­клю­че­ния во­вле­че­ны в ка­кое-то де­ло… Они пре­да­ны это­му де­лу, оно яв­ля­ет­ся чем-то очень цен­ным, для них – это сво­его ро­да при­зва­ние». Все лю­ди та­ко­го ти­па стре­мят­ся к реа­ли­за­ции выс­ших цен­но­стей, ко­то­рые, как пра­ви­ло, не мо­жет быть све­де­ны к че­му-то ещё бо­лее вы­со­ко­му. Эти цен­но­сти (доб­ро, ис­ти­на, спра­вед­ли­вость, кра­со­та и т.д.) вы­сту­па­ют для них как жиз­нен­но важ­ные по­треб­но­сти. Су­ще­ст­во­ва­ние для са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щей­ся лич­но­сти пред­ста­ёт как про­цесс по­сто­ян­но­го вы­бо­ра. Са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щая лич­ность все­гда вы­би­ра­ет дви­же­ние впе­рёд, пре­одо­ле­вая пре­пят­ст­вия. Са­мо­ак­туа­ли­за­ция – это про­цесс по­сто­ян­но­го раз­ви­тия и прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции сво­их воз­мож­но­стей.

По мне­нию А. Мас­лоу, са­мо­ак­туа­ли­за­ция – это яв­ле­ние вро­ж­дён­ное, она вхо­дит в при­ро­ду че­ло­ве­ка. Че­ло­век ро­ж­да­ет­ся с по­треб­но­стя­ми в до­б­ре, спра­вед­ли­во­сти, доб­ро­же­ла­тель­но­сти. Они со­став­ля­ют яд­ро че­ло­ве­ка. И че­ло­век дол­жен уметь эти по­треб­но­сти реа­ли­зо­вать.

Так­же А. Мас­лоу вы­де­ля­ет в струк­ту­ре лич­но­сти ещё не­сколь­ко ос­нов­ных по­треб­но­стей:

· По­треб­ность про­дол­же­ния ро­да,

· По­треб­ность в пи­ще,

· По­треб­ность в безо­пас­но­сти,

· По­треб­ность в за­щи­те,

· По­треб­ность в ис­ти­не,

· По­треб­ность в до­б­ре и т.д.

 

Трансактный анализ Э. Берна (1910—1970)

Одна из наиболее популярных психотерапевтических концепций, трансактный анализ, т.е. анализ взаимодействий, Э. Берна, стал широко известным еще в 1960-е годы, когда одна за другой вышли книги Э. Берна, завоевавшие статус бестселлеров практически во всем мире.

Эклектическая по своей композиции, концепция Э. Берна вобрала в себя идеи и понятия психодинамического и бихевиорального подходов, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют (реализуют “сценарий”) взаимодействие личности с собой и с другими.

Концепция Э. Берна исходит из способности индивида осознать свое поведение и отделить неадекватные его структуры (“паттерны”) от себя. Поскольку у человека есть право выбора, он может стать независимым от своего прошлого, от навязанных ему стереотипов поведения и тем самым изменить судьбу (“жизненный сценарий”). Вообще, отличие концепции Э. Берна от других состоит — это следует подчеркнуть особо — в том, что он не фиксирует внимание и усилия на отдельных поведенческих структурах, а апеллирует к гораздо более значимым и длительным формам и последствиям поведения. Речь, в конечном итоге, идет о судьбе человека, и даже не только о его личной судьбе, а о судьбе целого его рода, так как сценарий жизни — на то и сценарий, что подчиняет себе, своей программе жизнь нескольких поколений в семье. Иначе говоря, в концепцию Э. Берна включены также отношения со временем. Есть даже специальная трансакция — “структурирование времени”. Рассмотрим ключевые понятия концепции.

В центре концепции — понятие “эго-состояние”. Таких эго-состояний Э. Берн выделяет три: родитель, ребенок и взрослый. “Родитель” — это эго-состояние с интериоризованными рационализированными нормами долженствований, требований и запретов.

“Ребенок” — эго-состояние импульсивного, эмоционального реагирования со спонтанным (хотя оно может при этом варьировать — от беспомощного до протестующего) поведением.

“Взрослый” — эго-состояние, которое воплощает в себе как бы объективную, рассудительную и вместе с тем эмпатическую, доброжелательную часть личности.

Согласно Э. Берну, осознание клиентом своего актуального эго-состояния — первый шаг к изменению поведения в сторону его оптимизации.

Детально разработанная концепция Э. Берна со своим языком, своей базисной терминологией предлагает еще целый ряд понятий, существенных для понимания того, что, по Э. Берну, происходит между людьми при общении. Вот краткое описание этой терминологии.

“Игра” — фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости — полноценного контакта — путем манипулятивного поведения. Примеры игр: “Да, но...”; “Ах, если бы не ты...”; “Какой я несчастный...”; “Смотри, что ты сделал со мной...” и т.п.

“Поглаживания” — трансакции, направленные на индуцирование положительных или отрицательных чувств. Различают поглаживания позитивные (“Вы мне симпатичны”), негативные (“Ты мне неприятен”); условные (“Ты бы мне больше нравился, если бы... “) и безусловные (“Я принимаю тебя таким, какой ты есть”).

“Вымогательство” — способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства и как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. “Вымогательство” — это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце.

“Запреты и ранние решения” — одно из ключевых понятий трансактного анализа, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям, из эго-состояния “ребенок” в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения и т.п. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется “ранние решения”, т.е. формулы поведения, вытекающие из “запретов”.

Цели психологической помощи. Главная цель — помочь клиенту осознать свои игры, жизненный сценарий, эго-состояния и — при необходимости — принять новые решения, относящиеся к поведению и построению жизни. Сущность психологической помощи заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям близости.

Позиция психолога. Исходя из общего замысла концепции и целей психологической помощи, основная задача психолога — обеспечить необходимый инсайт. Отсюда вытекают и требования к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиций учителя и эксперта. Вместе с тем — и это важно — психолог обязан апеллировать к эго-состоянию “взрослый” в клиенте, а не потакать невротическим поведенческим стереотипам.

Психотехника в трансактном анализе. Психотехника трансактного анализа в основном заимствована из гештальт-терапии. Однако в центре консультативного и психотерапевтического процесса находятся специфические приемы, вытекающие из содержания самой концепции.

Структурный анализ эго-позиции предполагает демонстрацию и взаимодействие с помощью техники ролевых игр, “пустого кресла” и др. с сопутствующими обеспечениями фактического и возможного характера трансакций. Особо выделяются две проблемы: контаминации, когда смешиваются два разных эго-состояния, и исключения, когда эго-состояния жестко отграничены друг от друга.

Семейное моделирование сочетает в себе элементы психодрамы и структурного анализа эго-состояний, когда участник группы (эта техника обычно используется в групповой работе) воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи.

Анализ игр и вымогательств, анализ ритуалов и структурирования времени, анализ позиции в общении (“Я хороший и ты хороший”, “Я плохой и ты плохой”, “Я хороший, ты плохой”, “Я плохой, ты хороший”) и, наконец, анализ сценария — важные и весьма полезные приемы работы в системе трансактного анализа.

 



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Социально – когнитивное направление. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально – когнитивное направление.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)