Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия конфуцианства.



2019-08-13 267 Обсуждений (0)
Философия конфуцианства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Китай.

Согласно одному из мифов древнего Китая, первоначально был хаос. Упорядочивание хаоса осуществлялось за счет двух космических сил: небесной силы (Ян) и земной силы (Инь). У этих слов есть другие значение: Ян – светлое мужское, Инь – темное женское. Согласно другому древнекитайскому мифу, хаос упорядочивал сверхъестественный человек – Пань Гу, который возник из сверхъестественного яйца, которое, в свою очередь, некоторым сверхъестественным образом возникло из хаоса.

Основные понятия китайской философии.

дао – в первом приближении переводится как путь

ли – церемония, традиция, ритуал

сяо – почитание родителей

ди – почитание старшего брата

Отличительная особенность Китайской философии – слабодоказательность, Несмотря на то, что в Китае к этому времени были зачатки математики, астрономии и медицины, дедуктивная математика отсутствовала. Никаких строгих доказательств в философских системах нет, аргументация ведется с помощью аналогий и сравнений.

Философия древнего Китая мало систематизирована и слабо рационализирована. В китайской философии нет разнообразия философских понятий, их формулировка была затруднена.

Философские системы. Основные философские системы древнего Китая следующие:

1)Конфуцианство

2)Моизм

3)Даосизм

4)Школа закона (легизм)

5)Школа Инь-Ян

6)Школа имен

 

Конфуцианство.

Основателем является Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуций родился в знатной семье, но был беден, и поэтому ему пришлось работать и пастухом, и сторожем. В 15 лет он начал учиться; только в 50 годам он основал свою школу. У него было много учеников, которые записывали как поучения самого Конфуция, так и свои собственные мысли, в результате чего образовалась основная книга конфуцианства: «Беседы и высказывания».

Онтология.

С точки зрения Конфуция, небо – высшая сила, которая следит за справедливостью на Земле. Небо он рассматривает также как рок, судьбу, дао. Судьба человека, по мнению Конфуция, предопределена.

Конфуций не отрицал существование духов и верил в культ предков. К духам не надо приближаться ним достаточно близко. Следует вести дела с конкретными людьми. Только научившись служить людям, можно служить духам.

Конфуций проповедовал культ старины. По его мнению, в древности люди обладали прямотой, им была свойственна правдивость; они не обращали внимания на мелочи, учились ради самосовершенствования. Что же изменилось в настоящем? Люди стали слишком хитры, много стали ссориться друг с другом, у них исчезло чувство долго, а учиться они стали не ради самосовершенствования, а ради известности.

Этика. Этика – учение о поведении среди себе подобных, или учение о морали и нравственности. Основные этические принципы Конфуция:

1)золотая середина - серединное поведение человека между несдержанностью и осторожностью.

2)человеколюбие (жэнь). В его основе лежат принципы сяо и ди (почитание родителей и старшего брата). Конфуций и его последователи проповедовали человеколюбие к ближним (прежде всего, к своему роду и отцу общества)

3)взаимность - основная этическая заповедь Конфуция. Однажды один из его учеников подошел попросил его выразить суть своего высказывание в одном предложении. Конфуций ответил: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

Человек который следует этим основным этическим признаком, был назван Конфуцием благородным мужем, которым отличается от низкого и простого человека. Благородный муж следует долгу, простолюдин, или низкий человек, стремиться занять хорошее положение и извлечь выгоду. Благородный муж живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, простолюдин – наоборот, следует за другими людьми, но не живет с ними в согласии. Благородный муж боится веления бога, великих людей, слов мудрых. Простолюдин ничего из этого не боится. Он не боится велений неба, потому что их не знает. Он не почитает великих людей и не следует словам мудрецов.

Благородный муж – это не только этическое, но и политическое понятие, т.к. благородные мужи были членами правящей элиты Китая.

Принципы управления в обществе. По мнению Конфуция, общество должно носить патриархальный характер: правитель – отец, а народ – это дети. Принципы управления в связи с этим заключаются в силе нравственного примера и нравственного принуждения. Если правитель следует дао (правильному этическому пути, состоящему из вышеуказанных 3-х пунктов), то и народ неробкий. Кроме того, необходимо повсеместное распространение принципов сяо и ди. По мнению Конфуция, если человек почитает родителей и старшего брата, то он будет уважительно относится к другим людям, и в обществе не будет конфликтов.

Один из кульминационных моментов конфуцианства – идея исправления имен. Она связана с попыткой привести вещи в соответствие с их былым истинным значением: государь должен быть государем не названию, имени, а по делам. Чиновник должен быть чиновником, отец - отцом, сын – сыном. По мнению большинства исследователей, эта точка зрения Конфуция оказала застойное влияние на развития Китая. Пример: после смерти отца сын ничего не мог изменить в его доме в течении 3-х лет.

Учение о познании Конфуция. Знание природы Конфуция практически не интересовало. По его мнению, знать – это значит знать людей. Существуют различные виды знаний по Конфуцию:

1)врожденное знание, которое свойственно только избранным, отдельным людям. Сам Конфуций считал, что таким знанием не он обладал. Однако люди, которые обладают врожденным знанием, стоят выше других

2)знания, которые приобретаются с помощью учения. Конфуций говорил: «Слушай мудрое, но выбирай только хорошее». Кроме того, по его мнению, любое учение должно сопровождаться размышлением. Любое учение без размышления – пустая трата времени.

3)знание, связанное с преодолением трудностей (более низший вид знания).

Известными представителями учения Конфуция были Мен-цзы, Гао-цзы, Сюнь-цзы.

Что касается Мен-цзы, то основные его идеи, которые оказали влияние на развитие конфуцианства – это идеи о природе человека. По мнению Мен-цзы, человек от природы добр. Он говорил: «Как вода всегда течет вниз, так и человек стремится к добру». Человеку исконно присуще такие качества, как сострадание, стремление к правдивости и т.д.

Мен-цзы видел равенство между людьми, поскольку все они от природы добрые. Однако он признавал социальное неравенство, которые было связано, по его мнению, с необходимостью разделением труда в обществе. Одни работают умом, управляют, а те, кто работают мускулами, содержат тех, кто управляет.

Гао-цзы, в отличие от Мен-цзы, считал, природа человека от рождения нейтральна. Природа человека подобна потоку воды: если у потока воды есть некоторое препятствие (камень), то если открыть камень на восток, то вода потечет на восток, если же камень открыть на запад – то и вода потечет на запад. То же самое и с природой человека.

По мнению Сюнь-Цзы, природа человека изначально злая. Ему изначально присущ инстинкт наживы, что и приводит к разделению и разногласию между людьми. «Если человек был бы изначально добрым, то не нужно было бы ни воспитания, ни обучения, ни государства» - писал он. Если основной принцип управления Конфуция – нравственное убеждение и сила нравственного примера, то, с точки зрения Сюнь-цзы, этого недостаточно. Он считал, что природу человека можно изменить с помощью воспитания и юридического принуждения, т. е. в обществе необходимы законы.

Помимо представлений о природе человека и методах управления, Сюнь-цзы также разработал, по существу, материалистическую онтологию. Согласно представлениям Сюнь-цзы, небо лишено сверхъестественных качеств. Каждая звезда, одна вслед за другой, совершает круг по небу, день сменяется ночью, сменяют друг друга времена года. Движение неба постоянно, из чего Сюнь-цзы сделал вывод, что природа развивается по законам самой природы. Из постоянства явлений природы он делал два вывода:

1)все, что мы наблюдаем, и все, что существует, не происходит от духа. Апелляция к духу связана с тем, что люди не наблюдают с помощью органов чувств внутренние изменения предметов, а видят лишь результаты процессов, а поэтому и приписывают этим результатам действие сверхъестественных сил.

2)из соотношения постоянства неба и непостоянства общественной жизни следует, что небо непосредственно не влияет на жизнь людей и их отношения друг с другом.

Сюнь-цзы – представитель гносеологического оптимизма. Гносеологический оптимизм – это точка зрения, согласно которой мир познаваем, и человек обладает способностью к его познанию.

 



2019-08-13 267 Обсуждений (0)
Философия конфуцианства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия конфуцианства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)