Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности.



2019-08-13 209 Обсуждений (0)
Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эллинистическо-римская философия охватывает период времени с конца IV вв. до н.э. до V в. н.э.

Скептицизм. Основателем скептицизма является Пиррон.

Философия скептицизма. Основным постулатом скептицизма является постулат воздержания от каких бы то ни было суждений. Это связано, во-первых, с тем, что любому суждению о предмете можно противопоставить другое суждение, прямо противоречащее ему и равносильное ему. С точки зрения скептиков, все вещи и явления текучи, абсолютно изменчивы. Во-вторых, показания наших органов чувств относительны. Кроме того, нет общезначимого, общепризнанного критерия выбора между двумя противоречащими и равносильными друг другу суждениями.

Скептики считали, что цель человеческой жизни – счастье. Философ – это человек, который стремится достичь счастья. При этом скептики утверждали, что человек, стремящийся достичь счастья, должен ответить на три вопроса: 1)Из чего состоят вещи? 2)Каково должно быть наше отношение к вещам? 3)Какую выгоду и пользу мы можем извлечь из этого отношения к вещам?

На первый вопрос (Из чего состоят вещи?), с точки зрения скептиков, нельзя дать однозначного ответа, поскольку нельзя определенно утверждать, что нечто существует или не существует.

Из ответа на первый вопрос автоматически следует ответ на второй вопрос. (Каково должно быть наше отношение к вещам?). Ответ следующий: следует воздерживаться от каких бы то ни было суждений о вещах. С точки зрения скептиков, к этому воздержанию ведут определенные тропы (всего их 10). Первая тропа основана на разнообразии живых существ; вторая основана на различии между людьми; третья – на различном устройстве различных органов чувств; и так далее.

Из ответа на второй вопрос вытекает ответ и на третий вопрос (Какую выгоду и пользу можно извлечь из этого отношения к вещам?). Выгодой из такого отношения к вещам является невозмутимость, безмятежность и спокойствие души. По мнению скептиков, счастье – это и есть безмятежность, невозмутимость и спокойствие души.

Секст Эмпирик выдвинул следующее положение: не может быть общезначимого критерия истинности. Для каждого критерия истинности должны существовать другие критерии истинности, и т.д. до бесконечности.

 

Эпикуреизм.

Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Эпикур. Основную задачу своей философии Эпикур, точно так же, как и скептики, видел в построении этики (учении о правилах поведения, ведущих к счастью). При этом, с точки зрения Эпикура, этику можно построить только тогда, когда создано учение о природе, о космосе и определено место человек в нем. Этика должна быть основана на физике, т.е. разработке этического учения должна предшествовать разработка физического учения (учения о природе, о космосе).

Физика. Эпикур выдвигает следующие положения: 1)из несуществующего не может возникнуть существующее 2)Вселенная остается неизменной.

Эпикур использует атомистическое учение Демокрита. Он считает, что всё в природе представляет собой либо телесные объекты, либо пустоту. При этом все телесные объекты состоят из атомов и пустоты. Если, по Демокриту, атомы отличались формой и размерами, то Эпикур добавляет еще одну качественную характеристику: атомы отличаются по весу. Кроме того, если по Демокриту количество форм атомов было бесконечным, то Эпикур, хотя и признавал правоту Демокрита в том, что количество атомов бесконечно, но считал, что количество форм атомов конечно. Признание ограниченного количества форм необходимо было в связи с тем, что Эпикур признавал отличие атомов по весу. Поскольку формы могут быть самые различные, то может появиться такая форма атомов, при которой атом будет огромного веса, а такого быть, по мнению Эпикура, не может.

С точки зрения Демокрита, внутри мира не может быть никакой случайности и никакой свободы. С его точки зрения, движение атомов является строго детерминистическим; они движутся по прямолинейным траекториям; между атомами есть определенные дистанции. Эпикур же ввел положение о случайном, спонтанном (свободном) отклонении атомов от первоначальной траектории. С точки зрения Эпикура, это отклонение не имеет внешних причин. Таким образом, допустив в микромире элемент случайности, свободы и указав, что атомы могут спонтанно отклоняться от первоначальной траектории, Эпикур обосновал своё учение о наличие свободы воли у человека.

Учение о познании. Учение о познании Эпикура носит сенсуалистическо-материалистический характер. С его точки зрения, чувства никогда не обманывают человека. Заблуждения возникают в результате рассуждений над данными чувств.

Эпикур считал, что при познании можно использовать метод аналогий. При этом аналогии не должны противоречить данным чувственных восприятий. Солнце по своим размерам именно такое, как мы его наблюдаем с помощью органов чувств; оно может быть только чуть-чуть побольше или поменьше.

Этика. По мнению Эпикура, цель человеческой жизни заключается в достижении счастья. Счастье Эпикур связывал с удовольствиями. Эпикур определяет удовольствие с помощью отрицательного признака – как отсутствие страданий.

Среди удовольствий Эпикур выделял два основных – удовольствие покоя и удовольствие движения. Предпочтение он отдавал удовольствию покоя. Среди удовольствий, к которым так или иначе стремится человек, Эпикур выделял следующие: 1)природные (естественные) и необходимые 2)природные (естественные) и не необходимые 3)неестественные и не необходимые. Философ должен стремиться только к первому виду удовольствий (естественным и необходимым).

По мнению Эпикура, существуют два основных вида страданий: телесные страдания и духовные страданий. При этом самые тяжкие страдания – это духовные страдания, потому что телесные страдания связаны только с настоящим, а духовные страдания связаны как с настоящим, так и с прошлым и будущим.

Счастье Эпикур понимал как состояние атараксии (перевод. – состояние безмятежности, невозмутимости). Достижению счастья мешают три рода (вида) страха: 1)страх смерти 2)страх загробной жизни 3)страх перед вмешательством богов в жизнь.

Эпикурейцы проповедовали определенный образ жизни среди себе подобных (людей). Они считали, что нужно скрываться. «Живи незаметно» - учил Эпикур - «Чем незаметнее живешь, тем дольше проживешь». Эпикурейцы были против активной общественной и политической жизни философов, считая, что философы должны вести преимущественно созерцательный образ жизни.

 

Стоицизм.

Термин стоицизм происходит от греческого термина Stoa, что в переводе означает портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил Зенон). Основателем стоицизма является Зенон из Китиона. Другие представители стоицизма: философ и поэт Сенека и император Марк Аврелий. Точно так же, как и эпикурейцы, стоики считали, что цель философствования заключается в построении этики (учение о поведении, ведущем к счастью человека). Стоики так же, как и эпикурейцы, считали, что, что этика должна быть построена на основе физики. Этическое учение должно предваряться физическим учением – учением о природе и космосе.

Физика. Космология. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращается у границ мира (Вселенной), поскольку перводвигатель – это всего лишь на всего форма без материи. То же самое признают стоики (в частности, основатель стоицизма – Зенон).

Если Эпикур учил о множественности миров, то стоики учили, что мир один. Космос, по мнению стоиков – это существо живое и разумное. Космос – это живое и разумное тело, которое пронизано одушевляющим его теплым телесным дыханием – пневмой. Пневма – это воздушно-огненная смесь (но в данном случае имеется в виду теплое телесное дыхание).

Мир един. Мир, космос отождествляется стоиками с богом. Сенека писал, что не может быть бога без природы, и природы без бога. При этом бог, в понимании стоиков – это одновременно судьба, провидение, природа и мир как целое. Мир (космос) совершенен и целесообразен. С точки зрения стоиков, внутри космоса всё целесообразно и подчинено естественной необходимости. Никакой случайности внутри мира и быть не может. При этом, если эпикурейцы признавали наличие абсолютно пустого пространства, в т.ч. и внутри мира, то, с точки зрения стоиков, никакой пустоты внутри мира нет и быть не может. Стоики считали, что мир (космос) представляет собой шар, абсолютно заполненный телами и пневмой; никакого пустого пространства внутри него нет.

С точки зрения стоиков, мир возник из первоогня и периодически возвращается в огонь, сгорает, а потом снова возникает из него, живет, как живое существо, снова сгорает, потом снова рождается. Это было позаимствовано из философии Гераклита.

Этика. Цель человеческой жизни, с точки стоиков, - это достижение счастья. Зенон из Китиона, основатель стоицизма, понимал счастье как согласованную жизнь.

Под «согласованной жизнью» Зенон понимал, с одной стороны, согласованной человеческих мыслей друг с другом, и, с другой стороны, согласованность наших хотений и желаний с нашими жизнями. Кроме этого, по мнению Хрисиппа, согласованная жизнь – это жизнь, согласная с природой Жизнь, согласная с природой – это, прежде всего, жизнь, согласная с внутренней природой человека. Свою истинную природу, с точки зрения стоиков, человек достигает только тогда, когда реализуются его задатки, которые заложены в природе человека при его рождении.

По мнению стоиков, в достижении счастья человеку мешают аффекты (страсти)- страстные движения души, исключающие разумное. Именно аффекты являются источниками пороков человека, несчастья и бедствий. Стоики выделили 4 аффекта: печаль, удовольствие, страстное хотение и страх.

Счастья может достигнуть только добродетельный человек. Стоики выделили 4 основные добродетели: 1)рассудительность и разумность 2)умеренность 3)справедливость 4)мужество. Им противостоят 4 основных порока: 1)неразумность 2)разнузданность 3)несправедливость 4)трусость. Достичь счастья можно, только преодолев аффекты и страсти; тем самым будет достигнуто состояние бесстрастия (апатия). Именно в состоянии апатии (состояние бесстрастия, невозмутимости, спокойствия души) стоики видели счастье.

Если эпикурейцы считали, что не следует вести активную общественную и политическую жизнь, то стоики наоборот, считали, что стоик-философ должен вести активный образ жизни, вести активную общественную и политическую жизнь.

Поскольку, с точки зрения стоиков, в мире нет никакой случайности, они не допускали существование свободы у человека. Стоики считали, что вся человеческая жизнь предопределена судьбой. Человека, который согласен с судьбой, судьба ведет за собой, человека же противящегося, сопротивляющегося судьба тащит за собой.

решая проблему о соотношении личного и общественного, стоики отдавали предпочтение общественному. Человек (прежде всего, философ-стоик) во имя блага государства мог пожертвовать своей жизнью.

 

Неоплатонизм.

Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Плотин.

Философия.

Первоначалом всего сущего в мире, с точки зрения Плотина, является единое. Единое – это чистое простое единство, которое не допускает какой-либо множественности, поэтому единое нельзя рассматривать ни как мысль, ни как дух. В этом смысле единое непознаваемо. Единое – это также абсолют в том смысле, что единое ни от чего не зависит, а все сущее в мире зависит от единого. Зависит в том смысле, что единое не просто не творит мир, а излучает всё из себя в силу естественной необходимости. Это излучение сущего из единого и было названо Плотином эманацией.

Плотин выделил определенные стадии эманации. На первой ступени эманации единого появляется мировой ум. Мировой ум - это уже не простое чистое единство, а множественность: мировой ум одновременно и субъект, и объект. Объект - потому, что это мировой ум, а субъект – потому что мировой ум может мыслить это единое. Следующая стадия эманации – мировая душа. Мировая душа содержит в себе Платоновские идеи (эйдосы), без которых в принципе не возможно возникновение чувственно воспринимаемых вещей. Следующий этап эманации – это конкретные души разумных существ, прежде всего, человеческие души. Последняя ступень эманации – это материя, как отрицательное условие существования чувственно воспринимаемых вещей.

Неоплатоники считали, что цель человеческой жизни – достижение единения с праединством. Здесь присутствует обратное восхождение, от единичного к общему: сначала восхождение человеческой души к мировой душе, потом к мировому уму, а потом – к единому уму.

Плотин говорил, что один из возможных способов познания праединства – это диалектика. При этом он понимал под диалектикой совсем не то, что понимал Сократ. Плотин рассматривал диалектику как способ обобщения, в задачу которого входил поиск единства во многом. Однако, по мнению Плотина, окончательно постичь абсолютное праединство этим способом невозможно. Достижение единства субъекта и объекта и познание праединства возможно только в редкие минуты умственного мыслительного экстаза, или в редкие мгновения мистической интуиции.

 



2019-08-13 209 Обсуждений (0)
Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)