Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип радикального сомнения в философии Р. Декарта. Сомнение как начало науки.



2019-08-13 1002 Обсуждений (0)
Принцип радикального сомнения в философии Р. Декарта. Сомнение как начало науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Декарт – рационалист, и его метод познания делает упор на разум как источник всякого знания. Главным методом познания Декарт считал рациональную дедукцию (наука должна строится по образцу математики), в противовес эмпирической индукции сенсуалистов.

 В основе метода Декарта лежит принцип «во всем должно сомневаться». Но сомнение является не самоцелью (как у античных скептиков), а лишь средством, с помощью которого можно придти к истинному знанию. Поэтому сомнение (скепсис) Декарта называют методологическим скепсисом.

Сомнение полезно и необходимо, оно — обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет.

Чувственные данные Декарт не считает абсолютно достоверными, так как чувства часто обманывают. Поэтому, говорит Декарт, неразумно строить познание только на чувственных данных. Нельзя, также, основывать достоверность познания на «авторитетах», как это делали средневековые философы, ссылаясь на Священное Писание (принцип методологического скепсиса Декарта направлен в основном именно против средневековой схоластики). Сомневаться можно и нужно во всем, говорит Декарт, но единственное в чем невозможно сомневаться—это в существовании собственного мыслящего Я, «ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует». А потому, факт, выраженный словами: «я мыслю, значит существую» (cogito ergo sum)-- единственная, по Декарту, неоспоримая достоверность.

Интуиция и критерий истинности

Декарт принимал интуицию в качестве источника первых посылок достоверного знания. «Очевидность» и «интуитивная ясность» идей являются критерием их истинности (так постулаты, считает Декарт, в геометрии интуитивно ясны).

Под интуицией Декарт понимал «не веру в шаткое свидетельство наших чувств и не обманчивое суждение нашего воображения», а то, что предельно очевидно. «Я мыслю следовательно существую»-- высшая из всех интуиций.

Образцом науки Декарт считал математику. Физика, астрономия, медицина и все остальные науки имеют «сомнительную цену», так как зависят от наблюдения внешних вещей. Лишь математика представляет собой достоверное и несомненное знание, так как, утверждает Декарт, никому в голову не придет сомневаться в том, что 2+3=5. Достоверность математики заключается в том, что она зависит только от мыслящего Я (того самого, существование которого несомненно), и менее всего зависит от внешней реальности.

«Правила для руководства ума» Декарта

Декарт сформулировал 4 правила, которых следует придерживаться при исследованиях.

1. Аксиоматизация Признавать истинным только то, что предстает перед разумом с предельной очевидностью, интуитивно ясным, достовернее самого строгого доказательства.

2. Анализ Делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы

3. Принцип последовательности  Ведение мысли от простых элементов к сложному, не пытаться понять объект сразу, во всем его многообразии.

4. Энумерация (систематизация) – последовательное перечисление всех звеньев в цепи рассуждений. Дедукция должна быть непрерывной, пропуск хотя бы одного звена сводит на нет всю строгость доказательства.

Учение об идеях. По мнению Декарта, существуют следующие разновидности идей:

1)первая разновидность идей – это идеи, получаемые человеком извне в результате воздействия на человеческое тело и органы чувств внешних по отношению к человеку предметов.

2)вторая разновидность идей связана с деятельностью человеческого ума (разума). Идеи второго рода образуются с помощью ума на основе идей первого рода.

3)третья разновидность идей является наиболее важной для познания. Декарт назвал их врожденными идеями. Основные признаки врожденных идей следующие: 3.1)они абсолютно не зависят от опыта человека, в т.ч. и эксперимента, т.е. внешних предметов, воздействующих на человека. Эти идеи не являются идеями, приобретенными в опыте. 3.2)врожденные идеи обладают ясностью, отчетливостью и самоочевидностью (очевидностью). По мнению Декарта, такими врожденными идеями являются как понятия, так и аксиомы (принципы). Такие понятия, как протяжение, форма, движение являются врожденными, точно так же, как является врожденным понятие существование.

Наиболее ясной и отчетливой и отчетливой идеей, по мнению Декарта, является идея бога. Понятие бога как абсолютно совершенного и актуально бесконечного существа является врожденным.

 

Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

средневековая философия теоцентрична (перевод. тео – бог, божественный).

С точки зрения средневековых философов, реальностью, определяющей всё сущее, является бог. Точно так же, как в христианском монотеизме, здесь есть две основные идеи: идея божественного творения и идея божественного откровения.

Патристика

Августин.

Соотношение между верой и разумом Августин решал в пользу веры. С его точки зрения, человеческий разум слаб; он был ослаблен в результате грехопадения Адама и Евы. Поэтому всякий раз в познании человек должен искать опору, и эта опора должна быть в вере. Отсюда и следует основной тезис Августина: верь, чтобы понимать.

бог – это не безличное начало. Бог – это личность, которой присуще абсолютное всемогущество

При этом богу присуща абсолютная свобода воли, ибо он создал мир не в силу естественной необходимости (и не было необходимости), а лишь по своей доброй воле.

Августин дает определение души: душа – это разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Основные качества человеческой (разумной) души – это мысль, память и воля. При этом Августин на первое место ставит не рациональное начало (мышление), а иррациональное начало (волю). С его точки зрения, приоритет в активности человека следует отдавать волевому началу. Воля является определяющим фактором в поведении человека.

Августин учил о свободе воли человека. Несмотря на то, что Августин учил о том, что все предопределено богом, он все-таки допускал наличие свободы воли у человека. В самом деле, субъективно человек свободен, однако, все, что он делает – это делает через него бог.

Схоластика.

Термин схоластика происходит от латинского термина школа. Первоначально схоластика являлась школьной философией.

Основным вопросом средневековой схоластики является проблема соотношения между истинами веры и истинами разума. Большинство схоластиков решали эту проблему в пользу веры.

В зависимости от решения этой проблемы различают два направления схоластики: номинализм и реализм. Реализм – направление схоластики, согласно которому универсалии (общие роды, общие понятия) существуют реально (т.е. независимо от человека, человеческого сознания, человеческого мышления, речи). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Представители номинализма, напротив, считали, что универсалии не существуют реально; универсалии – это все лишь имена вещей, а не сами вещи (перевод. nomen – имя). Они отдавали приоритет воле над разумом, отрицали возможность существования общих понятий.

Уильям Оккам.

представитель номинализма

С его точки зрения, реально существует лишь единичное, а общее существует лишь в уме, сознании человека.

Для того чтобы объяснять образование в уме человека отвлеченных понятий, Оккам ввел понятие интенция. Под интенцией он понимал устремлённость, направленность души на предмет познания. Без интенции невозможно образования универсалий. Универсалия – это интенция души, которая по своей природе такова, что сказывается во многом.

Оккам выделил два уровня знания: 1)интуитивное знание, под которым Оккам понимал наглядное, чувственное знание, применимое для констатации существования или не существования вещей 2)абстрагированное (абстрактное) знание, которое выражается в общих понятиях.

Терминизм. Оккам использует также учение о терминах (так называемый терминизм Оккама). Термины – это простейшие элементы всякого знания, которые обычно обозначаются словом. Сами по себе термины, или слова единичны, общими они становятся в уме человека в зависимости от придания им определенных значений.

Оккам подразделил термины на термины первичной интенции и термины вторичной интенции. Термины первичной интенции направлены на внешние предметы, а термины вторичной интенции – на термины первичной интенции. В связи с этим Оккам выделял следующие типы наук: 1)реальные науки, в которых рассматривается бытие и соотношение понятий к вещам 2)абстрактные науки, или логика, где рассматривается соотношение понятий к понятиям, а не понятий к вещам.

В эпоху Оккама в рамках реализма существовало очень много псевдообобщений, которые являлись тормозом для научного познания. Для того чтобы преодолевать их, Оккам выдвинул положение, которое впоследствии было названо бритвой Оккама. В наиболее часто встречающемся выражении оно звучит так: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Впоследствии в исторической традиции оно получило следующую формулировку: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Фома Аквинский.

Проблему соотношения веры и разума Фома Аквинский решал следующим образом: если возникает противоречие между священным писанием и истинами разума, то следует отдавать приоритет истинам веры, а не истинам разума. Однако, если некоторые истины можно познавать как с помощью веры, так и с помощью разума, то в процессе познания и обучения следует отдавать предпочтение процедурам, связанным с разумным пониманием.

Решение проблемы о соотношении общего и единичного у Фомы Аквинского следующее: в окружающем мире реальных вещей существуют лишь единичные вещи, но в то же время реально существует и общее как идеи в уме бога.

С точки зрения Фома Аквинского, существует пять путей доказательств бытия бога.

1. движение существует перводвигатель, и это есть бог.

2. производящая причина существует изначальная причина всех причин, и это есть бог.

3. возможность и необходимость необходимо допустить существование самодовлеющей необходимости, которая не нуждается для своего существования в какой-либо другой необходимости, а является сама причиной необходимости всех других необходимостей. Это и есть бог.

4. различными степенями качеств, присущих различным вещам. должен существовать предел, относительно которых вводятся степени качеств. Этот предел различных качеств, или совершенства, по мнению Фомы Аквинского, и есть причина всех остальных степеней качеств, и это есть бог.

5. распорядок природы. есть существо, которое определяет цель для всего в мире. И это есть бог.

 



2019-08-13 1002 Обсуждений (0)
Принцип радикального сомнения в философии Р. Декарта. Сомнение как начало науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип радикального сомнения в философии Р. Декарта. Сомнение как начало науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)