Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод.



2019-08-13 293 Обсуждений (0)
Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод. 0.00 из 5.00 0 оценок




Один из почитателей Сократа пытался узнать у дельфийского оракула, есть ли кто на свете мудрее Сократа, и получил ответ, что Сократ – самый мудрый человек. Сократ отнюдь не считал себя самым мудрым, поскольку, по его мнению, его мудрость не сравнима с мудростью бога. Сократ сказал в связи с этим (это один из тезисов Сократ): «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Другой тезис Сократа – «познай самого себя».

Предмет философии. Предметом философии Сократа является человек как общественное и нравственное существо. Сократа интересует, в первую очередь, не природа, а этика и нравственность.

Метод Сократа. Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искать истину бесполезно. Он разработал субъективную диалектику (диалектика – это искусство ведения диалога с собеседником). В сократовском методе поиска истины присутствуют четыре элемента: 1)ирония 2)майевтика («повивальное искусство») 3)индукция 4)определения.

Сократ разработал собственный метод ведения диалога. Он был ироничным и лукавым собеседником. Прикинувшись простаком и невеждой, он просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать (например, что такое добродетель). После этого Сократ задавал несколько заранее продуманных вопросов, и его собеседник терялся. Таким образом, была «вспахана почва» для поиска истины. Однако Сократ не собирался засеивать эту почву, он говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, он способствовал рождению истины в душе собеседника. Это процесс и называется майевтика (который Сократ сравнивал с повивальным искусством своей матери).

С точки зрения Сократа, знать – это значит иметь определение и понятие. Если человек не может дать определение, не имеет понятия, то, значит, что он не знает, что это такое. Сократ первым в истории человечества связал наличие знания с наличием определения понятия.

Способ определения понятия, который предлагал Сократ, имеет индуктивный характер. Индукция (греч. наведение) – еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему.

Соотношение между нравственностью и знанием. С точки зрения Сократа, нравственность – следствие знания. Если кто-то знает, что такое мужество (имеет определение), то он мужественен. Аналогично, если кто-то знает, что такое добро, то он добродетельный.

Значение философии Сократа. Основное значение философии Сократа, по мнению, Аристотеля, – это определения и метод доказательства через наведение. Другими словами, Сократ первым сказал, что знать – это значит иметь определение понятия, и попытался сформулировать некоторый индуктивный метод, с помощью которого можно определять понятия.


14. Проблема соотношения формы, материи, вещи в философии Аристотеля. Учение о причинах. Влияние аристотелевской философии на становление античной науки.

«Метафизика».

С точки зрения Аристотеля, форма является активной причиной (первоначалом), а материя – пассивным началом. Любая вещь представляет собой единство формы и материи (единство сущности и материальной основы). Аристотель пытается объяснить соотношение между формой и материей с помощью динамических терминов возможность и действительность. Материи дана по природе возможность, а когда она превращается в действительность, то становится определенной через форму. Термину возможность Аристотель ставит в соответствие материю (хюле), но термину действительность он не ставит в соответствии вещь. По мнению Аристотеля, вещи не присуще полнота действительности, поскольку вещь – это единство формы и материи, и поскольку материи присущ элемент возможности, то и в вещи есть элемент возможности. Полной действительностью, по мнению Аристотеля, обладает только форма.

Используя термины возможность и действительность, Аристотель дает определение движению вообще: движение есть осуществление в действительности возможного, поскольку это возможно.

существуют 4 высшие причины (первоначала):

1)формальная причина (отвечает на вопрос Что это такое?).

2)материальная причина (Из чего это?) это хюле (бесформенное, неопределенное вещество; в более поздней трактовке в латинском языке – материя). Аристотель различает два вида материи: 1)первичная материя, представляющая собой бесформенное неопределенное вещество, которая может принимать определенные формы. 2)«последняя материя» - то, из чего состоит вещь.

3)движущая причина (Откуда происходит движение?) все изменяется благодаря воздействию или действию чего-либо во что-либо. Аристотель исходит из установки, что всякое движущееся вообще с необходимостью приводится в движение чем-нибудь другим. Таким образом, Аристотель отрицал наличие спонтанного движения (самодвижения).

4)целевая причина (Ради чего?) Он называет осуществление термином энтелехия. Аристотель утверждает, всем явлениям окружающей природы и процессам присуще определенная целенаправленность, целесообразность. Например, для куриного яйца целью является цыпленок. Энтелехия – это осуществление не какого-либо процесса, а лишь целенаправленного процесса.



2019-08-13 293 Обсуждений (0)
Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)