Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Склонение существительных



2019-08-13 249 Обсуждений (0)
Склонение существительных 0.00 из 5.00 0 оценок




linea, ae f                       линия

bursa, ae f                      сумка

palpebra, ae f                 веко

valvula, ae f                   заслонка

retina, ae f                     сетчатка

fossa, ae f*                    ямка (удлиненная)

fovea, ae f*                   ямка (округлая)

vena (ae f) portae         воротная вена

* В анатомии оба слова употребляются в одинаковом значении, но в определенных сочетаниях:

Fossa cranii anterior / posterior – передняя / задняя черепная ямка

Fovea centralis retinae – центральная ямка сетчатки

Склонение существительных

cerebellum, i n                мозжечок   

cerebrum, i n                   большой головной мозг

lobus, i m                        доля

membrum, i n                  конечность

nervus, i m                      нерв

nodus, i m                       узел

encephalon, i n                головной мозг

ganglion, i n                    нервный узел     

oculus, i m                       глаз

ostium, i n                        вход, отверстие, устье

Прилагательные 1 группы

cavus, a um             полый

laryngeus, a um        гортанный

magnus, a um         большой

parvus, a um           малый

obliquus, a um        косой

profundus, a um     глубокий

pharyngeus, a um   глоточный

latus, a um              широкий

longus, a um           длинный

liber, era, erum       свободный

Прилагательные 2 группы

auricularis, e            ушной

dorsalis, e                спинной, тыльный

facialis, e                 лицевой

muscularis, e           мышечный

parietalis, e              теменной

lacrimalis, e            слезный

lingualis, e              язычный

Прилагательные в форме сравнительной степени

anterior, ius                 передний

inferior, ius             нижний

posterior, ius           задний

superior, ius            верхний

major, jus                большой

minor, us                 малый

 

Латинские афоризмы

 Status quo       - Существующее положение

 Tabula rasa     - букв. - «чистая дощечка»: Нечто нетронутое

 Terra incognita - букв. «неизвестная земля»: Неизвестная область знаний

 

 

ТЕМА № 6

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

ПРИСТАВКИ В АНАТОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНАХ

 

Цель занятия.

1. Сформировать умения по образованию формы превосходной степени имен прилагательных. 

2. Дать краткие сведения о сложных прилагательных, используемых в анатомической номенклатуре.

3. Дать краткие сведения о приставках в анатомической терминологии.

4. Развить практические умения по переводу анатомических терминов с согласованным определением, выраженным прилагательным.

 

1. Превосходная степень большинства прилагательных образуется от основы положительной степени прилагательных 1-й и 2-й групп путем прибавления суффикса – issim -  и родовых окончаний –us ( m ), - a ( f ), - um ( n ), например:

longus, a, um – long+ issim+ us

                     long+issim+ a

                     long+issim+ um

Cловарная форма: longissimus, a, um

2. Превосходная степень прилагательных на – er - образуется путем прибавления суффикса – rim - и родовых окончаний – us , a , um . Суффикс прибавляется к прилагательному в форме мужского рода, например:

Ruber  (m)                 ruber + rim + us

Rubra (f)                ruber+rim+a

Rubrum (n)             ruber+rim+um

Словарная форма: rubberrimus, a, um

 

3. Прилагательные в форме превосходной степени склоняются по первому и второму склонениям (как прилагательные первой группы):

Nom. sing. (m) longissimus; ruberrimus Gen. sing. longissimi, rubrerrimi

             (f) longissima, ruberrima                       longissimae, ruberrimae

             (n) longissimum, ruberrimum                    longissimi, ruberrimi

 

4. Превосходная степень прилагательных со значением «большой» и «малый» образуется путем изменения основы:

maximus , a , um - наибольший; наивысший (по количеству);

Minimus , a , um – наименьший.

Превосходная степень прилагательного superior , ius

- supremus , a , um - наивысший (по положению в пространстве).

Приставки в анатомической терминологии

Префиксация как способ словообразования подробно изучается в разделе «Клиническая терминология. Словообразование». В анатомической терминологии для уточнения расположения анатомических образований в пространстве и по отношению друг к другу часто используются префиксальные прилагательные – имена прилагательные, образованные при помощи приставок.

 

Запомните часто встречающиеся приставки и их значения:

 

приставка значение примеры
Inter- Intra- Infra- Sub- Hypo- Supra- Epi- Post- Retro- Prae- (pre-) Peri- Para- меж, между внутри под под под над над после, позади позади, за перед, пред вокруг около interosseus – межкостный intramuscularis – внутримышечный infraorbitalis – подглазничный sublingualis – подъязычный (проток и др.) hypoglossus – подъязычный (нерв) supraorbitalis – надглазничный episternalis – надгрудинный postmandibularis – позадинижнечелюстной retropharyngeus – позадиглоточный prevertebralis – предпозвоночный perivascularis – вокругсосудистый paranasalis - околоносовой  

 

C ложные прилагательные

Сложные прилагательные состоят из двух–трех основ (корней), которые соединяются, как правило, при помощи интерфикса (соединительной гласной) – o -. Они употребляются в анатомической терминологии для обозначения анатомического образования (нерв, связка, сосуд, мышца, ганглий), идущего от одного органа к другому или относящегося к двум органам. При переводе сложных прилагательных на русский язык переводят каждую основу и образуют в русском языке сложное прилагательное, например:

                ductus nasolacrimalis – носослезный проток

                 musculus sternothyreoideus – грудино-щитовидная мышца.

 



2019-08-13 249 Обсуждений (0)
Склонение существительных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Склонение существительных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)