Нормальная установка при произнесении звука.
1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены. 2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. 3. Зубы сомкнуты, либо сближены. 4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается теплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением. 5. Звук щ глухой, мягкий. К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. Вначале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более удлиненно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребенком. Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ? 1. При выдыхании (когда произносится звук ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука ш. 2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы), то звук щ не слышен, либо слышен неясно. Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок. Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ 1. Упражнение. Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: щ__а, щ__у, щ__ё ща—щу—щё ща—щи—ще щу—щи—ще щё—щи—ще ща—щу—щи ща—щё—ще 2. Упражнение. Произносить (читать) слоги. Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца. 1. С ударением на слоге. ОБРАЗЕЦ: щ__у-ка ща Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать. щу Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать. щё Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый. щи, ще Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение. 2. Без ударения на слоге. Образец : ве-щ__и, пло-щ___адь. ща, щу Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, на ощупь. щи Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.
3. Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги. ОБРАЗЕЦ: и—щ—, о—щ—, у— щ—, ы—щ—,я—щ—, ю—щ—, и — щ—, е—щ—. ащ—ощ—ущ—ыщ ящ—ющ—ищ—ещ ащ—ящ—ащ ощ—ещ—ощ ыщ—ущ—ощ—ащ ещ—ищ—ющ—ящ ущ—ющ—ущ ыщ—ищ—ыщ
4. Упражнение. Произносить (читать) слова. ОБРАЗЕЦ: ве — щь —, Това- p и — щ —. Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.
5. Упражнение. Произносить (читать) предложения. ОБРАЗЕЦ: Вова поймал лещ__а. Щ__и варят из овощ___ей. Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище! Загадка Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
6. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения. Щенок пищит, просит пищи. В дождь (плащ) - нужная вещь. (Щука) - хищная рыба.
7. Упражнение. Произносить (читать) текст. Под одним плащом Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошел его товарищ Митя. У него плащ. — Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя. Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.
8. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты Храбрые щенята Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки. — Давай лаять, — говорит один щенок. — Давай, — согласился другой щенок. Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше. — Испугался! — радуется первый щенок. — Убегает! — говорит другой щенок. Весело лают щенки. (По М. Петрову) Щеглята Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |