Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормальная установка при произнесении звука.



2019-08-13 325 Обсуждений (0)
Нормальная установка при произнесении звука. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.

3. Зубы сомкнуты, либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесён­ной ко рту, ощущается теплая длительная струя воз­духа, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. Вначале необходимо оп­робовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упраж­нений. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более уд­линенно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это уп­ражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в го­ризонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления паль­цем.

Необходимо добиться долгого звучания. Для боль­шей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребенком.

Примечание. Какие могут быть ошибки при по­становке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносится звук ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется боль­шая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим ча­стично воздух. Воздух прорывается через более уз­кую щель, чем при произнесении звука ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик язы­ка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы), то звук щ не слышен, либо слы­шен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок.

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допу­скается произнесение слогов и слов с подкладывани­ем пальца. 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: щ__а, щ__у, щ__ё

ща—щу—щё

ща—щи—ще

щу—щи—ще

щё—щи—ще

ща—щу—щи

ща—щё—ще

2. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: щ__у-ка

ща

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, поме­щать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

щу

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

щё

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

щи, ще

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щеп­ка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.

2. Без ударения на слоге.

Образец : ве-щ__и, пло-щ___адь.

ща, щу

Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, на ощупь.

щи

Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гу­дящий, дымящий, дрожащий.

 

3. Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги.

ОБРАЗЕЦ: и—щ—, о—щ—, у— щ—, ы—щ—,я—щ—, ю—щ—, и — щ—, е—щ—.

ащ—ощ—ущ—ыщ

ящ—ющ—ищ—ещ

ащ—ящ—ащ

ощ—ещ—ощ

ыщ—ущ—ощ—ащ

ещ—ищ—ющ—ящ

ущ—ющ—ущ

ыщ—ищ—ыщ

 

4. Упражнение. Произносить (читать) слова.

ОБРАЗЕЦ: ве — щь —, Това- p и — щ —.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

 

5. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ: Вова поймал лещ__а. Щ__и варят из овощ___ей.

Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит ще­нок. Волки рыщут, пищу ищут. В роще аист крыльями поло­щет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!

Загадка

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

 

6. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Щенок пищит, просит пищи.

В дождь (плащ) - нужная вещь.

(Щука) - хищная рыба.

 

7. Упражнение. Произносить (читать) текст.

Под одним плащом

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошел его товарищ Митя. У него плащ.

— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя.

Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблаго­дарил за помощь.

 

8. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Ис­пугались щенки.

— Давай лаять, — говорит один щенок.

— Давай, — согласился другой щенок.

Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

— Испугался! — радуется первый щенок.

— Убегает! — говорит другой щенок. Весело лают щенки. (По М. Петрову)

Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти­ли Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.

 




2019-08-13 325 Обсуждений (0)
Нормальная установка при произнесении звука. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормальная установка при произнесении звука.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)