Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормальная установка при произнесении звука ц.



2019-08-13 315 Обсуждений (0)
Нормальная установка при произнесении звука ц. 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик язы­ка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи.

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в пря­мых слогах зубы размыкаются.

4) Воздух выдыхается толчком в момент размы­кания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

5) Звук ц твёрдый, глухой.

Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воз­духа является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в от­дельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка. 1) Открыть рот. Кончи­ком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изо­лированного нормального звука т кончик языка упи­рается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кон­чик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ла­донью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произне­сении звука ц,

Примечание. При произнесении звука, имитиру­ющего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слы­шится короткий звук с.

3) Повторить предыдущее упражнение без зажа­тия зубами боковых краёв языка.

Примечание. Иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если рот широко от­крыт.

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: и — ц, о — ц, у — ц

ыц—уц—оц—ац

ец—иц—ёц—яц

ыц—иц—уц—ец

ец—уц—иц—ыц

ац—оц—уц—ыц

яц—ёц—иц—ец

ац—яц—оц—ёц

ёц—оц—яц—ац

 

2. Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: мат-ра___ц, бое— ц.

Ац, ёц, иц, яц

Паяц, матрац, клёцки, шприц.

ец

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.

2. Без ударения на слоге.

Образец : коло-де—ц.

Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, ко­лодец, мизинец.

 

3. Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

кузнец колодец продавец

 

4. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

образец : У Вовы ране—ц. Во дворе колоде—ц.

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Вы­бей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.

 

5. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

 

У Нины огурец

Клади (перец) в кастрюлю.

Заяц обглодал кору

6.Упражнение. Произносить (читать) текст.

Братец

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет моло­дец.

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

7. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

образец : ца, цо, цы, це.

ца— цо— цы— це                                   це— цы— цо— ца

цо— цы— це— ца                                   цы— це— ца— цо

ца— це— цы— цо                                   цо— це— цы— ца

 

8. Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: ли-цо, жиль-цы

Ца, цо

Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.

Цы, ци

Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, пев­цы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продав­цы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.

це

Цех, цель, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, за­цепка.

2. Без ударения на слоге.

образец : зай-цы, мелъни-ца.

ца

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пугови­ца, царапина.

Цы, ци

Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, цыганка, цыплёнок, цинга, ци­линдр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.

 

9. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

На цепи собака. На опушке заяц. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Молочница цедила молоко. У восьмёр­ки два кольца без начала и конца.

Загадка

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

10. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Курица снесла яйцо.

Цепь ковал кузнец.

Я потерял (пуговица)

На крыльце (блюдце) с молоком

 

11. Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Посылали молодицу

На улицу по водицу.

А водица далека,

А бадейка велика.

Ты, девица, не ходи,

Молодица, посиди.

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

 

12. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята

Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Да­ла курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, ку­рица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился треть­им, она назвала Цып-Цып-Цып.

Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып.

Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цып­лёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Са­мым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.

(По М. Петрову)

 




2019-08-13 315 Обсуждений (0)
Нормальная установка при произнесении звука ц. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормальная установка при произнесении звука ц.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)