Нормальная установка при произнесении звука ц.
1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи. 2) Губы растянуты в улыбке. 3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. 4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха. 5) Звук ц твёрдый, глухой. Звук ц образуется при слиянии звуков т и с. При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок. Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т. Упражнения для языка. 1) Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки. Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц, Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается. 2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц. Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с. 3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка. Примечание. Иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если рот широко открыт.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ 1. Упражнение. Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: и — ц, о — ц, у — ц ыц—уц—оц—ац ец—иц—ёц—яц ыц—иц—уц—ец ец—уц—иц—ыц ац—оц—уц—ыц яц—ёц—иц—ец ац—яц—оц—ёц ёц—оц—яц—ац
2. Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. ОБРАЗЕЦ: мат-ра___ц, бое— ц. Ац, ёц, иц, яц Паяц, матрац, клёцки, шприц. ец Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец. 2. Без ударения на слоге. Образец : коло-де—ц. Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, колодец, мизинец.
3. Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках. кузнец колодец продавец
4. Упражнение. Произносить (читать) предложения. образец : У Вовы ране—ц. Во дворе колоде—ц. Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.
5. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
У Нины огурец Клади (перец) в кастрюлю. Заяц обглодал кору 6.Упражнение. Произносить (читать) текст. Братец У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ 7. Упражнение. Произносить (читать) слоги. образец : ца, цо, цы, це. ца— цо— цы— це це— цы— цо— ца цо— цы— це— ца цы— це— ца— цо ца— це— цы— цо цо— це— цы— ца
8. Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. С ударением на слоге. ОБРАЗЕЦ: ли-цо, жиль-цы Ца, цо Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый. Цы, ци Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый. це Цех, цель, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка. 2. Без ударения на слоге. образец : зай-цы, мелъни-ца. ца Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина. Цы, ци Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.
9. Упражнение. Произносить (читать) предложения. На цепи собака. На опушке заяц. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице морозец, бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Молочница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца. Загадка Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы) 10. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения. Курица снесла яйцо. Цепь ковал кузнец. Я потерял (пуговица) На крыльце (блюдце) с молоком
11. Упражнение. Произносить (читать) тексты. Посылали молодицу На улицу по водицу. А водица далека, А бадейка велика. Ты, девица, не ходи, Молодица, посиди. На границе Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.
12. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст. Цыплята Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып. Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка — Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться. Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя. (По М. Петрову)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |