Товар – продукт труда самостоятельного производителя, необходимый покупателю и производимый специально для продажи (оптовой и розничной торговли).
Рыночная экономика это «рынок покупателя» (то есть экономическая система основывается на принципах рынка), в котором производитель утрачивает главенствующий статус. Приоритет в рыночной экономической системе переходит от производителя к потребителю. Рыночная экономика обеспечивает взаимосвязь производства и потребителя, устанавливая соответствие между предложением и объемом платежеспособного спроса. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей путем реализации акта «купли – продажи» товара. Рынок создает условия для высокой эффективности производства путем вовлечения производителей в конкурентную борьбу. Условия функционирования свободного рынка: 1. Занятие предпринимательской деятельностью должно быть открыто для любого желающего; 2. Мобильность и подвижность всех видов ресурсов, представленных на рынке (земельных, финансовых и трудовых). Ничто не должно мешать перемещению ресурсов из менее эффективных форм производства в более эффективные; 3. Свободное ценообразование в условиях рыночной конъюнктуры; 4. Отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. Это модель «идеальной» рыночной экономики, но все вышеперечисленные элементы существуют в любой ее модификации. Характеристика рынков Рынок – это способ и определенная форма организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов, основанная на принципах свободной купли – продажи, обеспечивающая взаимодействие производства, распределения обмена и потребления. Это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников. Сегодня наиболее широко применим «регулируемый» (цивилизованный) рынок, в рамках которого государство осуществляет социальную защиту населения и в той или иной степени влияет на рыночные процессы, оставляя место для мотивации к труду, риску, самостоятельной хозяйственной деятельности субъектов рыночной национальной экономики. Регулируемый рынок характеризуется следующими чертами: 1. Наличием в экономике разнообразных форм собственности, хозяйствования и свободной конкуренции; 2. Отсутствием монополизма; 3. Свобода выбора партнера по хозяйственным связям, распоряжение частью своих доходов, свободная купля – продажа; 4. Право рыночных субъектов самостоятельно определять цены; 5. Возможность изменять условия производства, его технологию, перемещать капиталы в любую сферу их приложения; 6. Полнота и доступ всех хозяйствующих субъектов к информации о состоянии рынка; 7. Наличие инфраструктуры рынка. По объектам купли – продажи рынки различаются: 1. Потребительский рынок – сегмент рынка промышленных и продовольственных товаров, услуг образования и здравоохранения; 2. Рынок рабочей силы – сегмент рынка, на котором производится продажа рабочей силы наемными рабочими; 3. Рынок средств производства – сегмент рынка по продаже машин, оборудования и приборов промышленного назначения. 4. Финансовый рынок – сегмент рынка финансовых ресурсов – ценных бумаг, денег, валюты и инвестиций. Различают на основе процессов ценообразования на рынке: - Совершенный рынок – рынок быстрого реагирования и устранения скачков цен на разных сегментах рынках, приводящих к их уравнению; - Несовершенный рынок - с различием цен в пределах одного рынка. Подавляющее большинство мировых рынков несовершенны, розничная торговля на них является показателем несовершенства рынков. Субъектов национальной экономики можно подразделить по тем ролям, которые они играют на различных рынках: 1. Покупателей; 2. Продавцов; 3. Государственных учреждений; 4. Посредников. В пространственном местоположении рынков выделяют: рынок местный, рынок региональный, внутренний рынок, внешний рынок, национальный и мировой рынки. Вопросы домашнего задания: 1. Перечислите и охарактеризуйте экономическую структуру рынка. 2. Приведите классификацию рынков по различным признакам. &7. Спрос и предложение Экономическая свобода - это гарант развития рыночной экономики. На рынке возникает свободный обмен, делающий потребителя и производителя равными субъектами рынка. Производитель получает возможность моментально отвечать на возникающий потребительский спрос. Главной движущей силой рыночной экономики выступает личный интерес ее субъектов: 1. Для потребителя – максимализация полезности при минимализации затрат; 2. Для производителя – максимализация прибыли при минимализации затрат. Взаимосвязь продавца и покупателя на рынке объединяют спрос и предложение. Спрос – это желание и способность людей покупать товары. Спрос - это прежде всего способность купить желаемые товары – то есть платежеспособная потребность. Закон спроса – принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях, чем цена на товар дешевле, тем больше людей смогут его купить). Графически закон спроса можно изобразить в виде графика кривой спроса:
На любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении. Величина (объем) спроса – максимальное количество конкретного товара, который согласен купить отдельный покупатель в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях (цена данного товара, цены на другие товары, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей и так далее). Не только изменение цен может вызвать изменение величины спроса, но и другие неценовые причины или изменение цен на другие взаимозаменяемые товары (субституты), то есть такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар. Происходит это по двум причинам: 1. Если цена на один из товаров падает, а цены других товаров остаются без изменений, то покупатель увеличивает потребление более дешевого товара; 2. Если доход потребителя остался прежним, а цена на один из потребляемых им товаров снизилась, потребитель начинает считать себя более богатым, чем был прежде.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |