Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маршал СССР С.М. Буденный



2019-08-13 205 Обсуждений (0)
Маршал СССР С.М. Буденный 0.00 из 5.00 0 оценок




«Наш ОПК способен стать в авангарде

инновационного развития российской экономики»

Первый вице – премьр правительства РФ С. Б. Иванов.

С начала промышленной революции и роста индустриальной мощи развитых государств мира в конце ХIХ века - в течение ХХ века военная промышленность была важной составной частью экономических систем крупных государственных образований – континентальных и колониальных империй, наиболее крупных и экономически развитых государств мира.

Решение политических, экономических, социальных проблем, территориальных разногласий различных государств всегда опиралось на факт существования и боеспособности Вооружённых сил страны, представляющих собой хорошо обученных солдат, высокотехнологичные соединения армии, флота и авиации, имеющие ракеты, танки и артиллерийские орудия, представляющие собой механизм, который, в случае возникновения военного конфликта, мог бы нанести точный и мощный удар по противнику в трех пространственных средах на любом ТВД. Для создания мощных, хорошо технически оснащённых вооружённых сил необходима военная индустрия.

Любая страна выделяя ресурсы на создание, строительство и содержание ВС, стоит перед тяжкой необходимостью направлять эти ресурсы на оснащение армии постоянно обновляемым вооружением в ущерб своей гражданской экономики ее конкурентоспособности и снижение ее экономического потенциала. 

 Развитие капитализма, политические устремления правительств различных государств, погоня промышленных и финансовых магнатов за сверхприбылью, сложные социальные процессы в обществе породили империализм как политику наращивания военной мощи для её использования в вооружённых конфликтах различной интенсивности (от локальных до мировых) в ходе колониальных и нео колониальных, региональных и мировых войн с применением вооружённых сил.

С чисто экономической точки зрения сама возможность ведения войн капиталистической и социалистической экономическими системами сводилась к обеспечению выпуска необходимой боевой техники всех родов войск, обучению личного состава, его размещению, регулярному тыловому снабжению, возмещению потерь действующей армии в ходе боевых действий.

Для этого следовало создать в мирное время индустриальный комплекс национальной военной экономики, которая обеспечивала бы следующие факторы обороноспособности страны:

1. Обеспечивала Вооружённые силы современной боевой техникой, обмундированием, полигонами, местами расквартирования;

2. Создала необходимую инфраструктуру транспортных коммуникаций (железные дороги, шоссейные дороги, система проводной и беспроводной связи);

3. Подготавливала обученный резерв трудовых ресурсов для предприятий различных отраслей промышленности;

4. Обладала различными экономическими резервами для наращивания объёмов производимой продукции во время подготовки и ведения боевых действий различной интенсивности.

В экономике любого государства, достаточно промышленно развитого, есть предназначенный для этих целей особый сектор военной экономики, который в настоящее время называют оборонно – промышленным комплексом (до 90-х годов ХХ века использовался термин военно- промышленный комплекс).

ОПК представляет собой экономическую совокупность средств производства, мощностей предприятий, научно-исследовательских институтов (НИИ, конструкторских бюро (КБ), системы государственного управления и финансирования, позволяющие осуществлять следующую технологическую цепочку:

Разработка - принятие в производство - предсерийный и серийный выпуск - эксплуатация в войсках – снятие с вооружения - утилизация, выпуска различных образцов военной техники или технологий двойного назначения (военного и гражданского).

ОПК – это все структуры управления, разработки производства и после производственной эксплуатации военной техники различного назначения.

Одна из общепринятых структур, описывающих ВПК выглядит следующим образом:

1. Наличие производственных мощностей (производственные объединения, заводы, фабрики, которые обеспечены ресурсами, материалами, квалифицированными кадрами и финансированием);

2. Научно – исследовательские институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ), которые осуществляют конструкторский поиск, разработку и проектирование тех или иных изделий. Во многих странах «третьего мира» отсутствие собственных исследовательских центров заменяют купленные за рубежом военные разработки, технологии;

3. Система государственного управления заказами на государственных и частных предприятиях оборонно-промышленного комплекса;

4. Система финансирования, то есть государственный оборонный заказ (количество финансов из общего бюджета страны, выделяемого на научно – исследовательские и опытно – конструкторские разработки (НИОКР) производства и эксплуатацию образцов военной техники). Эти средства могут быть выделены из общего государственного бюджета страны или получены в виде внешних займов или внешнего валютного финансирования производства.

ОПК в современной национальной экономики РФ представляет собой структурное целое – предприятия различных форм собственности и отрасли экономики, производство и конструкторская деятельность которых ориентированы на выпуск военной продукции (или продукции «двойного назначения» - военной и гражданской). Это преимущественно следующие предприятия:

1. НИИ И КБ (фундаментальная наука, проектирование и НИОКР);

2. Тяжелое транспортное машиностроение (бронеединицы);

3. Авиасторение (летательные аппараты);

4. Ракетно – космическая отрасль (ракетное оружие и космические аппараты);

5. Судостроение (военные надводные корабли и ПЛ);

6. Энергетическое машиностроение (двигательные установки);

7. Электроника (ЭВМ, вычислители, приборы);

8. Оптико – механические производства (прицелы, приборы наведения, приборы обнаружения и контроля);

9. Приборостроение (различного рода приборы);

10. Металлургия (стали и сплавы);

11. Химическая промышленность (пластики и композиты);

12. Предприятия по производству стрелкового и артиллерийского оружия (легкое и тяжелое вооружение, артсистемы различного назначения)

13. Предприятия по производству боеприпасов (патроны, снаряды, боеголовки);

14. Легкая оборонная промышленность (обмундирование и амуниция);

15. Военные ремонтные предприятия (малый, средний и капитальный ремонты ВТ различного назначения в процессе эксплуатации);

16. Сельское хозяйство (сельскохозяйственное сырье и продукты питания);

17.  Тресты капитального оборонного строительства;

18.  Службы материально – технического обеспечения ВС (служба тыла);

19.  Службы военно – научного обеспечения ВС.

Так, на нужды обороны в 1983 году в процентном отношении к ВНП, СССР затрачивал 14,1%, а США 6,6%. Расходы правительства СССР превысили расходы США в 2.14 раза. Нормальные расходы страны на содержание национальных Вооруженных сил составляет 3, 5 % от ВВП, как в бюджете СССР (в 80–х годах ХХ века военный бюджет США 300 млрд. долларов), при официальном курсе доллара по отношению к рублю 0,7 рублей за 1 доллар (динамику изменения военного бюджета нашей страны смотри в приложении № 1).

После ликвидации СССР, в 90–х годах ХХ века закупки вооружения и техники для ВС РФ на предприятиях отечественного ОПК сократились практически на 85-90%. Недофинансирование и неплатежи до предела обостряли социальную ситуацию на предприятиях ОПК. В течении 1992 – 2004 годов были закрыты или перепрофилированы на выпуск гражданской продукции 32% предприятий ВПК, а 20 % предприятий ОПК СССР вообще оказались вне пределов территориальных границ РФ. 

Доля гражданкой продукции в ОПК в 2005 году составила 46%. А в 2006 год предприятиями ОПК было выпущено гражданской продукции:15 самолетов (не считая легкой авиации), 84 вертолета, 37 морских судов, 17 тыс. единиц подвижного состава ж/д, 879 тыс. телевизоров, 600 тыс. холодильников и морозильников, 800 тыс. стиральных машин.

На национальную оборону в 2006 году правительство РФ планирует потратить 666 млрд. 885 млн. рублей (содержание ВС РФ - 2, 7 % ВВП) - 70 % ГОЗ будут направлены на закупку новых образцов ВТ. Сравните: военный бюджет США в 2006 году составляет 420 млрд. долларов. В абсолютных цифрах он превосходит военный бюджет РФ в 25 раз. Кроме того, на нужды обеспечения национальной безопасности РФ и правоохранительной деятельности будет выделено правительством 541 млрд. 634 млн. рублей (смотри статистические данные приложения № 1). На реализацию Федеральной целевой программы «Антитерор» будет выделено 360 млн. рублей. На содержание внутренних войск МВД РФ в 2006 году выделено 10 млрд. 66,5 млн. рублей (по сравнению с 2005 годом финансирование увеличилось на 40%).

 На 2007 год финансовый объем ГОЗ увеличится на 235 млрд. рублей (на 28% по сравнению с 2006 годом), бюджет министерство обороны РФ составит 302, 7 млрд. рублей. Из них на НИОКР будет израсходовано 98 млрд. рублей (рост на 20 %), на закупки ВВТ будет израсходовано 145 млрд. рублей (рост на 22 %), на ремонт имеющейся ВТ будет израсходовано 60 млрд. рублей (рост на 15,7%). Бюджет министерства внутренних дел в 2007 году составит 14, 6 млрд. рублей.

В настоящее время перед предприятиями отечественного ОПК стоят те же проблемы, что и перед остальными производящими отраслями национальной экономики – моральное старение и физический износ оборудования, невозможность получения крупных инвестиций для модернизации производства, отсутствие крупных военных заказов (с загрузкой производственных мощностей на 75–80 %) и старение персонала, повышение среднего возраста работающих (на 2006 год, средний возраст работающих в ОПК составил 40–50 лет). Так, в годы реформ (1999–2003) в результате свертывания военной инфраструктуры, закрытие и конверсию предприятий оборонной промышленности, численность рабочих, инженеров и служащих, работающих в ОПК снизилось в 2–3 раза. Было утеряно более 200 промышленных технологий военного назначения. На 2005 год в отечественном ОПК показатель технической новизны продукции составил 19 %, а в промышленности 3, 5 %.

Результат этих кризисных экономических процессов не замедлил сказаться на состоянии Вооруженных сил РФ. Так на 2006 год современных образцов ВТ в нашей армии около 20 %, а в армиях развитых стран мира около 60 % (следует отметить, что в 1990 году ВС СССР имели на вооружении 70% современных образцов ВТ!).

 

Военную экономику страны длительное время (в течение нескольких десятков лет) нельзя содержать в состоянии предмобилизационной и мобилизационной готовности (направляя на ее функционирование 70 – 80% всех ресурсов страны), так как это отрицательно воздействует на основные экономические процессы в государстве и экономике его союзников. Однако любая прогнозируемая и ожидаемая война (локальная, региональная, глобальная) обойдется государству дороже содержания самой мощной армии.

 

Приоритетные направления развития ОПК в России в XVII-XX веках:

1. Создание преимущественно мощной военной (тяжелой и оборонной) промышленности;

2. Развитие всех отраслей экономики, обеспечивающих работу военной промышленности;

3. Финансирования промышленной индустриализации за счет государства;

4. Достижение экономической независимости национальной экономики страны. 

Преимуществасодержания страной большой армии и крупного ОПК:

1. Обороноспособность страны и ее союзников высока;

2. Безработных в стране нет, общество хорошо управляемо;

3. Экономика находится под контролем государства;

4. Лучшие специалисты («умы», «исполнители» и «рабочие»), ресурсы, финансовые средства, техника сосредоточены в военной отрасли. Оборонно – промышленный комплекс страны является в таком случае, «локомотивом» национальной экономики.

Отрицательные стороны содержания страной большой армии и крупного ОПК:

1. Все усилия государства и народа направлены на выпуск военной продукции и финансирование вооружённых сил. Все остальные отрасли экономики и жизни общества финансируются по остаточному принципу;

2. Между предприятиями, выпускающими продукцию военного назначения и предприятиями, которые выпускают народно-хозяйственную, гражданскую продукцию, существует дисбаланс в пользу продукции военного назначения;

3. В силу диспропорционального развития экономики возникает дефицит товаров гражданского назначения, в стране создаётся так называемый «перегрев денежной массы»;

4. В мобилизационной экономике «выключены» экономические законы и закономерности свободного ценообразования, спроса и предложения, а конкуренция ограничена военными и естественными монополиями;

 5. Жизнь государства и народа (политическая и общественная) милитаризована.

На осень 2004 года в рядах всех родов войск ВС РФ состояли 1.207.000 военнослужащих и 87.000 человек гражданского обслуживающего персонала. К 2011 году в ВС РФ будет сформировано около 600 соединений и частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими по контракту. При этом расходы  на одного военнослужащего в год в ВС РФ составляют – 3.800 долларов в год.

Сравните эти показатели в ВС других стран: в США – 190.000 долларов в год; в Великобритания – 170.000 долларов в год; в Турции – 12.700 долларов в год.

В настоящее время по мнению генерал майора А. Захарова, генерал – полковника В. Манилова, генерала армии М. Гареева, генерала армии В. Зоркальцева, генерала армии И.Родионова, генерала армии В. Самсонова, в боевой готовности полной развернутости наша страна может фактически содержать не более 20-25 дивизий СВ, ВВС, ВМФ, а в 80-х годах ХХ века в сухопутных войсках ВС СССР, по данным генерала армии А.И. Лебедя, насчитывалось 240 полностью снабженных и боеготовых общевойсковых дивизий.

Вопросы домашнего задания:

  1. Какие важнейшие задачи решают предприятия ВПК в национальной экономике страны?
  2. Оцените уровень гособоронзаказа современной России.
  3. Охарактеризуйте основные направления развития отечественного ВПК.

&20. Военная экономика

«К долговременным факторам необходимым

для достижения победы относят… количество дивизий,

крепость тыла,… степень мобилизации промышленности,



2019-08-13 205 Обсуждений (0)
Маршал СССР С.М. Буденный 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маршал СССР С.М. Буденный

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)