Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неценовые факторы совокупного предложения



2019-08-13 323 Обсуждений (0)
Неценовые факторы совокупного предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




К ним относятся цены на ресурсы, рост или падение производительности труда, изме­нения в правовых нормах. Прежде чем приступить к характеристике каждого из факторов, изобразим процесс их взаимодействия графи­чески. Действие неценовых факторов приводит к смешению кривой совокупного предложения AS1. Если совокупное предложение рас­тет, то она сдвигается вправо в положение AS2, если сокращается, то смещается влево, к AS3:

Рис. Изменения совокупного предложения

Важным неценовым фактором выступают цены на ресурсы (в от­личие от цен на готовую продукцию). При повышении цен на ресур­сы увеличиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает совокупное предложение. Если цены на ресурсы падают, происходит обратный процесс. Важнейшими видами внутренних ресурсов вы­ступают земля, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские способности. Кроме этих внутренних ресурсов действуют также цены на импортные ресурсы. К ресурсному потенциалу может быть отнесено и господство на рынке.

Следующим неценовым фактором является производительность труда. В зарубежной экономической науке она рассчитывается как отношение реального объема производства к количеству использу­емых ресурсов. Можно сказать иначе: производительность — это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат. Если производительность возрастает, значит, на том же ресурсном потенциале производится больший объем продукции и, следова­тельно, совокупное предложение возрастает, а кривая на графике сдвигается вправо.

На совокупное предложение воздействует также изменение право­вых норм. Оно может касаться либо налогов, либо субсидий. В случае ужесточения налоговой системы увеличиваются издержки и совокуп­ное предложение сокращается, если же налоги снижаются, то издержки сокращаются и совокупное предложение возрастает Если речь идет о субсидиях, имеются в виду прямые правительственные платежи бизне­су или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения.

На величину издержек оказывает воздействие государственное регулирование. Оно, как правило, увеличивает их и поэтому выступает фактором, противодействующим активизации совокупного предложения.

 

24. Функции денег и закон денежного обращения.

 

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

 

Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

 

Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.

 

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

 

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

 

Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

 

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

Денежное обращение– процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

Согласно классической теории Л. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

MY= РQ,

где M - масса денег;

P - цена товара;

Y - скорость обращения денег;

Q - количество товаров, представленных на рынке.

Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:

M= а цена товара

P= уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator -- умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

 

25. Причины инфляции и ее последствия. Сущность и виды инфляции.

 

Инфляция означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Проявлениями инфляции является рост цен и обесценивание (девальвация) национальной валюты.

 

Основные виды инфляции:

 

В зависимости от степени государственного регулирования экономики:

 

-Явная инфляция, когда наблюдается рост цен, падение курса национальной валюты и т.д.

 

-Скрытая или подавленная инфляция, при которой рост цен не наблюдается, но снижается качество продукции, её ассортимент, растёт дефицит товаров.

 

В зависимости от типа факторов, дающих инфляционные импульсы.

 

-Импортируемая инфляция возникает в случае поддержания в стране твёрдого валютного курса, когда любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну.

 

-Экспортируемая инфляция.

 

В зависимости от темпов роста цен:

 

-Умеренная или ползучая (до 20% в год).

 

-Галопирующая инфляция (20-200% в год).

 

-Гиперинфляция (>200% в год)

 

В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, различают:

 

-Инфляция спроса, вызванная ростом компонентов сов. спроса.

 

-Инфляция издержек, вызванная ростом издержек производства в национальной экономике.

 

Причины инфляции:

 

-Внутренние причины:

 

а) деформация экономики, проявляющаяся в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребления, от отраслей, производящих средства производства;

 

б) дефицит госбюджета, покрываемый эмиссией денег;

 

в) цикличность экономического развития;

 

г) монополия государства на внешнюю торговлю;

 

д) монополизация национального рынка;

 

е) высокие налоги, процентные ставки.

 

-Внешние причины:

 

а) структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, продовольственный, экологический);

 

б) сокращение поступлений от внешней торговли;

 

в) отрицательное сальдо внешнеторгового баланса.

Последствия инфляции:

 

-Инфляция приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными слоями общества, а так же экономическими и социальными институтами произвольным образом.

 

-Усложняет долгосрочное планирование фирм и домохозяйств.

 

-Приводит к снижению политической стабильности общества, которое влечёт рост социальной напряжённости.

 

-Снижает конкурентоспособность отечественных товаров и товаропроизводителей.

 

-Вызывает рост спроса на более стабильную иностранную валюту.

 

-Приводит к снижению реальной стоимости сбережений и увеличению спроса на реальные активы.

 

-Вызывает изменение структуры и снижение реальных доходов государственного бюджета. Влечет дефицит государственного бюджета и государственный долг.

 

-Приводит к макроэкономическим структурным диспропорциям.

 

 

26. Антиинфляционная политика государства.

 

Антиинфляционная политика – это, в широком смысле, комплекс мероприятий, экономических и административных механизмов, которые помогают бороться с инфляцией. В узком смысле, это государственная система антиинфляционных мер.

Антиинфляционная политика государства предусматривает следующие меры:

· Формирование антиинфляционной стратегии

· Разработка антиинфляционной тактики

Остановимся на каждом элементе подробнее.

Антиинфляционная стратегия не оказывает на экономику никакого мгновенного эффекта. Она направлена на то, чтобы снизить инфляцию не в данный момент, а в будущем. Главной целью такой стратегии становится снижение инфляционных ожиданий. Инструментом для решения этой задачи выступают:

· Укрепление рыночных механизмов

· Усиление регулирования финансовой системы государства и прироста денежной массы в экономике

· Изменение бюджетной политики: снижение расходов и увеличение доходов государства

· Снижение зависимости курса валюты от внешних факторов

Если стратегия – это не сейчас и не скоро, то с антиинфляционной тактикой ситуация обратная. Это краткосрочные меры, призванные повлиять на рынок здесь и сейчас. В зависимости от ситуации, прибегают к двум методам: резкое повышение спроса без повышения предложения, либо резкое повышение предложения без повышения спроса.

Антиинфляционное регулирование, в основном, использует следующие методы: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса. Каждый блок заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому разберем подробнее, что они из себя представляют.

Дефляционная политика

Это метод снижения инфляции, основанный на ограничении денежного спроса. Достигается это путем через финансовые и налоговые механизмы, доступные правительству. Недостатком такой политики становится краткосрочное замедление роста экономики или вовсе ее сокращение. Дефляционная политика включает в себя:

Ограничение денежной массы. Правительство устанавливает лимит финансовых вливаний в экономику. При этом игнорируется текущее состояние государственного бюджета – такие действия предпринимаются, даже если он дефицитный. Главный механизм здесь – Центробанк. При резком падении курса национальной валюты он повышает ключевую ставку, что затрудняет приток новых денег в экономику. Дороже кредиты для банков – дороже и для потребителей и бизнеса.

Введение нормы обязательного резерва. Это сумма, которая в обязательном порядке должна находиться в активе каждого банка. Таким образом регулируется масштаб деятельности кредитных организаций.

Операции Центробанка с гособлигациями и другими ценными бумагами. В условиях бурного роста инфляции и стремительного взлета цен, Центральный банк непременно выходит на рынок ценных бумаг. Если его цель – снизить инфляцию, то он продает государственные облигации и таким образом снижает объем денег в экономике. Когда кризис проходит, регулятор постепенно возвращает себе распроданное.

Политика доходов

Этот пакет мер направлен на установление контроля над ростом цен и оплаты труда. Политика доходов направлена на нормализацию роста производственных издержек. Главная ее цель – стабильность цен на товары, услуги и труд. К мерам воздействия политики доходов относят:

Регулирование государством цен на социально значимые товары. Достигается это с помощью прямого и косвенного регулирования цен. К последнему относят субсидии, государственные закупки, борьба с монопольными сговорами, займы, пошлины на импорт и экспорт, эмбарго.

Добровольное регулирование роста цен. Задача государства – обеспечить диалог бизнеса и работников. Это способствует установлению реальных границ роста цен и зарплатных ожиданий. Работает такая политика и на уровне отдельных предприятий, и на государственном или отраслевом.

Политика валютного курса

Главный инструмент сдерживания инфляции, который применяют страны, зависящие от экспорта. Его цель – стабилизировать курс национальной валюты, и вернуть доверие игроков на финансовом рынке. Фиксация курса на определенном уровне или установление определенного коридора курсов обмена позволяет ограничить падения курса национальной валюты по отношению к зарубежным. При этом важно правительство играет не только с рычагами давления на экономику, но и с умами потребителей, инвесторов и игроков рынка. Его задача – убедить людей, что национальная валюта стабилизируется, и что проводимая антиинфляционная политика работает.

 

27. Причины и виды безработицы.

 

Безработица (unemployment) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу. Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь. В категорию экономически активного населения включают людей в возрасте от 15 до 72 лет, которые являются: занятыми (наемные работники, предприниматели); безработными.

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы:

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе. Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

 Экономические последствия: сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от НДФЛ); рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.; снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается; недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы:

1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы. В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных. Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства. Различают две разновидности структурной безработицы: деструктивная - с негативными последствиями; стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей фазы экономического цикла.

Кроме того, различают и другие виды безработицы:

а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы. Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу. Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона). Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная. Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

 з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами. Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест. и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на рынке труда естественным путем.

 

28. Безработица и экономический рост. Закон Оукена.

Одним из важнейших показателей является уровень безработицы. Он показывает соотношение количества всех работающих людей (экономически активного населения) и безработных и вычисляется следующим образом:

Где: Ur - уровень безработицы; Uw -количество безработных

Tlf - экономически активное население.

Если численность безработных составляет 1 млн. человек, а работающих – 9 млн., то уровень безработицы равен 10% [1 : (1 + 9) ´ 100%].

Естественный уровень безработицы — экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка.

Для каждой страны характерен свой уровень естественной безработицы. Так, в США нормальная безработица составляет более 7%, во Франции – 10%, Швеции – 2% от общей численности рабочей силы.

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.

Зако́н О́укена - эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП. Закон Оукена гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%.

Где:

- Yf – реальная величина национального дохода полной занятости.

- Y – реальная величина национального дохода.

(Yf – Y) – «конъюнктурный разрыв»

- - параметр Оукена

- U – фактический уровень безработицы.

- U*- естественный уровень безработицы.

(U-U*) – уровень конъюнктурной безработицы.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв увеличивается на пунктов.

Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Как правило, в свободной рыночной экономике реально существующая занятость ниже естественного уровня, и государство вынуждено оказывать социальную поддержку безработным.

 

29. Дифференциация доходов населения, ее причины. Показатели дифференциации доходов населения: кривая Лоренца.

 

Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.).

Неравенство доходов объясняется следующими причинами, напомним их:

1) разными интеллектуальными и физическими способностями;

2) разным уровнем образования и профессиональной подготовки;

3) профессиональными вкусами и способностями к риску;

4) неравенством владения собственностью;

5) монополизмом на рынке товаров и услуг;

6) удачей, связями, несчастьями и дискриминацией.

Для оценки влияния распределительной политики на выравнивание уровней доходов могут быть использованы определенные методы измерения и количественной оценки дифференциации доходов. Для определения уровня разрывов в доходах между различными группами населения в мировой экономико-статистической практике широко применяются:

децильные,

квартальные,

квантильные коэффициенты дифференциации.

Под децильными коэффициентами понимается разбиение исходной совокупности на десять равных групп, под квартальными — на четыре равные группы и под квантильными коэффициентами — на пять равных групп с последующим установлением отношений среднего дохода последней группы, имеющей высокий доход, к первой, имеющей наименьший доход.

Одним из современных методов измерения дифференциации доходов населения является расчет накопленных (кумулятивных) частот (долей) определения кумулятивного ряда доходов и кумулятивного ряда численности.

На основе этого осуществляется построение кривой кумулятивных частот, названной в честь американского статистика М. Лоренца кривой Лоренца.

Кривая Лоренца (lorenz curve) — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения, сформированные на основании размера дохода, который они получают.

На оси абсцисс откладывается доля населения, а на оси ординат — доля доходов в обществе в процентном отношении. Как видно из графика, в обществе всегда имеет место быть неравенство в распределении доходов, что отражает кривая OABCDE — кривая Лоренца. Например, первые 20% населения могут получать 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов, 80% населения — 60% доходов, ну и естественно 100% населения — 100% доходов.

Если бы в обществе было бы равное распределение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой (биссектриса на графике), называемая линией абсолютного равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией, называемой линией абсолютного неравенства.

На основании кривой Лоренца можно вывести коэффициент Джини (по имени итальянского статистика и экономиста К. Джини).

Неравенство доходов можно измерить с помощью отношения площади между прямой ОЕ и кривой Лоренца к площади всего треугольника 0ЕF. В результате получаем искомый коэффициент. Чем больше значение коэффициента, тем выше степень неравенства в доходах, чем ниже его значение, тем более равномерно распределяются доходы населения.

Кроме того, уровень общественного благосостояния (уровень жизни) представляет собой степень обеспеченности людей материальными и духовными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования.

Он имеет количественную и качественную характеристики. Уровень жизни определяется не тем, сколько указанных благ материального и духовного порядка потребляет человек, но и уровнем развития самих потребностей, зависящих от конкретно-исторических и социокультурных условий развития общества.

Огромное значение для определения общественного благосостояния имеют объемы производства ВВП и национального дохода , исчисляемые на душу населения. Уровень общественного благосостояния - не только экономическая, но и историческая категория. Каждый этап в развитии национальной экономики отражается на положении страны в мировом хозяйстве и на благосостоянии ее населения.

 

30. Финансовая система. Финансовая политика государства.

 

 

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Рисунок 7 - Структура финансовой системы

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.

Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Если расходы превышают доходы, то это дефицит.

Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.

Если доходы превышают расходы, то это профицит.

Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.

Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.

Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д.

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

 

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве — это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют: ♦ финансовое регулирование и стимулирование производства; ♦ финансирование научно-технического прогресса; ♦ страховая защита общественного производства. Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

Содержание финансовой политики включает:

определение основных направлений, целей и задач финансовой политики.

формирование финансового механизма.

управление финансовой деятельностью.

Главными задачами финансовой политики являются:

обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

установление рационального распределения и использование ресурсов;

достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

создание благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов;

формирования уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

 

В РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в своих посланиях определяет основные направления экономики на планируемый год и перспективу. (3 года)

 

Правительство РФ действует в рамках этого послания и вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Им разрабатывается необходимые законодательные акты для реализации финансовой политики.

 

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использование финансов.

 

Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования, финансовых отношений. При выработке финансовой политики учитывают особенности исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внешней и внутренней обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

 

Цели финансовой политики:

 

Фискальная политика – связанна со сбалансированием доходов и расходов государства. (Кривая Лаффера)

 

Регулирование налоговых процессов – проводится с помощью экономических инструментов. Регулирование может осуществляться стихийно или сознательно. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики. В качестве инструментов регулирования выступают налоги, государственный кредит, бюджетное ассигнование и т.д.

 

Виды финансовой политики:

 

Политика экономического роста. Представляет собой систему финансовых мер, направленных на увеличение ВНП и повышения уровня занятости. Эта политика включает рост государственных расходов, и снижение налоговой бремени. Эта политика применяется в период экономического кризиса. В долгосрочном аспекте данная политика может привести к росту инфляции. (Доход снижается и Расходы повышаются).

 

Политика стабилизации. Характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования, сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

 

Политика ограничения деловой политики. Направлена на уменьшение реального объема ВНП. Она связана с уменьшением государственных расходов и увеличение налогового бремени. Эта политика применяется тогда, когда произошел кризис (Расходы уменьшаются и Доходы увеличиваются).

 

 

31. Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета.

 

Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, существующий в виде баланса денежных доходов и расходов государства. Обычно госбюджет составляется на 1 год. Проект госбюджета обсуждается и принимается парламентом страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона.

 

Госбюджет выполняет следующие функции:

 

распределительная проявляется в формировании, распределении и перераспределении денежных средств государства с целью удовлетворения общественных потребностей (через все звенья финансовой системы перераспределяется до 60 % национального дохода, а через госбюджет – до 40 %);

 

регулирующая состоит в использовании средств госбюджета для регулирования процесса производства, снижения уровня безработицы и стабилизации экономики в целом;

 

контрольная заключается в том, что



2019-08-13 323 Обсуждений (0)
Неценовые факторы совокупного предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неценовые факторы совокупного предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)