Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Среднегодовая производственная мощность предприятия



2019-08-13 228 Обсуждений (0)
Среднегодовая производственная мощность предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Показатели оценки использования производственной мощности:

  1. Коэффициента использования производственной мощности

  1. Коэффициент загрузки оборудования

  1. Коэффициент использования оборудования по мощности

 

 

71. Качество и конкурентоспособность продукции

 

В условиях рыночных отношений актуальность управления качеством обусловлена необходимостью производства продукции, имеющей высокую конкурентоспособность. Высокое качество продукции является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность продукции.

Для российской экономики обеспечение стабильного высокого качества продукции, соответствующего требованиям потребителя, имеет большое значение еще и потому, что без выполнения этого условия национальная экономика России не сможет интегрироваться в мировое хозяйство и занять там достойное место.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество (К) – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [Стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества»].

Под объектом понимается все, что может быть описано или измерено: товар, услуга, процесс, система, организация или отдельное лицо (лица) или их комбинация.

Обеспечение качества продукции – планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям.

Высокий уровень качества продукции и услуг способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество как экономическая категория носит двойственный характер. Качество оценивает как предприятие-изготовитель товара, так и потребитель со своими критериями оценки качества. В процессе «создания качества» участвуют те и другие.

Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.

Качество продукции – совокупность свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений.

Требования к качеству продукции формируются потребителями (заказчиками), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.

Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление воздействия хозяйственного механизма, экономических рычагов и стимулов на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ и услуг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции.

Различают конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара. конкурентоспособность предприятия – это его способность производить конкурентоспособные товары и достигать иные цели, за счет эффективного использования имеющихся у него ресурсов в условиях противодействия конкурентов; конкурентоспособность товара – это его способность быть более привлекательным для потребителей в сравнении с аналогичными товарами конкурентов, за счет более точного и полного соответствия стоимостных и качественных характеристик товара требованиям потребителей.
Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:

а) качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;

б) профессионализмом директората;

в) низкой себестоимостью;

г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов:

1) технических;

2) экономических;

3) социально – организационных.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели.

Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт и т. д. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально-организационные параметры – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

 

72. Издержки производства и себестоимость продукции

 

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Затраты – это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки – стоимостная оценка произведенных затрат.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Например, древесина, используемая в строительном деле, не может быть применена в производстве мебели, спичек и иных товаров. Выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. Экономические, или вмененныге, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

С позиции отдельной фирмы экономические издержки – это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешними, или явными, издержками называются затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг. При этом поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы.

В то же время фирма может использовать и свои собственные ресурсы. В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), издержки. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые были бы получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении. К данным издержкам относится нормальная прибыль – минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то деятельность в данной сфере бизнеса.

С позиций бухгалтерского подхода к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих; плата за аренду зданий, сооружений, станков, оборудования; оплата транспортных расходов; оплата услуг банков, страховых компаний и т. д.

С позиций экономического подхода издержками производства принято считать не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и не оплачиваемые фирмой издержки, издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. согласно данному подходу в издержках производства необходимо учитывать все затраты – и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

существует значительное количество классификаций издержек производства. Мы рассмотрим наиболее существенные классификации.

С точки зрения отдельного предпринимателя (фирмы) выделяют:

• индивидуальные издержки, представляющие собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта;

• общественные издержки – затраты, понесенные на производство определенного объема какой-то продукции, с позиций всей национальной экономики есть общественные издержки.

Различают:

• издержки производства;

• издержки обращения.

Производственныге издержки – это издержки, непосредственно связанные с производством товаров или услуг.

Издержки обращения – издержки, связанные с реализацией произведенной продукции. Они подразделяются на до-полнительныге и чистыге издержки обращения. Первые включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара; вторые – расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превращением ее из товарной в денежную (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т. п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

Различныге видыг ресурсов по-разному переносят свою стоимость на готовую продукцию. В соответствии с этим в теории и на практике рассматривают:

• постоянные издержки производства;

• переменные издержки производства.

К постоянныгм издержкам производства относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т. д.).

Под переменными понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т. д.

По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) выгделяют:

• основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих и т. д.;

• накладные расходы, т. е. расходы по управлению и обслуживанию производством (цеховые, общезаводские, вне-производственные, потери от брака).

По способу отнесения на производство затраты подразделяются на:

• прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг);

• косвенные, связанные с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем является себестоимость. В положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

По объему учитываемых затрат различаются следующие виды себестоимости:

• технологическая, которая включает затраты на осуществление технологического процесса по производству продукции;

• цеховая себестоимость, которая складывается из затрат на производство продукции в пределах цеха, в частности, прямых материальных затрат на производство продукции, амортизации цехового оборудования, заработной платы основных производственных рабочих цеха, социальных отчислений, расходов по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховых расходов;

• производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) кроме цеховой себестоимости состоит из общезаводских расходов (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затрат вспомогательного производства;

• полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, – показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость устанавливается в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на конкретный период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость рассчитываются по единой методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Систематическое снижение издержек – основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в данной области – одна из важных проблем всей экономической теории.

 

73. Ценообразование на продукцию предприятия

 

В условиях экономики преимущественно рыночного типа коммерче­ский успех организации во многом определяется ее ценовой политикой, под которой понимается деятельность предприятия в области управления ценами на выпускаемую продукцию в целях обеспечения ее сбыта и мак­симизации прибыли. Эта деятельность неразрывно связана с анализом ценообразующих факторов и процессом установления цен, основанном на том или ином методе ценообразования.

К важнейшим ценообразующим факторам предприятия относятся:

· сложившееся взаимодействие спроса и предложения на выпускае­мую предприятием продукцию;

· себестоимость производства и реализации продукции;

· цены конкурентов на аналогичную продукцию и возможность воз­действия на них (монопольная сила предприятия);

· ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цен;

· прямое или косвенное воздействие государства на цены.

Для реализации эффективной ценовой политики предприятия необ­ходимо иметь представление о ценовой системе, под которой понимает­ся единая упорядоченная совокупность различных видов цен и их групп, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между раз­личными участниками национального и мирового рынка.

В рамках единой ценовой системы цены классифицируются следую­щим образом.

По стадиям ценообразования и движения продукции от производите­ля к потребителю выделяют:

· оптовые цены изготовителя, компенсирующие его издержки на про­изводство и реализацию продукции и обеспечивающие планируемую при­быль и рентабельность предприятия;

· оптовые отпускные цены, включающие в себя помимо цен изготови­теля косвенные налоги (акцизы и НДС);

· оптовые цены закупки, представляющие собой оптовые отпускные це­ны, увеличенные на суммы посреднических надбавок (скидок) - цены ус­луг посредников по продвижению товара от производителя к потребителю;

· розничные цены, формируемые в сфере розничной торговли и вклю­чающие в себя наряду с оптовыми ценами закупки условия для прибыль­ной работы розничной торговли.

По степени государственного воздействия на цены различают рыноч­ные и регулируемые цены. Рыночные цены складываются в результате конкурентных взаимоотношений рыночных субъектов, в то время как ре­гулируемые - при прямом воздействии на них со стороны государства.

К рыночным ценам относятся:

· свободные цены, которые образуются в результате взаимодействия спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

· монопольные цены, складывающиеся в условиях доминирования одного или нескольких предприятий, обладающих значительной моно­польной силой;

· демпинговые цены, являющиеся результатом сознательного зани­жения цен, проводимого в целях вытеснения конкурентов с рынка или увеличения объемов продаж (рыночной экспансии).

К регулируемым ценам относятся:

· фиксированные цены, величины которых жестко устанавливаются государством;

· предельные цены, представляющие собой устанавливаемые госу­дарством нижние или верхние пределы цен на ту или иную продукцию.

По наличию транспортной составляющей в цене (система цен «франко» или система франкирования цен) выделяют (рис. 35):

· цену франко-склад поставщика, включающую в себя цену продук­ции на складе поставщика;

· цену франко-станция отправления, в которую наряду с ценой про­дукции на складе поставщика включены расходы по транспортировке продукции на станцию отправления;

· цену франко-вагон станция отправления, содержащую в себе все предыдущие расходы, а также затраты по погрузке продукции в вагоны на станции отправления;

· цену франко-вагон станция назначения, представляющую собой це­ну франко-вагон станция отправления, увеличенную на величину расхо­дов по транспортировке до станции назначения;

· цену франко-станция назначения, включающую в себя наряду со всеми предыдущими затратами и расходы по выгрузке продукции из ва­гонов на станции назначения;

· цену франко-склад потребителя, содержащую в себе все расходы продавца вплоть до доставки продукции до склада потребителя.

Важнейшим элементом ценовой политики любого предприятия явля­ется ценообразование, базирующееся на том или ином методе.

Метод ценообразования - это способ формирования цен на продук­цию предприятия. Все применяемые в настоящее время методы ценооб­разования могут быть разделены на затратные и параметрические ме­тоды ценообразования. Затратные методы основаны на учете издержек производства и реализации продукции, в то время как параметрические принимают во внимание прежде всего технико-экономические характе­ристики (параметры) продукции.

Различают следующие затратные методы ценообразования:

· ценовый метод полных издержек, предполагающий формирование цен на основе планируемой прибыли (рентабельности) и всех (прямых и косвенных) затрат, которые вне зависимости от происхождения списы­ваются на единицу того или иного изделия. Данный метод (его еще на­зывают методом ценообразования по принципу «издержки + заплани­рованная прибыль») применяется на тех предприятиях, где гарантиро­ван сбыт продукции (для предприятий с сильной монопольной вла­стью). Недостатки метода связаны с тем, что он не стимулирует произ­водителя к снижению собственных издержек в условиях гарантирован­ного сбыта;

· ценовый метод стандартных издержек, связанный с определением цен на продукцию на основе учета прямых и косвенных затрат по уста­новленным нормам. Наличие отклонений от норм позволяет обнаруживать резервы снижения издержек производства и является стимулирую­щим фактором для работы в этом направлении;

· ценовый метод прямых издержек, предполагающий расчет цен на продукцию на основе только прямых затрат. При этом все затраты, кото­рые так или иначе зависят от объемов производства (условно-пере­менные затраты), рассматриваются как прямые и участвуют в ценообра­зовании. Данный метод ценообразования, именуемый также методом формирования цен по сокращенным затратам, обладает тем преимуще­ством, что позволяет выявлять наиболее выгодные виды продукции, по­скольку считается, что игнорируемые данным методом косвенные затра­ты не зависят ни от объемов производства, ни от замены производства одного изделия на другое;

· ценовый метод стандартных прямых издержек, сочетающий в себе принципы ценообразования двух предыдущих методов.

Параметрические методы ценообразования тем или иным образом учитывают полезность продукции и включают в себя:

· метод удельной цены, связанный с выявлением одного главного па­раметра продукции и расчетом удельной цены товара в виде частного от деления цены на основной параметр. Например, если имеющий мощ­ность 100 лошадиных сил (л. с.) трактор стоит 10 000 тыс. руб., то удель­ная цена данного товара равна 10 000 : 100 = 100 тыс. руб./л. с. и, следо­вательно, новый трактор с мощностью двигателя в 120 л. с. может быть оценен в 12 000 тыс. руб. Недостатки данного метода связаны с учетом лишь одного параметра качества и игнорированием всех других, что де­лает данный метод ценообразования применимым только для ориенти­ровочных расчетов;

· ценовый метод баллов, предполагающий выделение нескольких па­раметров качества и начисление экспертами баллов новому изделию по каждому из этих параметров. Далее набранное новым изделием число баллов сопоставляется с аналогичным показателем базисного изделия, цена которого уже известна. Цена на новое изделие определяется исходя из цены базисного варианта путем ее увеличения (уменьшения) пропор­ционально соотношению баллов, набранных обоими изделиями;

· ценовый метод регрессии, связанный с определением эмпирических формул (уравнений регрессии) зависимости цены продукции от основ­ных ее параметров. Подстановка в полученное для базисного варианта уравнение регрессии параметров нового изделия позволяет вычислять цену последнего.

 

74. Природоохранная деятельность предприятия

 

Природоохранная деятельность объединяет все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, сохранение, улучшениеи рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Это создание и внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий, строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, контроль за состоянием природной среды и т.д

На уровне субъектов хозяйствования управление рациональным природопользованием и природоохранной деятельностью осуществляет их администрация. Функции управления охраной окружающей среды на предприятиях состоят в выработке экологической политики производства, планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений. Реализация их должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово–предупредительного и текущего ремонта.

К природоохранному комплексу предприятий относятся группы охраны природы при главном инженере, главном энергетике или главном технологе, участки очистных сооружений и водоканализации, газопылеулавливающие установки, санитарно–промышленные лаборатории. Количество работающих в природоохранных подразделениях может составлять 3–5% от общей численности рабочих. Как правило, один из заместителей директора предприятия является ответственным за охрану природы. Определенные природоохранные функции выполняет и отдел техники безопасности: осуществляет проверку работы вентиляционных, санитарно-технических систем и т.п. Важное место в природоохранной деятельности принадлежит заводским лабораториям, которые осуществляют контроль за состоянием сточных вод, работой очистных сооружений. Их деятельность в свою очередь контролируется районными санитарно-эпидемиологическими станциями, органами водоочистки, Минприроды.

 

75. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

 

Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами.

Предприятие – участник ВЭД – это самостоятельное юридическое лицо, которое имеет собственное имущество и от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. Данные предприятия могут выступать истцом в суде, арбитраже и третейском суде.

Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.

Экспорт – это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляет собой организационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

На современном этапе экономического развития выделяют два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Внешнеторговый контракт представляет собой договор о заключении сделки (купли-продажи, проведения работ, оказания услуг и т. д.) между двумя и более контрагентами, находящимися в разных странах.

Экспортная политика предприятия – это разработка стратегии и принципов деятельности предприятия на внешнем рынке, формирование экспортного ассортимента товара, а также определение темпов обновления экспортной продукции, цен, уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания.

Таможенный кодекс РФ устанавливает порядок государственного контроля за организацией экспортно-импортных потоков через таможенную границу.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, взимаемых с участников внешнеэкономической деятельности при пересечении границы.

Таможенная пошлина – это размер платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе товара, исчисленный, как правило, в процентах от его таможенной стоимости.

Таможенная стоимость – это цена, фактически полученная или подлежащая уплате за товар при пересечении таможенной границы страны при ввозе.

Иностранные инвестиции в реальном секторе российской экономики – одно из условий преодоления инвестиционного кризиса в России. Для привлечения иностранных капиталов необходимо создание благоприятного инвестиционного климата.

В определении типов и содержания контрактов большую роль играют Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКО-ТЕРМС), являющиеся по своей юридической природе обычаями и обыкновениями, а также представляющие собой результат кодификационных усилий МТП.

Целью Инкотермс является разработка свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Тем самым неуверенность в различном толковании подобных терминов в отдельных странах может быть сведена к нулю или в значительной степени уменьшена.

 

76. Аналитическая деятельность предприятия

 

Организация аналитической деятельности на предприятии предполагает необходимость принятия решений по двум блокам вопросов:

1. Состояние элементов технико-экономического анализа деятельности предприятия.

2. Выбор приоритетных направлений аналитической деятельности

К элементам технико-экономического анализа деятельности предприятия относятся:

· виды и методика проведения анализа;

· информационная база анализа;

· организация аналитической работы на предприятии.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период, оперативный анализ. Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления. Текущий анализ позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом. Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Методика проведения анализа основывается на применении специальных способов и приемов. Способы применения анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок. Ко второй группе относят корреляционный анализ, регрессивный анализ, и т.п. Математические методы вошли в круг аналитических разработок значительно позже традиционных.

На практике используют следующие приемы анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, метод коэффициентов, сравнительный, факторный. Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей. Сравнительный анализ - это сопоставление сводных показателей подразделений или организации в целом с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Все вышеперечисленные способы и приемы анализа относятся к формализованным подходам. Однако существуют и неформализованные подходы: методы экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

Основу информационного обеспечения анализа составляет система учета и отчетности. Основу системы информационного обеспечения аналитической деятельности составляют формы бухгалтерской отчетности, утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации, а также статистической отчетности по труду и себестоимости, утверждаемой Госкомстатом РФ.

Организацию аналитической работы на предприятии должно координировать либо его первое лицо, либо специально создаваемое подразделение, формулирующее ежедневные сводки по конкретным направлениям аналитической работы.

При выборе приоритетных направлений аналитической деятельности на предприятии каждый руководитель должен иметь ввиду, что цели и стратегии организаций различны. Вместе с тем, в наиболее общем случае можно выделить следующие основные направления аналитической работы: анализ производственных результатов работы предприятия, анализ экономических результатов деятельности предприятия, анализ состояния и использования основных фондов, анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов, анализ финансового состояния предприятия, анализ использования трудовых ресурсов, анализ результатов технического развития предприятия, анализ затрат на производство и реализацию продукции, анализ результатов социального развития предприятия, оценка эффективности работы предприятия.

 

 

77. Прибыль предприятия и рентабельность производства

 

Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности, источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников.
Для оценки деятельности предприятия используют следующие виды прибыли: валовую, налогооблагаемую и чистую.
Валовая прибыль предприятия представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Расшифруем содержание элементов, входящих в валовую прибыль:

· прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется в виде разницы между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг);

· прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции;

· доходы и расходы от внереализационных операций включают в себя доходы (расходы) от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям), а также штрафы, пени, неустойки, убытки от снижения безнадежной дебетовой задолженности, судебные издержки на арбитражные сборы.


Налогооблагаемая прибыль - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму дивидендов, резервов и льгот.

Налогооблагаемая прибыль является базой для исчисления нал



2019-08-13 228 Обсуждений (0)
Среднегодовая производственная мощность предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Среднегодовая производственная мощность предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)