Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции центрального банка



2019-08-13 270 Обсуждений (0)
Функции центрального банка 0.00 из 5.00 0 оценок




Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики .

Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральныйбанк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны.

6. Денежно-кредитное регулирование экономики.

 

35. Кредитно-денежная политика государства и ее инструменты.

 

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

  1. Сдерживание инфляции
  2. Обеспечение полной занятости
  3. Регулирование темпов экономического роста
  4. Смягчение циклических колебаний в экономике
  5. Обеспечение устойчивости платежного баланса

Основные инструменты центрального банка в реализации кредитно-денежной политики:

  1. Регулирование официальных резервных требований - Является мощным средством воздействия на предложение денег. Величина резервов (часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка) во многом определяет его кредитные возможности. Кредитование возможно если у банка достаточно средств сверх резерва. Таким образом увеличивая или уменьшая резервные требования ЦБ может регулировать кредитную активность банков и соответственно влиять на предложение денег.
  2. Операции на открытых рынках- Основным инструментом регулирования предложения денег являтеся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При продаже и покупке ценных бумаг ЦБ пытается взодействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков предалагая выгодные проценты. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков, тем самым способствуя увеличению кредитования и соответственно росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям.
  3. Регулирование учетной ставки процента (дисконтная политика) - Традиционно ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента центральный банк воздействует на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в кредитовании населения и предприятий.

 

36. Понятие экономического цикла. Виды циклов. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

 

Экономический цикл — периодические колебания уровней занятости, производства и цен. В структуре цикла выделяют высшую (пик) и низшую точки активности и находящиеся между ними фазы спада (рецессии) и подъема (экспансии). Экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности (рис.26.1). Современной науке известны более 380 типов цикличности.

 

Основные типы циклов:

1. Промышленный или деловой цикл, продолжительностью 7—12 лет. Колебания основаны на периодичности инвестиционного процесса, инициирующего колебания в ВВП, ценах, занятости.

2. Циклы Китчина или циклы запасов, продолжительностью 2—4 года. Колебания основаны на изменении величины запасов.

3. «Строительные циклы» или циклы Кузнеца (20—25 лет). Связаны с периодом обновления зданий, сооружений, основных фондов и жилья.

4. Долговременные колебания с периодом в 50 лет. Циклы Кондратьева. Эти циклы названы в честь выдающегося русского экономиста Н. Д. Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры». Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового» и классического циклов. Примерами «циклов Кондратьева» могут служить кризис 1873 г., Великая депрессия 1929–1933 гг., стагфляция 1974–1975 гг.;

5. Колебания в демографической среде. Демографические ямы и др. В макроэкономике отсутствует интегральная теория экономического цикла, и экономисты различных направлений концентрируют свое внимание на разных причинах цикличности

 

Фазы цикла:

 

1) бум- экономика достигае максимальной активности. период сверх занятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, т.е. выше линии тренда) и инфляции- перегретая экономика.

 

2) спад- экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенц.ВВП) , деловая активность сокращается . Практически ВВП доходит до потенциального и продолжает падать ниже тренда, что приводит к кризису.

 

3) кризис (стагнация)- экономика находится в состоянии рецессионного разрыва. Фактический ВВП меньше потенциального. это период недоиспользования ресурсов, т.е. высокой безработицы

 

4) оживление и подъем-экономика постепенно начинает выходить из кризиса. фактич ВВП приблеж к потенциальн., затем его превосходит и достигает своего максимума (фаза бума)

Н. Д. Кондратьев (1892–1938) – выдающийся русский экономист. Мировую известность принесла Н. Д. Кондратьеву разработанная им теория больших циклов конъюнктуры, известная как теория «длинных волн» Кондратьева.

Кондратьев провел обработку временных рядов важнейших экономических показателей (товарных цен, процента на капитал, заработной платы, оборота внешней торговли и др.) для четырех стран (Англии, Германии, США, Франции) за период примерно 140 лет.

В результате обработки данных им была выявлена тенденция, показывающая существование больших периодических циклов продолжительностью от 48 до 55 лет. Эти циклы включали в себя фазу подъема и фазу спада. Кондратьев полагает, что продолжительность длинного цикла определяется средним сроком жизни производственных и инфраструктурных сооружений (примерно 50 лет), которые являются одним из основных элементов капитальных благ общества. При этом обновление «основных капитальных благ» происходит не плавно, а толчками, а научно-технические изобретения и нововведения играют при этом решающую роль.

В динамике экономических циклов Кондратьевым были выделены некоторые закономерности. Так, «повышательная» фаза большого цикла (фаза подъема) наступает, по его мнению, при следующих условиях:

1) высокой интенсивности сбережений; 2)относительном обилии предложения и дешевизне ссудного капитала;

3) аккумуляции его в распоряжении мощных финансовых и предпринимательских центров;

4) низком уровне товарных цен, который стимулирует сбережения и долгосрочное помещение капитала. Если эти условия имеют место, то рано или поздно наступает момент, когда значительное инвестирование его в крупные сооружения, вызывающее радикальные изменения условий производства, становится достаточно рентабельным. Начинается полоса относительно грандиозного нового строительства, когда находят свое широкое применение накопившиеся технические изобретения, когда создаются новые производительные силы. Таким образом, интенсивное накопление капитала является не только предпосылкой вступления экономики в фазу длительного подъема, но и условием развития этой фазы.

Импульсом же для перехода в «понижательную» фазу (фазу спада) является недостаток ссудного капитала, ведущий к повышению ссудного процента, и в конечном счете к свертыванию хозяйственной активности и падению цен. При этом депрессивное состояние хозяйственной жизни толкает к поиску новых путей удешевления производства, а именно технических изобретений. Однако эти изобретения будут использованы уже в следующей «повышательной» волне, когда обилие свободного денежного капитала и его дешевизна сделают вновь рентабельными радикальные изменения в производстве.

При этом Кондратьев подчеркивает, что свободный денежный капитал и низкий процент являются необходимым, но не достаточным условием перехода к «повышательной» фазе цикла. Не само по себе накопление денежного капитала выводит экономику из депрессии, а приведение им в действие научно-технического потенциала общества.

 

 

37. Экономические кризисы, и их последствия.

 

Экономический кризис характеризуется резким и значительным падением производства.

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся: - в значительном спаде производства; - в нарушении сложившихся производственных связей; - в банкротстве предприятий; - в росте безработицы

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И после кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными, краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления. Конечно, оно носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования. По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макро кризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микро кризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять. Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

 

 

38. Экономический рост, его факторы. Типы экономического роста.

Экономический рост — это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Говоря иначе, под экономическим ростом понимают движение и развитие национального хозяйства, которое характеризуется динамикой изменения таких макроэкономических показателей как ВОП, ВНД, НД.

Экономический рост занимает центральное место в воспроизводственном процессе и это связано со следующими обстоятельствами:

экономический рост определяет уровень экономического развития страны

экономический рост определяет место данной страны среди других стран, ее конкурентоспособность и возможности влияния на мировое, экономическое и политическое развитие

экономический рост определяет перспективы развития страны.

Оптимальной величиной темпов экономического роста является величины, составляющая 2—3% в год.

В экономической теории выделяют 2 типа экономического роста:

Экстенсивный. При экстенсивном типе экономический рост достигается путем количественного увеличения применяемых факторов производства на неизменной технологической основе.

Это достигается путем строительства новых предприятий, дополнительного привлечения рабочей силы.

Наблюдается рост производства, но при этом изменяется производительность труда и эффективность производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства. К этим факторам производства относятся следующие: повышение качества используемых ресурсов.

улучшение способов использования ресурсов за счет совершенствования технологий, за счет улучшения организации и управления производством.

Интенсивный тип экономического роста имеет место в условиях НТП.

На практике (в реальной жизни) имеют место одновременно и экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.

Теория факторов экономического роста развивалась постепенно, а потому существуют различные точки зрения по данной проблеме.

Общепризнано, что основными факторами, определяющими экономический рост являются:

трудовые ресурсы

затраты овеществленного труда, т. е. средства производства или капитальные блага.

 

В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы).

Темпы экономического роста зависят также и от производительности труда.

После II мировой войны появилось теория социального фактора, где экономистами обосновывалась необходимость выделения образования в качестве одного из наиболее важных факторов экономического роста, теория, выделяющая такие факторы, как фактор предложения, спроса и распределения:

факторы предложения: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, технологии.

Эти факторы экономического роста делают его физически возможным.

Факторы спроса, то есть для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Для этого необходимо увеличение совокупных расходов.

Факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала необходимо его рациональное распределение по отраслям макроэкономики.

Существует теория, где в качестве факторов выделяют экономические и неэкономические факторы.

К неэкономическим факторам относятся: военно-политические, географические, климатические, национальные, демографические, культурные.

Роль различных факторов была неодинаковой и первоначально решающее значение придавалось естественным факторам:

наличие природных ресурсов

количественные параметры трудовых ресурсов

И только с конца 18 века решающая роль стала принадлежать техническому прогрессу.

К концу 20 века все большее значение приобретает такой фактор как человеческий капитал.

Экономический рост в ряде стран зависит от того, какой тип экономической системы ей присущ, поскольку в этих случаях она определяет экономическую стратегию и способы реализации.

Страны с переходной экономикой и факторы, определяющие экономический рост

В этих странах важнейшим фактором экономического роста является вмешательство государства в регулировании экономических процессов и выбор правильной экономической стратегии.

В России первоначально реформы проводились без обоснованной государственной стратегии в результате чего произошло разрушение государственных структур и механизмов поддержания более или менее стабильного развитие НЭ.

В тоже время опыт других стран (Япония, Корея, Западная Германия) после II мировой войны говорит о том, что с помощью механизма государственного регулирования можно добиться высоких темпов экономического роста.

Экономический рост измеряется годовыми темпами роста (%).

Темп роста ВНП = ВНП1/ВНП0*100%

 

 

39. Территориальные финансы

 

 

Региональные финансы (финансы субъектов РФ) – один из важнейших элементов государственных финансов. Функционирование и развитие финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой. Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

 

Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы. Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

 

Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и власти субъектов федерации по предметам совместного ведения органы исполнительной власти заключают соответствующее соглашение с Правительством РФ. Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта проводится, как правило, соглашениями.

К территориальным финансам в федеративном государстве относятся:

 

финансы членов Федерации;

 

финансы местных органов власти, предприятий местного подчинения, муниципалитетов.

 

Местные финансы включают самый многочисленный перечень территориальных единиц. Эти финансы имеют свои особенности:

 

региональные финансы выполняют свои функции и существуют не для всего общества, а лишь для определенной его части, проживающей на конкретной территории;

 

объем ресурсов, аккумулируемых в фондах местных органов власти, зависит от отведенных им полномочий и их обязанностей;

 

региональные финансы участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее важным для территорий направлениям;

 

Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.

 

Основные финансовые средства территорий могут быть представлены следующим образом:

 

Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.

 

40. Социальная политика государства

 

Социальная политика—это деятельность государства, других экономических субъектов, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создания системы социальных гарантий.

 

Цели:

 

-обеспечение определенного уровня потребления

 

-нейтрализация негативных последствий рыночной экономики

 

-обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения.

 

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Беларуси является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Основными принципами проведения социальной политики являются:

 

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

 

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

 

3) выдача помощи на случай безработицы;

 

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

 

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

 

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

 

Функции:

 

-определение доли каждого работника в созданном продукте;

 

-стимулирование трудовой мотивации рациональной занятости и развития производства;

 

-влияние на формирование доходов и структуры потребностей;

 

-обеспечение социальной защищенности всех членов общества;

 

-согласование личных, коллективных и государственных интересов;

 

-создание условий воспроизводства рабочей силы.

 

Направления:

 

-общие вопросы политики доходов населения;

 

-политика в сфере труда и трудовых отношений;

 

-социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;

 

-развитие отраслей социально-культурного комплекса;

 

-социальная защита отдельных категорий и групп населения.

 

 

41. Цикличность экономического развития. Кризисы: виды, причины и последствия

 

Экономический цикл – это колебания экономической активности, когда периоды подъема сменяются периодами спада экономики. Экономике свойственно циклическое развитие, когда периоды подъёма чередуются с периодами спада (кризисами). Современное представления о цикле основано на том, что он является постоянной динамической характеристикой экономической активности, проявляется в периодических взлётах и падениях рыночной конъюнктуры, в различных формах несоответствия спроса и предложения. Причины кризиса могут быть внутренними и внешними. Внутренние причины находятся внутри экономической системы и выражаются в сокращении производства и занятости под влиянием спроса и предложения. Внешние величины зарождаются вне экономической системы (например, войны).

 

Существуют понижательная и повышательная волны цикла. Фазы цикла:

 

первая фаза – пик цикла – реальный объём производства достигает максимального уровня;

 

вторая фаза – сжатие (спад) – реальный объём производства падает, происходит ликвидация запасов, снижение или замедление роста товарных цен, резкое уменьшение прибылей, ослабление спроса на кредиты, снижение процентной ставки и т.д.;

 

третья фаза – дно – низшая точка понижательной волны цикла;

 

четвёртая фаза – расширение или оживление (подъём и бум) – после прохождения дна реальный объём производства начинает возрастать до тех пор, пока опять не достигает своего пика.

 

Наиболее разрушительное воздействие на экономику любой страны, оказывает фаза сжатия, которая может привести к экономическому кризису.

Кризис — это резкое нарушение существовавшего равновесия в результате нарастающих диспропорций.

Кризис переживает несколько стадий в своей динамике:

 

латентный, скрытый период, когда его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу; этот период совпадает с завершающим этапом фазы стабильного развития (зрелости) уходящего цикла и началом рождения в его недрах последующего цикла;

период обвала, взрыва, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения всех показателей динамики количественно преобладающей, но уже обреченной системы, а заодно и надсистемы. В этот период набирают силу, открыто проявляются и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее. Нарушается устойчивость и возрастает альтернативность вариантов развития надсистемы. Возможны и зигзаги, отступления, задержки в выходе из кризиса;

период смягчения кризиса, создания предпосылок для его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие (на нижнем уровне) между потерявшей свою былую силу системой и утвердившейся, показавшей свою силу новой, которая на фазе оживления (когда кризис и депрессия уже позади) становится господствующей, преобладающей и готовится к новому скачку своего подъема, расцвета. Длительность этих периодов, как и самого кризиса, неодинакова, исход нельзя считать заранее точно предопределенным. Как и во всякой борьбе, возможны варианты, - но на общем пути прогресса.

 

Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

 

По проблематике кризиса следует указать макро- и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса[18, c.290].

 

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными). Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов, макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны.

 

Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно[16, c.305].

 

Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

 

Кризисы бывают регулярными (циклическими или периодическими), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

Причины кризисов:

 

финансово-экономическая ситуация в стране;

острая конкуренция;

непрофессиональное управление (ошибочные решения);

рискованное развитие (стратегия);

кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

сложная социально-политическая обстановка;

природные катаклизмы.

 

Последствия экономического кризиса порой имеют парадоксальное влияние на общество — они могут влиять на состояние государственных учреждений и институтов, на благосостояния общества и культуру и даже моду.

 

В условиях кризиса большую популярность на рынке труда обретают государственные учреждения. В отличии от частных структур, государство всегда имеет средства на выплату зарплат чиновникам и предоставление им социальных льгот. Несмотря на то, что государственная зарплата вполне может быть ниже «коммерческой», большинство профессионалов делают выбор именно в пользу государственных учреждений, обещающих стабильность и реже проводящих сокращение штата. Но есть один минус — в условиях экономического кризиса государственные учреждения становятся коррумпированы.

 

Кроме того, экономический кризис оказывает значительное психологическое давление и приводит к повышению уровня алкоголизма среди населения. При чем, в силу нехватки денег, дорогому алкоголю большинство предпочитает дешевые спиртные напитки, которые могут стать причиной летального исхода.

 

42. Роль государства в рыночной экономике

 

4 теории о роли гос-ва в экономике:

 

а) Меркантелисты. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

 

б) Классическая теория.государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

 

в) Кейнсианская теория. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

 

г) Неоклассическая.в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

 

Функции государства в рыночной экономике

 

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

 

Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

 

Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

 

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

 

Предоставление общественных товаров и услуг

 

Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

 

Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

 

Участие в хозяйственной деятельности.

 

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои

 

расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

 

43. Экономические учения Древнего мира

 

Общие черты экономической мысли Древнего мира:

1. выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств

2. попытка идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство

3. доказательства мыслителей Древнего мира базировались пре­имущественно на категориях морали, этики, нравственности

4. была направлена против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового ка­питала, в которых усматривали нарушение принципа эквивалентности и пропорциональности обмена.



2019-08-13 270 Обсуждений (0)
Функции центрального банка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции центрального банка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)