Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целеполагание учащихся по отношению к профильному обучению Реализация концепции профильного обучения в школах Курской области



2019-08-13 208 Обсуждений (0)
Целеполагание учащихся по отношению к профильному обучению Реализация концепции профильного обучения в школах Курской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Предлагаемый школьнику спектр элективных курсов, разнопрофильность классов зачастую вызывают двоякое чувство: желание проверить себя в разных областях и одновременно страх от необходимости делать выбор. Среди значимых результатов исследований в этой области хотелось бы обратиться к материалам регионального семинара психологов г. Томска и Томской области, состоявшегося при поддержке Регионального центра развития образования, где были озвучены конкретные цифры уровня самоопределения школьников и определения их эмоционального состояния в условиях профилизации[17].
• Итоги анкетирования выявили достаточно высокий уровень осознанности школьниками выбора профиля обучения: 82 % учащихся хорошо осознают, какой профиль выбирают, и почему. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности профориентации и социальной зрелости учащихся 8—9 классов, полученной в результате работы образовательного учреждения в режиме предпрофильной подготовки.
• Учащиеся предпочитают традиционные образовательные средства (образовательный процесс, организованный учителем) и в меньшей степени ориентированы на самостоятельное обучение.
• Выбор профиля по интересу к предметам в большей степени основан на школьном опыте, а не на представлениях о своей дальнейшей образовательной траектории, будущей профессии и её социальной значимости. У 61 % обучающихся выбор характеризуется выраженной инфантильностью вследствие низкого уровня практического опыта и отсутствия знакомства с будущей профессиональной деятельностью.
• Учащиеся испытывают большой интерес к элективным дисциплинам: при посещении курсов по выбору 72 % обучающихся чаще испытывают положительные эмоции, 28 % — чаще отрицательные. При этом 71 % обучающихся не испытывает утомления при посещении курсов по выбору.
• Результаты опроса свидетельствуют о готовности значительной части старшеклассников к принятию самостоятельных решений и достаточно высоком уровне адаптивных возможностей учащихся: 38 % учащихся принимают критику авторитетных людей по поводу учебной деятельности близко к сердцу и лишь 15 % испытывают дискомфорт из-за того, что выбор профильного класса не совпадает с желанием родителей.

Полученные в ходе эксперимента предварительные данные подтверждают необходимость разработки модели психолого-педагогического сопровождения профильного обучения школьников.

Как же научить школьников планировать и реализовывать задуманное? Во-первых, необходимо создать условия для формирования навыков целеполагания посредством введения элективных курсов, например: «Психология успеха» и «Проектная деятельность». Во-вторых, организовать конкурс портфолио как показателя интересов старшеклассника. В-третьих, организовать проведение профконсультаций.

Такое сопровождение помогает старшекласснику соотнести две жизненно важные сферы: «хочу» (свои интересы, склонности) и «могу» (способности). Ведь согласование этих двух сфер есть залог успешного профессионального выбора и становление успешной личности. В действительности часто случается так, что молодежь при выборе профессии руководствуется, прежде всего, её престижностью, не соотнося с личностными особенностями.

82. Проектирование элективных курсов в условиях профильного обучения                          Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами. Элективные курсы, таким образом, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Возможны элективные курсы разных типов:

1) предметные элективные курсы;

2) межпредметные элективные курсы, направленные на интеграцию знаний учащихся о природе и обществе;

3) элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

По элективным курсам ЕНТ не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей общего образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка необходимой учебной литературы. Опыт ряда регионов показывает, что наиболее доступными для педагогов являются элективные курсы предметной направленности, а наибольшие затруднения вызывают курсы профильно-ориентационного цикла, т. к. многие из ныне работающих учителей признают свою недостаточную подготовленность к полифункциональной педагогической деятельности, отсутствие многих прикладных навыков, необходимых для проведения подобных элективных курсов. Поэтому подготовка учебно-методических пособий для введения элективных курсов различной направленности – важнейшая задача педагогического коллектива вуза для обеспечения успешного перехода края к профильному обучению.



2019-08-13 208 Обсуждений (0)
Целеполагание учащихся по отношению к профильному обучению Реализация концепции профильного обучения в школах Курской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целеполагание учащихся по отношению к профильному обучению Реализация концепции профильного обучения в школах Курской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)