Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школьный учебник и профильное обучение



2019-08-13 282 Обсуждений (0)
Школьный учебник и профильное обучение 0.00 из 5.00 0 оценок




Не менее значимой проблемой, связанной с организацией профильного обучения старшеклассников, является школьный учебник.

За последние десять лет в результате недостаточно компетентного подхода к этой проблеме было в спешном порядке создано около 750 наименований учебников и учебных пособий для учащихся. Практически ни один из вновь созданных учебников не прошел экспериментальной проверки в массовых школах. Многие из них как по содержанию, так и по объему не соответствуют требованиям дидактики.

В связи с введением профильного образования на старшей ступени обучения большая часть этих учебников подлежит обновлению или полной переработке. Но так как по каждому предмету разработано и утверждено по 4-6 вариантов учебных программ, то обеспечить издание переработанных учебников и методических пособий по каждой из них в короткие сроки технически невозможно.

Предпрофильная ориентация школьников в V-IX классах с учетом их интересов, способностей и склонностей может осуществляться в форме факультативных, кружковых, индивидуальных занятий; профильное образование в X-XI классах - по альтернативным учебникам и (или) специальным пособиям, издаваемым в дополнение к единому базисному комплекту с использованием модульного принципа конструирования содержания образования с учетом индивидуальных и групповых ориентаций.

Важно из всех учебников исключить избыточную информацию, как один из видов дезинформации, которая размывает четкие границу содержания школьного образования.

Ошибочным, на наш взгляд, оказалось включение школьных учебников в общий перечень типового школьного оборудования, так как это снизило его фактический статус, его особую значимость в структуре и содержании школьного образования, низвело его в один ряд с простейшими наглядными пособиями, то есть с бесконечно менее значимыми компонентами учебного процесса.

В реально сложившихся условиях оказалась нежизненной и идея альтернативности школьных учебников. Школы, приобретая учебники на 4-8 лет, вынуждены в течение этого и более длительного срока пользоваться ими, а затем закупать учебники тех же авторов, так как приобретение учебников, написанных другими авторами и по другим программам, может нарушить преемственность обучения из-за различия последовательности и логики изложения учебного материала. Этим во многом объясняется различие в уровнях общеобразовательной подготовки учащихся.

После анализа данной проблемы в Министерстве образования Российской Федерации были разработаны новые требования к учебным изданиям (см. Приложение).

 77. Профильное обучение и ЕГЭ

I. Единый государственный экзамен. Это новая проблема.

Это по существу - новый социальный заказ общества системе образования. Он требует оптимизации условий, которые обеспечат:

1. Широкое общее образование выпускникам школ; углубленную подготовку их в теоретической и прикладной областях знаний по всему блоку предметов избранного профиля.

2. Формирование у них на этой основе творческого, аналитического (критического) стиля мышления, ключевых гражданских компетенций.

3. Целенаправленную социализацию выпускников с учетом реальных потребностей рынка труда и наиболее полного сочетания интересов личности (индивида) и общества.

4. Воспитания у них: устойчивого интереса к избранному профилю, глубокую увлеченность им; необходимых качеств и умений адаптироваться в условиях рыночных отношений в экономике. Таковы цели.

В отличие от общеобразовательной (непрофилирующей) школы, содержание образования в школах (классах) с профильной дифференциацией обучения имеет более высокую идейно-теоретическую основу: программы и учебники по профилирующим предметам включают в себя дополнительно на соответствующем уровне сложности те разделы научных знаний, которые являются теоретическим фундаментом изучаемого профиля.

Кроме того, в элективных курсах (факультативы, практикумы, производственная практика) учащиеся, углубляя теоретическую профильную подготовку, овладевают более широкими знаниями практического и прикладного характера по профилирующим предметам, овладевают элементами профессионально-важных качеств по избранному профилю, повышают уровень сформированности универсальных общеучебных умений, закрепляют навыки владения ключевыми гражданскими компетенциями.

1. Новая система экзаменов вносит большую четкость в определение государственного стандарта требований к уровню теоретической и практической подготовки выпускников школ по каждому предмету.

2. Снимает психологическое напряжение у учащихся и учителей, освобождая их от чувства тревоги, порождаемого незнанием возможного объема и уровня сложности предстоящей экзаменационной работы.

3. Использование открытых текстов экзаменационных работ при проведении тематического и выборочного повторения улучшает условия организации целенаправленной подготовки учащихся к экзамену, стимулирует их самостоятельную работу, обеспечивая формирование у них устойчивых умений и навыков применять изученную теорию на практике.

4. Заблаговременное знакомство с экзаменационным материалом позволяет учащимся более четко определить степень своей подготовленности к экзамену; с учетом этого закреплять и творчески применять изученную теорию к решению задач практического и прикладного характера по профилирующим предметам, самостоятельно преодолевать разрыв между тем, что ученик знает и что он умеет.

Об объеме экзаменационных работ, используемых в системе ЕГЭ.

Объем и содержание экзаменационных работ имеет принципиальное значение. И тот, и другой параметры должны соответствовать дидактическим принципам обучения (научность, доступность, посильность, природосообразность, соответствие государственному стандарту образования), а также психологическим особенностям выпускников.

Насколько объем экзаменационных работ соответствует этим требованиям? На выполнение .экзаменационных работ по химии, биологии, географии, истории и обществознанию выделяется по три часа (180 мин.), математике и физике - по 3, 5 часа (210 мин.). За это время выпускникам предлагается выполнить по математике 25 заданий, по физике - 45, по химии - 60, по географии - 65, по биологии - 58, по обществознанию - 60 и по истории - 57.

О содержании экзаменационных работ.

1. Каждая из экзаменационных работ состоит из трех частей. Задания первой части (наибольшей по их числу) предполагает альтернативный выбор правильного ответа из четырех возможных, три из которых - неверны.

2. Вторая часть экзамена (за исключением математики, физики и химии) практически сводится к такой же форме альтернативности выбора. Таким образом, ответ в виде числа, обозначающего порядковый номер выбранного варианта или одного-двух фиксированных слов при выполнении заданий из второй части экзаменационной работы безусловно удобен для формализованного машинного контроля.

3. Существенный недостаток содержания заданий первых двух частей экзаменационных работ (география, история, биология, обществознание) состоит в том, что большая часть из них ориентирована на проверку прочности запоминания экзаменующимся фактологии и требуют ответов на вопросы: что?, где?, какой?, какая?, какое? и только незначительная часть из них предполагает причинный (сущностный) анализ явления (события) и поиск ответов на вопросы: как? и почему? Такая структура экзаменационных материалов, усиливая давление на память учащихся, не способствует развитию их творческого мышления.

4. Если же официально допускается, что в настоящее время имеются "значительные различия в содержании выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в ВУЗ(ах)", то есть - признается наличие разрыва в уровнях требований к выпускникам школ и абитуриентам ВУЗ(ов), то мы должны признать тупиковость системы образования и, следовательно, отсутствие в нашей стране школы, способной обеспечить полноценную подготовку молодежи к успешному продолжению образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

5. Кроме того, надо иметь в виду, что методы контроля знаний, которые так широко и некритично используются на выпускном экзамене, то есть на завершающем этапе школьного образования (а это - тестирование с выбором альтернативного ответа) очень скоро будут перенесены, как некая спасительная панацея, на весь учебный процесс и в результате окажут сильное отрицательное влияние на развитие мышления и речи учащихся.

О соответствии содержания профильного образования и контрольных измерительных материалов для ЕГЭ.

Содержание профильного образования и методы обучения обусловливаются целями, а цели - качествами личности выпускника, его моделью, которая в свою очередь детерминируется изменениями социально-экономических условий жизни общества. Таким образом, содержание профильного образования напрямую связано с формированием устойчивой системы социально-значимых качеств личности.

В классах с профильным образованием учащиеся имеют право и возможность выбирать различные профили образования с учетом их индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Это позволяет им сосредоточивать преимущественное внимание на углубленном изучении теоретических основ избранного профиля в блоке соответствующих дисциплин.

Кроме того, профилизация образования предполагает усиление подготовки старшеклассников в области прикладных знаний по избранному профилю, формирование у них первичных элементов профессионально-важных качеств. Именно в этих целях, главным образом, вводится система элективных курсов.

Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранному профилю более глубокие, разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства.

Этому способствует также и то, что профильная дифференциация образования учащихся на старшем этапе представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации обучения учащихся, осуществляемой на средней ступени, в V-IX классах, в форме профессиональной ориентации и других видов их предпрофильной подготовки.

Из сказанного следует, что профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием.

А теперь, имея в виду чрезвычайное многообразие профилей и. соответственно, элективных курсов, которые будут избираться школами с учетом реальных потребностей рынка труда1, зададим себе вопрос: "Насколько реально планировать ежегодную разработку и направление из единого центра сотен тысяч сборников экзаменационных материалов для использования их при проведении выпускных экзаменов по профилирующим предметам во всех средних школах России, избравшими порой близкие, но не вполне тождественные профили образования?"



2019-08-13 282 Обсуждений (0)
Школьный учебник и профильное обучение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школьный учебник и профильное обучение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)